Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Линкор «Новороссийск» — трагедия флота и страны

Новороссийск. Нагрудный знак
«Новороссийск»
Нагрудный знак

29 октября 1955 года — трагическая гибель линкора «Новороссийск». В Северной бухте Севастополя в результате внешнего подводного взрыва (или взрывов) в районе носовой части перевернулся и затонул флагман Черноморского флота линейный корабль «Новороссийск». Погибло 609 человек, включая аварийные партии с других кораблей. Весь город, весь флот находился во всеобщем, хотя никем не объявленном, трауре.

При анализе случившегося поражает прежде всего бездушное отношение к людям, героически выполнявшим свой долг. Погибших похоронили почти тайком, а на надгробии много лет не разрешали написать имена погибших. Отличившихся наградили только 44 года спустя, да и то, приказ о награждении издали под грифом «Для служебного пользования». С тяжелым сердцем я должен сказать и о том, что виновником катастрофы назначили главкома ВМФ Н.Г. Кузнецова. Его сняли с должности, разжаловали до вице-адмирала и с демонстративной грубостью отправили в отставку. Печально и то, что выдвиженец и преемник Н.Г. Кузнецова, выдающийся командующий нашего флота  — С.Г. Горшков, как минимум, ничего не сделал для восстановления доброго имени своего предшественника, хотя мог бы сделать многое.

Обстоятельства гибели линкора

В этой катастрофе все было загадочным, необъяснимым и парадоксальным. Начнем с того, что объявленные причины взрыва до сих пор вызывают серьезные сомнения. Непосредственно от взрыва погибло до 100 человек, и примерно 500 человек — при опрокидывании линкора. И это притом, что корабль стоял всего в 110 метрах от берега, и можно было использовать все спасательные средства главной базы Черноморского флота. Экипаж самоотверженно боролся за непотопляемость корабля, а погиб он от потери остойчивости, об обеспечении которой вообще никто не подумал. Печально, но результатом такой же некомпетентности командования стала и ладожская трагедия в сентябре 1941 года, унесшая более тысячи жизней. (Подробности читайте здесь .)

Линкор «Новороссийск» — прежнее имя «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») был передан СССР в феврале 1949 года по соглашению о разделе ВМФ Италии. Корабль был уже далеко не новый. Он вступил в строй в 1915 году, но в 1936-1937 гг. был основательно модернизирован. Главное вооружение линкора составляли десять 320-мм орудий, которые могли послать снаряд весом в 500 кг на расстояние 32 километра. У военного руководства страны были планы изготовить для этих орудий снаряды с ядерным зарядом и сделать «Новороссийск» первым кораблем с атомным оружием.

29 октября в 01:31 по московскому времени под корпусом корабля в носу раздался мощный взрыв. По оценкам специалистов, его сила была эквивалентна взрыву 1000-1200 килограммов тринитротолуола. Позднее было установлено, что взорвались два внешних заряда (официально утверждается, что был только один взрыв), расположенные на небольшом расстоянии друг от друга. С правого борта в подводной части корпуса образовалась пробоина площадью более 150 квадратных метров, а с левого борта и вдоль киля — вмятина со стрелкой прогиба от 2-х до 3-х метров. В образовавшуюся пробоину хлынула вода, и через 3 минуты возник дифферент в 3-4 градуса и крен в 1-2 градуса на правый борт. При таких повреждениях линкор был обречен, но тогда этого не знали и упорно, до самого конца боролись за его спасение.

Причины и версии гибели «Новороссийска»

Причины катастрофы расследовала правительственная комиссия под председательством зампредсовмина В.А. Малышева. От ВМФ в нее входил С.Г. Горшков, который еще несколько месяцев назад был командующим Черноморским флотом и нес ответственность за многие вскрытые комиссией недостатки в деятельности флота. Комиссия сразу же стала отрабатывать версию взрыва артпогребов. Когда же было неопровержимо доказано, что артпогреба целы, перешли к версии взрыва немецкой донной мины времен Великой Отечественной войны. Все факты, которые не укладывались в эту версию, просто игнорировались. Позднее тралением донного ила были обнаружены 17 подобных мин, из которых 3 находились в радиусе 100 м от места гибели линкора. Однако специалисты утверждают, что эти мины не могли сохранить свою боеспособность. О подлинном значении минной опасности на Черном море читайте статью Морские мины на Черном море .


Немецкая мина RMH
Фото О. Капцова

За прошедшие после трагедии годы в советской печати появилось немало публикаций на эту тему, в том числе очень убедительно написанная книга непосредственного участника событий контр-адмирала Н.И. Никольского «Почему погиб «Новороссийск». Большинство публикаций склонялось к версии подрыва линкора итальянскими боевыми пловцами. Были предположения, что взорвался мощный заряд, заложенный в носовой части корабля еще перед передачей его Советскому Союзу. Затем появилась версия о причастности английских спецслужб. Все эти версии не имели прямых доказательств.

Уже в наше время О.Л. Сергеев обвинил в этой катастрофе КГБ. В 1993 году, пишет он, стали известны непосредственные исполнители этой акции, которые не знали о том, к чему приведет порученное им задание. По его мнению, взрыв «Новороссийска» был осуществлен для дискредитации Н.Г. Кузнецова. Одновременно гибель линкора послужила началом масштабного сокращения Военно-морского флота СССР. На металлолом пошли линкоры и крейсера, множество подлодок, эсминцев и кораблей других классов.

Героическая трагедия «Новороссийска»

С другой стороны, гибель линкора можно назвать героической трагедией, в которой в полной мере проявились лучшие человеческие качества наших моряков. В докладе правительственной комиссии отмечается, что после взрыва на корабле «Не было и следа растерянности, паники, ни одного случая нарушения дисциплины и воинского долга. Наоборот, матросы, старшины и офицеры показывали образцы мужества и героизма».


Характер повреждений линкора «Новороссийск»

Действительно, по многочисленным свидетельствам участников трагедии, матросы, старшины и офицеры самоотверженно и умело вели борьбу с поступавшей в корабль водой, хорошо знали каждый свое дело и проявляли инициативу. Основные усилия были направлены на крепление переборок, которые могли бы сдержать распространение воды по кораблю. Делалось это в полной темноте, при постоянном поступлении воды. Когда ее уровень доходил до подбородка, моряки покидали этот отсек и начинали работу в следующем. Так продолжалось почти два с половиной часа, вплоть до опрокидывания корабля.

Справедливости ради надо сказать, что минная опасность на Черном море, как в годы войны, так и еще несколько лет после ее окончания была очень серьезной. О том, насколько сложно было обеспечивать безопасное плавание наших кораблей и судов в таких условиях, читайте в стать о Н.С. Зиновьеве .

В мае 1957 года в результате сложнейшей операции, проведенной Аварийно-спасательной службой (АСС) ВМФ, (о ее истории читайте читайте здесь ) «Новороссийск» был поднят, отбуксирован в бухту Казачья и разделан на металлолом. Давно уже никто не оспаривает известную истину о том, что попытки засекретить причины, ход и последствия катастроф способствуют их повторению. Однако в области практической реализации этой истины и сейчас еще далеко не все в порядке.

Наконец, 26 апреля 2015 года Главнокомандующий ВМФ адмирал В.В. Чирков поручил Экспертному совету ВМФ провести экспертизу с целью уточнения причины гибели линкора «Новороссийск». К этой работе были привлечены ведущие специалисты в области кораблестроения и вооружения, спасания и подводной техники, живучести корабля и истории военного искусства. В результате проделанной работы Экспертный совет полностью подтвердил обоснованность выводов Правительственной комиссии о гибели линкора «Новороссийск» от взрыва донной мины времен Великой Отечественной войны.

По мнению совета, на это указывают характер повреждений корабля, факты обнаружения в районе катастрофы после гибели линкора немецких мин, способных длительно сохранять свои боевые свойства. При этом было отмечено, что за годы войны и послевоенное время в Севастополе было вытралено до 60—70% от всего количества поставленных мин. Остальные мины до сегодняшнего дня могут находиться в толстом слое донного ила. Все версии гибели линкора «Новороссийск» из-за диверсии с внешним или внутренним взрывом признаны советом несостоятельными и не имеющими никакой доказательной базы.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Сборник. Военные катастрофы на море. Москва. 2001 год.
  • Никольский Н.И., Никольский В.Н. Почему погиб линкор «Новороссийск». Москва. 1999 г.
  • Сергеев О.Л. Тайна гибели «Новороссийска». «Независимое военное обозрение» № 41 2004 г.
  • Муру Н. Линкор «Новороссийск»: уроки трагедии. Морской сборник № 4 1991 год.

Я уверен, что Вы слышали и читали об этой трагедии, и у Вас сложилось свое мнение. Поделитесь им в комментариях к этой статье! Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Владимир :

    Журнал «Морской сборник» № 11 за 2015 год сообщил, что Экспертный совет ВМФ недавно еще раз тщательно проанализировал причины гибели линкора «Новороссийск». В совет вошли авторитетные специалисты Военно-морской академии, Крыловского научного центра и ряда других профильных организаций. Совет не только полностью подтвердил выводы комиссии Малышева, но и дополнил их своими аргументами, доказательствами и новыми фактами. Естественно, это новое расследование не убедило участников дискуссии о судьбе линкора. Обсуждение этой проблемы продолжается, и полной ясности по-прежнему нет.

    04.03.2016

  2. Ирина :

    Спасибо за статью! За память! На линкоре «Новороссийск» служил и погиб мой дядя — Стенькин Леонид Андреевич 1932г.р. -Призван Алатырским ГВК в 1952 г. Похоронен на Братском кладбище. Награжден орденом Мужества.

    29.04.2016

  3. Николай :

    Интересно, что никто за целый год так и не прокомментировал статью об одной из самых трагических историй советского ВМФ. То-ли оппоненты официальной версии «выдохлись», то ли их наконец-то убедило в своей неправоте заключение Экспертного совета ВМФ. Странно, что ВМФ потребовалось столько лет, чтобы провести экспертизу и успокоить общественность. Ведь это следовало сделать сразу после того, как только появилась опубликованная в печати большим тиражом (25 тыс.экз.)книга Б.А.Каржавина «Тайна гибели линкора «Новороссийск»с версией о диверсии итальянских боевых пловцов. Именно отмалчивание ВМФ и стало главной причиной появления затем самых различных фантастических версий. К сожалению, не успел ознакомиться с заключением Экспертного совета. Но о том, что 3% немецких батарей в неконтактных минах имели фактический срок службы до 12-14 лет было хорошо известно нашим специалистам минного дела. И подрывы таких мин, в том числе и сопровождавшиеся гибелью судов, после трагедии с «Новороссийском»лишний раз подтвердили это.

    17.05.2017

  4. Alexander :

    Случайно познакомился с водолазом, который был причастен к подобным веща, его мнение , что это итальянсая закладка

    15.02.2020

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика