Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Почему погиб пароход «Челюскин»


Пароход «Челюскин»

13 февраля 1933 года советский пароход «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в Чукотском море. Экипаж судна успел эвакуироваться на лед. Два месяца в ледовом лагере жили и трудились 104 человека, в том числе 10 женщин и двое детей. Сам факт существования на арктической льдине такого большого лагеря — случай неслыханный и беспрецедентный. Это были два месяца постоянной опасности, напряженного труда и самоотверженной борьбы со стихией.

Парадоксальным в этом памятном для всей страны и героическом событии является то, что «Челюскин» вполне мог дойти до Владивостока, если бы не две серьезные ошибки руководителя экспедиции О.Ю. Шмидта. Одна из них существенно затруднила весь ход экспедиции, а вторая оказалась поистине роковой. Но согласитесь, дорогой мой читатель, что в 30-е годы было много героических дел, которые в начале казались абсолютно нереальными. Самые сложные задачи решали в стране зачастую на голом энтузиазме без оглядки на риск и возможные потери.

В 1933 году была поставлена задача обеспечить движение по всей трассе Северного морского пути

После революции было налажено движение по двум участкам Северного морского пути. По западной трассе от Енисея до Белого моря шел сибирский хлеб, а затем лес и никелевая руда. По восточному участку от Колымы до Владивостока обеспечивалась работа золотых приисков Чукотки. В начале 30-х годов была поставлена задача объединить их в единую транспортную магистраль.

Первым, в 1932 году, совершил переход по Северному морскому пути за одну навигацию ледокольный пароход «А. Сибиряков». Начальником этой экспедиции был видный советский ученый и государственный деятель Отто Юльевич Шмидт. Но что это был за переход. Пароход неоднократно оказывался в ледовом плену и дважды терял винт. Под парусом он подошел к Берингову проливу, где был взят на буксир. Этот рейс показал, какие трудности ожидают покорителей Арктики. О трагической судьбе парохода «А. Сибиряков» Читайте подробнее .


Портрет О.Ю. Шмидта
С картины художника М. Нестерова

По итогам этого плавания было создано Главное управление Северного морского пути. В его задачи входило окончательно проложить и оборудовать эту трассу от Белого моря до Берингова пролива. Начальником Главсевморпути стал О.Ю. Шмидт. О реализации этих сложнейших задач читайте в статье «Северный морской путь – главная арктическая магистраль страны» .

Подготовка похода парохода «Челюскин»

Для уточнения планов на ближайшее время решили в 1933 году еще раз пройти по всей трассе от Мурманска до Владивостока. Цель этого похода Шмидт объяснил так: «Надо было сменить зимовщиков на острове Врангеля… Надо было, наконец, проверить, в каких пределах возможно плавание на Севере грузовых пароходов — не ледоколов и каким образом организовать совместную работу этих пароходов и ледоколов на всем пути».

Встал вопрос о выборе судна. Решили остановиться на строящемся в Дании транспортном пароходе «Лена». Он не предназначался для плавания во льдах и имел целый ряд серьезных недостатков, самым главным из которых была низкая конструктивная прочность корпуса. На непригодность судна к ледовому плаванию указывал его капитан В.И. Воронин и очень авторитетная комиссия Судопроекта, но к их предупреждениям не прислушались. Газеты уже вовсю трубили о будущих успехах покорителей Арктики, и какие-либо затруднения просто не вписывались в обстановку.

Нельзя забывать, что этот пароход имел и целый ряд серьезных преимуществ перед нашими транспортными судами. Прежде всего, это большая скорость — 11-12 узлов, которая позволяла экономить значительное время на свободных ото льда участках пути. Весьма важной представлялась и большая грузоподъемность судна.


Пароход «Челюскин» готов к покорению Арктики

Какими бы убедительными ни казались мотивы принятого решения, совершенно очевидно, что были полностью проигнорированы опасности плавания в ледовых условиях. Для О.Ю. Шмидта, который имел большой опыт работы в Арктике, это было непростительной беспечностью. Дальнейшие события показали, что это решение действительно было серьезной, но вовсе не роковой ошибкой. У «Челюскина» еще были неплохие шансы благополучно дойти до Владивостока. Посмотрим, как развивались события дальше.

Выход в море и первые трудности

Рано утром 14 июля 1933 года «Челюскин» покинул Ленинград и взял курс на Мурманск. Здесь приняли на борт гидросамолет для проведения ледовой разведки и дополнительные грузы. Транспорт оказался сильно перегруженным, наиболее прочная часть борта в районе ватерлинии погрузилась под воду, подставив под предстоящие удары льда тонкую обшивку верхней части корпуса.

Это сказалось при первой же встрече со льдами 15 августа в Карском море. В носовой части корпуса появились большие вмятины и трещины, через которые стала поступать вода. Сразу же вызвали «Красин» и продолжили путь. Однако широкий корпус «Челюскина» едва умещался в пробитом ледоколом канале. В связи с плохой управляемостью он постоянно ударялся о лед и вскоре получил большую пробоину в левом борту. При помощи «Красина» повреждения удалось устранить. Одновременно на ледокол был перегружен предназначавшийся для него уголь. Осадка «Челюскина» уменьшилась, теперь удары льда принимал более толстый (всего 20 мм) пояс в районе ватерлинии.

Днем 21 августа «Красин» ушел на помощь другим судам. Самостоятельное плавание через море Лаптевых и Восточно-Сибирское море прошло без особых происшествий. Зато в Чукотском море «Челюскин» встретил многолетние арктические льды, из-за которых он не смог подойти к острову Врангеля.

Серьезные испытания и гибель парохода

В средине октября судно было плотно зажато льдом. В течение месяца поврежденный «Челюскин» из последних сил проталкивался сквозь льды, но большей частью дрейфовал вместе с ними. Так он продрейфовал мимо мыса Дежнева, и 4 ноября, одолев весь Северный морской путь, вошел в Берингов пролив. Лед ломался и крошился, чистая вода была на расстоянии каких то 5 километров, но, несмотря на самоотверженные усилия команды, преодолеть их «Челюскин» не мог. Здесь судьба дала руководству экспедиции шанс спасти положение. Поблизости оказался ледорез «Литке», который днем 4 ноября предложил вывести «Челюскин» из ледового плена. О.Ю. Шмидт отказался от этой помощи. Это стало роковой и непоправимой ошибкой, которая определила судьбу парохода «Челюскин» и всей экспедиции.

По иронии судьбы вечером того же дня льдину с беспомощным судном поволокло обратно в Чукотское море. Спустя 10 дней на «Литке» была передана запоздалая просьба о помощи. Ледорез не смог пробиться к «Челюскину» через многолетние ледовые поля и вынужден был вернуться. Экспедиция стала готовиться к зимовке во льдах.


Маршрут парохода и лагерь челюскинцев

Развязка наступила 13 февраля 1934 года. В 13 часов 30 минут внезапным сильным скользящим напором льда в левом борту была прорезана пробоина шириной в 1 метр и длиной 30 метров. Через нее были видны внутренние помещения трюма, угольного бункера, котельного и машинного отделений. Судно стало наполняться водой, но оно висело зажатое льдом, что замедлило гибель. Постепенно корпус своей тяжестью обламывал кромки льда и оседал все глубже и глубже. В 16 часов «Челюскин» с грохотом исчез подо льдом. За это время удалось не только спасти экипаж, но и выгрузить на лед большое количество продовольствия и оборудования. Все журналы научных наблюдений, дневники и карты были спасены. К сожалению, история знает кораблекрушения и с гораздо более тяжелыми потерями, например, это .

Уроки «Челюскина»

В тяжелейших погодных условиях с 5 марта по 13 апреля всех участников экспедиции самолетами вывезли на Большую землю. Эпопея челюскинцев привлекла внимание всего мира. Советские газеты и радио сообщали о ней как о крупном достижении советских людей в освоении Арктики. Английская газета «Дейли Геральд» написала: «История об этом — одна из величайших среди историй о героизме и выносливости, которыми так богата история полярных исследований… Весь мир отдает дань этим доблестным русским».

Опыт «Челюскина» учли уже в самом ближайшем будущем. Были построены новые грузовые суда типа «Дежнев», новые ледоколы типа «Сталин» и создана полярная авиация. Наконец, лагерь Шмидта стал прелюдией для создания первой дрейфующей станции — «Северный полюс». С 1935 года началась практическая эксплуатация Северного морского пути. Многовековая эпопея поиска Северо-восточного прохода в Тихий океан была завершена.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Подвигина Е., Виноградов Л. Академик и герой. Москва. 1960 г.
  • Научные результаты работ на «Челюскине» и в лагере Шмидта. Ленинград. 1938 г.
  • Издательский дом «Равновесие». Путешественники и мореплаватели. Том 3. Москва. 2004 г.
  • Доценко В.Д. Мифы и легенды Российского флота. Москва. 2000 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.

Вы можете дополнить эту статью, возможно, у Вас есть интересные подробности и детали, возможно, Вы что-то читали на эту тему, и у Вас сложилось свое мнение. Поделитесь этим в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Brunilda Schacht :

    Hi I found your site by mistake when i was searching Google for this issue, I have to say your site is really helpful I also love the theme, its amazing!. I dont have that much time to read all your post at the moment but I have bookmarked it and also add your RSS feeds. I will be back in a day or two. thanks for a great site.

    15.10.2011

  2. Алексеев Роман :

    Было ли рождение девочки по имени Карина в этой экспедиции?И было ли судно «Челюскина» одно?

    17.02.2012

  3. Владимир Додонов :

    Здравствуйте Роман!
    Спасибо за комментарий и вопросы. Эта тема действительно очень интересная.
    Во время плавания парохода «Челюскин» в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина. После гибели судна Карина находилась в ледовом лагере, а 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 вывез ее со льдины в составе первой партии спасенных.

    В Интернете есть сообщения о том, что вслед за «Челюскиным» шло судно с заключенными. Когда оно было затерто льдом, охранники, якобы, ушли на материк, а судно и заключенные погибли. На мой взгляд, опровержения этого сообщения более убедительны, чем его доказательства. Кроме того, это не относится к теме моего поста. Я писал о судьбе судна, экипажа и членов экспедиции, которые действительно были на краю гибели.
    Владимир

    26.02.2012

  4. Петр Крылов :

    О.Ю. Шмидт пригласил моего прадеда, Бориса Михайловича Лобач-Жученко, принять участие в экспедиции. БМ был крупным специалистом по судовой механике, т.ч. ему, видимо, была уготована роль стармеха. Он согласился, но на пути от Ленинграда до Мурманска пришел к твердому убеждению, что «Челюскин» Сев. морской путь не пройдет. У прадеда был целый ряд возражений, не только толщина бортов. Он разругался с руководством и в Мурманске сошел на берег. А историю с «Пижмой» я тоже считаю выдумкой.

    17.09.2013

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика