Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

РОПиТ — крупнейшая пароходная компания России

Флаг РОПиТ
Флаг РОПиТ
Рисунок утвержден в 1898 году

3 (15) августа 1856 года было создано Русское Общество Пароходства и Торговли (РОПиТ). Оно ставило своей целью возобновление пароходных линий между портами Черного, Азовского и Средиземного морей, расширение внешней торговли, содействие развитию отечественного мореходства, промышленности и сельского хозяйства. Обеспечение военных интересов страны тоже предусматривалось, но не афишировалось.

Поразительно, но инициатива создания РОПиТ была встречена в деловых кругах с пониманием, сочувствием и поддержкой, несмотря на то, что Причерноморье после Крымской войны находилось в крайне тяжелом положении. Торговый флот был почти полностью уничтожен, портовые сооружения находились в полном запустении, пароходные компании пребывали на грани разорения.

Создание РОПиТ стало своевременной и удачной инициативой

Н.А. Аркас
Н.А. Аркас
Рисунок 1860 годов.

Предложение о создании на Черном море Русского Общества Пароходства и Торговли (РОПиТ) было исключительно своевременной и во всех отношениях удачной идеей. После войны экономика когда-то богатого края начала быстро развиваться. Обширные плодородные земли заселялись и осваивались. Производимая здесь продукция нуждалась в сбыте, а население в регулярных пассажирских перевозках, при этом в крае не было ни одной железной дороги. Поэтому создание пароходства на Черном море стало самым актуальным делом.

С инициативой создания частной пароходной компании на Черном море выступил тогда еще капитан 1 ранга, а в будущем знаменитый адмирал Николай Андреевич Аркас. Это был очень опытный моряк, который участвовал во многих боевых операциях. В 1844 году он открыл пароходство на Каспийском море. Его соавтором был Николай Александрович Новосельский, ставший позднее городским головой Одессы и много сделавший для развития этого прекрасного города.

Правительство России предоставило РОПиТ долгосрочный заем и ежегодный кредит на ремонт пароходов, а также установило ежегодную дотацию, учитывающую количество пройденных пароходами миль. В решении правительства по этому вопросу указывалось на «очевидную пользу и особую важность столь обширного предприятия, еще небывалого в нашем отечестве». Император Александр II 3 августа 1856 года утвердил устав общества. Этот день и стал днем создания Российского Общества Пароходства и Торговли РОПиТ .

Большое значение создание крупного пароходства на Черном море имело и для обороны страны. Подписанный после Крымской войны Парижский мирный договор запрещал всем странам, включая и Россию, иметь здесь сильный военный флот. Одновременно запрещался проход военных судов через Черноморские проливы. Это означало, что Россия лишалась возможности иметь на Черном море военные корабли и даже вводить их сюда на какой-то период. При создании РОПиТ предусматривалась возможность использования его судов в военное время в качестве вспомогательных крейсеров и военных транспортов.

Удачный старт и большие проблемы

Деловые круги страны отнеслись к созданию РОПиТ с пониманием, сочувствием и поддержкой. Благодаря этому акции компании раскупались очень быстро, и уже к концу 1856 года был собран капитал, достаточный для покупки пароходов на первые 8 линий. Грузовое и пассажирское пароходное сообщение РОПиТ открыло 21 мая 1857 года пятью пароходами, а к концу года три первые пароходные линии из Одессы в Николаев, Херсон и на Кавказ содержались в полном размере, еще несколько линий были открыты в пробном режиме.

С первых же дней своей работы общество встретилось с большими трудностями, связанными с недостатком специалистов, заводских и ремонтных мощностей, а также огромным количеством бюрократических формальностей, которые очень затрудняли следование судов по расписанию. Однако больше всего затрудняло работу РОПиТ общее неустройство портов, отсутствие складов, погрузочных средства, обустроенных пристаней и причалов.

Были случаи гибели судов, однако, как правило, больших людских потерь удавалось избежать. Несмотря на эти трудности, общество успешно развивалось, приобретало новые пароходы, осваивало новые линии. Очень успешным оказалось, например, пароходное сообщение с Великобританией. Пароходы вывозили зерно и другую продукцию Юга России, а доставляли сюда рельсы для строительства железных дорог. В 1871 году РОПиТ открыло пароходное сообщение с Индией и Китаем, откуда шли большие поставки чая и хлопка.

Военная страда

Пароход Великий князь Константин
Фотография парохода «Великий князь Константин»

Начавшиеся в 1876 году политические осложнения, а затем и война с Турцией означали завершение первого чрезвычайно успешного этапа в деятельности общества. С началом войны оно предоставило в распоряжение правительства все свое имущество, пароходы, склады и мастерские. Четыре парохода были срочно переоборудованы во вспомогательные крейсера и приступили к боевым действиям. Наиболее успешно действовал пароход «Великий князь Константин» под командованием лейтенанта С.О. Макарова. Атаки его минных катеров лишили турок господства на море и заставили турецкий флот отказаться от активных действий.

Пароход «Веста» вступил в неравный бой с турецким броненосцем. Умело маневрируя и эффективно используя свою артиллерию, русский пароход нанес броненосцу тяжелые повреждения и заставил его отказаться от погони. Полученный от РОПиТ пароход «Россия» захватил и привел в Севастополь турецкий пароход «Мерсина», на котором было более 700 человек турецкой пехоты. Подробнее о действиях наших моряков в ходе этой войны читайте здесь .

Война закончилась в 1878 году, но для Общества военная страда продолжалась еще несколько лет. Его пароходы работали с полной нагрузкой, обеспечивая снабжение русских армий на Балканах и на Кавказе, а также перевозку возвращавшихся на родину полков. К этому времени флот РОПиТ в значительной мере устарел и не соответствовал новым требованиям. В то же время, быстрое экономическое развитие страны требовало значительного увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, открытия новых линий и увеличения количества судов. Отвечая на эти потребности, было создано Общество Добровольного флота, подробности смотрите в статье «Добровольный флот — воплощение патриотизма россиян» , но оно могло только дополнить, а не заменить РОПиТ, который нуждался в серьезной реорганизации.

Для привлечения финансовых средств на модернизацию пароходного парка общество взялось за постройку кораблей. Сначала был подписан контракт на строительство в Севастополе двух броненосцев «Чесма» и «Синоп», затем трех канонерских лодок и, наконец, на строительство новейшего броненосца «Георгий Победоносец». Этот броненосец был сдан флоту в 1892 году, на этом был завершен военный этап в деятельности РОПиТ.

Короткая передышка и снова война

Третий этап начался весьма успешно. В Одессе общество построило новый завод и эллинг. Благодаря модернизации старых и закупке новых судов удалось значительно увеличить объем грузовых и пассажирских перевозок, а также открыть несколько дальних и очень выгодных линий. С 1893 года начались рейсы из Черного моря в Балтийское, а с 1901 года — рейсы из Одессы во Владивосток. В 1906 году РОПиТ открыло регулярные рейсы в США, дружественные отношения с которыми были установлены в 1863 году. Смотрите статью о визите наших кораблей в США . Однако этот период успешной коммерческой деятельности оказался весьма коротким.

Пароход Император Николай I
Фотография парохода «Император Николай I»
В 1915 году переоборудован в гидроавиатранспорт — прообраз современных авианосцев.

Обострение обстановки на Дальнем Востоке потребовало переброски туда большого количества войск. Затем суда РОПиТ привлекались к обеспечению перехода 2-й Тихоокеанской эскадры З.П. Рожественского. После русско-японской войны начался период революционных выступлений, а за ним и Первая мировая война. Несмотря на возникшие трудности, общество оставалось крупнейшей в России пароходной компанией, флот которой в 1913 году насчитывал 80 пароходов океанского плавания. Флаг РОПиТ был хорошо известен во многих крупных портах Атлантического, Тихого и Индийского океанов.

Наконец, в 1918 году все имущество общества было национализировано Советской властью. На этом закончилась деятельность РОПиТ — одной из самых крупных и очень успешных пароходных компаний России. Она в значительной мере способствовала развитию мореходства, промышленности, сельского хозяйства и внешней торговли страны. Деятельность РОПиТ заложила основы для создания морского флота Советского Союза и современного морского флота России.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Иловайский С.И. Исторический очерк 50-летия Русского Общества Пароходства и Торговли. Одесса. 1907 год.
  • Аркас Н.А. Об учреждении Русского общества Пароходства и Торговли. Санкт-Петербург. 1856 год.
  • Энциклопедия военных и морских наук. Под редакцией генерал-лейтенанта Леера. СПб. 1888 г.
  • Большая советская энциклопедия. Том 37. Москва. 1955 год.

В деятельности РОПиТ было много интересных фактов, случаев и происшествий. К сожалению, в такой короткой статье невозможно рассказать об этом. Возможно, у Вас, уважаемый читатель, есть какие-то сведения об этой пароходной компании. Поделитесь ими в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Николай :

    Хорошая статья. Спасибо.
    Была некогда великая морская держава Советский Союз.
    Все в прошлом. Печально.
    Нет Черноморского морского пароходства
    Нет Азовского Морского пароходства
    Нет Балтийского Морского парохдства — самого крупного в системе Министерства Морского Флота СССР. Отрасль РАЗВАЛИЛИ. Уйти с международных морских путей легко, вернуться обратно невозможно. Еще раз спасибо за интересные статьи.

    01.08.2013

  2. Сыромятников Олег :

    На кораблях РОСПиТ использовались внутренние платежные жетоны на международных линиях.

    17.10.2013

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика