Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Самое интересное в истории Российского флота!

Адаптация к смартфонам

Календарь. Морские события с 15 января по 1 февраля 2019 года

Уважаемый читатель, Вы находитесь в разделе блога «Календарь» — это своеобразный вахтенный журнал, в который следует записывать только то, что действительно происходило в жизни. Строго следуя этому правилу, я из богатейшей истории нашего флота выбрал несколько реальных и значимых событий, с каждым из которых связано немало интересного и даже парадоксального.
Познакомьтесь с ними. Я уверен, Вам будет интересно!

Прежде всего, я искренне и сердечно поздравляю Вас, дорогой мой читатель, с наступившим Новым Годом! От всей души желаю Вам благополучия, здоровья и счастья в этом году. Уверен, что Ваша воля, целеустремленность и настойчивость обеспечат выполнение всех намеченных на этот год планов, но пусть еще будет хотя бы немного удачи, везенья и приятных неожиданностей, за которые можно будет от души поблагодарить ее величество Судьбу.

Январь богат на морские праздники. Совсем недавно, 10 января, мы отметили День инженера-механика и специалиста БЧ-5. Сегодня – 15 января отмечается День Главного штаба Военно-Морского флота. Этой датой помечен указ 1938 года о создании Народного комиссариата ВМФ, в составе которого был образован Главный Морской штаб.

И наконец, 25 января отмечается День штурмана, символизирующий основание штурманской службы Российского флота. Ее история уходит в глубину веков, а сегодня без нее невозможно представить себе не только какие-либо боевые действия на море, но и простейший выход корабля за пределы порта. С именами штурманов связаны многие боевые традиции нашего флота и огромный труд по изучению мирового океана.

Давайте, мой уважаемый читатель, вместе мысленно поздравим наших юбиляров и пожелаем им успехов в работе на благо укрепления боеспособности и престижа Российского флота.

Из других важных и знаменательных событий конца января надо отметить:

141 год назад — 14 (26) января 1878 г. — потопление на Батумском рейде минными катерами «Чесма» и «Синоп» с парохода «Великий князь Константин» турецкой канонерской лодки «Интибах». Первое в истории успешное боевое применение торпедного оружия. И этого добились русские моряки. С тех пор это оружие является одним из основных в арсенале всех флотов мира.

318 лет назад — 14 (25) января 1701 года — был издан петровский указ: «…быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитросно наук учению». С этой даты начинается история старейшего в нашей стране военно-морского учебного заведения, которое в настоящее время называется Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт.

199 лет назад — 16 (28) января 1820 года произошло открытие Антарктиды. Российские моряки капитан 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М.П. Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный», несмотря на плотные льды и туманы, смогли подойти к скалистым берегам и неопровержимо доказали существование земли в районе южного полюса.

101 год назад — 29 января (11 февраля) 1918 года — был издан декрет Совета Народных Комиссаров о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота.

306 лет назад — 20 (31) января 1713 г. родился Г.А. Спиридов, флотоводец, адмирал командующий авангардом русского флота в Чесменском сражении.

166 лет назад — 26 января (7 февраля) 1853 г. родился И.К. Григорович, участник русско-японской войны, морской министр в 1911-1917 гг., адмирал.


Рабоче-Крестьянский Красный Флот на защите страны советов

Красный Флот
Красный Флот

29 января 1918 года — издан декрет Совета Народных Комиссаров о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). Декрет был очень кратким. В нем констатировалось, что российский флот приведен в состояние великой разрухи. Отмечался вынужденный характер принимавшегося решения, которое рассматривалось всего лишь как переходная мера. Однако реализация этого декрета вызвала широкую дискуссию в обществе.

Если флот нужен, то какой, и какие задачи он должен решать? Какие корабли надо строить, и в каком количестве? А в более общей форме — является ли наша страна великой морской или великой континентальной державой? По сути, дело сводится к простому вопросу: нужен ли нам флот только для защиты наших приморских рубежей, или мы признаем, что военно-морской флот и в мирное время является мощным инструментом внешней политики страны, а также надежным гарантом ее интересов в любой точке мирового океана. Об истории создания военных флотов читайте здесь.

Нужен ли нашей стране флот Читайте далее.


Торпедное оружие России

Александровский
И.Ф. Александровский
Фото ИРЛИ РАН

14 января 1878 года — первое в мире успешное применение торпеды. Это произошло благодаря таланту, настойчивости и энтузиазму тогда еще лейтенанта С.О. Макарова. Однако мало кто знает, что не только в применении, но и в создании этого оружия приоритет тоже принадлежит России. Наш талантливый изобретатель И.Ф. Александровский представил на рассмотрение Морского министерства проект создания торпеды на целый год раньше, чем запатентовал свое изобретение Р. Уайтхед.

После этого началась очень упорная и полная драматизма борьба за то, чьи торпеды поступят на вооружение российского флота. Мы уже привыкли к тому, что в России в подобных случаях приходилось бороться с беспросветной чиновничьей бюрократией и полным непониманием во властных кругах. Парадоксально, но на этот раз все было совсем иначе. Александровского поддерживал управляющий Морским министерством Н.К. Краббе и целый ряд видных русских адмиралов. Однако против него выступало время и технологическая отсталость России.

Парадоксальную историю появления торпед в русском флоте Читайте далее.


День штурмана и Штурманской службы

Обсервация
Обсервация

25 января — День штурмана и Штурманской службы ВМФ. Этот праздник был введен в 1966 году, но история его уходит в глубину веков. При создании Российского флота возникла острая потребность в морских специалистах. И вот, указом Петра I от 14 (25) января 1701 года в Москве была открыта Школа математических и навигацких наук. В ней впервые в нашей стране стали на научной основе преподавать и разрабатывать теорию кораблевождения. Этот день и стал датой основания Штурманской службы Российского флота.

В XV веке начинается эпоха Великих географических открытий, и одновременно резко возрастает роль штурмана, от мастерства которого зависела безопасность судна и успех плавания. На фоне этой огромной ответственности вопиющим парадоксом выглядело положение штурманов в корабельной иерархии. Их работа считалась неблагородной и недостойной знатных людей. С 1745 года Адмиралтейств-коллегия запретила дворянам проходить службу в штурманах. Вплоть до 1757 года они относились к унтер-офицерам, питались из общего котла с командой и подвергались телесным наказаниям. И только в 1885 году произошла коренная реорганизация штурманской службы, в результате которой на должности штурманов стали назначать морских офицеров.

Об интереснейшей истории становления штурманской службы Читайте далее.


Морской корпус — альма-матер офицеров флота

Герб корпуса
Герб корпуса

14 (25) января 1701 года — день основания Морского корпуса. В этот день был издан указ Петра I о создании первого морского учебного заведения: «…быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитросно наук учению». С этой даты начинается история старейшего в нашей стране военно-морского учебного заведения, которое в настоящее время называется Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт. Более чем через 300 лет после основания Морской корпус, наконец, получил достойное название, ведь его всегда и по праву считали любимым детищем Петра Великого.

Характерно, что в дореволюционное время про выпускников Морского корпуса говорили «получил воспитание». Это имело большой смысл, поскольку означало, что им не просто давали определенную сумму знаний — их воспитывали, прививали традиции, формировали представление о долге, офицерской чести и ратной доблести. Имена Гангута, Чесмы, Корфу и Наварина, труды наших мореплавателей, положивших на карты берега и моря нашего отечества, доказывают высокий уровень этого воспитания.

Как воспитывали офицеров флота Читайте далее.


Открытие Антарктиды — выдающийся подвиг российских моряков

Ф.Ф. Беллинсгаузен
Ф.Ф. Беллинсгаузен

16 (28) января 1820 года — день открытия Антарктиды. Российские моряки капитан 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М.П. Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный», несмотря на плотные льды и туманы, прошли вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70° и неопровержимо доказали существование земли в районе южного полюса.

Поразительно, доказательство существования Антарктиды сразу было признано как выдающееся географическое открытие. Однако потом ученые еще более ста лет спорили, что же было открыто. Был ли это материк, или всего лишь группа островов, покрытая общей шапкой льда? Сам Беллинсгаузен ни разу не говорил об открытии материка. Окончательно подтвердить материковый характер Антарктиды удалось только в середине XX века в результате длительных исследований с использованием сложных технических средств.

Как открытие вновь стало загадкой Читайте далее.


Арктическая эпопея парохода «Георгий Седов»

К.С. Бадигин
К.С. Бадигин

13 января 1940 года завершился легендарный дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов» в высоких полярных широтах Северного ледовитого океана. Он начался 23 октября 1937 года западнее Новосибирских островов и продолжался 812 суток, завершившись в Гренландском море. Дрейф парохода проходил неровной, петлистой линией составив в общей сложности 3307 миль, что вдвое большее, чем кратчайшее расстояние от Новосибирских островов до точки выхода парохода на чистую воду.

Интересно, что летом 1937 года «Георгий Седов» находился в обычном плавании. Научной экспедицией оно стало только после того, как пароход оказался в ледовом плену. В экипаже «Седова» не было профессиональных ученых, плохо было и с научным оборудованием. Даже трос для измерения больших глубин пришлось делать из подручных материалов. Но экипаж судна решил использовать дрейф для научных наблюдений, и прекрасно справился с этой задачей.

Самые интересные моменты этого дрейфа Читайте далее.


Торпедные катера дальнего действия

Торпедный катер
Торпедный катер

15 февраля 1942 года Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов утвердил документацию на постройку опытного стального торпедного катера дальнего действия (СТКА ДД ). Его проектированием и строительством опытного образца (проект 163) руководил заключенный ОКБ НКВД (шарашки) при заводе № 340 в Зеленодольске инженер П.Г. Гойнкис. В качестве прототипа использовали присланную из блокадного Ленинграда конструкторскую документацию на 40-тонный торпедный катер П-23 (Д-4). Работы продвигались успешно и в декабре 1942 года был построен первый в мире глиссирующий торпедный катер с дизельной энергетической установкой.

Еще в 30-х годах в СССР осознали необходимость иметь в составе флота мореходные торпедные катера дальнего действия, которые уже стали появляться во многих странах. У нас к их проектированию и строительству приступили сразу после окончания Гражданской войны, а в конце 1930-х было разработано несколько проектов таких катеров дальнего действия.

О полной драматизма истории создания торпедных катеров Читайте далее.

Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика