Траулер «Лебедка»
10 августа 1941 года — подвиг сторожевого корабля «Туман» Северного флота. Переоборудованный из рыболовного траулера, слабо вооруженный сторожевик вступил в бой с тремя эсминцами противника. Корабль погиб, но вошел в боевую летопись советского флота, как образец мужества экипажа, до конца выполнившего свой долг в борьбе с врагом. Парадоксально, но корабль погиб, хотя его должны были поддерживать три береговые батареи, два эскадренных миноносца, сторожевой корабль и звено самолетов МБР-2!
Не менее парадоксально и отношение к людям, выполнившим свой воинский долг, затмив своим героизмом невольные просчеты и явную бездеятельность истинных «виновников» случившегося. Никто из экипажа «Тумана» за этот подвиг не был удостоен правительственных наград. Оставшимся в живых морякам вручили подарки от рабочих Мурманска. Этим все и ограничилось.
Рыболовный траулер — сторожевой корабль
В 1931 году по заказу советского внешнеторгового объединения «Судоимпорт» в Данциге на судоверфи «Клавиттер» был построен рыболовный траулер РТ-10 «Лебедка», который вошел в состав тралового флота Мурманска. В годы предвоенных пятилеток экипаж траулера стал одним из зачинателей стахановского движения на траловом флоте и неоднократно выходил победителем в социалистическом соревновании.
В декабре 1939 года РТ-10 мобилизовали на боевую службу. Его зачислили в класс дозорных кораблей и присвоили новое имя ДК-10. Во время советско-финляндской войны корабль под командованием А.А. Рагозина нес дозорную службу на подходах к Кольскому заливу, конвоировал транспорты, выполнял обязанности базового корабля службы наблюдения и связи. По окончании боевых действий, как наиболее подготовленный, он был оставлен в составе Северного флота.
Сторожевой корабль «Туман»
В 1941 году ДК-10 прошел модернизацию на Мурманской верфи. На нем установили одну носовую и одну кормовую пушки 45-го калибра. На мостике по обоим бортам поставили пулеметы, в корме — аппаратуру для постановки дымовой завесы, а также стеллажи для глубинных бомб. Он был переведен в класс сторожевых кораблей и получил имя «Туман». Командиром нового сторожевика назначили старшего лейтенанта Льва Александровича Шестакова. Это был его первый корабль. 26 июня 1941 года был торжественно поднят военно-морской флаг, и сторожевой корабль «Туман» вошел в состав Северного флота.
«Туман» вступает в войну
С началом Великой Отечественной войны фашистские войска развернули мощное наступление на Мурманск. Кораблям Северного флота пришлось с большим напряжением выполнять многочисленные задачи по обеспечению и поддержке частей 14-й армии, оборонявшей Мурманск и главную базу флота — Полярное. В конце июня 1941 года «Туман» получил первое боевое задание — был направлен в дозор на входе в Кольский залив. Сменившись с дозора, «Туман» уже на следующий день, 3 июля, вновь вышел в море для сопровождения транспорта «Циолковский» и буксира с баржей, направленных в губу Западная Лица для вывоза оттуда автомашин и продовольствия.
Прошло еще два дня, и «Туман» вновь пошел на задание. Кораблю предстояло подойти к занятому гитлеровцами побережью и высадить на берег десантную группу, чтобы уничтожить оставшийся на разбитом причале ценный груз. Несмотря на интенсивный орудийный и пулеметный огонь противника, «Туман» прорвался на рейд, спустил на воду шлюпку с корабельным десантом и успешно выполнил задание. Вечером этого же дня, вернувшись в Мурманск, «Туман» принял сто двадцать четыре бойца из состава морского десанта и снова отправился в поход. При высадке десанта на восточный берег реки Западная Лица отважно действовал комиссар корабля старший политрук П.Н. Стрельник. За этот подвиг 1 октября 1941 года он, уже посмертно, был награжден орденом Красного Знамени. На протяжении всей войны Северный флот многократно высаживал в тыл врага десанты, разведывательные и диверсионные группы Читайте статью о десанте на мыс Пикшуев.
Наступило 4 августа 1941 года, когда «Туман» в последний раз покинул Полярное, направляясь в дозор у входа в Кольский залив. К этому времени наступление немцев на Мурманск было остановлено, фронт стабилизировался на рубеже реки Западная Лица. Основные усилия врага были направлены теперь на пресечение наших морских перевозок. Начались массированные налеты авиации на Мурманск, активизировались действия вражеских подводных лодок и эскадренных миноносцев. Наиболее часто они появлялись на подходах к Кольскому заливу, где и предстояло нести дозорную службу «Туману».
Начало войны вскрыло серьезные недостатки и в деятельности нашего Северного флота. Сказывался недостаток боевого опыта, слабое знание противника, неумение распознавать его корабли и самолеты. К этому можно добавить и недостаточную слаженность систем наблюдения, оповещения и опознавания морских и воздушных целей, а также отсутствие четкости в управлении силами флота. Подробнее об этом читайте в статье «День Северного флота — нашего сильнейшего аргумента в мировом океане» . К сожалению, все это в полной мере сказалось и на судьбе сторожевого корабля «Туман». Сначала он по ошибке сбил наш истребитель И-15 бис, приняв его за вражеский, а затем и сам погиб в значительной мере из-за неспособности флота быстро реагировать на скоротечные атаки вражеских кораблей и самолетов.
С 4 по 10 августа «Туман» находился в дозоре и курсировал от мыса Цып-Наволок до мередиана острова Кильдин. Этот район находился в зоне действия нашей авиации и простреливался береговыми батареями. Медленно текли будни сторожевой службы. Каждый день в корабельном журнале появлялись новые записи: «Обнаружена подводная лодка противника. Сброшено десять глубинных бомб». «С оста появились два самолета противника. Выпущено по 8 снарядов каждым орудием». В 3 часа ночи 10 августа с корабля был обнаружен самолет-разведчик противника (в период полярного дня ночью так же светло, как и днем). Сразу же дали сигнал тревоги на базу. Однако там никаких мер принято не было, хотя к этому времени было уже хорошо известно, что вслед за разведчиком последует налет авиации, либо набег надводных кораблей.
Последний бой
Бой сторожевого корабля «Туман» с эсминцами противника
С картины П.П. Павлинова
В 4 часа 25 минут СКР «Туман» следуя противолодочным зигзагом на генеральном курсе 240° обнаружил три эсминца противника на расстоянии 80-90 кабельтов с правого борта (позднее выяснилось, что это были «Рихард Байтцен», «Ханс Лоди» и «Фридрих Экольд»). «Туман» отвернул влево, увеличив ход, с расчетом подойти ближе к своим береговым батареям. На корабле была сыграна боевая тревога и дано донесение в базу. Экипаж выполнил свою боевую задачу.
Эсминцы резко увеличили ход и пошли на сближение. Когда расстояние сократилось до 50 кабельтов, они открыли огонь из шести орудий (по два с каждого корабля). Первый залп лег с перелетом, но им была сбита радиоантенна. Один снаряд второго залпа попал в центральную часть, а третий залп накрыл корму корабля. Взрывная волна сбросила кормовое орудие за борт. Был перебит штуртрос рулевого управления. На корабле начался пожар. Эсминцы буквально расстреливали беззащитное судно. В начальный период «Туман» не смог произвести в ответ ни единого выстрела, поскольку наводчик оставшейся носовой пушки не видел противника за надстройками своего корабля.
Последующими залпами эсминцев была снесена дымовая труба, разбиты мостик, рулевая рубка и полубак. Корабль лишился хода. Был убит командир Л.А. Шестаков, комиссар П.Н. Стрельник, несколько офицеров и матросов. В командование «Туманом» вступил лейтенант Л.А. Рыбаков.
«Схема боя СКР Туман»
Пламя разрасталось и приближалось к стеллажам с глубинными бомбами. Но моряки действовали решительно и самоотверженно: минер Николай Кочевенко и боцман Александр Саблин пробились сквозь пламя и сбросили бомбы за борт. Рулевой Константин Семенов починил рулевое управление. Лейтенант М.М. Букин, зная, что Военно-морской флаг на ночь был спущен, приказал поднять его. Рулевой К.Д. Семенов, имевший серьезное ранение в руку, и радист В.К. Блинов под огнем противника подняли флаг. В 4 ч 55 мин. эсминцы противника прекратили артогонь, так как потерявший управление «Туман» оказался закрытым своей дымовой завесой.
В это время береговые батареи вели переговоры с командным пунктом штаба флота, пытаясь получить разрешение на открытие огня. Только в 5 часов 8 минут открыли огонь береговые батареи № 11 и № 7. Батарея № 11 успела сделать 6 залпов, снаряды легли с недолетом, а батарея № 7 — всего 3 залпа. Эсминцы закрылись дымовой завесой и начали отход на северо-восток.
«Туман» получил 11 прямых попаданий 127-мм снарядов и имел крен 15 градусов на правый борт. В 5 часов 30 минут с корабля были спущены шлюпки, на которые едва успели разместить раненых и эвакуировать остальных членов экипажа. Вскоре корабль начал быстро крениться на правый борт и в 5 часов 50 минут затонул. Из 52 человек экипажа на двух шлюпках спаслись 37 человек.
В погоню за эсминцами были высланы 2 пикирующих бомбардировщика Пе-2 и 5 бомбардировщиков СБ. Одна из сброшенных ими 250-кг бомб попала в машинное отделение концевого эсминца «Рихард Байтцен». Поврежденный корабль был отправлен в Киль на ремонт и вошел в строй только в январе 1942 года.
Место гибели «Тумана» объявлено координатами боевой славы. При прохождении этого места все корабли приспускают флаг, отдавая почести мужеству личного состава сторожевого корабля «Туман».
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Три века российского флота. Под редакцией И.В. Касатонова. Санкт-Петербург. 1996 г.
- Платонов А.В. Энциклопедия советских надводных кораблей 1941-1945 гг. Санкт-Петербург. 2002 г.
- Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. Москва. 2000 г.
- Кобчиков Е.Ю. Бой и гибель сторожевого корабля «Туман». Гангут. 1993.- №6
Сразу после этого случая Командование флотом сделало необходимые выводы и перестроило систему дозорной службы, организацию боевого управления и взаимодействия разнородных сил флота. А вот сделали ли такие выводы мы? До сих пор в газетных статьях, журнальных публикациях и книгах можно найти немало «героических» историй, в которых события не соответствуют действительности, а реальные исторические факты подменяются художественным вымыслом авторов. Это оскорбляет подвиг экипажа СКР «Туман» и многих других героев нашего флота. Сейчас, когда сняты идеологические преграды, не пора ли заняться восстановлением достоверной истории флота.
Я считаю действия экипажа «Тумана» настоящим подвигом, но не все разделяют эту точку зрения. Ее противники говорят, что экипаж всего лишь боролся за свое спасение и не мог нанести вред противнику. А как Вы считаете? Изложите свое мнение в комментариях. Это будет интересно всем!
Уважаемый Владимир Андреевич !
Здравствуйте !
Я из Мурманска. В годы срочной службы на НК КСФ в г.Полярном(1969-1972) служил рулевым на одном из СКРов Гвардейского дивизиона ДИКОВР.10 августа 1971 г. наш корабль с гостями и ветеранами ВОВ отбыл в р-он гибели СКР «Туман», где были соблюдены все ритуалы по этому памятному историческому событию. Но об этом историческом эпизоде, наверно, нигде не упоминается в нашей отечественной военно-морской историографии. А мне есть что вспомнить ! И оно по-своему очень важно и интересно ! С уважением Евгений Карпушкин. 19 апреля 2015 г г.Мурманск 22.30 м с к
21.04.2015
Подвиг СКР «Туман» отражен на одном из барельефов стелы, поставленной на пл. Победы в г. Полярный в честь присвоения ему звания «Город воинской славы»
11.09.2016
На территории нашей школы, в далекой республике Алтай, стоит памятник героическому экипажу. Хотелось бы иметь информацию о членах экипажа, да и подробнее узнать о том, что написано в первом комментарии.
23.07.2018
«…береговые батареи вели переговоры с командным пунктом штаба флота, пытаясь получить разрешение на открытие огня» — это что за бордак? Вот и пролучается, что подвиг одного — это преступление другого. И как говорил Л.Берия: «У каждого преступления есть имя, фамилия и должность»
21.11.2018
Мой дед Зубрицкий Николай Иванович служил воевал в составе Северного флота номером орудийного расчёта на военном корабле. Согласно наградному листу 10.07.1942 г. получил тяжёлую контузию и был комиссован, однако в 1945г. снова был призван и направлен на войну с Японией. В 1947 г. был награждён Орденом Славы 3 степени. Предпологаю, что воевал он именно на «Тумане». Где можно это уточнить?
06.05.2020