Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Самое интересное в истории Российского флота!

Адаптация к смартфонам

Календарь. Морские события с 1 по 15 июля

Уважаемый читатель, Вы находитесь в разделе блога «Календарь» — это своеобразный вахтенный журнал, в который следует записывать только то, что действительно происходило в жизни. Строго следуя этому правилу, я из богатейшей истории нашего флота выбрал несколько реальных и значимых событий, с каждым из которых связано немало интересного и даже парадоксального.
Познакомьтесь с ними. Я уверен, Вам будет интересно!

Предстоящие две недели отмечены не только целым рядом знаменательных для нашего флота событий, но и днем славы русского морского оружия.

— 7 июля — День воинской славы России — День победы русского флота над турецким в Чесменском сражении, которое состоялось 250 лет назад 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года в Средиземном море у западного побережья Турции. Это было одно из крупнейших сражений эпохи парусного флота, которое стало свидетельством роста морского могущества России и одной из самых ярких страниц в летописи русской славы. На этот раз я решил не вдаваться в детали сражения, а показать Вам как видели и изобразили его на своих полотнах два выдающихся художника Я.Ф. Хаккерт и И.К. Айвазовский.

Из других важных и знаменательных событий первой половины июля можно отметить:

— 3 (14) июля 1788 года (232 года назад) — морское сражение у Фидониси во время русско-турецкой войны 1787—1791 годов. Ушедшая в море после поражения под Очаковом эскадра Османской империи была атакована и разбита русской эскадрой под командованием контр-адмирала М.И. Войновича. Это была первая победа недавно созданного Черноморского флота, которая положила конец безоговорочному господству турок на Чёрном море. В сражении особенно отличился авангард под командованием капитана бригадирского ранга Ф.Ф. Ушакова.

— 6 (17) июля 1788 года (232 года назад) — Гогландское морское сражение в районе острова Гогланд (Финский залив) во время русско-шведской войны 1788—1790 годов. Сражение закончилось победой русской эскадры под командованием адмирала С.К. Грейга. Шведский флот был вынужден отступить в Свеаборг, что означало крушение шведского плана войны, предусматривавшего разгром русских морских и сухопутных сил с захватом Петербурга.

— 9 (21) июля 1898 года (122 года назад) — родился Л.С. Соболев, известный писатель-маринист, капитан 1 ранга, Герой Социалистического Труда.



Чесменское сражение в живописи

И.К. Айвазовский
И.К. Айвазовский

24—26 июня (5—7 июля) 1770 года — Чесменское сражение между русским и турецким флотами в Средиземном море у западного побережья Турции. В начале сражения состоялся бой в Хиосском проливе 24 июня (5 июля), а затем, в ночь на 26 июня (7 июля), турецкий флот был сожжен в Чесменской бухте. Это было одно из крупнейших сражений эпохи парусного флота, и сейчас 7 июля отмечается у нас как День воинской славы. В результате Чесменского сражения русский флот установил жесткую блокаду Дарданелл и турецкой столицы – Константинополя, что вынудило Турцию прекратить войну.

Чесменская победа имела большое военно-политическое значение. Она стала свидетельством дальнейшего роста морского могущества России и одной из самых ярких страниц в летописи русской славы. Вся Европа еще раз убедилась, что сбылась мечта Петра Великого — у русского “Потентата” действительно есть обе руки — армия и флот. Стало очевидным, что русские адмиралы превосходно овладели военно-морским искусством, а матросы по выносливости, ревности к службе, по храбрости и стойкости не имеют себе равных.

О том, как эти картины отражают реальные события боя, Читайте далее.


Лидер «Ташкент» – герой обороны Севастополя

Лидер Ташкент
Лидер «Ташкент»

2 июля 1942 года в результате внезапного налета вражеской авиации на Новороссийск погиб лидер «Ташкент». Короткий, но необычайно яркий путь, насыщенный дальними походами, героическими эпизодами и жестокими боями с врагом, прошел этот удивительно красивый корабль, главным подвигом которого стала доставка пополнения, боеприпасов и горючего в осажденный Севастополь, поддержка его защитников огнем своей артиллерии и эвакуация раненных. Семнадцать раз прорывался он в осажденный город и заслуженно стал легендарным кораблем Черноморского флота.

Всего 375 военных дней пришлось служить «Ташкенту» — с 22 июня 1941 по 2 июля 1942 года. Но за этот короткий срок “голубой крейсер” — так называли его черноморцы — оставил за кормой 27 тысяч огненных миль, отконвоировал 17 транспортов, перевез 19 300 человек и 2538 т грузов, сбил 9 и повредил 4 фашистских самолета, провел около сотни стрельб по береговым позициям противника. Лидер “Ташкент” стал одним из тех героических кораблей, которые закладывали фундамент нашей будущей Победы. Впечатляющий анализ боевых действий советского ВМФ в годы Великой Отечественной войны убеждает в том, что такой героизм и самоотверженность были нормой для наших моряков.

О короткой, но героической биографии корабля Читайте далее.


Керченское сражение — одна из первых побед Черноморского флота

Ф.Ф. Ушаков
Портрет Ф.Ф. Ушакова
Художник О.М. Караваев

8 (19) июля 1790 года — Керченское сражение в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов. Это была одна из первых крупных побед молодого Черноморского флота, которая оказала значительное влияние на окончательное закрепление Крыма в составе Российской Империи и на становление Севастополя как базы Черноморского флота.

Величие Ушакова проявилось в умении применить основополагающие принципы военного искусства в конкретной боевой обстановке, организовать взаимодействие сил и добиться победы. В этом отношении он был достойным последователем адмирала Г.А. Спиридова — героя Чесменского сражения (об этом сражении читайте здесь). Действия Ушакова в Керченском сражении отличались решительностью и необычайной смелостью. Его флагманский корабль всегда был во главе атаки, поощряя остальных.

Об интересных подробностях этого сражения Читайте далее.


Подвиг Дефремери

Андреевский флаг
Андреевский флаг

10 (21) июля 1737 года – подвиг капитана 2 ранга Петра Дефремери. Суть этого подвига состояла в том, турецкие суда преследовали одинокий русский бот у западного побережья Азовского моря. Видя, что развязка уже близка, Дефремери приказал экипажу сойти на берег, а сам хладнокровно разрядил по врагу свои пушки и взорвал бот, нанеся значительный урон наседавшим на него турецким судам. Предполагается, что именно он стал основоположником принятой в русском флоте традиции драться до последней возможности, следуя самоотверженному девизу «Погибаю, но не сдаюсь!»

Поразительно, но тогда этот подвиг остался незамеченным. Через 51 год такой же подвиг совершил капитан 2 ранга Х.И. Сакен, который взорвал свою дубель-шлюпку вместе с атаковавшими ее турецкими галерами (подробности читайте в статье «Подвиг Христофора Сакена всколыхнул Россию»). Это событие вызвало в России широкий общественный резонанс. Его с особым уважением отметила Екатерина II. Но это были уже совсем другие времена, другая императрица и другое отношение к флоту. А подвиг Дефремери был извлечен из забвения только в 1880 году известным историком флота А.В. Висковатовым.

О полной драматизма судьбе Дефремери Читайте далее.


Адмирал Крюйс — деятельнейший помощник Петра I

Корнелий Крюйс
К. Крюйс

11 (22) июля 1713 года – чрезвычайное происшествие на Балтийском флоте, виновником которого стал адмирал Крюйс. Корнелиус (Корнелий Иванович) Крюйс — одна из ярчайших личностей в истории нашего флота. Как деятельнейший помощник Петра I, он строил корабли, возводил укрепления на Дону, в Таганроге и Архангельске, работал над созданием атласа Азова и Дона, занимался закупками оружия и снаряжения.

Парадоксально, но этот старейший, заслуженный адмирал нашего флота оказался на скамье подсудимых и был приговорен к смертной казни. Причем это вовсе не было прихотью или самодурством царя. По вине Крюйса на Балтийском флоте действительно произошел чрезвычайный случай, который сорвал все планы кампании 1713 года в войне со Швецией. Это событие в свое время наделало много шума в Европе. Общественное мнение в России полностью и безоговорочно во всем обвиняло адмирала Крюйса, а государь был глубоко огорчен случившимся.

Об удивительной судьбе этого прославленного адмирала Читайте далее.


Парохода «Веста» — бой с броненосцем

Н.М. Баранов
Н.М. Баранов

11 июля 1877 года — героический бой парохода «Веста» с турецким броненосцем. С началом русско-турецкой войны 1877-1878 годов Турция на весь мир объявила о блокаде всех русских портов в Черном и Азовском морях. Турецкие броненосцы обстреливали русские приморские города и стремились установить полное господство на Черном море. Внешнеторговые операции России через южные порты почти прекратились.

Вооруженный пароход «Веста» был атакован в открытом море турецким броненосцем и, несмотря на колоссальное превосходство турок, вышел из этого боя победителем. Непреклонная решимость всего экипажа сражаться до последней возможности, высочайшие профессиональные и волевые качества командира «Весты» обеспечили эту победу.

Интересные подробности этого уникального боя Читайте далее.

Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика