Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Десантные корабли России

БДК Иван Грен
Большой десантный корабль «Иван Грен»

20 июня 2018 года в состав Северного флота вошел большой десантный корабль (БДК) проекта 11711 «Иван Грен». Он назван в честь вице-адмирала И.И. Грена — известного отечественного специалиста в области морской артиллерии. Корабль может брать на борт до 300 морских пехотинцев или 13 танков и высаживать их на расстоянии до 3,5 тысяч морских миль. В постройке находятся еще три корабля этой серии. Они значительно расширят возможности Российского флота по защите национальных интересов страны на просторах Мирового океана.

В настоящее время почти две трети промышленных предприятий и более половины населения земли сосредоточены на расстоянии не более 50 км от побережья морей и океанов. В связи с этим, в последнее десятилетие отмечено повышенное внимание мировых держав к созданию универсальных десантных кораблей, которые позволяют решать гораздо более сложные задачи в условиях региональных конфликтов и гуманитарных операций.

Немного истории

О необходимости таких судов убедительно свидетельствует исторический опыт. Морские десанты известны с эпохи античности. Уже тогда возникла необходимость быстро перебрасывать морем целые армии, а затем и снабжать их. С тех давних времен и до первой мировой войны для этих целей использовались гражданские суда с малой осадкой. Первое специализированное десантное судно появилось только в начале XX века. О том, как высаживали десанты во время Гражданской войны читайте здесь , а во время Великой отечественной войны — смотрите статью «Николаевский десант – беспримерное мужество и стойкость».

Первые успешные попытки создания специализированного десантного корабля были предприняты в 1915 году в Англии. Русские конструкторы всего за пару месяцев создали проект самоходной баржи водоизмещением 255 тонн, которая могла взять на борт до 800 десантников или до 14 легких танков. Скорость баржи составляла всего 5,5 узла и обеспечивалась двумя дизелями шведской фирмы «Болиндер», что и определило название проекта. Строительство барж началось в середине 1916 года.

В 1941 году болиндеры использовали при высадке десанта у Южной-Озерейки, правда тогда их надо было тащить на буксире. Под губительным огнем противника на баржах горела техника, взрывались боеприпасы, гибли люди, но основная часть танков и личного состава первого броска десанта была высажена. Существенное улучшение характеристик десантных судов было достигнуто при постройке серии для планировавшейся в годы первой мировой войны десантной операции на Босфор. За основу была взята шхуна «Эльпидифор» (несущий надежду), поэтому проект получил название «Эльпидифор».


Канлодка типа «Эльпидифор»

Новые десантные баржи имели водоизмещение около 1000 тонн, усиленный корпус и порты для выгрузки техники. Баржи были электрифицированы, вооружены артиллерией и средствами радиосвязи. Они могли принять на борт до 1000 бойцов с личным оружием и четыре 152-мм орудия или шесть легких танков. Единственным их недостатком была небольшая скорость — всего 10 узлов. К началу Великой Отечественной войны «Эльпидифоры» были переоборудованы в канонерские лодки. Но во всех крупных десантных операциях этой войны они использовались как десантные корабли.

В годы войны была построена довольно большая серия десантных ботов (ДМБ — десантный морской бот). При водоизмещении 20 т ДМБ принимал до 100 десантников. Всего было построено более 160 таких судов. В Керченско-Эльтигенской десантной операции они стали одним из основных высадочных средств. Несмотря на большие потери этих судов во время шторма, флоту удалось высадить десант, оттянувший на себя значительные силы противника.

Послевоенный период

По окончании Второй мировой войны Советский Союз приступил к ускоренному обновлению Военно-Морского Флота, прежде всего за счет создания носителей артиллерийского и торпедного оружия. Но флоту по-прежнему ставилась задача обеспечить перенос боевых действий наших войск на территорию противника. В связи с этим появились суда двойного назначения. Это малые десантные корабли проектов 450, средние десантные корабли проектов 568 и 572, строившиеся в 1950-е годы и широко использовавшиеся гражданским флотом. Но уже к середине 50-х годов ситуация полностью изменилась.

США окружили Советский Союз системой военно-морских баз. В американском и британском флотах значительно увеличилось как количество, так и номенклатура десантных кораблей. Появились специализированные танко-десантные и пехотно-десантные корабли, корабли огневой поддержки и десантные транспорты. Угроза нападения на нашу страну с моря резко возросла.

СДК пр_188
Средний десантный корабль
Проекта 188

В СССР серийное строительство десантных кораблей началось во второй половине 50-х годов. Начинали с разработки самоходного плашкоута с носовой аппарелью, а первым отечественным кораблем такого класса стал средний десантный корабль (СДК) проекта 188. Он обеспечивал десантирование на необорудованный берег пяти средних танков и 350 человек морской пехоты. В 1957-1963 годах по этому проекту было построено 18 кораблей. Они очень нужны были во время войны. Их участие в боевых действиях позволило бы значительно повысить эффективность десантных операций, смотрите, например, статью о Ленинградских десантах .

В начале 60-х годов у нас началось создание ракетно-ядерного флота, способного осуществлять крупномасштабные десантные операции в удаленных районах планеты. Были воссозданы части морской пехоты, началась отработка морских десантных операций. Вскоре десантные корабли стали включать в состав отрядов, уходивших на боевую службу. В связи с этим они должны были обладать хорошими мореходными качествами и достаточной скоростью, а также обеспечить нормальные условия жизни для морских пехотинцев.

Большие десантные корабли

БДК Воронежский комсомолец пр 1171
БДК «Воронежский комсомолец»
Проект 1171

В 1963 году начались работы по созданию больших десантных кораблей (БДК) типа «Воронежский комсомолец» проекта 1171 «Тапир». В 1964-1975 годах в ГДР и Польше по этому проекту построили 14 судов четырех модификаций. БДК проекта 1171 мог взять на борт почти полный батальон морской пехоты со штатной техникой и перебрасывать его на расстояние не менее 2000 миль. Это был уже принципиально новый корабль океанской зоны. «Тапиры» длительное время составляли ядро десантных сил отечественного флота, прекрасно зарекомендовав себя во время боевых служб и учений.

Новой разработкой в этой области стал БДК проекта 775. Он имел более мощное вооружение и мог принимать на борт 10 средних танков и 340 десантников. В период с 1974 года по 1985 год было построено 28 кораблей этого проекта. За время службы эти корабли принимали участие в самых различных операциях: в 1986 году эвакуировали советских граждан из Йемена, в 1991 году из Эфиопии, а в августе 1999 года доставили российский контингент миротворческих сил в Югославию. 12 августа 2008 года два БДК «Ямал» и «Саратов» высадили российский десант в грузинском порту Поти.

К этому времени в западных странах вступила в силу новая концепция проведения десантных операций — «высадка десанта через горизонт». По ней, большой десантный корабль подходил к месту высадки, но оставался вне зоны действия оружия неприятеля. Высадка осуществлялась с помощью вертолетов и катеров, которые находились на десантном корабле. В ответ на эту концепцию в 1968 году у нас было принято решение о создании универсального десантного корабля океанской зоны с сильным вооружением, повышенной скоростью и живучестью.

БДК Иван Рогов пр 1174
БДК «Иван Рогов» пр. 1174

Проекту присвоили номер 1174 «Носорог». Головной корабль этого типа сдан ВМФ в 1978 году и назван «Иван Рогов» в честь видного флотского политработника. Он мог нести до 500 десантников со штатной техникой или до 50 плавающих танков ПТ-76, а также оказывать мощную артиллерийскую поддержку первому броску десанта. В то время он не имел зарубежных аналогов, поскольку мог высаживать десант непосредственно на берег или вертолётами и катерами на воздушной подушке, находясь на значительном расстоянии от места высадки. До конца 1989 года флот получил три таких корабля.

Малые десантные корабли на воздушной подушке

Успех любого десанта зависит от внезапности и стремительности высадки личного состава и техники. Для обеспечения этих важнейших факторов в Советском Союзе разрабатывали малые десантные корабли на подводных крыльях, на воздушной подушке, катамараны и даже экранопланы. Однако до серийной постройки дошли только корабли на воздушной подушке, а наиболее успешным среди них был проект 12321 «Джейран». В период с 1970 по 1985 год флот получил 20 таких кораблей. Каждый из них мог развивать скорость до 50 узлов и принимать на борт два средних танка или 200 человек десанта.


Малый десантный корабль «Зубр»

В конце 70-х потребовались более мощные десантные корабли, способные совершать дальние переходы в составе эскадр. Новый малый десантный корабль на воздушной подушке проект 12322 «Зубр» обладал уникальными качествами. Он развивал скорость до 60 узлов и мог брать на борт до 500 десантников или боевую технику весом до 150 тонн, а также оказывать десанту мощную огневую поддержку. Головной корабль этого класса вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 году, в начале 90-х годов их было уже восемь, а в настоящее время осталось только два.

Нельзя не упомянуть и о мобилизационном резерве ВМФ. Возможность использования судов в военных целях закладывалась уже на стадии проектирования. В резерв зачислялись зачастую самые лучшие суда, периодически проходившие военную подготовку. Например, суда типа «Стахановец Котов» финской постройки могли перебрасывать десантников в любой район Мирового океана. Для этих же целей можно было использовать крупные автомобильные паромы постройки ГДР. Это вплотную приближало амфибийные возможности ВМФ СССР к аналогичным возможностям ВМС США.

Перспективы

Эпопея с поставками в Россию двух десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» вызвала интерес к отечественным разработкам в этой области. Невское проектно-конструкторское бюро создало проект универсального десантного корабля (УДК) «Прибой», который станет достойной заменой «Мистралям». Данный корабль сможет развивать скорость до 20 узлов и принимать на борт до 60 единиц техники и до 500 десантников. Для их высадки предназначены 8 вертолетов и четыре десантных катера.

Противовоздушная оборона корабля будет построена на базе зенитного ракетного комплекса «Панцирь-М», а его авиагруппа может быть усилена новым самолетом вертикального взлета и посадки, разработка которого уже началась. Создание первых двух таких УДК вошло в программу вооружений на 2018−2025 годы.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Юхнин А. «С моря на сушу». Еженедельник «Независимое военное обозрение» № 39 2015 г.
  • Юферев С. Большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен» и его возможности. Сетевое издание «Военное обозрение». 10.01.2018 г.
  • Заблотский А., Ларинцев Р. «Морская пехота в годы войны». «Независимое военное обозрение» № 2 18-24.01.2019 г.
  • Щербаков В. «Десантные корабли ВМФ России. Современное состояние и перспективы развития». Сетевое издание https://military.wikireading.ru/56202

В области создания десантных кораблей наши кораблестроители действительно занимают лидирующие позиции в мире. Однако, смогут ли они создать корабль на уровне «Мистралей», да и нужны ли нам такие монстры?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Ирина :

    Корабль имеет развитую кормовую надстройку . На корме имеется герметичный откидной лацпорт , нужный для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Танковый трюм проходит по всей длине корпуса, соединяя лацпорт и носовую аппарель , позволяющую производить десантирование амфибийной техники в море при волнении до 4 баллов .

    18.04.2016

  2. Николай :

    А почему в статье ни слова про пр. 775 ??? Они до сих пор в строю, активно использовались для перевозки техники и грузов в Сирию в последнее время.

    10.03.2017

  3. Владимир :

    Николай!

    Вы безусловно правы, указав на отсутствие в статье крупной серии десантных кораблей проекта 775. Однако из первой же строчки видно, что эту статью я перепечатал из другого источника. Ее автор А.В. Юхнин — заместитель генерального директора Невского ПКБ. Естественно, что в статье он в основном писал о проектах своего ПКБ, а БДК пр. 775 проектировали и строили в Польше. Невское ПКБ всего лишь оказывало содействие полякам. А.В. Юхнин упомянул об этом буквально одним предложением. Статья была очень большой, и мне пришлось ее существенно сократить, при этом под сокращение попало и ничего не значащее упоминание об оказании помощи полякам.
    Мне эта статья показалась интересной, поскольку она дает общее представление об истории развития наших десантных кораблей, а конкретные вопросы надо направлять автору.

    12.03.2017

  4. Николай :

    Да, это были «польки». Мой БДК на котором я служил, был построен в Гданьске, это БДК-130 (в последствии «Королев»). Был у нас в дивизии и пр. 1171 «Донецкий шахтер», были и «подушки», о которых тоже в статье ни слова)))

    13.03.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика