Портрет Г.И. Бутакова
Художник неизвестен
5 (17) ноября 1853 года — подвиг пароходофрегата «Владимир». Особое значение этот подвиг получил благодаря своей уникальности – это был первый в истории бой паровых судов, которые уже в недалеком будущем станут основой всех флотов. Надо было коренным образом менять как тактику морского боя, так и основополагающие принципы использования кораблей в войне на море. Все это можно было сделать только на основе практического опыта, которого в то время еще не было.
Активные действия пароходофрегата «Владимир» и других русских пароходов под командованием Бутакова во время осады Севастополя показали высокую результативность тесного взаимодействия сухопутной армии и флота, а также артиллерийской поддержки кораблями действий войск на прибрежных направлениях. Здесь Г.И. Бутаков впервые применил стрельбу корабельной артиллерии по закрытым береговым целям с использованием берегового корректировочного пункта.
Начало Крымской войны
К середине XIX столетия значительно обострились противоречия между Россией и Турцией. Англия и Франция подталкивали Османскую империю к восстановлению господства в Крыму и на северном побережье Черного моря. Воспользовавшись благоприятной международной обстановкой, Турция 4 (16) октября 1853 года объявила России войну, которая вскоре переросла в войну между Россией и коалицией государств (Турция, Англия, Франция и Сардиния).
Корабли Черноморского флота сразу приступили к активным действиям у берегов Турции, нарушая воинские перевозки противника. Отряд линейных парусных кораблей под флагом вице-адмирала В.А. Корнилова (его биография очень интересна, посмотрите ее в статье «Адмирал Корнилов – воплощение энергии, активности и бесстрашия» ) вышел в западный сектор Черного моря. В этот отряд входил и пароходофрегат «Владимир» под командой капитан-лейтенанта Г.И. Бутакова. Не обнаружив в этом районе противника, отряд направился на восток, а «Владимир» с Корниловым на борту пошел в Севастополь для пополнения запасов угля.
Пароходофрегат «Владимир»
У «Владимира» оказалась недолгая, но славная история. Он был построен в Англии в 1848 году. Водоизмещение судна составляло 1200 т, длина — 61 м, ширина — 10,9 м. На нем установили две новейших 84-фунтовые бомбовые пушки, три 68-фунтовых пушки и шесть 24-фунтовых каронад. Паровая машина в 400 л.с. позволяла развивать скорость до 12 узлов. Первый командир «Владимира» капитан-лейтенант Н.А. Аркас (в будущем известный адмирал и один из организаторов Российского общества Пароходства и Торговли РОПиТ ) образцово подготовил команду.
Пароходофрегат «Владимир»
С картины художника А.А. Тронь
Г.И. Бутакова был представителем древнего дворянского рода, давшего флоту немало известных моряков. Григорий Иванович достиг чина полного адмирала, но из-за происков врагов в конце жизни оказался не у дел. Однако его хорошо знали и любили на флоте. Моряки Балтийского флота на свои средства установили посмертный бюст адмирала. Интересно, что его брат, Алексей Иванович, примерно в это же время был командиром Аральской флотилии и внес большой вклад в укрепление позиций России в Средней Азии, а также в изучение всего Аральского региона. Подробности читайте в статье о А.И. Бутакове .
Первый бой паровых судов
По пути в Севастополь утром 5 ноября в районе Пендераклии с «Владимира» заметили дым парохода, и пошли на сближение. Неизвестное судно сначала пыталось уйти, но затем повернуло на «Владимир» и подняло турецкий флаг. Это был 10-пушечный пароход «Перваз-Бахри» («Владыка морей»).
В десять часов суда сошлись на пушечный выстрел. Первое ядро с «Владимира» упало прямо по курсу неприятельского судна: это был сигнал-предложение о сдаче без боя. Но турецкий пароход не реагировал. «Владимир» открыл огонь на поражение. Ему ответили все орудия правого борта «Перваз-Бахри», но его ядра ложились с перелетом. Русские стреляли точнее. Уже третьим выстрелом удалось сбить флаг на турецком корабле, но он сразу же был заменен новым.
Схема боя пароходофрегата «Владимир»
В начале боя Бутаков обнаружил, что турецкий пароход не имеет орудий в кормовой части и стал держать свой корабль позади противника. Это позволило избегать бортовых залпов «Перваз-Бахри» и эффективно использовать два своих носовых орудия – 84-фунтовую пушку, стрелявшую бомбами, и 68-фунтовую пушку, стрелявшую ядрами. Когда же «Перваз-Бахри» оказывался сбоку, то «Владимир» громил его пятью орудиями своего борта — двумя 84-фунтовыми бомбовыми пушками, одной 68-фунтовой пушкой и двумя 24-фунтовыми пушками-каронадами.
Командовавший «Перваз-Бахри» Саид-паша оказался достойным противником. Он решительно вступил в бой и стойко держался под огнем русских пушек. К 11 часам на «Перваз-Бахри» был разбит рангоут, а в дымовой трубе и корпусе зияли пробоины. Около полудня очередной залп русских снес капитанский мостик вместе со стоявшим на нем Саид-пашой. В ответ противник дал залп картечью, сразившей горниста и адъютанта Корнилова лейтенанта Железнова. Около часа дня вражеское судно спустило флаг.
После ремонта «Перваз-Бахри» был зачислен в списки флота под названием «Корнилов», но при сдаче Севастополя его пришлось сжечь. Отличное владение приемами боя, прекрасные боевые качества пароходофрегата «Владимир» и хорошая подготовка команды позволили Бутакову одержать блестящую победу. Великий князь Константин Николаевич отметил, что эта битва «останется памятною в летописи Русскаго флота». За этот бой Г.И. Бутаков был произведен в капитаны 2 ранга и награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.
Бой русского пароходофрегата «Владимир» и турецкого парохода «Перваз-Бахри»
С картины А.П. Боголюбова
Пароходофрегаты в обороне Севастополя
Затем черноморцы одержали еще ряд побед, среди которых знаменитая победа русского флота у Синопа 18 ноября 1853 года. (О Синопском сражении Читайте подробнее .) Однако заход в Черное море англо-французской эскадры и осада Севастополя коренным образом изменили обстановку на Черном море. По приказу главнокомандующего в Крыму князя А.С. Меншикова (правнука сподвижника Петра I) Черноморский флот отказался от активных боевых действий и перешел к обороне своей главной базы — Севастополя.
Во время первой бомбардировки города 5 октября 1854 г. пароходофрегаты «Херсонес» и «Владимир» обстреливали английские батареи, которые вели огонь по Малахову кургану, и помогли отстоять эту ключевую позицию. Как говорили участники обороны, пароходы «доказали, что дух единения сухопутных и морских сил может совершать чудеса».
Следующий решительный штурм Севастополя начался 6 июня 1855 года. В этот день пароходофрегаты «Крым», «Одесса», «Херсонес», «Бессарабия» и «Владимир» вели интенсивный артиллерийский огонь по наступающим войскам противника и помогли отбить штурм. В ужасные дни августовской бомбардировки и последнего штурма Бутаков со своими пароходами поддерживал левый фланг наших войск. Во время боя он подавал экипажу пример редкого хладнокровия и неустрашимости, спокойно отдавал команды, как будто около него не летали ядра, и он не подвергался опасности быть убитым каждое мгновение.
Технические и тактические нововведения Бутакова
Война требовала от наших моряков не только храбрости, но и знаний, умения. Например, орудия «Владимира» имели малые углы возвышения и не могли стрелять по удаленным целям. Тогда Бутаков создал «Владимиру» искусственный крен, что позволило увеличить дальность стрельбы. А затем он усовершенствовал орудийные станки, и впервые в нашем флоте стал использовать корректировку огня с берега.
Это позволило кораблю вести огонь на ходу по невидимым целям – вражеским артиллерийским батареям, расположенным на закрытых склонах высот. Таким образом, он внес большой вклад в практику применения артиллерии паровыми судами. Позднее в труде «Новые основания пароходной тактики» он впервые разработал и вопросы маневрирования броненосных кораблей. Своими теоретическими разработками и практическими нововведениями Г.И. Бутаков на много лет вперед предопределил тактические основы боя паровых судов.
В ночь на 31 августа 1855 года, когда наши войска оставили Южную сторону Севастополя, Бутаков затопил «Владимир» и остальные пароходофрегаты. Они разделили судьбу Черноморского флота (о его удивительной и полной драматизма истории читайте здесь ).
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Кондаков Н. «Владимир». Альманах «Памятники Отечества» № 35 1996 г.
- Залесский Н.А. «Одесса» выходит в море. Ленинград 1987 г.
- Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. Санкт-Петербург. 2000 год.
Я думаю, сейчас мы можем с полным основанием сказать, что в Крымской войне Черноморский флот погиб непобежденным. Хотя, при более компетентном управлении со стороны высших государственных инстанций, он мог бы сделать гораздо больше. А что Вы, уважаемый читатель, думаете о роли и судьбе Черноморского флота и пароходофрегата «Владимир» в ходе Крымской войны и после нее? Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!