Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Самое интересное в истории Российского флота!

Адаптация к смартфонам

Календарь. Морские события с 1 по 15 августа

Уважаемый читатель, Вы находитесь в разделе блога «Календарь» — это своеобразный вахтенный журнал, в который следует записывать только то, что действительно происходило в жизни. Строго следуя этому правилу, я из богатейшей истории нашего флота выбрал несколько реальных и значимых событий, с каждым из которых связано немало интересного и даже парадоксального.

Познакомьтесь с ними. Я уверен, Вам будет интересно!

Предстоящие две недели отмечены Днем воинской славы России (Днем славы русского оружия) и целым рядом знаменательных для нашего флота событий.

— 9 августа — День воинской славы России (День славы русского оружия). Это первая морская победа русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут. По старому стилю сражение состоялось 26-27 июля (6-7 августа) 1714 года (307 лет назад), но отмечать это событие решили 9 августа. Гангутская победа показала превосходство русского военно-морского искусства и имела огромное военно-политическое значение. Инициатива боевых действий на Балтике полностью перешла к русскому флоту, что предрешило успешное окончание Северной войны в пользу России. О мужестве и воинской дерзости русских моряков в Гангутском сражении Читайте далее.

— 1 августа — День тыла вооружённых сил России. На флоте его отмечают как День тыла ВМФ. По мере того как все более сложным и многообразным становится техническое оснащение кораблей, морской авиации и береговых частей ВМФ значительно возрастает и роль их тылового обеспечения. Тыл Вооруженных Сил связывает войска с экономикой страны. Начало создания тыловых войск положил еще Петр I, а 1 августа 1941 года было создано Главное управление тыла Красной Армии. Именно эта дата и стала Днем Тыла ВС России.

— 1 августа — День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Именно с этой даты в 1914 году началась война для Российской империи. Она охватила не только Европу, но и акватории четырех океанов. В ходе этой войны русский флот имел ряд серьезных боевых столкновений с противником. Первая Мировая война вошла в историю применением новых систем морского вооружения — дредноуты, подводные лодки, торпедные катера, глубинные бомбы, а в самом конце войны появились первые авианосцы. Одним из наиболее значимых событий этой войны был бой крейсеров Балтийского флота с отрядом немецких кораблей у острова Готланд. Как протекал этот бой и почему он вызвал такие противоречия Читайте далее.

— 1 (14) августа 1904 года (116 лет назад) — бой владивостокского отряда крейсеров под командованием контр-адмирала К.П. Иессена с японской эскадрой вице-адмирала Х. Камимуры. В ходе боя героически погиб крейсер «Рюрик».

— 3 (15) августа 1863 года (157 лет назад) — родился А.Н. Крылов, русский и советский математик, механик и кораблестроитель. Герой Социалистического Труда, академик, автор фундаментальных трудов по теории корабля, теории магнитных и гироскопических компасов, математике, механике, артиллерии.

— 6 (17) августа 1763 года (258 лет назад) — родился Д.Н. Сенявин. Выдающийся флотоводец, адмирал, командующий всеми морскими и сухопутными силами России на Средиземном море (1805-1807). Об одной из наиболее важных побед Сенявина Читайте далее.



Гангутское сражение — первая победа Российского флота

Петр I
Петр I
Художник П. Деларош

9 августа — славная победа в Гангутском сражении. День воинской славы, победный день в честь победы 26-27 июля (9 августа) 1714 года русского гребного флота у полуострова Гангут. Несмотря на тяжелые поражения в 1713 году, шведы были полны решимости продолжать войну. Они считали себя в безопасности, будучи в полной уверенности, что их парусный флот не допустит высадки русского десанта на шведскую территорию. Необходимо было какое-то столкновение, чтобы и шведы, и другие морские державы могли оценить реальную боеспособность русского флота. Таким испытанием стал бой у Гангута.

Это была первая крупная морская победа Петра I и созданного им регулярного флота. Гангут стал таким же переломным моментом в войне на море, как Полтава на суше. Теперь русский флот захватил инициативу и обеспечил перенос боевых действий на территорию Швеции, что позднее позволило России успешно завершить Северную войну.

О мужестве и воинской дерзости русских моряков в Гангутском сражении Читайте далее.


РОПиТ — крупнейшая пароходная компания России

Флаг РОПиТ
Флаг РОПиТ
Рисунок утвержден в 1898 году

3 (15) августа 1856 года было создано Русское Общество Пароходства и Торговли (РОПиТ). Оно ставило своей целью возобновление пароходных линий между портами Черного, Азовского и Средиземного морей, расширение внешней торговли, содействие развитию отечественного мореходства, промышленности и сельского хозяйства. Обеспечение военных интересов страны тоже предусматривалось, но не афишировалось.

Поразительно, но инициатива создания РОПиТ была встречена в деловых кругах с пониманием, сочувствием и поддержкой, несмотря на то, что Причерноморье после Крымской войны находилось в крайне тяжелом положении. Торговый флот был почти полностью уничтожен, портовые сооружения находились в полном запустении, пароходные компании пребывали на грани разорения.

Об истории компании, ее достижениях и трудностях Читайте далее.


Морская авиация бомбит Берлин

ДБ-3 в полете
ДБ-3 в полете

8 августа 1941 года морская авиация впервые бомбила Берлин. Морские летчики Балтийского флота нанесли тогда первый удар по Берлину. Эти бомбардировки фашистского логова имели огромное политическое и морально-психологическое значение. В первые, наиболее трудные месяцы войны, когда Красная Армия с тяжелыми боями отступала, оставляя один город за другим, воздушные удары по Берлину укрепили веру в нашу победу.

Налеты на Берлин продолжались до 5 сентября. Ударами по фашистской столице морские летчики Балтики опровергли ложь фашистской пропаганды об уничтожении советской авиации. Весь мир узнал о великолепных боевых качествах советских бомбардировщиков, о мужестве и героизме наших пилотов. Уже тогда многим стало понятно: если русские добрались до Берлина по воздуху, то дойдут и по суше!

О том, как это было на самом деле Читайте далее.


Подвиг сторожевого корабля «Туман»

Траулер Лебедка
Траулер «Лебедка»

10 августа 1941 года — подвиг сторожевого корабля «Туман» Северного флота. Переоборудованный из рыболовного траулера, слабо вооруженный сторожевик вступил в бой с тремя эсминцами противника. Корабль погиб, но вошел в боевую летопись советского флота, как образец мужества экипажа, до конца выполнившего свой долг в борьбе с врагом. Парадоксально, но корабль погиб, хотя его должны были поддерживать три береговые батареи, два эскадренных миноносца, сторожевой корабль и звено самолетов МБР-2!

Не менее парадоксально и отношение к людям, выполнившим свой воинский долг, затмив своим героизмом невольные просчеты и явную бездеятельность истинных «виновников» случившегося. Никто из экипажа «Тумана» за этот подвиг не был удостоен правительственных наград. Оставшимся в живых морякам вручили подарки от рабочих Мурманска. Этим все и ограничилось.

Как это все происходило Читайте далее.


Гибель АПРК «Курск» — огромное потрясение для всей страны

Подводникам Курска
Подводникам АПРК «Курск»

12 августа 2000 года — гибель атомной подводной лодки АПРК «Курск». Это был российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Заложен в Северодвинске на заводе «Севмаш» в 1992 году, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы находился в составе Северного флота России. В апреле 1993 года в честь подвига советского народа на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны атомной подводной лодке К-141 присвоено почетное наименование «Курск». Через семь лет этот подводный крейсер затонул в Баренцевом море, в 175 км от Североморска, на глубине 108 метров. Все 118 членов экипажа погибли.

Катастрофа «Курска» была одной из самых громких в истории России, произошедших в мирное время. Вся страна испытала тогда огромное потрясение, которое до сих пор отзывается болью в душе каждого россиянина. Все с большим напряжением и состраданием следили за тем, как пытались спасти экипаж лодки, а затем поднять ее со дна моря. Сейчас, спустя столько лет после трагедии, причина гибели АПРК «Курск», по-прежнему вызывает живой интерес у многих россиян.

О коротком боевом пути АПРК «Курск» Читайте далее.


Первое Роченсальмское сражение

Нассау-Зиген
Нассау-Зиген

13 (24) августа 1789 года – первое Роченсальмское сражение между гребными флотилиями России и Швеции на рейде города-крепости Роченсальм (в настоящее время финский город Котка). В этом сражении русская флотилия под командованием адмирала французского принца Нассау-Зигена нанесла тяжелое поражение шведскому гребному флоту, что окончательно сорвало все планы шведов на военную кампанию 1789 года.

Парадокс сложившейся ситуации заключается в том, что эта победа была достигнута благодаря стойкости, упорству и самоотверженности русских моряков, вопреки серьезным ошибкам нашего адмирала. Еще более знаменательно то, что шведы быстро восстановили свою гребную флотилию и всего через год на рейде того же города-крепости Роченсальм разгромили русскую гребную флотилию под командованием того же горе-адмирала Нассау-Зигена.

Подробности этого сражения Читайте далее.

Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика