Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

ЭПРОН – как авантюрная идея превратилась в крупнейшую организацию

Знамя ЭПРОНа
Знамя ЭПРОНа>

17 декабря 1923 года — создание ЭПРОНа. О работе этой организации у нас до сих пор почти нет ни серьезных исследований, ни книг, не говоря уже о художественной литературе, рассказывающей об исключительно интересной сфере деятельности ЭПРОНа. Зато до сих пор ходят красивые легенды об огромных сокровищах, поднятых из затонувших кораблей, и жуткие слухи о гибели водолазов в глубинах морей. На самом деле, эта организация была создана спонтанно, почти случайно, и никто тогда даже не предполагал, какие огромные дела ей предстоят и какую важную роль сыграет она в возрождении экономики и обороноспособности нашей страны.

Шел 1923 год. Страна лежала в руинах после 9 тяжелейших военных лет. Надо было восстанавливать промышленность, транспорт, гражданский и военный флот, а на это нужны были деньги. В этих условиях группа инженеров-энтузиастов, возглавляемая В. Языковым, обратилась в ОГПУ с предложением создать организацию для поиска английского деревянного парового фрегата «Принц» (в нашей литературе его называют «Черный принц»), затонувшего в Балаклавской бухте во время осады Севастополя в 1854 году. Предполагалось, что на борту фрегата находится груз золотых монет на сумму в 500 000 фунтов стерлингов. До революции иностранные фирмы неоднократно пытались найти этот корабль, но не добились успеха. Однако коллегия ОГПУ решила принять это предложение. Предприятие получило наименование Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

Якоря и цепи, поднятые на месте крушения английских судов
Якоря и цепи, поднятые на месте крушения английских судов

Крах предприятия и новые задачи

Инициативная группа, опираясь на содействие ОГПУ, развернула деятельность бешеным темпом, и уже к началу сентября на внешнем рейде у Балаклавы начались работы по осмотру дна на глубинах до 50 сажен посредством особого глубоководного снаряда, построенного инженером Даниленко. По официальным данным, бесперспективность этих работ стала очевидной уже в начале декабря 1923 года, и встал вопрос о судьбе предприятия. По неофициальным данным, корабль был обнаружен, однако при этом нашли всего семь золотых монет. Всю информацию об этом предприятии засекретили.

Организацию решили переориентировать на подъем судов, место гибели и ценность которых достоверно известны. Приказом Ф. Э. Дзержинского от 17 декабря 1923 года была создана Экспедиция на Черном море, которая во всех отношениях приравнивалась к пограничным флотилиям ОГПУ. С тех пор 17 декабря 1923 года считается официальной датой создания ЭПРОНа. В военное лихолетье на морях, озерах и реках нашей страны погибли сотни судов, многие из которых имели минимальные повреждения и могли значительно усилить состав нашего военного и торгового флота. Кроме того, с поднятых, но негодных к восстановлению судов можно было снять и использовать машины и оборудование. Большую ценность представлял и груз многих погибших судов.

Первые успехи

Первой крупной операцией ЭПРОНа был подъем в 1924 году подводной лодки «Пеликан», затопленной интервентами у входа в Одесский порт на глубине 16 метров и представлявшей серьезную опасность для мореплавания. До этого «Пеликан» неоднократно пыталась поднять организация «Судоподъем». Она затратила на это несколько сот тысяч рублей и, наконец, предложила военному ведомству выделить 50 тысяч рублей для разрушения подлодки взрывами с целью расчистки фарватера. ЭПРОН взялась поднять лодку за ту же сумму. К осени «Пеликан» был благополучно поднят, причем лодка находилась в прекрасном состоянии. Однако наряду со многими другими кораблями, поднятыми Экспедицией, эта подлодка была отправлена в металлолом. «У всех эпроновцев нет ни малейшего сомнения, что в период первых лет развития нашей работы действовала вовсю какая-то вредительская рука, сознательно отводившая морское командование от самого легкого и дешевого способа восстановления боевого Красного Флота», — заявил позднее начальник ЭПРОНа Л. Н. Мейер. О реальных шагах по воссозданию Рабоче-Крестьянского Красного Флота Читайте подробнее.

Эпроновцы в корпусе Пеликана
Эпроновцы в корпусе ПЛ «Пеликан»

В этом же году были подняты нефтеналивное судно «Эльбрус» с глубины 38 метров, тральщик «Перванш» с глубины 18 метров и эсминец «Калиакрия» с глубины 27 метров. Этот эсминец чуть было не погиб вторично. Отправленный на буксире из Севастополя в Николаев, он попал в сильнейший ледяной шторм, который грозил ему неминуемой гибелью. Благодаря героическим усилиям и умению осуществлявшей перегон команды во главе с одним из лучших работников Экспедиции Ф. А. Шпаковичем, эсминец благополучно привели на судостроительный завод в Николаеве. Через некоторое время он был восстановлен и введен в строй Черноморского флота под именем «Дзержинский». На нем проходили службу и постигали науку военно-морского дела многие известные адмиралы советского ВМФ. В самом начале Великой Отечественной войны эсминец погиб, подорвавшись на мине. (О минной обстановке на Черном море читайте здесь).

Сильный финансовый кризис

С конца 1925 года Экспедиция стала единственной организацией, успешно осуществлявшей и расширявшей подводные работы в Советском Союзе. Однако уже в 1926 году у эпроновцев возникли серьезные проблемы, связанные с недостаточным финансированием. Судоподъемные работы и в этом году развивались успешно. Наиболее крупными и сложными операциями этого года стали подъем подводной лодки «Орлан», а также подъем и ввод в док линкора «Императрица Мария». По условиям того времени подъем кораблей был убыточным для ЭПРОНа. Например, за подъем эсминца «Калиакрия» («Дзержинский») Экспедиция получила 130 тысяч, при себестоимости в 170 тысяч рублей. Такая же картина складывалась и по другим кораблям. Зато самой доходной статьей Экспедиции был подъем грузов, предметов судового оборудования и продажа металлолома. За счет этой деятельности и покрывались убытки по судоподъему.

В 1927 году работы пришлось сократить, а штат Экспедиции уменьшить почти на одну треть. Несмотря на это, к осени возник самый сильный финансовый кризис, угрожавший катастрофой. Неудачи 1927 года заставили руководящий, да и весь, коллектив эпроновцев подтянуться, перестроить свою работу, что позволило достичь блестящих результатов в следующем году. Этому способствовало и продолжение истории с «Черным принцем», золотом которого заинтересовалась японская компания во главе с Катаока. Зная о бесперспективности этих работ, ОГПУ охотно продало японцам право на поиск и подъем несуществующих сокровищ. Израсходовав не менее 300 тысяч рублей, японцы прекратили поиски. За это время специалисты ЭПРОНа изучили передовые методы проведения подводных работ, а затем весьма выгодно купили у японцев все их оборудование. Это позволило ЭПРОНу значительно повысить эффективность своих работ, но полностью устранить финансовые трудности не удалось. Об одном из наиболее известных достижений ЭПРОНа тех лет читайте в статье Подводная лодка «L 55» — «англичанка» в составе советского флота.

Новый подъем и блестящие перспективы ЭПРОНа

Деятельность Экспедиции постоянно расширялась, как в географическом отношении, так и по характеру производимых работ. К 1941 году ЭПРОН имел подразделения в Ленинграде, Архангельске, Баку, Одессе, Керчи, Новороссийске, Туапсе, Астрахани, Владивостоке и Хабаровске. Беспрецедентными в мировой практике стали операции по спасению ледокольных судов «Малыгин» и «А. Сибиряков» в Арктике, транспорта «Ильич» в Эгейском море и транспорта «Сталинград» в Японском море. В предвоенные годы ЭПРОНом было поднято 250 кораблей и судов и оказана помощь 188 судам. За исключительные заслуги в деле поднятия морских судов ЭПРОН в 1929 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

До 1931 года ЭПРОН находился в составе ОГПУ, а затем был переведен в Народный Комиссариат Путей Сообщения. В 1941 году на базе ЭПРОН была создана Аварийно-спасательная служба (АСС) ВМФ. Славные традиции и богатейший опыт эпроновцев был в полной мере востребован и использован в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы, когда вновь пришлось расчищать моря, реки и озера страны от погибших в военное лихолетье кораблей и судов.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • «Москва и судьбы российского Флота». Москва. 1996 г.
  • Чикер Н.П. Верные традициям ЭПРОНа. «Морской сборник» № 12 1983 г.
  • Поисково-спасательной службе ВМФ-70 лет. «Морской сборник» № 1 1991 г.
  • Скрягин Л.Н. По следам морских катастроф. Москва.1985 г.
  • Большая советская энциклопедия. Т.49. Москва. 1957 г.

А как Вы считаете? Не пора ли рассекретить архивы этой организации? В ее делах было много морской романтики, героизма и самоотверженного труда на благо Отечества. Давно пора почтить добрым словом память организаторов и энтузиастов ЭПРОНа, многие из которых пали жертвой репрессий 30-х годов.

Выскажите свое мнение в комментариях. Это интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. валерий :

    здравствуйте,ув,Владимир Андреевич!Я,Мясковский Валерий Павлович,бывший боевой пловец,102го отряда ПДСС,служил в г,Севастополе,в79-82гг,сейчас являюсь членом товарищества ветеранов разведки ВМФ,г,киев.В данный момент мы ведём поиск военнослужащих одесского ЭПРОНА откомандированых 6го мая и16го июня 1941г в г. Пинск,для производства водолазных работ,но в место назначения они не прибыли,все пропали без вести,имеются только списки личного состава из 10ти человек .старшина водолазов мичман Сергеев Василий Трофомович, старшина гр. водолазов мичман САжин Иван Петрович,краснофлотец старший водолаз Нахалов Александр Николаевич,боцманст1статьи Костин Константин Иванович,к\-фцы Шарга пётр Семёнович,НазаренкоИван Демидович,ЛАЗ МефодийНикифорович,ЛЯдский ИВАНФёдорович,Шмойлов ВАсилий васильевич,Таран ВАсилий Фёдорович,может Вам что нибудь известно об этой экспедиции,напишите пожалуйста.Будем благодарны за любую информацию,с ув.ВАлерий.

    01.04.2012

  2. Валерий :

    Мой отец служил в ЭРОН с 1944 года водолазом. Кёнигсберг, Пилау, Ленинград, Финский залив — места боевых действий. Подъем судов, самолетов, закладка фугасов на пути выхода немецких кораблей из портов, вылазка на немецкую подводную лодку за секретным материалом (не «Энигма» случайно?»), транспортировка подбитых судов из-под огня немецкой артеллерии и т.д. Поднимал «Тирпиц», «Аврору» и т.д. Интересно было бы узнать побольше обо всем этом. Отец умер в прошлом году в возрасте 85 лет.

    27.05.2012

  3. Наталья Пинчук-Шерешкова :

    Мой отец Шерешков Иван Митрофанович тоже служил в ЭПРОН с 1943г на Днепре,потом их реорганизовали в ЭОПГР и он продолжал там работать.Сначала поднимали суда,востанавливали подводную часть мостов,потом тянули газопровод по дну Днепра.Есть много фотографий.Умер он в 1988г,могила была оборудована настоящими корабельными цепями,которые содрали какие-то уроды и сдали на металлолом

    28.10.2013

  4. Александр Петрович :

    В 2015 г. в КЖИ «Граница» вышел сборник документов по ЭПРОНу. Совместный проект Центрального архива ФСБ России и РГА ВМФ. Все документы рассекречены. Издание порядка 450 с. с иллюстрациями.

    07.01.2016

  5. ОЛЬГА :

    Мой Дед, Иванов, Александр Михайлович служил в ЭПРОНе, имеет государственные награды, оставил дневники с описанием службы. О своем дедушке я знаю со слов своей бабушки, Ивановой(Романовой) Евдокии Ивановны, а также со слов моей мамы, Матвеевой Нины Александровны. Сама я дедушку в живых не застала, он умер в 1957 году. Всю жизнь мои дорогие , бабушка и мама, пока были живы вспоминали и чтили память на нашем легендарном родственнике. Родился он в 1906 году 2 апреля в Новгородской Губернии, в деревне Подлитовье, жил в большой крестьянской семье, там же и окончил школу. В 1928 году поступил на службу в армию , был отправлен в г.Севастополь и зачислен в водолазный техникум, в 1932 году был демобилизован по окончанию срока службы и поступил на работу в «ЭПРОН», где и проработал до 1938 года старшиной водолазной станции. За время службы в Крыму происходило много значительных и замечательных историй, в его дневниках описаны любопытнейшие события, в которых дедушка принимал самое непосредственное участие. Например , он с товарищами принимал участие в поисках затонувшего корабля»ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ» , и БЫЛ на нем. Позже был отправлен на ВДНХа показывать аппараты и навыки приобретенные в Крыму самому СТАЛИНУ. А еще знаю по рассказам, что работали водолазы, и он в том числе, на расчистке фарватера БЕЛОМОРКАНАЛА , в том числе и зимой! а также работал на Балтике в Лениградском Эпроне, испытывал новый по тем временам аппарат под названием КОЛОКОЛ.В нем опускали водолаза на дно и испытывали работоспособность аппарата и человека , проверяли , сколько времени можно там находиться.
    Александр Михайлович в 1936 выполнял правительственное задание в АРКТИЧЕСКИХ морях, за что и был награжден орденом «Знак ПОЧЕТА». Вторую государственную награду, Орден Трудового Красного Знамени, Дедушка получил за отличное обеспечение водолазными работами похода в Арктику уже после окончания специального рейса экспедиции на ледокольном пароходе «Таймыр», он участвовал в спасении со льдины людей станции «Северный Полюс», экспедиции под руководством ПАПАНИНА И.Д. В 1938 году дедушка получил производственную травму и получил инвалидность, в 1940 году сдал экзамены в Военно-морскую академию и был зачислен туда. Но началась война, потом блокада. Дедушка вернулся на службу в ЭПРОН. Его отправили служить на ЛАДОГУ, на дорогу жизни в качестве водолаза!!! ВСЮ блокаду Дедушка прослужил на ДОРОГЕ ЖИЗНИ!! ОН доставал со дна , из под льда мешки с мукой, другие продукты и затонувшие после бомбежки припасы. Иногда ему удавалось передать с большой земли кулечек с клюквой семье, которая оставалась в осажденном ЛЕНИНГРАДЕ. В 1944 году травмы дали о себе знать, дедушку комиссовали. Он был персональным пенсионером регионального значения. сейчас в нашей семье мы гордимся, что у нас есть такой замечательный дедушка. Но хотелось бы знать о нем больше…..Многое до сих пор находится под грифом секретно. Я, например, не знаю точно За какие правительственные задания дед получил высшие награды.

    31.05.2017

  6. Kirill :

    В детстве читал книги, рассказывающие о работе водолазов в ЭПРОНЕ.
    Эти удивительно интересные и познавательные рассказы людей о трудном, но интересном деле моряков очень сильно впечатлили меня. Водолазы — мужественные и сильные духом люди, стали для меня примером, а слово ЭПРОН вызывало ассоциацию с волшебной и загадочнй страной.

    07.10.2017

  7. трехболтовщик :

    ЗДравствуйте все неравнодушные к истории водолазного дела России! Меня зовут Сиваков Иван, я являюсь членом общества изучения истории водолазного дела им. Орбели и севастопольской общественной организации «ЭПРОН-клуб». Работая в севастопольской школе водолазов, я обнаружил много документов по истории школы, однако дальнейшая судьба наших выпускников там не просматривается. Этот пробел восполняется работой в архивах РГА ВМФ и Гатчины.
    Очень заинтересовали комментарии Валерия, Натальи и Ольги. У меня есть возможность ответить на некоторые Ваши вопросы. Прошу выйти со мной на связь.
    С уважением, Сиваков Иван

    02.06.2018

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика