Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Самое интересное в истории Российского флота!

Адаптация к смартфонам

Календарь. Морские события с 15 по 30 сентября

Уважаемый читатель, Вы находитесь в разделе блога «Календарь» — это своеобразный вахтенный журнал, в который следует записывать только то, что действительно происходило в жизни. Строго следуя этому правилу, я из богатейшей истории нашего флота выбрал несколько реальных и значимых событий, с каждым из которых связано немало интересного и даже парадоксального.

Познакомьтесь с ними. Я уверен, Вам будет интересно!

— 21 сентября — День специалиста ядерного оружия ВМФ. Этот праздник связан с проведением первого отечественного подводного ядерного взрыва. Успешное испытание использованного при этом заряда позволило позднее оснастить им торпеды, а также баллистические и крылатые ракеты. Так была сформирована морская компонента стратегических ядерных сил СССР.

— 26 сентября — праздник Управления ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ. Это одно из старейших управлений Главного штаба ВМФ. Оно с незапамятных времен обеспечивает наш флот артиллерийским, а теперь и ракетным вооружением.

— 28 сентября — Всемирный день моря. Проводится для привлечения внимания международной общественности к обеспечению безопасности на море и проблемам морской среды. Обе эти темы имеют глобальный характер и непосредственно влияют на состояние нашей планеты, в том числе и ее сухопутных обитателей.

Из других важных и знаменательных событий второй половины сентября можно отметить:

— 16 (27) сентября 1783 года (237 лет назад) — спуск на воду в Херсоне 66-пушечного линейного корабля «Слава Екатерины», первого линейного корабля Черноморского флота. В марте 1788 года был переименован в «Преображение Господне». Участвовал в сражениях у Фидониси, у мыса Тендра, при Калиакрии и в Керченском сражении.

— 29 сентября (11 октября) 1828 года (192 года назад) — взятие Варны — одной из самых сильных турецких крепостей на Черном море. Ее осада в ходе Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. совместными действиями армии и флота продолжалась более двух месяцев. Это была крупная стратегическая победа вооруженных сил России.



Ядерное оружие ВМФ

Ядерный боезаряд торпеды
Ядерная боевая часть торпеды
Фото из Музея РВСН

21 сентября — День специалиста ядерного оружия ВМФ. Дата этого профессионального праздника связана с проведением в 1955 году нашего первого подводного ядерного взрыва. К середине 1950-х годов советский ВМФ по своему составу и вооружению значительно уступал ВМС США. Их основной ударной силой являлись авианосцы, подводные лодки и надводные корабли с баллистическими и крылатыми ракетами. Кроме того, США приступили к созданию морской компоненты триады стратегических ядерных сил. Угроза ядерного нападения на нашу страну с моря резко возросла.

Советский Союз ответил на этот вызов строительством надводных кораблей и подводных лодок, оснащенных противокорабельными крылатыми ракетами и торпедами с обычной и ядерной боевой частью. Одновременно наша страна приступила к созданию морских стратегических ядерных сил (МСЯС). 8 сентября 1949 г. при Главнокомандующем ВМФ был создан Шестой отдел. На него возлагалась организация противоатомной защиты военно-морских объектов и подготовка сил флота к применению собственного атомного оружия.

О разработке и испытаниях ядерной торпеды Читайте далее.


Разгром немецкого десанта на Гогланд

Остров Гогланд
Остров Гогланд

15 сентября 1944 года — разгром немецкого десанта на Гогланд, который пытался захватить остров в рамках операции «Tanne Ost» («Восточная ель»).. Это был первый опыт боевой взаимопомощи Балтийского флота с Оборонительными силами Финляндии, которые всего 12 дней назад выступали на стороне Германии. Об особенностях советско-финляндской войны на море Читайте подробнее.

Парадоксальность ситуации заключалась в том, что немцы продолжали считать финнов братьями по оружию, ведь активное и многоплановое военно-политическое сотрудничество между этими странами началось еще в 1918 году. На этом основании немцы полагали, что финны сдадут им остров без боя. Однако финны решительно отклонили это предложение. Тогда немцы высадили на остров морской десант, финны упорно оборонялись. Этот инцидент стал началом войны между Финляндией и Германией. Авиация Балтийского флота оказала финнам помощь в обороне Гогланда, в результате чего десант был разгромлен.

О том как это произошло Читайте далее.


Первый старт морской баллистической ракеты

С.П. Королев
С.П. Королев

16 сентября 1955 года — первый старт баллистической ракеты с подводной лодки. Советский Союз стал первой страной, обладавшей подводными лодками с баллистическими ракетами. Было положено начало созданию советского ракетоносного подводного флота и морских стратегических ядерных сил — важной части ядерной триады нашей Родины. Это событие можно с полным основанием считать началом нового курса в послевоенном развитии флота.

Поразительно, что работа Сергея Павловича Королева, как основоположника морского ракетостроения, осталась практически неизвестной, хотя она имела важнейшее значение для военно-морского флота и нашей страны в целом. Это объясняется тем, что после того как были успешно завершены все испытания ракетного комплекса и Королев убедился, что начатое им новое дело «на ходу», он передал эту тему В.П. Макееву и никогда не подчеркивал своего приоритета.

О создании ракеты и ее носителя — подводной лодки Читайте далее.


Ладожская трагедия

Буксир Орел
Буксир «Орел»
Архивное фото

17 сентября 1941 года произошла крупная катастрофа, тяжелейшая трагедия на Ладожском озере, которая долгое время оставалась в тени молчания. Она не имела себе равных по числу жертв и по тому ужасу, который несчастным пришлось пережить перед гибелью. А их было более тысячи молодых, сильных и полных жизни людей — курсанты военно-морских училищ, выпускники Военно-морской медицинской академии, офицеры и вольнонаемные ряда Управлений ВМФ. Первопричинами этой трагедии стало игнорирование командирами самых элементарных правил безопасности, а также сильный шторм и налеты вражеской авиации.

В этих чрезвычайных условиях Ладожской трагедии, на фоне вот-вот предстоящей неизбежной гибели в темной, холодной и бушующей воде, люди боролись до конца, проявляя подлинный героизм и самопожертвование. Проведенное позднее расследование подтвердило множество фактов взаимной помощи, особенно при спасении детей и женщин. Люди старались держаться вместе, общими силами противостоять стихии, помогали обессилевшим и окоченевшим, подбадривали отчаявшихся.

О стойкости участников этой трагедии Читайте далее.


Адмирал А.А. Попов – флотоводец и кораблестроитель

А.А. Попов
А.А. Попов

22 сентября (4 октября) 1821 года — день рождения Андрея Александровича Попова. Известный русский флотоводец, видный кораблестроитель и кругосветный мореплаватель адмирал А.А. Попов по праву входит в плеяду самых выдающихся деятелей военно-морского флота России. Он много лет провел в плаваниях, командуя кораблями и эскадрами, которые решали сложнейшие и ответственнейшие задачи.

Поразительны широта интересов и диапазон практической деятельности Андрея Александровича. Он был активным помощником В.А. Корнилова в обороне Севастополя, деятельным сподвижником великого князя Константина Николаевича в создании броненосного флота, помогал С.О. Макарову в освоении торпедного оружия и И.Ф. Александровскому в усовершенствовании подводной лодки. (О полной драматизма судьбе Александровского Читайте здесь). А вспоминают его зачастую, как чудака, который строил круглые корабли. И это удивительный парадокс его многогранной творческой деятельности.

О насыщенном событиями жизненном пути А.А. Попова Читайте далее.


Первый визит русских кораблей в США

Н.К. Краббе
Портрет Н.К. Краббе

24 сентября 1863 года — начался первый визит русских кораблей в САСШ (Северо-Американские Соединенные Штаты ныне США). Несколько поколений советских людей привыкли считать США потенциальным противником. Однако до 1917 года Россию и США связывали отношения не просто дружбы, но и неизменной взаимной поддержки и помощи. Американцы весьма существенно помогли нам в создании броненосного флота в 1860-1865 годах, а затем строили для нас корабли. Например, подводные лодки типа АГ, построенные в 1917 году, принимали участие в Великой Отечественной войне и добились значительного успеха.

Важную роль в формировании таких отношений сыграл и дружественный визит российских кораблей в 1863-1864 годах. Сейчас в средствах массовой информации США суть этого визита иногда сводится к чисто прагматическим интересам сторон. Однако свидетельства очевидцев и печатные источники тех лет убедительно говорят об огромной эмоциональной составляющей этого визита, искреннем радушии и гостеприимстве американцев.

Об интересных подробностях этого визита Читайте далее.


Разгром шведов под Санкт-Петербургом

Портрет Ф.М. Апраксина. Художник П. Жуковский
Портрет Ф.М. Апраксина
>Художник П. Жуковский

Август — сентябрь 1708 года — разгром шведов под Санкт-Петербургом. Отражена наиболее решительная и опасная попытка шведов разрушить Санкт-Петербург и уничтожить Балтийский флот. В начале XVIII века Шведская империя была одной из ведущих европейских держав, которой принадлежало всё побережье Финского залива. Для России получение выхода к Балтийскому морю было тогда важнейшей внешнеполитической и экономической задачей. После поражения под Нарвой (1700 г.), Петр I решил идти к Финскому заливу не с юга (в районе Нарвы), а с востока — со стороны Ладоги. Весной 1703 года русские вышли к устью Невы и 16 мая основали Санкт-Петербург.

Интересно, что обе стороны в противостоянии под Санкт-Петербургом удачно использовали военную хитрость или дезинформацию противника. Однако шведам это дало только временное тактическое преимущество, которое они даже не смогли использовать. А вот дезинформация шведов, убедительно проведенная нашим командованием, обеспечила нам полную победу, завершившуюся бегством шведской армии и флота от наших берегов. Правда, ее инициатора пока можно назвать только предположительно.

О нашей решительной победе под Санкт-Петербургом Читайте далее.

Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика