Подводникам АПРК «Курск»
12 августа 2000 года — гибель атомной подводной лодки АПРК «Курск». Это был российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Заложен в Северодвинске на заводе «Севмаш» в 1992 году, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы находился в составе Северного флота России. В апреле 1993 года в честь подвига советского народа на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны атомной подводной лодке К-141 присвоено почетное наименование «Курск». Через семь лет этот подводный крейсер затонул в Баренцевом море, в 175 км от Североморска, на глубине 108 метров. Все 118 членов экипажа погибли.
Катастрофа «Курска» была одной из самых громких в истории России, произошедших в мирное время. Вся страна испытала тогда огромное потрясение, которое до сих пор отзывается болью в душе каждого россиянина. Все с большим напряжением и состраданием следили за тем, как пытались спасти экипаж лодки, а затем поднять ее со дна моря. Сейчас, спустя столько лет после трагедии, причина гибели АПРК «Курск», по-прежнему вызывает живой интерес у многих россиян.
Наш ответ американцам
Со второй половины 60-х годов советский военно-морской флот вышел на просторы Мирового океана и наращивал силы, чтобы иметь возможность противостоять любому противнику. Особенно актуальной эта задача стала после появления в 70-х годах в составе ВМС США новейших атомных авианосцев типа «Нимитц». Они обладали колоссальной ударной мощью, а радиус их эффективной зоны ПВО достигал 5 тысяч километров. Эти авианосцы до сих пор активно используются для решения боевых задач во время локальных конфликтов в различных районах мира.
Советский Союз по ряду причин не мог строить такие корабли. Нашим ответом американцам стали крейсерские атомные подводные лодки с крылатыми ракетами на борту. Сначала под руководством академика В. Челомея был создан новый ракетный комплекс с подводным стартом. Он был принят на вооружение в 1981 году и получил название «Гранит». Дальность полета новой ракеты превышала 500 километров, управление полетом осуществлялось бортовой аппаратурой, обеспечивавшей прорыв системы ПРО противника. Одного залпа «Гранитами» достаточно, чтобы уничтожить всю авианосную ударную группу.
Проект нового подводного крейсера
Тактико-техническое задание на проектирование тяжелого подводного ракетного крейсера под этот ракетный комплекс было выдано в декабре 1969 года. Новый проект, одним из воплощений которого стала АПРК «Курск», получил наименование «949». После введения в строй двух первых кораблей, он был существенно доработан, и началось серийное производство подводных крейсеров проекта «949 А». Это очень малошумная лодка, с большой скоростью подводного хода — до 33 узлов, и глубиной погружения до 600 метров. У нее прекрасная обитаемость, а автономность вдвое больше, чем у лодок предыдущего поколения.
Атомный подводный ракетный крейсер АПРК «Курск» в походе
На вооружении подводного крейсера стояло 28 противокорабельных ракет «Гранит» и 24 противолодочные управляемые ракеты или торпеды. Эти корабли стали подлинным шедевром отечественного кораблестроения. Их уникальность состоит в том, что они имеют целый ряд преимуществ перед подводными лодками вероятного противника и способны в одиночку противостоять мощнейшим эскадрам. Американцы не без основания назвали эти подводные лодки «убийцами авианосцев» и определили их как приоритетные цели для своих сил противолодочной обороны.
Новые подводные лодки должны были стать основой двух наших океанских флотов — Северного и Тихоокеанского, но их серийное строительство продолжалось недолго. Началась перестройка, за ней последовал развал Советского Союза, смена идеологических основ и жизненных ценностей. Начался процесс развала флота, и списания сотен и сотен еще вполне боеспособных кораблей. Экономические трудности захлестнули и кораблестроительную отрасль, и проектные организации.
Сложности постройки АПРК «Курск»
В это время на стапелях Северодвинского судостроительного завода уже стоял корпус очередного подводного крейсера, которому суждено было стать АПРК «Курск». В таких исключительно трудных для флота и для кораблестроения условиях были найдены силы и средства для достройки АПРК «Курск». Корабль был спущен на воду в 1994 году и в следующем году вошел в состав Северного флота, став «лебединой песней» советского кораблестроения. 20 января 1995 года на АПРК «Курск» был поднят Андреевский флаг.
Первые годы службы прошли в обычной учебе с редкими и весьма непродолжительными выходами в море. Экипаж смог полностью освоить лодку, приобрести прочные теоретические и практические навыки в использовании оружия и всего оборудования корабля. Наиболее примечательным событием первых лет стал поход в район гибели подводной лодки «Комсомолец» и глубоководное погружение в этом районе. Затем плановый ремонт и модернизация в 1998 году. И снова напряженная учеба, результатом которой стала, выполненная на «отлично», ракетная стрельба на приз главкома.
Успехи боевой подготовки
По итогам соревнования за 1999 год экипаж АПРК «Курск» был признан лучшим в 7-й дивизии и одним из лучших на Северном флоте. Пять его боевых частей стали «отличными». 23 % членов экипажа получили квалификацию — мастер военного дела, остальные 77 % — специалиста 1-го и 2-го классов. Командир подводной лодки капитан 1-го ранга Г.П. Лячин был представлен к званию Героя России. Большинство тех, кто знал экипаж и лодку, говорят о произошедшей трагедии как об «исключительном» стечении обстоятельств.
Командир АПРК «Курск» Г.П. Лячин
Вот мнение Виктора Рысакова, одного из первых командиров «Курска»: «Я лично отбирал этих людей на корабль. Все они прошли подготовку в учебном центре в Обнинске и на заводе-производителе. Опытнейшие, стойкие подводники. Таких на «Курске» много. В 1994 году на испытаниях лодка показала себя превосходно, выполнив все мыслимые и немыслимые маневры». По мнению моряков, это был один из новейших и наиболее надежных подводных крейсеров. Подлодки такого проекта эксплуатируются уже много лет и не имеют серьезных нареканий.
Поход в Средиземное море
Высшей точкой короткой биографии АПРК «Курск» стал автономный поход в Атлантический океан и Средиземное море в августе-октябре 1999 года. К тому времени наши корабли уже несколько лет не появлялись в этом стратегически очень важном районе. Поход осуществлялся по замыслу и под управлением командующего Северным флотом адмирала В.А. Попова. АПРК «Курск» скрытно прошел все противолодочные кордоны в Атлантике и в проливе Гибралтар. Его появление в Средиземном море было полной неожиданностью для всех и, в первую очередь, для действовавшего там 6-го флота США.
Во время этого похода осуществлялось слежение за действиями авианосной ударной группировки США во главе с авианосцем «Теодор Рузвельт». Одновременно отрабатывались приемы применения оружия с проведением условных атак по реальным целям. Все это делалось скрытно, так, чтобы американцы знали о присутствии русской подводной лодки, но не могли установить с ней надежный контакт.
К ее поискам были привлечены противолодочные силы всех натовских государств средиземноморского бассейна. Здесь наши моряки смогли в реальной обстановке отработать способы отрыва от противолодочных сил США и НАТО. Затем корабль также скрытно покинул Средиземное море. Адмирал В.А. Попова отметил в связи с этим: «Командиру АПРК «Курск» удалось полностью реализовать наш замысел. Он провел корабль незаметно через Гибралтар в Средиземное море, это был не прорыв, а песня!». За этот поход 72 члена экипажа лодки были представлены к правительственным наградам.
Последний выход в море
Впереди были новые интересные и ответственные задания. Капитан 1-го ранга Г.П. Лячин готовил экипаж к планировавшемуся на октябрь 2000 года дальнему походу в составе мощной авианосно-маневренной группы Северного флота. Россия после лихолетья 90-х годов вновь готовилась вернуться в Средиземное море. Но эти планы были перечеркнуты рядовым выходом на плановое ученье флота 10 августа 2000 года.
Место гибели АПРК «Курск»
Во время похода на борту лодки было 24 крылатые ракеты «Гранит» и 24 торпеды. По плану учений 12 августа в период с 11:40 до 13:40 она должна была провести учебную торпедную атаку. Последние записи в бортовом журнале лодки были оставлены в 11:15. В этот же день в районе 11:30 норвежские сейсмологические станции зафиксировали 2 взрыва, сила которых была эквивалентна 100 кг тротила и 1-2 тоннам тротила. Второй взрыв фактически был серией одновременных взрывов, что говорит о детонации боеголовок нескольких торпед.
После взрыва в живых осталось 27 человек, которые заглушив реактор, перешли в 9-й отсек. Через 7-8 часов при перезарядке системы регенерации воздуха произошел взрыв, в результате которого выгорел почти весь кислород. Все находившиеся в отсеке сразу погибли от отравления угарным газом. Наши госпитальные суда (об их истории читайте здесь ) и спасательные службы (об истории их развития читайте в статье «ЭПРОН – как авантюрная идея превратилась в крупнейшую организацию» ) по ряду причин не смогли оказать помощь гибнущей лодке.
Навечно в памяти народной
Расследованием было установлено, что в 11 часов 28 минут в торпедном аппарате № 4 произошел взрыв торпеды 65-76А «Кит». В результате этого в 1 отсеке возник пожар, который через 2 минуты привел к детонации запасных торпед. В результате второго взрыва переборка между 1 и 2 отсеком лодки была срезана и перемещалась как поршень, разрушая все на своем пути, вплоть до переборки между 2 и 3 отсеками. Причиной взрыва торпеды признали утечку компонентов топлива.
Полной ясности в этом вопросе до сих пор нет. В газетах и на радио обсуждалось множество возможных причин катастрофы, как правило с критикой в адрес властей и командования флотом. В целом, ситуация во многом напоминала события 1955 года, когда на рейде Севастополя погиб наш линкор. Подробности читайте в статье «Линкор «Новороссийск» — трагедия флота и страны» . Правда, тогда все в гораздо большей степени старались скрыть, спрятать, засекретить. Но совершенно ясно, что подобные катастрофы, будь то с линкорами «Императрица Мария» и «Новороссийск» или с подводными лодками «Комсомолец» и «Курск», до сих пор тяжелой болью отзываются в сердцах наших людей.
В Российских Вооруженных силах есть старая традиция — заносить имена погибших героев в списки частей, где они служили. Так было сделано и на этот раз. Погибший личный состав атомного подводного крейсера АПРК «Курск» был навечно зачислен в списки дивизии подводных лодок Северного флота. Это не просто память — это напоминание ныне живущим о том, что павшие стоят с нами в одном строю. Смотрите статью о Дне памяти моряков подводников .
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Чернов Е.Д. Тайны подводных катастроф. 2002 г.
- Шигин В.В. АПРК «Курск» послесловие к трагедии. 2002 г.
- Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. 2000 г.
Какие чувства и мысли гибель «Курска» вызывает у Вас, уважаемый читатель?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!
Владимир, не надо повторять официальный бред о причине гибели КУРСКА, причина совершенно другая. Такое «приседание» перед официозом подрывает доверие к Вашей другой информации.
01.08.2015
Страшная трагедия… Надеюсь их подвиг был не напрасен. Вечная память!
01.08.2015
По поводу публикации официальной версии гибели лодки. Не могу с Вами согласиться, Михаил. В статье о гибели АПЛ «Курск» нельзя обойтись без официальной оценки этой трагедии, поскольку все остальное – это «сплетни в виде версий». При этом я не утверждаю, что официальная версия является истиной в последней инстанции. Я совершенно согласен с Вами в том, что верят ей далеко не все. Но версий много, и каждый выбирает ту, которая кажется ему наиболее обоснованной. Посмотрите в историю: «Императрица Мария», «Новороссийск», «Комсомолец» — сколько лет прошло, выдвигаются новые версии, при этом официальные заключения остаются в силе, а истина по-прежнему неизвестна.
08.08.2015