Андреевский флаг
10 (21) июля 1737 года – подвиг капитана 2 ранга Петра Дефремери. Суть этого подвига состояла в том, турецкие суда преследовали одинокий русский бот у западного побережья Азовского моря. Видя, что развязка уже близка, Дефремери приказал экипажу сойти на берег, а сам хладнокровно разрядил по врагу свои пушки и взорвал бот, нанеся значительный урон наседавшим на него турецким судам. Предполагается, что именно он стал основоположником принятой в русском флоте традиции драться до последней возможности, следуя самоотверженному девизу «Погибаю, но не сдаюсь!»
Поразительно, но тогда этот подвиг остался незамеченным. Через 51 год такой же подвиг совершил капитан 2 ранга Х.И. Сакен, который взорвал свою дубель-шлюпку вместе с атаковавшими ее турецкими галерами (подробности читайте в статье «Подвиг Христофора Сакена всколыхнул Россию» ). Это событие вызвало в России широкий общественный резонанс. Его с особым уважением отметила Екатерина II. Но это были уже совсем другие времена, другая императрица и другое отношение к флоту. А подвиг Дефремери был извлечен из забвения только в 1880 году известным историком флота А.В. Висковатовым.
Крупицы биографии Петра Дефремери
История сохранила очень мало сведений о службе Петра Дефремери, но основные этапы его карьеры мы можем восстановить по тем событиям, в которых он участвовал. Известно, что он родился и получил образование во Франции, стал офицером и некоторое время служил там в военном флоте. В 1721 году, при Петре I, приехал в Россию, был принят в русскую службу лейтенантом и получил назначение в Астрахань. Служба оказалась нелегкой, поскольку Петр (так его называли у нас) принимал участие в самых важных проектах страны.
Портрет Ф.И. Соймонова
Автор неизвестен
Развитие событий на Каспии нередко находилось в центре внимания руководства России. Сразу по окончании Северной войны Петр I приступил к реализации своей юношеской мечты о возрождении древних торговых путей из Индии в Россию и Западную Европу. Для реализации столь грандиозного проекта формировалась Каспийская военная флотилия и проводились работы по составлению карт Каспийского моря.
Дефремери участвовал в Персидских походах, а затем был направлен под начальство Федора Соймонова, вместе с которым исследовал восточное побережье Каспия и составил опись входа в залив Кара-Богаз-Гол. Более чем через сто лет обширный район на восточном побережье Каспия станет ареной чрезвычайно важных для России боевых действий и закулисного, тайного противоборства с Англией. Подробности читайте здесь .
Эта работа была закончена в 1726 году и признана настолько значительной и актуальной, что Дефремери досрочно произвели в капитан-лейтенанты. Однако до сих пор среди первооткрывателей и исследователей этого залива числятся А. Бекович-Черкасский, Г.С. Карелин, И.А. Жеребцов, но нет среди них Дефремери. Остается только надеяться, что и эта несправедливость будет исправлена. Впоследствии его перевели на Балтийский флот, где он плавал на линейных кораблях «Шлиссельбург» и «Петр II».
Подлость французских соотечественников
Прошло несколько относительно спокойных лет, и в 1734 году началась война за польское наследство. После кончины польского короля Августа II на троне оказался ставленник Франции Лещинский, который относился к России весьма враждебно. В связи с этим наша армия осадила Гданьск, а в Данцигскую бухту была отправлена эскадра Балтийского флота адмирала Гордона. Франция направила к берегам Польши свою эскадру с десантом. При этом ни Россия, ни Франция войну друг другу не объявили. Оба государства действовали в Польше весьма решительно, но в отношении друг друга проявляли осторожность.
В состав русской эскадры входил новый 32-пушечный фрегат «Митау», которым командовал капитан 3 ранга Петр Дефремери. В конце мая 1735 года он был послан в море, чтобы выявить состав и действия французского флота. Вечером 25 мая французы обнаружили русский фрегат и около 23 часов окружили его. Командир «Митау» оказался в крайне сложной ситуации: французы уже начали враждебные действия, но защищаться и стрелять по ним нельзя, т.к. война не объявлена.
Подобные ситуации неоднократно возникали с кораблями Российского флота. Наиболее ярким примером является подвиг черноморского брига «Меркурий», но не менее впечатляет и ситуация, возникшая с нашим фрегатом «Венус», который англичане блокировали в порту Палермо. Подробности читайте здесь .
Французский адмирал Берейл потребовал, чтобы командир русского фрегата прибыл к нему. Дефремери ранее служил под начальством этого адмирала и решил ехать, поскольку была надежда решить дело путем переговоров. По прибытии на корабль Петр был арестован, а фрегат захвачен, объявлен призом и отправлен в Копенгаген. Примерно через месяц конфликт был улажен, на польский престол взошел протеже России Август III, нормализовались и отношения России с Францией.
«Митау» был возвращен России, а его командира обвинили в умышленной сдаче корабля. Кронштадтский суд приговорил его сначала к смертной казни, а потом к разжалованию в матросы. Однако исполнение приговоров было отложено и начато новое расследование. Через полгода невиновность Дефремери была полностью доказана, он был восстановлен в звании и назначен на корабль «Петр I».
Служба в Донской флотилии
К этому времени центр государственной политики вновь переместился на Юг. В первой половине XVIII века значительно укрепилась экономика страны, происходило освоение плодородных земель юга Европейской России и развивалось сельское хозяйство. Необходимо было налаживать внешнеэкономические связи и обезопасить южные границы от постоянных набегов крымских татар — вассалов Турции.
Важная роль в реализации этих планов отводилась флоту. В связи с этим еще в 1733 году началось возрождение Донской флотилии, которой предстояло действовать на Азовском море. Турция тоже активно готовилась к войне, рассматривая Крым и Азов как базу для расширения своих владений на юге России. Поводом для ее начала стали организованные Турцией в 1735 году разбойничьи набеги крымских татар на Украину. Началась русско-турецкая война 1735-1739 годов.
Район боевых действий флотилии
В июне 1736 года русские войска при содействии Донской флотилии под командой вице-адмирала П.П. Бредаля штурмом овладели крепостью Азов, а затем вошли в Таганрог. Флотилия снабжала армию всеми необходимыми припасами и оказывала поддержку ее приморскому флангу. По требованию Бредаля к нему прибывали новые суда, а Балтийский флот направлял наиболее подготовленных и перспективных офицеров. Одним из них стал и Петр Дефремери, который в мае 1737 года был назначен командиром отряда из 50 судов.
В кампании 1737 года Донская флотилия содействовала Донской армии генерал-фельдмаршала П.П. Ласси. В начале июня флотилия стала на якорь в Геническом проливе, здесь ее уже ждали войска, шедшие по побережью. Ласси решил войти в Крым не через сильно укрепленный Перекоп, а по Арабатской косе. Для переправы войск на эту косу моряки флотилии соорудили мост из 45 лодок. В центре этих событий оказался и Петр Дефремери.
Портрет П.П. Ласси
Автор неизвестен
Турецкий флот в Азовском море широко использовал не только галеры, но и крупные парусные корабли, вплоть до линейных. Наша флотилия, имея только небольшие суда, не могла с ним бороться. Однако она успешно снабжала и прикрывала приморский фланг армии, артиллерия которой помогала морякам, отгоняя вражеские корабли.
В конце июня 1737 года русская флотилия оказалась прижатой турецким флотом к Арабатской косе к югу от Геническа. Эскадра неприятеля состояла из двух кораблей, фрегата, пятнадцати галер и семидесяти небольших судов. Близился бой. Но неожиданно налетел сильный шторм. От него погибло 170 русских судов — более трех четвертых состава флотилии. Были потери и в турецком флоте. Но за это время русские моряки успели снять со своих судов пушки и построить на берегу сильную артиллерийскую батарею. Ее правым флангом командовал Дефремери. В его распоряжении было 27 пушек и фальконетов.
В полдень 1 июля шторм утих. В 2 часа дня Турецкий флот открыл огонь по русским судам и укреплениям на берегу. Корабли и фрегат стреляли мощными залпами из 36-фунтовых орудий, осыпая ядрами батарею Дефремери, на которой находился и адмирал Бредаль. Гребные суда турок двинулись к берегу, намереваясь высадить десант, но подверглись столь убийственному огню, что отошли в величайшем беспорядке. В 4 часа огонь прекратился с обеих сторон. В полночь турецкий флот снялся с якоря и скрылся за горизонтом.
В истории Российского флота немало ярких страниц с описаниями подвигов наших моряков. Посмотрите, например, статью о подвиге Дубасова , который был совершен гораздо позднее, но в условиях, которые имели много общего с изложенной в этой статье обстановкой на Азовском море.
Подвиг
Вскоре после боя у Арабатской косы возникла необходимость срочно отправить из Геническа в Азов тяжелую мортиру и другие грузы, а также больных и раненых из пехотных полков. Для этого выделили корабельный бот и 10 больших лодок. Командиром отряда назначили капитана 2 ранга Петра Дефремери. Корабельный бот представлял собой одномачтовое парусно-гребное судно с палубой и грузовыми трюмами. Его вооружение составляли четыре 3-фунтовые пушки. Перед выходом адмирал Бредаль приказал: в случае столкновения с неприятелем в плен не сдаваться и имущество ему не оставлять.
Вид Федотовой косы
Отряд вышел из Геническа 7 июля, встречный ветер затруднял поход, поэтому Дефремери приказал лодкам следовать самостоятельно. Днем 10 июля бот был обнаружен турецкой эскадрой в составе 1 линейного корабля и 30 галер. Турки сразу же бросились в погоню. Примерно в 8 часов вечера стало ясно, что оторваться от противника не удастся. Тогда Дефремери и совершил свой подвиг. Он приказал всем сойти на берег, а затем хладнокровно разрядил по неприятелю свои пушки и взорвал бот вместе с готовившимися взять его на абордаж турецкими судами. Предполагается, что именно он стал основоположником принятой в русском флоте традиции драться до последней возможности, следуя самоотверженному девизу «Погибаю, но не сдаюсь!»
Через полвека под этим же девизом до последней возможности сражался капитан 2 ранга Веревкин. Подробности читайте
здесь.
Все лодки благополучно пришли в Азов, а из команды и пассажиров бота спаслись 23 человека. Вице-адмирал П.П. Бредаль в рапорте императрице Анне Иоанновне просил наградить мужественного капитана, который предпочел смерть вражескому плену. Ценой своей жизни он спас экипаж бота и его пассажиров, отметил вице-адмирал. К сожалению, эта просьба осталась без ответа. И только через 143 года подвиг Петра Дефремери стал известен общественности, а его имя навсегда вошло в историю России и в боевую летопись Российского флота.
Боевые действия русской армии и флота на юге продолжались до сентября 1739 года, когда в Белграде был подписан мирный договор с Турцией.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Материалы для истории русского флота. Спб. 1877 г.
- В. Познахирев. Забытый подвиг. «Морской сборник» № 9 1990 г.
- Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890-1907 гг.
- А. Висковатов. Военные действия Российского гребного флота, под начальством вице-адмирала Бредаля на Азовском море, в 1736, 1737 и 1738 годах. СП. 1880 г.
Дефремкри действительно вошел в историю России и в боевую летопись Российского флота, но знают о нем очень немногие. Как Вы думаете, уважаемый читатель, можем ли мы содействовать исправлению этого печального недоразумения?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!
Прочитал на одном дыхании.
Сколько мы еще не знаем. Спасибо. Работа проделана не зря.
01.07.2018
С большим интересом прочитал Вашу статью, Владимир. Большое Вам спасибо.
12.07. 2018
12.07.2018