«Новороссийск»
Нагрудный знак
29 октября 1955 года — трагическая гибель линкора «Новороссийск». В Северной бухте Севастополя в результате внешнего подводного взрыва (или взрывов) в районе носовой части перевернулся и затонул флагман Черноморского флота линейный корабль «Новороссийск». Погибло 609 человек, включая аварийные партии с других кораблей. Весь город, весь флот находился во всеобщем, хотя никем не объявленном, трауре.
При анализе случившегося поражает прежде всего бездушное отношение к людям, героически выполнявшим свой долг. Погибших похоронили почти тайком, а на надгробии много лет не разрешали написать имена погибших. Отличившихся наградили только 44 года спустя, да и то, приказ о награждении издали под грифом «Для служебного пользования». С тяжелым сердцем я должен сказать и о том, что виновником катастрофы назначили главкома ВМФ Н.Г. Кузнецова. Его сняли с должности, разжаловали до вице-адмирала и с демонстративной грубостью отправили в отставку. Печально и то, что выдвиженец и преемник Н.Г. Кузнецова, выдающийся командующий нашего флота — С.Г. Горшков, как минимум, ничего не сделал для восстановления доброго имени своего предшественника, хотя мог бы сделать многое.
Обстоятельства гибели линкора
В этой катастрофе все было загадочным, необъяснимым и парадоксальным. Начнем с того, что объявленные причины взрыва до сих пор вызывают серьезные сомнения. Непосредственно от взрыва погибло до 100 человек, и примерно 500 человек — при опрокидывании линкора. И это притом, что корабль стоял всего в 110 метрах от берега, и можно было использовать все спасательные средства главной базы Черноморского флота. Экипаж самоотверженно боролся за непотопляемость корабля, а погиб он от потери остойчивости, об обеспечении которой вообще никто не подумал. Печально, но результатом такой же некомпетентности командования стала и ладожская трагедия в сентябре 1941 года, унесшая более тысячи жизней. (Подробности читайте здесь .)
Линкор «Новороссийск» — прежнее имя «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») был передан СССР в феврале 1949 года по соглашению о разделе ВМФ Италии. Корабль был уже далеко не новый. Он вступил в строй в 1915 году, но в 1936-1937 гг. был основательно модернизирован. Главное вооружение линкора составляли десять 320-мм орудий, которые могли послать снаряд весом в 500 кг на расстояние 32 километра. У военного руководства страны были планы изготовить для этих орудий снаряды с ядерным зарядом и сделать «Новороссийск» первым кораблем с атомным оружием.
29 октября в 01:31 по московскому времени под корпусом корабля в носу раздался мощный взрыв. По оценкам специалистов, его сила была эквивалентна взрыву 1000-1200 килограммов тринитротолуола. Позднее было установлено, что взорвались два внешних заряда (официально утверждается, что был только один взрыв), расположенные на небольшом расстоянии друг от друга. С правого борта в подводной части корпуса образовалась пробоина площадью более 150 квадратных метров, а с левого борта и вдоль киля — вмятина со стрелкой прогиба от 2-х до 3-х метров. В образовавшуюся пробоину хлынула вода, и через 3 минуты возник дифферент в 3-4 градуса и крен в 1-2 градуса на правый борт. При таких повреждениях линкор был обречен, но тогда этого не знали и упорно, до самого конца боролись за его спасение.
Причины и версии гибели «Новороссийска»
Причины катастрофы расследовала правительственная комиссия под председательством зампредсовмина В.А. Малышева. От ВМФ в нее входил С.Г. Горшков, который еще несколько месяцев назад был командующим Черноморским флотом и нес ответственность за многие вскрытые комиссией недостатки в деятельности флота. Комиссия сразу же стала отрабатывать версию взрыва артпогребов. Когда же было неопровержимо доказано, что артпогреба целы, перешли к версии взрыва немецкой донной мины времен Великой Отечественной войны. Все факты, которые не укладывались в эту версию, просто игнорировались. Позднее тралением донного ила были обнаружены 17 подобных мин, из которых 3 находились в радиусе 100 м от места гибели линкора. Однако специалисты утверждают, что эти мины не могли сохранить свою боеспособность. О подлинном значении минной опасности на Черном море читайте статью Морские мины на Черном море .
Немецкая мина RMH
Фото О. Капцова
За прошедшие после трагедии годы в советской печати появилось немало публикаций на эту тему, в том числе очень убедительно написанная книга непосредственного участника событий контр-адмирала Н.И. Никольского «Почему погиб «Новороссийск». Большинство публикаций склонялось к версии подрыва линкора итальянскими боевыми пловцами. Были предположения, что взорвался мощный заряд, заложенный в носовой части корабля еще перед передачей его Советскому Союзу. Затем появилась версия о причастности английских спецслужб. Все эти версии не имели прямых доказательств.
Уже в наше время О.Л. Сергеев обвинил в этой катастрофе КГБ. В 1993 году, пишет он, стали известны непосредственные исполнители этой акции, которые не знали о том, к чему приведет порученное им задание. По его мнению, взрыв «Новороссийска» был осуществлен для дискредитации Н.Г. Кузнецова. Одновременно гибель линкора послужила началом масштабного сокращения Военно-морского флота СССР. На металлолом пошли линкоры и крейсера, множество подлодок, эсминцев и кораблей других классов.
Героическая трагедия «Новороссийска»
С другой стороны, гибель линкора можно назвать героической трагедией, в которой в полной мере проявились лучшие человеческие качества наших моряков. В докладе правительственной комиссии отмечается, что после взрыва на корабле «Не было и следа растерянности, паники, ни одного случая нарушения дисциплины и воинского долга. Наоборот, матросы, старшины и офицеры показывали образцы мужества и героизма».
Характер повреждений линкора «Новороссийск»
Действительно, по многочисленным свидетельствам участников трагедии, матросы, старшины и офицеры самоотверженно и умело вели борьбу с поступавшей в корабль водой, хорошо знали каждый свое дело и проявляли инициативу. Основные усилия были направлены на крепление переборок, которые могли бы сдержать распространение воды по кораблю. Делалось это в полной темноте, при постоянном поступлении воды. Когда ее уровень доходил до подбородка, моряки покидали этот отсек и начинали работу в следующем. Так продолжалось почти два с половиной часа, вплоть до опрокидывания корабля.
Справедливости ради надо сказать, что минная опасность на Черном море, как в годы войны, так и еще несколько лет после ее окончания была очень серьезной. О том, насколько сложно было обеспечивать безопасное плавание наших кораблей и судов в таких условиях, читайте в стать о Н.С. Зиновьеве .
В мае 1957 года в результате сложнейшей операции, проведенной Аварийно-спасательной службой (АСС) ВМФ, (о ее истории читайте читайте здесь ) «Новороссийск» был поднят, отбуксирован в бухту Казачья и разделан на металлолом. Давно уже никто не оспаривает известную истину о том, что попытки засекретить причины, ход и последствия катастроф способствуют их повторению. Однако в области практической реализации этой истины и сейчас еще далеко не все в порядке.
Наконец, 26 апреля 2015 года Главнокомандующий ВМФ адмирал В.В. Чирков поручил Экспертному совету ВМФ провести экспертизу с целью уточнения причины гибели линкора «Новороссийск». К этой работе были привлечены ведущие специалисты в области кораблестроения и вооружения, спасания и подводной техники, живучести корабля и истории военного искусства. В результате проделанной работы Экспертный совет полностью подтвердил обоснованность выводов Правительственной комиссии о гибели линкора «Новороссийск» от взрыва донной мины времен Великой Отечественной войны.
По мнению совета, на это указывают характер повреждений корабля, факты обнаружения в районе катастрофы после гибели линкора немецких мин, способных длительно сохранять свои боевые свойства. При этом было отмечено, что за годы войны и послевоенное время в Севастополе было вытралено до 60—70% от всего количества поставленных мин. Остальные мины до сегодняшнего дня могут находиться в толстом слое донного ила. Все версии гибели линкора «Новороссийск» из-за диверсии с внешним или внутренним взрывом признаны советом несостоятельными и не имеющими никакой доказательной базы.
При написании статьи были использованы следующие материалы.
- Сборник. Военные катастрофы на море. Москва. 2001 год.
- Никольский Н.И., Никольский В.Н. Почему погиб линкор «Новороссийск». Москва. 1999 г.
- Сергеев О.Л. Тайна гибели «Новороссийска». «Независимое военное обозрение» № 41 2004 г.
- Муру Н. Линкор «Новороссийск»: уроки трагедии. Морской сборник № 4 1991 год.
Я уверен, что Вы слышали и читали об этой трагедии, и у Вас сложилось свое мнение. Поделитесь им в комментариях к этой статье! Это будет интересно всем!
Журнал «Морской сборник» № 11 за 2015 год сообщил, что Экспертный совет ВМФ недавно еще раз тщательно проанализировал причины гибели линкора «Новороссийск». В совет вошли авторитетные специалисты Военно-морской академии, Крыловского научного центра и ряда других профильных организаций. Совет не только полностью подтвердил выводы комиссии Малышева, но и дополнил их своими аргументами, доказательствами и новыми фактами. Естественно, это новое расследование не убедило участников дискуссии о судьбе линкора. Обсуждение этой проблемы продолжается, и полной ясности по-прежнему нет.
04.03.2016
Спасибо за статью! За память! На линкоре «Новороссийск» служил и погиб мой дядя — Стенькин Леонид Андреевич 1932г.р. -Призван Алатырским ГВК в 1952 г. Похоронен на Братском кладбище. Награжден орденом Мужества.
29.04.2016
Интересно, что никто за целый год так и не прокомментировал статью об одной из самых трагических историй советского ВМФ. То-ли оппоненты официальной версии «выдохлись», то ли их наконец-то убедило в своей неправоте заключение Экспертного совета ВМФ. Странно, что ВМФ потребовалось столько лет, чтобы провести экспертизу и успокоить общественность. Ведь это следовало сделать сразу после того, как только появилась опубликованная в печати большим тиражом (25 тыс.экз.)книга Б.А.Каржавина «Тайна гибели линкора «Новороссийск»с версией о диверсии итальянских боевых пловцов. Именно отмалчивание ВМФ и стало главной причиной появления затем самых различных фантастических версий. К сожалению, не успел ознакомиться с заключением Экспертного совета. Но о том, что 3% немецких батарей в неконтактных минах имели фактический срок службы до 12-14 лет было хорошо известно нашим специалистам минного дела. И подрывы таких мин, в том числе и сопровождавшиеся гибелью судов, после трагедии с «Новороссийском»лишний раз подтвердили это.
17.05.2017
Случайно познакомился с водолазом, который был причастен к подобным веща, его мнение , что это итальянсая закладка
15.02.2020