Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Самое интересное в истории Российского флота!

Адаптация к смартфонам

Календарь. Морские события с 15 по 31 марта 2019 года

Уважаемый читатель, Вы находитесь в разделе блога «Календарь» — это своеобразный вахтенный журнал, в который следует записывать только то, что действительно происходило в жизни. Строго следуя этому правилу, я из богатейшей истории нашего флота выбрал несколько реальных и значимых событий, с каждым из которых связано немало интересного и даже парадоксального.
Познакомьтесь с ними. Я уверен, Вам будет интересно!

Предстоящие две недели отмечены как морским праздником, так и целым рядом знаменательных событий в истории Российского флота.

 — 19 марта — День моряка-подводника. В этот день (6 марта по старому стилю) в 1906 г. указом императора Николая II подводные лодки внесены в официальную классификацию кораблей и судов Российского флота. С тех пор они вошли в жизнь сотен тысяч россиян. Люди не просто интересуются, а глубоко сопереживают все достижения и трудности подплава, поэтому этот праздник отмечается у нас всенародно.
Давайте, мой уважаемый читатель, вместе мысленно поздравим наших юбиляров и пожелаем им успехов.

Из других важных и знаменательных событий конца марта надо отметить:

 — 15 (27) марта 1848 года (171 год назад) — вышел в свет первый номер старейшего журнала России «Морской Сборник».

— 16 (28) марта 1824 года (195 лет назад) — родился выдающийся русский художник-маринист и морской офицер А.П. Боголюбов.

 — 18 (30) марта 1843 года (176 лет назад) — родился К.М. Станюкович, морской офицер, участник кругосветного плавания, известный писатель-маринист.

— 22 марта (3 апреля) 1885 года (134 года назад) — родился известный русский гидрограф-геодезист Борис Андреевич Вилькицкий.

 — 24 марта (4 апреля) 1703 года (316 лет назад) — на Олонецкой верфи заложен 28-пушечный корабль «Штандарт» — первое по-настоящему мореходное и боевое парусное судно Балтийского флота.

 — 26-28 марта 1944 года (75 лет назад) — десант отряда морской пехоты в Николаев. Среди множества примеров мужества, стойкости и воинской доблести, проявленных русской морской пехотой, этот десант вызывает особый интерес и уважение. Он оказал значительную помощь в освобождении Николаева, не допустил разрушения порта, эвакуации морем фашистских захватчиков и вывоза награбленных ими ценностей.

 — 28 марта (9 апреля) 1898 года (121 год назад) — родился известный советский полярный летчик Борис Григорьевич Чухновский.



Крейсер «Червона Украина» — боевой путь корабля

Крейсер Червона Украина
КР «Червона Украина»

21 марта 1927 года — поднят флаг на крейсере «Червона Украина». У этого крейсера была короткая, но удивительная судьба. Начнем с того, что строительство его затянулось на долгие 14 лет. Ровно столько же лет он прослужил в составе Советского Черноморского флота. Крейсер заложили и спустили на воду в царской России под именем «Адмирал Нахимов», а достраиваться и служить ему пришлось при советской власти уже как «Червона Украина». Этот крейсер первым ввели в состав флота после Великой Октябрьской революции. (Читайте о создании Рабоче-Крестьянского Красного флота). Корабль участвовал в нескольких боевых операциях Великой Отечественной войны, а погиб — в главной базе Черноморского флота – в Севастополе.

Еще более парадоксальной выглядит ситуация с гибелью крейсера, которая была предопределена безграмотными распоряжениями и бездеятельностью командования Черноморским флотом. Сначала крейсеру было приказано встать в Южной бухте. Неподвижный корабль в центре небольшой бухты был идеальной мишенью для вражеской авиации. Командующий флотом адмирал Ф.С. Октябрьский и офицеры его штаба прекрасно знали, что недавно назначенный командир крейсера не имел опыта командования кораблем в боевых условиях. Однако они не приняли никаких мер для обеспечения безопасности крейсера, хотя могли бы сделать многое. Например, находившийся точно в таких же условиях крейсер «Красный Крым» постоянно менял место стоянки и маскировался под береговые объекты, в результате чего ему удалось избежать серьезных повреждений от вражеской авиации. Конечно, командир крейсера «Червона Украина» несет ответственность за гибель своего корабля, но это вовсе не оправдывает бездеятельность командования флотом.

О боевой службе и обстоятельствах гибели крейсера Читайте далее.


Б.А. Вилькицкий — исследователь Арктики

Б.А. Вилькицкий
Б.А. Вилькицкий

22 марта (3 апреля) 1885 года — родился известный русский гидрограф-геодезист Б.А. Вилькицкий. В период 1913-1915 годов Борис Андреевич возглавлял Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана на судах «Таймыр» и «Вайгач». Эта работа принесла ему большой авторитет и широкую международную известность. Участников экспедиции поздравили все географические общества мира. Вилькицкому была присуждена большая золотая медаль Русского географического общества, золотая медаль Парижского географического общества и золотая медаль Шведской академии наук.

Борис Андреевич искренне переживал за судьбу страны и хотел помочь спасти ее от экономической разрухи. Поэтому он принял предложение возглавить Карские экспедиции 1923 и 1924 годов для укрепления экономических связей Сибири с центральными районами страны. Позднее он с большим энтузиазмом и гордостью следил за успехами советских полярников в освоении Северного морского пути, а в 50-х годах хотел вернуться на Родину. К сожалению, это удалось реализовать только после его смерти.

Об удивительной судьбе этого человека Читайте далее.


Корабль «Штандарт» — показатель успехов России

Императорский штандарт
Императорский штандарт

24 марта (4 апреля) 1703 года — на Олонецкой верфи заложен 28-пушечный корабль «Штандарт» — первое по-настоящему мореходное и боевое парусное судно Балтийского флота. По своему вооружению и размерам он, конечно, относился к рангу фрегатов, но в то время первенца гордо именовали кораблем. Это событие было далеко не рядовым и уж тем более не случайным. Оно свидетельствовало о крупных и весьма важных успехах России в борьбе за выход к Балтийскому морю и совершенно однозначно говорило о ее дальнейших планах в этой области.

Не менее символичным было и то, что в свое первое плавание «Штандарт» вышел под командованием самого Петра I. Уже здесь, на самом раннем этапе создания Российского флота мы видим, какое упорство, последовательность и готовность преодолеть все препятствия и опасности проявил наш самодержец в стремлении выйти к морю. Ценою тягчайших жертв наш народ создал мощный флот и надежно обеспечил свои морские рубежи. По этому пути Россия идет и в наше время, постоянно подтверждая свое право называться великой морской державой. Смотрите статью об историческом пути Российского флота.

О значении и судьбе первого корабля Балтийского флота Читайте далее.


Николаевский десант – беспримерное мужество и стойкость

К.Ф. Ольшанский
К.Ф. Ольшанский

26-28 марта 1944 года — Николаевский десант отряда морской пехоты в порт города Николаев. Среди множества примеров мужества, стойкости и воинской доблести, проявленных русской морской пехотой, этот десант вызывает особый интерес и уважение. Достаточно сказать, что 55 его участников сразу были удостоены звания Герой Советского Союза, подавляющее большинство, к сожалению, посмертно. Десант должен был содействовать частям Красной Армии в овладении городом Николаев, вызвать панику среди немецких частей в городе и отвлечь часть сил с фронта.

Поразительно, что для выполнения столь сложной боевой задачи был выделен всего лишь небольшой отряд морских пехотинцев. Правда, перед штурмом города были попытки высадить еще два десанта, но они успеха не имели. Наступление наших войск началось только через двое суток после высадки, к этому времени в составе десанта осталось всего 11 раненых бойцов. Свою задачу десант выполнил, но оказать непосредственную помощь штурмующим частям он не смог.

О героическом бое десантников Читайте далее.


Борис Чухновский – энтузиаст полярной авиации

Б.Г. Чухновский
Б.Г. Чухновский

28 марта (9 апреля) 1898 года родился известный советский полярный летчик Борис Григорьевич Чухновский. Ему пришлось жить в трудный период. На долю его поколения пришлось несколько революций и тяжелейших, разрушительных войн. Но был и огромный энтузиазм народа, направленный на построение новой жизни. Были грандиозные стройки, выдающиеся достижения, связанные с освоением отдаленных районов, природных богатств и с техническим перевооружением страны. Все это самым непосредственным образом отразилось и в жизни Чухновского.

Поразительно, с каким энтузиазмом и самоотверженностью работал Борис Григорьевич в интересах развития полярной авиации. Он создавал основы ледовой разведки и гидрографических наблюдений с воздуха. С необыкновенной настойчивостью, а порой и рискуя жизнью, участвовал в поисковых и спасательных экспедициях в Арктике, а в годы войны наносил бомбовые удары по вражеским кораблям, судам и береговым объектам. При этом еще в начале 30-х годов Чухновский начал работать над созданием специального самолета для Арктики и занимался этим до последних дней своей жизни.

О героическом жизненном пути этого выдающегося человека Читайте далее.


Адмирал И.Ф. Лихачев — укрепление России на Дальнем Востоке

И.Ф. Лихачев
И.Ф. Лихачев

31 марта (12 апреля) 1826 года родился Иван Федорович Лихачев. Вице-адмирал, участник обороны Севастополя, первый командующий эскадрой броненосных кораблей Балтийского флота, морской атташе в Лондоне и Париже, автор многих научных статей о флоте. Но главное дело жизни И.Ф. Лихачева было связано с укреплением позиций России на Дальнем Востоке и с развитием ее морских сил на Тихом океане.

Поразительно, что человек, успешно занимавшийся решением столь важных и судьбоносных для отечества вопросов, сначала был вынужден уйти в отставку, а затем его имя надолго вычеркнули из истории России и ее флота. Об этом с большим сожалением говорили многие современники Лихачева, да и наше время о нем мало что известно. Но богатое военно-морское наследие адмирала до сих пор сохраняет свою актуальность.

О насыщенном событиями жизненном пути И.Ф. Лихачева Читайте далее.


Подводная лодка «Минога».

С днем подводника
С днем подводника!

19 марта в нашей стране отмечается День моряка-подводника. Представители этой героической и романтической морской профессии всегда отличались мужеством, профессионализмом и высокой активностью в решении поставленных боевых задач. Уже более 100 лет развитию подплава уделяется у нас особое внимание. Важной вехой в этом постоянном стремлении к совершенству стала подводная лодка «Минога». Несмотря на небольшие размеры, на ней был реализован целый ряд самых передовых достижений, благодаря чему эта подводная лодка некоторое время считалась одной из лучших в мире.

История подводного флота богата яркими событиями, героическими подвигами и славными именами. Посмотрите, например, статью о подвиге подводной лодки «Пантера». Однако морская профессия всегда сопряжена с повышенной опасностью. Какой бы совершенной ни была техника, различные аварии и нештатные ситуации являются неизменным атрибутом жизни моряков. Особенно опасны они на подводных лодках. Освоение этих кораблей происходило в море. При этом они горели, взрывались, сталкивались и тонули, но горькая соль морского опыта их экипажей оседала в уставах, наставлениях и инструкциях для последующих поколений подводников.

О судьбе самой лучшей для своего времени ПЛ Читайте далее.

Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика