Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Самое интересное в истории Российского флота!

Адаптация к смартфонам

Календарь. Морские события с 15 по 29 февраля 2020 года

Уважаемый читатель, Вы находитесь в разделе блога «Календарь» — это своеобразный вахтенный журнал, в который следует записывать только то, что действительно происходило в жизни. Строго следуя этому правилу, я из богатейшей истории нашего флота выбрал несколько реальных и значимых событий, с каждым из которых связано немало интересного и даже парадоксального.
Познакомьтесь с ними. Я уверен, Вам будет интересно!

Во второй половине февраля мы традиционно и широко отмечаем наш самый популярный праздник.

— 23 февраля — День защитника Отечества — День воинской славы России.

— 15 февраля — День памяти воинов-интернационалистов. Эта дата приурочена к выводу советских войск из Афганистана (15 февраля 1989 года). Воины–интернационалисты — это ветераны боевых действий за пределами нашей страны. В 1991 году интернационалистами признали и моряков, участвовавших в боевых действиях, начиная с войны в Корее. Позднее статус воин-интернационалист был заменен на статус участника Боевых действий.

— 16 февраля — День разведки ВМФ. Эта дата приурочена к созданию 16 февраля 1938 года Разведывательного отдела при Наркомате ВМФ. Морская разведка нацелена на вскрытие возможной угрозы с морских направлений. Уже с 1962 года наши разведывательные корабли непрерывно находились у восточного и западного побережий США с целью выявления деятельности авианосных ударных и противолодочных сил, а также атомных подводных лодок. При этом советские корабли подвергались обстрелам, бомбардировкам, проводились навалы и столкновения. Однако наши моряки проявляли стойкость и выдержку, а порой и настоящую дерзость ради выполнения поставленной задачи. Так, в 1964 году малый разведывательный корабль «Теодолит» получил задачу провести фотосъёмку военно-морской базы США Рота (Испания). Под видом рыболовного сейнера он зашёл в порт. Когда береговая охрана базы спохватилась, боевая задача была уже выполнена, и «Теодолит» успел уйти в море. И в наши дни кто-то из разведчиков несет свою трудную вахту в океане.

«Ледовый поход» Балтийского флота

А.М. Щастный
А.М. Щастный

20 февраля 1918 года — начался «Ледовый поход» Балтийского флота. Суть этой успешной и славной операции состояла в перебазировании кораблей и судов флота из портов Эстонии и Финляндии в Кронштадт. Возвращение флота в свою главную базу придало устойчивость обороне Петрограда и упрочило положение нашей страны. Результаты этой операции оказали большое положительное влияние на ход не только Гражданской, но и Великой Отечественной войны.

В эти трудные дни новым начальником Морских сил Балтийского моря был назначен Алексей Михайлович Щастный. Бывший офицер, прошедший две войны, он смог в кратчайший срок мобилизовать личный состав на спасение флота. Драматизм и парадоксальность сложившейся ситуации заключались в том, что уже через шесть дней после успешного завершения «Ледового похода» А.М. Щастный был арестован и расстрелян по приговору Ревтрибунала якобы за подготовку контрреволюционного переворота. Это был первый смертный приговор советской судебной системы.

О трудностях и самоотверженности моряков при выполнении этой задачи Читайте далее.


Адмирал В.Я. Чичагов – флотоводец и исследователь Арктики

В.Я. Чичагов
В.Я. Чичагов

28 февраля (11 марта) 1726 года — день рождения В.Я. Чичагова. Василий Яковлевич был одним из выдающихся сподвижников Екатерины II. Он вошел в историю как известный мореплаватель — исследователь Арктики, прославленный победами флотоводец и энергичный организатор реформ в интересах укрепления Российского флота. За заслуги перед Отечеством Василий Яковлевич был удостоен ордена Св. Андрея Первозванного — высшей награды Российской империи, а также ордена Св. Георгия 1-й степени – высшей военной награды.

Поразительно, что, несмотря на столь впечатляющие заслуги, с восшествием на престол императора Павла I Чичагов впал в немилость и очень редко появлялся в свете. Зато враги не щадили его. Не признавая объективную обоснованность его оборонительной тактики, они обвиняли его в нерешительности, излишней осторожности, а порой и в злом умысле. После смерти, имя В.Я. Чичагова почти не упоминалось, а при советской власти было и вовсе забыто.

О дальних плаваниях и блестящих победах адмирала Читайте далее.


Торпедные катера дальнего действия

Торпедный катер
Торпедный катер

15 февраля 1942 года Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов утвердил документацию на постройку опытного стального торпедного катера дальнего действия (СТКА ДД ). Его проектированием и строительством опытного образца (проект 163) руководил заключенный ОКБ НКВД (шарашки) при заводе № 340 в Зеленодольске инженер П.Г. Гойнкис. В качестве прототипа использовали присланную из блокадного Ленинграда конструкторскую документацию на 40-тонный торпедный катер П-23 (Д-4). Работы продвигались успешно и в декабре 1942 года был построен первый в мире глиссирующий торпедный катер с дизельной энергетической установкой.

Еще в 30-х годах в СССР осознали необходимость иметь в составе флота мореходные торпедные катера дальнего действия, которые уже стали появляться во многих странах. У нас к их проектированию и строительству приступили сразу после окончания Гражданской войны, а в конце 1930-х было разработано несколько проектов таких катеров дальнего действия.

О полной драматизма истории создания торпедных катеров Читайте далее.


Взятие крепости Сизополь обеспечило нам господство на Черном море

М.Н. Кумани

15-16 (28) февраля 1829 года — взятие отрядом кораблей Черноморского флота турецкого города и крепости Сизополь. Вскоре порт Сизополя стал передовым пунктом базирования нашей эскадры. Его нахождение вблизи Босфора позволяло нашим морякам контролировать выход турецкого флота в Черное море, защищать все западное черноморское побережье и эффективно содействовать наступательным операциям русской армии.

В ходе этой войны не было крупных морских сражений, но Черноморский флот прекрасно проявил себя взятием сильных турецких крепостей, что само по себе стало значительной поддержкой действиям нашей армии. Взятие крепости Сизополь обеспечило нам полный контроль над всем западным побережьем Черного моря, лишив турок возможности использовать свой флот для нанесения ударов по нашим приморским флангам.

Как удалось взять и удержать крепость Читайте далее.


Взятие Корфу сильнейшей крепости Средиземноморья

Крепость Корфу
Крепость Корфу

20 февраля (3 марта) 1799 года — взятие русско-турецкой эскадрой вице-адмирала Ф.Ф. Ушакова крепости Корфу. Это была одна из наиболее мощных и хорошо укрепленных европейских крепостей с многочисленным и опытным французским гарнизоном, которая еще не знала поражений. После 4-х месяцев осады она сдалась храбрости и военному мастерству русских. Впервые в истории военно-морского искусства такая, казалось бы совершенно неприступная, крепость была взята преимущественно силами флота. К этому времени Ушаков уже одержал ряд блистательных побед над турецким флотом. Об одной из них читайте в статье «Сражение у мыса Тендра – стратегическая победа Российского флота».

Все европейские государства внимательно следили за действиями эскадры Ушакова, понимая, что от этого зависит будущее всего континента. Решительное овладение сильнейшей морской крепостью Корфу и освобождение всех Ионических островов, которые имели важнейшее стратегическое значение на Средиземном море, произвело огромное впечатление. «Все приятели и неприятели имеют к нам уважение и почтение», — отмечал Ф.Ф. Ушаков. В результате этого Россия приобрела не только большой международный авторитет, но и военную базу, а также удобные порты для развития торговли в этом регионе.

Подробности этой интереснейшей морской операции Читайте далее.


Миноносец «Стерегущий» — двойная легенда

Миноносец Стерегущий
Миноносец «Стерегущий»

26 февраля (10 марта) 1904 года — в неравном бою геройски погиб миноносец «Стерегущий». С тех пор его имя по традиции передается новым кораблям русского флота. Но вот что парадоксально — в Российском флоте было немало кораблей, отмеченных высокими наградами и заслуживших всенародное признание в виде почетного определения — героический. Однако только миноносец «Стерегущий» стал сразу двойной легендой. Прежде всего потому, что его экипаж действительно геройски сражался с врагом. Но гораздо большую и долгую славу обеспечила ему красивая легенда о двух матросах, которые закрылись в нижних помещениях и затопили корабль, чтобы он не достался врагу.

В 1910 году представитель Морского генерального штаба так прокомментировал сложившуюся ситуацию. «В результате длившегося целый час боя с гораздо более сильным противником эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров и 45 из 49 матросов, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа! А легенда о двух матросах, открывших кингстоны и затопивших корабль, продолжает свою жизнь, вдохновляя будущих героев на новые беспримерные подвиги». И таких подвигов было немало. Например, гибель в неравном бою канонерской лодки «Сивуч» (1915 г.) или сторожевого корабля «Туман» (1941 г.).

Подробности этого подвига Читайте далее.


Суда Российско-Американской компании в истории России

Суда на рейде Ново-Архангельска
Суда на рейде Ново-Архангельска

Российско-Американская компания (РАК), активно работавшая при покровительстве государства в северо-восточной части Тихого океана с 1799 по 1867 год, постоянно имела небольшое количество парусных судов. Собственный флот был совершенно необходим для поддержания грузопассажирского сообщения между Охотском, Камчаткой, Ново-Архангельском (столицей Российско-Американской компании) и русскими поселениями в Америке.

Кроме того, для снабжения русских владений на Дальнем Востоке и проведения научных исследований ежегодно из Кронштадта посылалось одно военное судно, которое на целый год оставалось в ведении РАК. Таким образом было проведено 25 морских экспедиций, в том числе 13 кругосветных плаваний. Многие из этих судов оставили заметный след в истории нашей страны и Российского флота. Среди их командиров были знаменитые мореплаватели: И.Ф. Крузенштерн, В.М. Головин, М.П. Лазарев, О.Е. Коцебу и Ф.П. Литке.

О судах, которые вошли в историю мировой науки, Читайте далее.

Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика