Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Морской корпус — альма-матер офицеров флота

Герб корпуса
Герб корпуса

14 (25) января 1701 года — день основания Морского корпуса. В этот день был издан указ Петра I о создании первого морского учебного заведения: «…быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитросно наук учению». С этой даты начинается история старейшего в нашей стране военно-морского учебного заведения, которое в настоящее время называется Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт. Более чем через 300 лет после основания Морской корпус, наконец, получил достойное название, ведь его всегда и по праву считали любимым детищем Петра Великого.

Характерно, что в дореволюционное время про выпускников Морского корпуса говорили «получил воспитание». Это имело большой смысл, поскольку означало, что им не просто давали определенную сумму знаний — их воспитывали, прививали традиции, формировали представление о долге, офицерской чести и ратной доблести. Имена Гангута, Чесмы, Корфу и Наварина, труды наших мореплавателей, положивших на карты берега и моря нашего отечества, доказывают высокий уровень этого воспитания.

Навигацкая школа

Создание Морского корпуса было вполне закономерным решением, естественно вытекавшим из поставленной Петром I грандиозной задачи — превратить Россию в великую морскую державу. Для этого нужны были и корабли, и пушки, и паруса, и многое, многое другое, но в первую очередь нужны были грамотные, умелые и опытные моряки. С тех пор название этого учебного заведения многократно менялось, но его судьба всегда была неразрывно связана с судьбой российского флота.

Заботы царя о воспитании моряков начались задолго до открытия школы. Еще в 1697 году он послал за границу учиться морскому делу четыре группы стольников (придворный чин — воевода, есаул и т.д.). Через два года они вернулись домой, и царь сам экзаменовал их в Воронеже на боевом корабле. Экзамен выдержало только четыре человека. В 1698 году, во время пребывания в Англии, Петр I пригласил на службу профессора Абердинского университета Андрея Даниловича Фарварсона — прекрасного математика, астронома и хорошего знатока морских наук. Он с самого начала задал высокий уровень подготовки учащихся, который старались поддерживать на протяжении всей истории Морского корпуса.

Сначала Фарварсон преподавал в Навигацкой школе, открытой в Московской Сухаревой башне. В 1715 году его перевели в Санкт-Петербург, в только что открытую Морскую академию. Преподавательская деятельность Фарварсона была чрезвычайно полезна для нашего флота, поскольку почти все состоявшие при флоте того времени российские подданные, вплоть до высших чинов, обучались мореплаванию под его руководством.

Сухарева башня
Сухарева башня

Из русских учителей наибольшим авторитетом у царя пользовался Леонтий Филиппович Магницкий. В знак признания его достоинств Пётр I «жаловал» ему фамилию Магницкий, отмечая, что как магнит притягивает к себе железо, так он способностями своими обратил на себя внимание окружающих. В 1704 году Магницкому было пожаловано дворянство. Более 40 лет Фарварсон и Магницкий занимались подготовкой офицеров российского флота и заслужили огромный авторитет и уважение интеллигенции страны.

Школу возглавил Яков Вилимович Брюс, а общее руководство было возложено на Ф.М. Апраксина. Она готовила штурманов (об истории штурманского дела читайте здесь ), морских инженеров, артиллеристов, геодезистов и гражданских чиновников. Позднее школа перешла в ведение Адмиралтейской канцелярии. Срок обучения не был определён, каждый ученик «твердил» свою науку не ожидая других. Большинство учащихся сравнительно легко справлялись с освоением учебного материала и оканчивали школу за 5-6 лет, но были и такие, которые учились 10 и более лет.

Академия морской гвардии

Для подготовки исключительно флотских офицеров в 1715 году в Петербурге была основана Морская академия или Академия морской гвардии. В нее перешли лучшие преподаватели Навигацкой школы, которая продолжала действовать на правах подготовительного учебного заведения. Петр I собственноручно написал перечень наук, которые вошли в учебный курс Академии. Он очень внимательно следил за ходом обучения, часто общался с преподавателями и учащимися.

В 1716 году для Академии было введено воинское звание — гардемарин (в переводе с французского — морской гвардеец). Это была подготовительная ступень к первому офицерскому званию — мичман. Всего за 1717-1752 гг. Академия подготовила свыше 750 моряков и геодезистов. Из ее стен вышли известные мореплаватели и флотоводцы. Воспитанники геодезического класса проводили съемку труднодоступных районов страны и участвовали в издании первого географического атласа России.

Морской кадетский корпус

После смерти Петра I престиж службы на флоте резко упал, поскольку она была весьма трудна и опасна, а главное, предоставляла гораздо меньше возможностей достичь высоких чинов. Во время императрицы Анны Иоанновны на флоте образовалась острая нехватка командных кадров. Все это привело к тому, что 15 декабря 1752 года на базе Академии был создан Морской шляхетный кадетский корпус. Воспитанники его старшего класса назывались гардемаринами, а двух младших — кадетами.

Гардемарин и кадет
Гардемарин и кадет
С лит. Прохорова

Лучшими периодами в дореволюционной истории корпуса, безусловно, были период его создания при Петре I, екатерининский период и вторая половина XIX-го века, когда после тяжелой Крымской войны реорганизацией флота и Морского кадетского корпуса руководил великий князь Константин Николаевич. В эти периоды значительно повышалась содержательность учебных программ, большое внимание уделялось воспитанию общей культуры и повышению интеллектуального уровня будущих офицеров. Лучшим подтверждением этому является многоплановая и плодотворная деятельность адмирала А.А. Попова . Особенно большое значение для воспитания будущих офицеров имела тесная связь с флотом, а также интенсивное использование специально оборудованных учебных кораблей.

Морской корпус
Морской кадетский корпус
Почтовая открытка 1900-1917 гг.

Такое разностороннее образование позволяло воспитывать творческие личности, которые позднее находили применение своим талантам не только на флоте, но и во многих других сферах деятельности. Отнюдь не случайно в списках выпускников Морского корпуса, наряду с блистательными именами флотоводцев, мореплавателей и ученых, мы встречаем имена выдающихся представителей русской культуры: композитора Н.А. Римского-Корсакова, художников В.В. Верещагина, А.П. Боголюбова, писателей В.И. Даля и К.М. Станюковича.

О высоком качестве обучения в корпусе свидетельствует и тот факт, что при Александре I среди морских офицеров получило широкое распространение стремление служить флоту и науке. Они участвовали в кругосветных плаваниях, дальних экспедициях и походах, проводили географические и океанографические исследования и обеспечили России передовые позиции в исследовании Мирового океана. Одним из наиболее ярких примеров этого является экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева, завершившаяся открытием Антарктиды .


Знак Морского корпуса

Доблесть в бою всегда ценилась здесь превыше всего, имена выпускников — победителей или павших при исполнении воинского долга были окружены особым почетом. Они прославили наш флот славными победами, дальними плаваниями и многими открытиями. Об одном из них читайте в статье «Адмирал Н.О. Эссен — гордость русского флота» . Страшным позором для питомца корпуса были трусость, малодушие и доносительство. Даже сыновья высокопоставленных особ, уличенные товарищами в этих грехах, вынуждены были покидать корпус. Их просто «не замечали»: не подавали руки, не разговаривали. Такой «приговор» заставлял человека навсегда проститься с мечтой о морской карьере.

Высшее Военно-Морское училище

Сразу после победы революции молодая Советская республика приступила к строительству своей армии и флота. Одной из приоритетных задач в этой работе стала подготовка командных кадров. В октябре 1918 года на базе бывшего Морского корпуса были открыты курсы командного состава Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Прекрасно оборудованным учебным помещениям и залам корпуса не пришлось долго пустовать. Но на этот раз их заполнили не дворянские дети, а прошедшие солидную школу морской службы старшины и матросы с флотов и флотилий. Зато преподаватели, а значит и основные принципы подготовки флотских командных кадров, остались прежними.

В июне 1919 года курсы были преобразованы в Училище командного состава флота, а затем оно получило статус высшего военно-морского учебного заведения и стало родоначальником целой системы высших военно-морских училищ. Обучение происходило в крайне напряженной обстановке. В связи с наступлением Юденича, слушатели курсов в 1919 году дважды уходили на фронт. За проявленные ими стойкость и мужество училищу было вручено Красное знамя. С 1926 года бывший Морской корпус стал называться Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. В 2002 году училище вновь было преобразовано в Морской корпус и теперь называется Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт.

За истекшие годы многое изменилось в жизни бывшего Морского корпуса, как и в жизни нашей страны. Но неизменными остаются главные ценности, на которых воспитывались и воспитываются выпускники славной альма-матер офицеров флота: профессионализм, любовь к Отечеству, к флоту и избранной профессии. Понятие о долге и чести у его воспитанников изменений не претерпело.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Статьи сайта Санкт-Петербургского военно-морского института.
  • Веселаго Ф.Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса. СПб. 1852 г.
  • Кротков А. Морской кадетский корпус. СПб. 1901 г.
  • Военная энциклопедия. Санкт-Петербург. 1912 г.
  • Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890-1907 гг.

Уважаемый читатель, в течение последних лет у нас много делают, а еще больше говорят о реформах образовательной системы страны. Как Вы полагаете, достаточно ли бережно при этом относятся к сохранению традиций Морского корпуса? Не уходит ли при этом на второй план такое важное понятие, как воспитание?
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Валентина :

    Спасибо, для нас и нашего Проекта Вы кладезь, Владимир!

    01.02.2018

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика