Эмблема Черноморского флота
13 мая — День Черноморского флота. В этот день (2 мая по старому стилю) 1783 года в Ахтиарскую бухту (недалеко от татарского села Ахтиар) вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Федота Алексеевича Клокачева. Позднее сюда же прибыли 17 кораблей Днепровской флотилии. Так было сформировано ядро нового флота. С этого события начинается история регулярного Черноморского флота и его главной базы — Севастополя.
Удивительная и порою трагичная судьба выпала на долю Черноморского флота. Его корабли и эскадры мужественно сражались во многих морях и с разными противниками, но никогда не знали поражения в бою. Однако волею политических обстоятельств флот несколько раз оказывался в состоянии полного разорения и упадка. Пройдя через эти тяжелейшие испытания, он возрождался вновь, восстанавливал свои боевые традиции, обретал новую славу и новых героев.
Выход к Черному морю и создание флота
Создание Черноморского флота венчает многовековую историю движения Руси к Черному морю. «Еще в 865 году стая русских лодок неожиданно появилась под стенами Царьграда, и с тех пор наш народ стал всем известен под именем русского. Таким образом, история России начинается с морского набега, за которым последовало много других. Походы русских в Черное море повторялись так часто и производили столь сильное впечатление на прибрежных жителей, что его стали называть Русским морем. Морская сила служила для нашего объединения, обогащения и защиты от врагов. Так было в прошлом…» пишет известный историк российского флота Е.И. Аренс.
Последующие исторические события на много веков отделили русский народ от Черного моря, но необходимость возврата к нему понимали все наши великие самодержцы. Большой вклад в решение этой проблемы внес Петр I, но окончательно решить ее удалось Екатерине II. В 1768 году она утвердила план борьбы за выход России к Черному морю. Начинать было решено с завоевания крепостей Азова и Таганрога, со строительства на донских верфях кораблей для Азовской флотилии. Эта комплексная система мер получила условное название «Донская экспедиция», а возглавлять ее Екатерина II доверила контр-адмиралу Алексею Наумовичу Сенявину, сыну Наума Сенявина, сподвижника императора Петра Великого.
Портрет Ф.А. Клокачева
Художник Коваленко В.К.
Флотилия успешно действовала в Азовском море, а затем стала выходить и в Черное. Встал вопрос о преобразовании ее в полноценный флот. И 1 января 1783 года Екатерина II подписала указ о назначении вице-адмирала Ф.А. Клокачева командующим «флотом, заводимым на Черном и Азовском морях». Одновременно в Херсоне была построена верфь и создан кадетский корпус, который начал готовить для флота офицерские кадры. С 1787 г. Херсонская верфь стала ежегодно спускать на воду по два линейных корабля.
Общее руководство освоением южных областей страны Екатерина II поручила своему фавориту, наместнику Новороссийского края, генерал-губернатору Г.А. Потемкину. Он питал страсть к флоту, любил его, и именно по его инициативе появился новый тип корабля — линейный фрегат. Первым из них стал «Святой Георгий Победоносец», построенный в июле 1785 года. Документы свидетельствуют, что светлейший князь, уделяя исключительное внимание проблемам строительства флота, проявил ум, размах и масштабность государственного деятеля, административную энергию и трудолюбие.
Екатерина II и Потемкин
Коллаж
Результаты трудов Г.А. Потемкина по преобразованию края и созданию Черноморского флота Екатерина II увидела лично во время своего путешествия по Крыму в 1787 году. Наибольшее впечатление на нее произвел Севастополь. Здесь она присутствовала при подъеме кайзер-флага на флагмане Черноморского флота — линейном 66-пушечном корабле «Слава Екатерины». Затем Потемкин дал великолепный обед в Инкермане. По сигналу князя отодвинули занавес, и гости с балкона увидели необыкновенную картину. В виду царской столовой, выстроился в боевом порядке грозный флот, построенный, вооруженный и совершенно снаряженный в два года. Государыню приветствовали залпом из пушек.
В боях и сражениях крепла боевая мощь Черноморского флота
Молодому флоту сразу же пришлось столкнуться с активным противодействием Турции, которая запрещала российским военным судам плавание по Черному морю, а в случае неповиновения угрожала уничтожить их силами турецкого флота. Но нам ли бояться чьих-то угроз. В сентябре 1778 года всего 28 русских кораблей под командованием Ф.A. Клокачева, даже не успев сделать ни одного выстрела, а только решительным маневром, сорвали высадку крупного турецкого десанта в Феодосию. Более 170 турецких кораблей и судов уклонились от боя и ушли к своим берегам.
Корабль «Слава Екатерины»
Позднее, Светлейший князь с гордостью сообщал в Санкт-Петербург о том, что «его моряки успешно действуют не только в Черном, но и в Средиземном морях. Русский флот решительно отбил нападение превосходившего его турецкого флота. Вице-адмирал А.Н. Сенявин с пятью кораблями навел страх на население берега Малой Азии, а 2 августа 1789 года 18 русских кораблей атаковали 50 турецких и обратили их в бегство». Боевые действия Черноморского флота стали еще более активными и эффективными с 1790 г., когда его возглавил контр-адмирал Федор Федорович Ушаков.
Несмотря на численное превосходство турецкого флота, черноморцы нанесли ему крупные поражения в сражениях у Фидониси (1788), у Керченского пролива (1790), у Тендры (1790) и у мыса Калиакрия (1791). В эти годы ярко проявилось флотоводческое искусство адмирала Ф.Ф. Ушакова. О значении его побед читайте в статье о величии побед адмирала Ушакова . Во время русско-турецкой войны 1828—1829 годов неувядаемой славой покрыл себя бриг «Меркурий», одержавший победу в бою с 2 турецкими линейными кораблями. К середине XIX века Черноморский флот был лучшим парусным флотом в мире.
Тяжелые времена и большие утраты
Во время Крымской войны черноморская эскадра разгромила турецкий флот в Синопском сражении (подробности читайте в статье Синопское сражение ). Во время обороны Севастополя моряки во главе с Нахимовым и Корниловым (подробнее о нем читайте здесь ) героически сражались на суше. Часть кораблей была затоплена, другие оказывали артиллерийскую поддержку сухопутным войскам. Однако политики и дипломаты не выдержали давления западных держав и подписали Парижский мирный договор 1856 года. Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море.
В 1871 году этот запрет был снят, и Россия начала создавать паровой броненосный флот, который впоследствии принял активное участие в первой мировой войне. Он вел боевые действия на море, поддерживал войска Кавказского фронта на приморских направлениях, нарушал коммуникации противника (подробнее читайте статью о бое русских броненосцев с линейным крейсером «Гебен» ). Личный состав флота приняли активное участие в революционных событиях 1917 года и в гражданской войне.
В июне 1918 года часть кораблей пришлось затопить в Новороссийске, а корабли находившиеся в Севастополе были захвачены сначала германскими войсками, а затем белогвардейцами. В конце 1920 года при эвакуации белогвардейских войск из Крыма около 150 кораблей и судов были уведены в Бизерту (Тунис). Черноморский флот второй раз пережил тяжелейший удар.
Краснознаменный Черноморский флот
В 1921 году советское правительство приняло решение о восстановлении Черноморского флота. В основном оно было закончено к 1928 году. В 1929 — 1937 годах флот получил свыше 500 новых боевых кораблей. Были созданы ВВС, береговая оборона, система ПВО. К началу Великой Отечественной войны на Чёрном море был уже хорошо оснащенный по тому времени флот. Наличие таких сил в сочетании с высокой боевой выучкой личного состава позволило Черноморскому флоту внести достойный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков.
В ходе войны черноморские корабли эффективно поддерживали приморский фланг нашей армии, обороняли свои базы, действовали на коммуникациях противника, наносили удары по его береговым объектам. Героическими страницами в истории Черноморского флота стали Новороссийские десанты в феврале 1943, оборона «Малой земли», Новороссийско-Таманская операция 1943, Керченско-Эльтигенская десантная операция 1943 года и многие другие. Корабли и части Черноморского флота участвовали в освобождении Крыма и Одессы, а Дунайская военная флотилия, входившая в состав Черноморского флота, с боями дошла до Вены.
Черноморский флот на новом подъеме
В современной истории Черноморский флот пережил сложный период раздела кораблей и баз между Россией и Украиной, но с возвращением Крыма в состав России он вновь получил свою историческую главную базу – Севастополь. Начинается новый этап возрождения флота. Черноморцы достойно продолжают и приумножают свои боевые традиции дальними походами и напряженной боевой подготовкой. Наш флот на постоянной основе вернулся в Средиземное море, решает задачи в океанской зоне, участвует в международных учениях. Флот живет и развивается так, как того требуют современные условия.
Сторожевой корабль «Пытливый» Черноморского флота
Фото А. Бричевского
В настоящее время Крым, Севастополь и Черноморский флот находятся в центре внимания всего многомиллионного народа нашей страны. Мы радуемся произошедшим переменам и надеемся, что они дадут новый импульс в развитии Черноморского флота. А как
Вы, уважаемый читатель,
думаете, сможет ли Черноморский флот восстановить свое былое могущество на уровне современных требований и как быстро это может произойти.
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!
Большое спасибо,Владимир, за поздравление с Великим Днем Победы(взаимно) и за очень интересный материал по истории Черноморского флота.
07.05.2018