Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Ладожская трагедия

Буксир Орел
Буксир «Орел»
Архивное фото

17 сентября 1941 года произошла крупная катастрофа, тяжелейшая трагедия на Ладожском озере, которая долгое время оставалась в тени молчания. Она не имела себе равных по числу жертв и по тому ужасу, который несчастным пришлось пережить перед гибелью. А их было более тысячи молодых, сильных и полных жизни людей — курсанты военно-морских училищ, выпускники Военно-морской медицинской академии, офицеры и вольнонаемные ряда Управлений ВМФ. Первопричинами этой трагедии стало игнорирование командирами самых элементарных правил безопасности, а также сильный шторм и налеты вражеской авиации.

В этих чрезвычайных условиях Ладожской трагедии, на фоне вот-вот предстоящей неизбежной гибели в темной, холодной и бушующей воде, люди боролись до конца, проявляя подлинный героизм и самопожертвование. Проведенное позднее расследование подтвердило множество фактов взаимной помощи, особенно при спасении детей и женщин. Люди старались держаться вместе, общими силами противостоять стихии, помогали обессилевшим и окоченевшим, подбадривали отчаявшихся.

Курсанты морских училищ в первые месяцы войны

Уже в первые дни войны многие курсанты ленинградских военно-морских училищ оказались в зоне боевых действий и принимали участие в боях. В августе 1941 года их отозвали с фронта. Курсанты готовились к боевым действиям по защите города, участвовали в строительстве оборонительных рубежей, маскировали исторические здания и укрывали от бомб городские памятники. Училища были уже эвакуированы. Настало время отправляться в тыл и тем курсантам, которые прибыли в Ленинград с фронта.

Военные события в Ладожском озерном районе развивались быстро. 8 сентября пал Шлиссельбург — немцы вышли на побережье Ладожского озера. Ленинград оказался в блокаде, оставался единственный путь — через Ладожское озеро. В город Осиновец на побережье Ладоги один за другим прибывали эшелоны с людьми и грузами, которые надо было переправлять на восточный берег в порт Новая Ладога, а пригодных для этого судов было крайне мало. При этом город и прибывающие эшелоны постоянно подвергались налетам вражеской авиации.

Днем 16 сентября началась посадка на деревянную баржу № 752. Она была совершенно не пригодна к использованию на Ладоге, да к тому же время и штормовые волны значительно ослабили это и без того не очень прочное сооружение. На ней только что прибыл с Новой Ладоги стрелковый батальон с вооружением и легкими пушками. Теперь ей предстоял обратный путь с военнослужащими и гражданскими людьми, среди которых были женщины и дети. Баржа была чрезвычайно перегружена. На ней было от 1200 до 1500 человек, две полуторки с грузом и несколько легковых автомашин. Это и стало одной из важнейших предпосылок к трагедии.

Эвакуация через Ладожское озеро


Ладожская баржа
Архивное фото

Примерно в двадцать три часа буксир «Орел», на котором находился руководивший эвакуацией этой группы контр-адмирал А.Т. Заостровцев, повел баржу к восточному берегу. Капитаном буксира был Иван Дмитриевич Ерофеев. Его считали одним из лучших знатоков капитанского дела и ладожского района. Он уже видел признаки приближавшегося шторма, но убедить командование отложить этот рейс ему не удалось. Буксир был построен в 1904 году в Финляндии. Это было крепкое, надежное судно с хорошо обученным экипажем.

От города Осиновец до Новой Ладоги примерно 160 километров, это не менее 15 часов хода. Всякий огонь на Ладоге привлекал внимание самолетов противника, поэтому большую часть пути предполагалось пройти ночью. Для маскировки людей разместили в трюме баржи, и она отправилась в свой последний рейс. Ладогу не зря называют морем — по размерам, глубинам и силе штормов она не уступает малым морям, только вода в ней пресная. Да и по своему значению для страны она вполне заслуживает это. На Ладоге строились первые корабли для Балтийского флота, отсюда Петр I начал боевые действия, чтобы обеспечить России выход на просторы Балтики. Подробности читайте здесь .

Начало трагедии

В первые часы перехода качка почти не ощущалась, и люди постепенно засыпали. Вскоре после полуночи ветер стал усиливаться, небо заволокло тучами, начинался шторм, который к 2-3 часам 17 сентября достиг 7-8 баллов. Баржу сильно качало. Под ударами волн ее корпус дал течь. В переполненный людьми трюм стала поступать вода. Курсанты пытались заткнуть трещины одеждой, но вода быстро прибывала. Люди стали искать места повыше от днища — на балках, сходнях, ведущих к выходным люкам. Было ясно, что положение критическое. У многих появилось первое предчувствие надвигавшейся беды.

Стали кричать, чтобы открыли запертые снаружи люки, на что получили отказ офицеров охраны. Медлить было нельзя, поэтому народ взбунтовался и общими усилиями открыл кормовой люк. На сходне под ним образовалась людская «пробка». Люди были сильно взволнованы, напирали снизу, старались быстрее выбраться на палубу. Но над люком на высоте 80 сантиметров то и дело проносился толстый брус рулевого управления, который болтался от ударов волн. Было еще темно, и многие погибали, попав под удар этого бруса.

Наконец, все вышли из трюма. Их взорам предстало бушующее озеро и постепенно оседающая в воду баржа. Но паники не было. С приближением рассвета волны стали перекатываться по палубе. Главной заботой стало держаться всеми силами за любой выступ, щель, предмет, друг за друга, но это становилось все труднее и труднее. Каждая очередная волна смывала за борт десятки едва державшихся на ногах людей. Они тут же погибали. Несмотря на весь ужас своего положения, люди держались и боролись со стихией. Ладожская трагедия набирала силу.

Борьба за спасение

Сначала решили организовать борьбу за живучесть. Нашлась небольшая помпа и четыре ведра. При помощи этих и других подручных средств, вплоть до бескозырок, стали откачивать воду из трюма. Вскоре бесполезность этой работы стала очевидной для всех. Сбросили за борт автомашины. За ними последовали другие грузы и личные вещи. Баржа немного подвсплыла. Но эта передышка оказалась чрезвычайно кратковременной. Офицеры собрали женщин и детей в рубку, считая ее более безопасным местом. Наступил рассвет. Шторм усиливался, а баржа настолько осела, что ее палуба оказалась на уровне воды.

Как только стало совсем светло, прилетели вражеские самолеты. Они сделали несколько заходов на баржу, сбросили бомбы и на бреющем полете расстреливали из пулеметов плавающих в воде людей. По самолетам открыли огонь из пулеметов и нескольких винтовок, которые были на буксире и барже, но это давало только небольшое моральное утешение. На место трагедии было произведено несколько налетов. Самолеты «утюжили» этот участок, не выбирая отдельных целей, просто поливая огнем скопление обломков с людьми.

Все пассажиры баржи, за редким исключением, проявили мужество и выдержку. Курсанты помогали женщинам и детям. Главным врагом для всех был холод. Температура воздуха в течение суток колебалась от +4 до +9, а воды от +10 до +12,5 градусов. От переохлаждения даже у очень сильных людей тело коченело, теряло чувствительность и способность двигаться, клонило ко сну. После этого человек становился легкой добычей моря. Вся надежда была на помощь извне, но ее мог оказать только «Орел».

Подвиг экипажа буксира

Когда баржа находилась примерно в 15 километрах от маленького островка Сухо (о его обороне читайте в статье «Оборона острова Сухо – Дорога жизни в Ленинград» ) трагедия на ней подходила к своей кульминации. Одна из волн особенно сильно ударила в стену рубки и унесла ее в пучину вместе со всеми, кто в ней был. Затем была оторвана и унесена в море вся средняя часть палубы вместе с сотнями стоявших на ней людей. Вскоре на барже остались только небольшие участки палубы в носовой и кормовой части. «Орел» отдал буксир и приступил к спасению людей, передавая сигналы «SOS».


Место ладожской трагедии»

Буксир был слишком мал, а вокруг находилось более тысячи погибающих людей. Ерофеев решил подбирать находившихся в воде. Судно глубоко осело и могло погибнуть от перегрузки и от атак вражеских самолетов. Однако, несмотря на все эти трудности, «Орел» спас 216 человек — максимально возможное число людей. На пути к Новой Ладоге он вновь был атакован вражеской авиацией. Опять пулеметные очереди, близкие разрывы бомб и предельное напряжение сил всего экипажа. Но и на этот раз маленький буксир вышел победителем.

Последние спасенные и память о погибших


Канонерская лодка «Селемджа»
Фото военных лет

Около 16 часов к барже подошла канонерская лодка «Селемджа» и сняла с нее 24 человека. Это были последние, спасенные ладожской трагедии. В катастрофе погибло более тысячи человек. К сожалению, подобные случаи отмечались у нас и ранее. О многочисленных кораблекрушениях читайте в статье о судах Российско-Американской компании . В этот период на Ладоге произошло еще несколько аналогичных трагедий, правда, с меньшим количеством жертв. Они показали полную неспособность командования Ладожской флотилией организовать перевозку по озеру людей и грузов. В середине октября 1941 года командующим флотилией был назначен вице-адмирал В.С. Чероков. В результате принятых им мер число таких трагедий резко сократилось.

Спустя годы на берегу Ладожского озера — там, куда волны еще долго выносили тела погибших, поставили памятную стелу, а затем надгробную плиту с их именами. Теперь этот памятник называется “Ладожский курган”. Рядом открыт музей “Дорога жизни”. В 2012 году экспедиция, обследовавшая дно Ладожского озера, обнаружила остатки злополучной баржи и выявила имена практически всех жертв Ладожской трагедии.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Ефремов В., Ефремов С. Юность вступает в бой. «Морской сборник» № 5 1990 г.
  • Военные катастрофы на море. Москва. 2001 г.
  • Ладожская трагедия. Хроника крупнейшей катастрофы. Библиотека razlib/

А как Вы, уважаемый читатель, относитесь к этой малоизвестной трагедии. По официальным данным ее жертвы отнесены к небоевым потерям, вызванным непреодолимыми силами стихии. Можем ли мы сейчас согласиться с этим? Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Анатолй :

    Я считаю, что эти потери нельзя считать не боевыми. Эта трагедия в какойто степени, на мой взгляд, схожа с прорывом флота из Таллина в Кронштадт. Там было много кораблей и гражданских судов, а здесь отдна баржа ветхая, но задачи были в чем-то схожие. Имели место налеты вражеской авиации, и боевое противостояние им. Идиотизм начальников, пославших людей на почти верную смерть — да, присутствует, шторм тоже, но переброска войск это тоже боевая операция. Разве не так?

    23.09.2015

  2. Анна :

    Возле поселка Осиновец на Ладожском кургане стоят гранитные плиты с высеченными на них именами. И нет этому страшному списку конца. Скорбная надпись гласит: «Погибли при переправе через Ладогу в штормовую ночь 17 сентября 1941 года». Но знайте, люди, это не памятник павшим за родину. Это памятник тем, кто был готов умереть от фашистской пули или снаряда, а стал жертвой обыкновенной российской безответственности и головотяпства. Вечная им память.

    10.12.2015

  3. Неонилла :

    В Ладожской трагедии 17 сентября 1941 года погибла и моя бабушка — военврач Антонина Васильевна Белянко-Ткаченко, которой на тот момент было всего 23 года. Тогда из всех выпускников Военно-морской медицинской академии 1941 года погибло 132 человека и только 47 человек спаслись. У моей бабушки в Ленинграде осталась мама с ее двумя малолетними детьми. Я никак не могла понять, почему после гибели бабушки ее детям — моей мамочке и ее сестренке — не была выписана хоть какая-то пенсия по потере матери — офицера. Оказалось, что гибель Антонины Васильевны не считалась гибелью на фронте, а как написано в приказе об исключении ее из списков ВМФ — «погибшей при аварии баржи». Можете представить — при аварии баржи! Как будто она плыла-плыла и сломалась… Это просто свинство, потому что люди, находившиеся на той барже, вовсе не эвакуировались из блокадного Ленинграда, а НАПРАВЛЯЛИСЬ из Ленинграда НА ФРОНТ. Так, моя бабушка с ее мужем Алексеем Афанасьевичем Ткаченко были направлены на Черноморский флот, в Севастополь, куда бабушка так и не добралась, а ее муж все-таки попал, но в 1942 г. там погиб. Поэтому гибель этих более 1200 человек — это самые настоящие боевые потери, потому что погибли военнослужащие, отправлявшиеся на фронт, т.е. находившиеся уже в состоянии выполнения своего боевого долга, и погибшие не только из-за крушения баржи во время шторма, но и из-за бомбардировки вражеских самолетов, которые налетели на сигнал SOS и бомбили и расстреливали из пулеметов людей, находящихся в бедственном положении на палубе и в воде. Трагедия потому и была засекречена до 2004 г., что так пытались скрыть истинные причины гибели такого количества людей, из-за которого баржа № б-752 получила название «Ладожский Титаник» — а это были разгильдяйство и полное пренебрежение правилами транспортировки людей (баржа не была предназначена для перевозки людей, отсутствовали средства спасения, не было ни гидрантов, ни даже ведер для вычерпывания воды), предательство тех, кто должен был сопровождать баржу, охранять ее и в случае беды — прийти к ней на помощь, но не пришел, потому что в этот момент вместо выполнения своей боевой задачи, эвакуировал из Ленинграда на другой берег Ладоги жен и детей высокопоставленных начальников. Я описала эту трагедию в своем рассказе «Это было в войну…» ( https://www.litres.ru/neonilla-samuhina/eto-bylo-v-voynu/ ) и сейчас собираю материалы для более полного описания в будущем романе. У кого есть какие-либо сведения или информация по Ладожской трагедии прошу связаться со мной по адресу: [email protected] .

    21.09.2016

  4. Владимир :

    Неонила! Спасибо за такой обстоятельный, трогательный и очень эмоциональный комментарий. Я во многом согласен с Вами в оценке действий командования Ладожской военной флотилией, которое несло прямую ответственность за перевозку людей по ладожской трассе. Учитывая Ваше горе, эта оценка вполне понятна. Более того, она находит свое подтверждение в решениях командования ВМФ. Сразу после этой трагедии командующий Ладожской военной флотилией был снят, и на его место поставлен гораздо более опытный человек, которому сравнительно быстро удалось во многом исправить ситуацию.
    Однако, несколько слов надо сказать не в оправдание, а в защиту тех людей, которые отправили баржу в этот рейс.
    Представьте себе, в город Осиновец на западном берегу Ладожского озера постоянно прибывали эшелоны из Ленинграда с техникой, людьми и имуществом. Все это надо было срочно отправлять на восток. Добавьте к этому постоянные налеты вражеской авиации, которая бомбила станцию, эшелоны, уже выгруженное имущество и обстреливала даже небольшие скопления людей. Нетрудно представить себе и положение коменданта города, от которого все требовали немедленной отправки, а транспортных средств катастрофически не хватало.
    На этой барже только что прибыл с Новой Ладоги целый батальон с вооружением и пушками. Поэтому баржа представлялась вполне пригодной для обратного рейса. Правда, во время рейса в Осиновец она не попала в шторм и не подверглась атакам вражеских самолетов. Но представьте, какая альтернатива была у коменданта порта. Если бы он не отправил баржу этим вечером, ее наверняка разбомбили бы следующим днем. Неподвижная большая баржа в порту представляет для летчиков простую и очень заманчивую цель. Я уж не говорю о том, что в этом случае коменданта обвинили бы в том, что он упустил (проспал, прошляпил и т.д.) такую прекрасную возможность отправить на большую землю и спасти от бомбежек целую тысячу прекрасных специалистов и опытных военных.
    Все эти аргументы вовсе не снимают с коменданта ответственность за то, что он не сделал для обеспечения безопасности людей того, что можно и нужно было сделать. Однако, на мой взгляд, они не позволяют говорить о нем, как об абсолютном злодее, безответственном и бесчувственном человеке.

    10.10.2016

  5. Сергей Михайлович :

    В этой трагедии спасся мой дядя Махлах Пётр Ильич. В то время курсант ВМУ. В интернете нашёл кое-какие подробности, но только по воспоминаниям очевидцев, отмечающим свой второй день рождения. С нетерпением жду выхода на экраны фильма «Баржа 752»

    26.08.2018

  6. Andrey :

    Мой дед Ларшин Василий был помощником капитана на буксире «Орёл» В детстве я слышал эту историю от бабушки. Но к сожалению память стирает всё.

    21.02.2019

  7. Александр :

    Кажется, в этой истории замешан капитан 1 ранга Авраамов. После этого он был переведён начальником Соловецкой школы юнг.

    01.11.2020

  8. Владимир Додонов :

    Александр!
    Я думаю, что в отношении Авраамова Вы ошибаетесь. С августа 1941 года Ладожской военной флотилией командовал Б.В. Хорошихин. После ряда поражений советских войск в боях с финнами, флотилия занималась эвакуацией с северо-западных берегов Ладоги военнослужащих, жителей и боевой техники. С началом блокады Ленинграда ее главной задачей стало снабжение города и эвакуация гражданского населения. 16 сентября 1941 года Хорошхину было присвоено звание контр-адмирала, а 17 сентября произошла ладожская трагедия. В октябре 1941 года он был отозван в Москву и назначен командиром бригады речных кораблей Волжской военной флотилии, где и погиб в августе 1942 года.

    Николай Юрьевич Авраамов в начале Великой Отечественной войны командовал Чудской военной флотилией. Она принимала активное участие в боевых действиях, но после занятия противником всего берега Чудского озера, корабли были затоплены, а Авраамов с ротой курсантов 20 августа прорвался в Ленинград. Затем он был заместителем командующего Ладожской военной флотилии, а с декабря 1941 командовал Осиновецкой военно-морской базой и только в январе 1943 года был назначен начальником Соловецкой школы юнг.

    04.11.2020

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика