Спасение подводников
7 апреля в нашей стране отмечается день памяти погибших моряков – подводников. Эта скорбная дата сама вошла в нашу жизнь без каких-либо указов и постановлений после того как 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла наша атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Конечно, и до этого в морях и океанах гибли наши надводные корабли и подводные лодки, но настоящий шок, подлинное потрясение вся страна испытала именно после этой катастрофы. Тогда и зародилась традиция отмечать день памяти погибших подводников, не разделяя их на моряков Императорского российского флота, советского ВМФ или современного флота России.
А вспоминать, к сожалению, есть кого. Ведь это были лучшие люди подплава, которые считали, что сначала надо заглушить реактор, надо бороться за живучесть, загерметизировать отсек или помочь товарищам. После этого, времени на свое спасение уже не оставалось. Их невозможно даже перечислить, поскольку реальные данные до сих пор скрыты в архивах, и только Господь Бог знает их всех поименно.
Создание подплава и его испытание Первой мировой войной
Начинать этот скорбный перечень надо с первых наших подводников, осваивавших подводную лодку «Дельфин» (О судьбе ПЛ «Дельфин» Читайте подробнее ), знаменитые барсы и касатки или лодки, строившиеся по американскому проекту АГ. Это был начальный период становления российского подплава с его неизбежными «детскими болезнями» в виде конструктивных и производственных дефектов, а также недостаточной квалификацией личного состава. Он был очень коротким, всего несколько лет, но избежать тяжелых аварий с гибелью людей не удалось.
Затем разразилась Первая мировая война, которая наглядно показала возможности и значение подводного флота. Русские подводники действовали тогда в рамках призового права. Перед уничтожением торгового судна, командир лодки должен был убедиться в наличии на нем запрещенного груза и обеспечить безопасность экипажа. Этим правом советские подводники руководствовались даже в период войны с Финляндией 1939-1940 гг. В то же время против подводников велась война без правил и ограничений. В результате этого мы потеряли, как минимум, 5 подводных лодок.
Подводники Советского Союза и Великая Отечественная война
В советский период строительство подводного флота пришлось начинать сначала. Проектировать и строить лодки, обучать личный состав, осваивать театры военных действий, и на все это нам было отведено менее 15 лет (подробности читайте здесь ). Тогда были свои проблемы, свои герои и свои жертвы. Например, подводная лодка «Декабрист» Северного флота погибла в 1940 году на учебном полигоне в Мотовском заливе. Это относительно небольшая и хорошо изученная акватория, но найти лодку не удалось до сих пор.
Особую главу в истории нашего подплава занимают подводники военного времени. С первого дня войны они действовали в чрезвычайно тяжелых оперативно-тактических условиях, связанных с потерей своих основных баз и значительной части побережья как Черного, так и Балтийского морей. Для борьбы против них противник широко использовал все доступные средства. Особенно опасны были минные заграждения, которые зачастую усиливали противолодочными сетями. Очень активно действовали противолодочные дозоры с участием надводных кораблей и авиации.
Данные о потерях во время войны не дают однозначной картины. По официальным данным к боевым потерям отнесена гибель 86 лодок. Кроме того было довольно много случаев, когда погибала часть экипажа, а остальным удавалось спастись вместе с кораблем или покинув его. В связи с этим даже общее количество погибших подводников установить очень сложно, не говоря уже о поименном списке. Тем не менее, достигнутые подводниками в годы Великой Отечественной войны результаты окончательно утвердили ПЛ в качестве эффективного средства борьбы на морских коммуникациях.
Холодная война и создание атомного ракетно-ядерного подводного флота
В послевоенный период ВМФ имеет явно выраженную подводную направленность, поскольку подводные лодки образуют морскую компоненту стратегических ядерных сил, и им же принадлежит главная роль в борьбе с флотом вероятного противника. Это период освоения атомных подводных лодок, ракетно-ядерного оружия и удаленных просторов мирового океана. Напряженность боевой службы во время «холодной войны» была вполне сопоставима с периодом Великой Отечественной войны. Посмотрите, например, статью Подводная кругосветка советских атомоходов . В этот период у нас погибли в море 6 АПЛ и несколько дизельных лодок. А кроме того были еще крупные аварии, в которых тоже гибли люди.
Таким образом, список получается очень большим. Нам есть кого вспомнить добрым, благодарным словом, и есть что вспомнить, поскольку начиная с 30-х годов прошлого века подводные лодки стали главной ударной силой Российского флота.
Несмотря на всю трагичность приведенных данных эти жертвы не были напрасными. Таким тяжелым путем происходило совершенствование подводных кораблей, повышение их боевой и эксплуатационной устойчивости, отработка правил эксплуатации и принципов использования подводных лодок в интересах обороны страны.
В заключение приведу несколько строк из стихотворения поэта-подводника Алексея Лебедева, лодка которого не вернулась из боевого похода в 1941 году.
Да, уважаемый читатель, память об этих героях жива и в наших душах, поэтому мы не забываем этот скорбный день. А что Вы думаете по этому поводу? Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!
«….А если сын родиться вскоре,
Ему одна стезя и цель.
Ему одна дорога море,
Моя могила и купель.
01.04.2018
Александр!
Спасибо за такой прекрасный комментарий. Когда я служил, эти стихи Алексея Лебедева знали и любили все подводники. Идут годы, но эти строки по-прежнему точно и емко выражают настроение этой скорбной даты.
02.04.2018
Нет выше счастья, чем борьба с врагами,
И нет бойцов подводников смелей.
И нет нам твёрже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
06.04.2021