Орест Якоб
Журнал «Морской вестник» № 3 за 2015 год опубликовал статью В.Е. Юхнина «О.Ф. Якоб — создатель первых отечественных ракетных кораблей». Видный отечественный конструктор-кораблестроитель Орест Федорович Якоб участвовал в создании первых крупных кораблей советского военно-морского флота. Он внес свой вклад в создание эсминцев проектов 7 и 7У сталинской серии, первых послевоенных эсминцев проектов 30К и 30 бис, а затем и первых ракетных кораблей, которые значительно опережали своих иностранных соперников. Статья написана на основе недавно вышедших из печати мемуаров О.Ф. Якоба. Привожу ее краткое изложение.
Орест Федорович родился 12 октября 1897 года в городе Великие Луки. С четвертого-пятого классов гимназии он мечтал стать инженером-кораблестроителем. В 1915 году Орест окончил школу с золотой медалью, после чего его семья переехала в Петроград. В том году на 80 вакансий кораблестроительного отделения Политехнического института было подано 160 заявлений, причем все абитуриенты были золотыми медалистами. Была проведена жеребьевка, по результатам которой Орест Федорович был принят в число студентов.
Начало профессиональной карьеры
Шла война, и в 1916 году Орест поступил вольноопределяющимся в кавалерийский полк. Он научился прилично ездить верхом, владеть шашкой и пикой, освоил винтовку. Служба в «старой» армии продолжалась до начала 1918 года. После демобилизации пришлось работать сначала на Ремонтно-автомобильном заводе в Петрограде, а через год воспитателем в детдоме. В 1919 г. Ореста призвали в Красную Армию. Но в сентябре 1920 г. вышел декрет об отзыве бывших студентов для завершения образования, и Якоба откомандировали в институт.
Учиться было нелегко. Большинство студентов подрабатывали грузчиками в порту и на товарных станциях. В стране царили разруха и голод, часто отключали электричество, трудно было с бумагой, карандашами и чертежными принадлежностями. В январе 1925 года О.Ф. Якоб защитил дипломный проект, и пошел работать на Северную верфь. Ее конструкторское бюро занималось в то время подготовкой рабочих чертежей на перестройку крейсера «Адмирал Спиридов» в нефтеналивное судно «Грознефть» и на постройку новых рефрижераторных теплоходов. Работы шли трудно. Но теплоходы получились удачными.
В 1929 году техническому бюро поручили доработать закупленную в Германии рабочую документацию на строительство крупной серии рыболовных траулеров. Руководить этой работой назначили О.Ф. Якоба, так как он лучше других знал немецкий язык. К 1930 году коллектив бюро вырос и окреп. Постройка ряда кораблей и гражданских судов обогатила его большим опытом. Однако в начале 1931 года решением властей всех конструкторов направили в создававшиеся тогда центральные конструкторские бюро, и верфь осталась без собственного КБ. Якоба заранее перевели в один из цехов, поэтому он остался на верфи.
Эсминцы «Сталинской» серии
В июле 1932 года КБ верфи было создано вновь под руководством О.Ф. Якоба. В 1935 г. планировалось строить на заводе имени А.А. Жданова («Северная верфь») новый корабль по образцу лидера «Ташкент», строившегося по заказу СССР в Италии фирмой «Орландо». В КБ завода переработали присланный из Италии комплект рабочих чертежей, произвели разбивку плаза, а затем работы по этому проекту прекратили. В 1934 году по указанию Сталина было принято решение о строительстве большой серии новых эсминцев, которую так и называли — «Сталинской» серией.
Эсминец пр. 7 «Разумный»
Фото 1944 года
Разработка проекта новых эсминцев, получившего номер 7, была поручена ЦКБ-17. Главным инженером этого бюро был в то время В.А. Никитин. Теоретический чертеж для нового эсминца был взят у итальянской фирмы «Ансальдо», корабли которой отличались высокими скоростными показателями. Новые эсминцы должны были развивать скорость полного хода не менее 38 уз. Во всем остальном проект разрабатывался по ТТЗ, выданному ВМФ.
При разработке проекта в первоначальное задание непрерывно вносились изменения, в результате чего образовалась огромная перегрузка корабля по сравнению с эскизным проектом. Эти недостатки в работе, как проектных организаций, так и заводов были окончательно изжиты только в 1950-1951 гг. после крупных неприятностей, пережитых при постройке кораблей пр. 30 бис и пр. 41.
Возмущение Сталина
На одном из совещаний под председательством Сталина анализировали проблему живучести кораблей различных классов. Один из участников совещания неосторожно заявил, что эсминцам повышенная живучесть и непотопляемость не требуется, т.к. эсминцы расходный материал войны. Это замечание вызвало жесткую отповедь Сталина: «Как? Наши корабли — расходный материал? И наши люди, которые плавают на этих кораблях, тоже расходный материал?»
После этого постройка «семерок» была прекращена, а заводу им. Жданова было выдано задание в месячный срок переработать пр. 7 с тем, чтобы, сохранив основной корпус, построить корабль с эшелонным расположением энергетической установки. К тому времени «семерки» уже строились на заводе им. А.А. Жданова, на Николаевском заводе и в городе Комсомольске на Дальнем Востоке, а головной корабль проекта — эсминец «Гневный» — сдан флоту.
ЦКБ-17 за выполненный проект получило хороший отзыв. Но основной исполнитель проекта О.П. Трахтенберг вместе со многими другими работниками ЦКБ и заводов был репрессирован. Конструкторам завода им. Жданова пришлось работать с утра до ночи. Вместо трех котлов предстояло установить четыре, заново сделать компоновку средней части корабля. При этом была добавлена вторая труба и удалось вместо трех зенитных орудий калибром 45 мм поставить четыре такие установки. В 1940 г. на заводе им. Жданова были построены три эсминца пр. 7У. Такими же темпами велась постройка этих эсминцев и на других заводах.
Великая Отечественная война выявила недостатки этих кораблей. Прежде всего, недостаточную прочность корпусов. Несколько кораблей погибли, переломившись на большом волнении. Спроектированные по итальянскому образцу, нацеленному на обеспечение высоких скоростных показателей и мореходности в условиях Средиземного моря, эти эсминцы не обладали мореходными качествами, достаточными для плавания в суровых северных морях. Но, в общем, по отзывам военных моряков, это были совсем неплохие корабли.
Эсминец пр. 7У «Смышленый»
В блокадном Ленинграде
При приближении линии фронта к Ленинграду основной состав КБ был эвакуирован в Казань. В Ленинграде было оставлено 116 человек. О.Ф. Якоб был назначен начальником этой группы. Конструкторы трудились, не щадя себя. Достаточно сказать, что из 116 человек к концу блокады в строю осталось лишь 13 человек. Заводы стали загружать изготовлением боеприпасов, броневых колпаков для ДОТов, лафетов для орудий и «катюш» и другого снаряжения, необходимого для обороны города. Но основной задачей была достройка и ремонт кораблей.
Наступил мир, но работать приходилось как на войне
В послевоенные годы флот остро нуждался в кораблях новой постройки, отвечавших кардинально изменившимся условиям ведения боевых действий. Нужны были новые крейсера, эсминцы, подводные лодки и большие десантные корабли, ведь во время войны танки и тяжелую технику перевозили даже на танкерах (подробности читайте здесь ).
В этот период судьба тесно связана О.Ф. Якоба с ЦКБ-53 (сегодня — АО «Северное ПКБ»). В должности начальника проектного отдела он руководил работами по проектированию первых послевоенных эскадренных миноносцев пр. 30К и 30 БИС, был заместителем главного конструктора уже принципиально нового корабля этого класса пр. 41 (главный конструктор В.А. Никитин). Успехи в разработке комплексов противокорабельных крылатых ранет серьезно повлияли на кораблестроение. В этом направлении ВМФ опередил своих иностранных конкурентов.
Ракетный эсминец пр. 57 бис
Работы по проектированию первого эсминца с противокорабельным ракетным оружием были поручены ЦКБ-53. Планировалось сделать ракетный корабль, оснащенный комплексом крылатых ракет «КСЩ» с двумя пусковыми установками, а для отработки комплекса создать экспериментальный корабль («Бедовый» пр. 56Э) с одной такой установкой. Работы над техническим проектом эсминца пр.57 бис завершились в декабре 1956 г. Их возглавлял О.Ф. Якоб. Позднее противокорабельные крылатые ракеты стали оснащать ядерным боезарядом. (О создании первого ядерного заряда для ВМФ читайте здесь ). Однако решением этих проблем занимались уже ученики Якоба.
Скончался Орест Федорович в 1975 году.
А теперь, чтобы наглядно увидеть, как далеко ушло наше кораблестроение за послевоенный период, посмотрите статью Торпедные катера дальнего действия .