Северный флот
1 июня — День Северного Флота. Его история действительно полна героических дел и больших свершений, но известна она гораздо меньше, чем история Балтийского и Черноморского флотов. В связи с этим интересно посмотреть, как зарождалась боевая слава североморцев, их традиции самоотверженности и героизма при выполнении своего долга. Как использовались суровые условия театра военных действий для достижения превосходства над противником. Истоки этой славы тесно связаны с деятельностью Петра I и его титанической работой по созданию российского флота.
Парадоксальность истории создания Северного флота заключается в том, что стратегическое значение этого региона для судеб России было осознано еще при Иване Грозном, когда в результате поражения в Ливонской войне Россия лишилась всех выходов к Балтийскому морю. Тогда Архангельский порт постепенно стал центром торговых связей России с процветающей Европой. В начале 90-х годов XVII века в Архангельск ежегодно приходило до 40 заморских судов. А вот необходимость военного флота для защиты этого края поняли гораздо позднее.
Северный флот — боевое крещение
В 1700 году началась Северная война со Швецией. Основные боевые действия развернулись в Финском заливе и на его берегах, но Петр I учитывал возможность нападения шведов со стороны северных морей. По его поручению оборона Архангельского порта строилась широко и надежно. В устье Северной Двины была построена Новодвинская крепость. На других опасных участках создавали укрепления, ставили береговые батареи, усилили гарнизон и развернули посты наблюдения за иностранными судами в Белом море. Тогда же построили несколько военных судов, которые можно считать первенцами Северного флота.
Новодвинскую крепость заложили весной 1701 года в 20 км к северу от центра Архангельска. Она предназначалась для защиты фарватера от ожидаемого нападения шведов. Это была цитадель с четырьмя бастионами и внешними укреплениями, рассчитанная на гарнизон в 1000 воинов. Позднее она считалась одной из лучших крепостей в России. Но шведы не стали долго ждать. Их эскадра из 7 судов под командованием вице-адмирала Шёблада подошла к устью Северной Двины 24 июня 1701 года. К этому времени строители успели заложить только фундамент. Но береговые батареи были готовы и ждали неприятеля.
Новодвинская крепость
Из Атласа крепостей Российской Империи
Сначала Шёблад послал на разведку шняву и 2 галиота. Чтобы безопасно пройти по сложному фарватеру Северной Двины, они взяли в качестве лоцманов пленных поморов — Ивана Рябова и Дмитрия Борисова и под видом торговых судов пошли к Архангельску. Наши поморы, отлично зная фарватер, посадили шняву и галиот на мель против Новодвинской крепости. Оба судна были захвачены русскими. При этом Борисов погиб, а Рябов был ранен, но ему удалось спастись. После этого шведы отказались от нападения на Архангельск. Разорив несколько селений, шведская эскадра ушла от русских берегов.
Беломорская флотилия
В то время на Белом море еще не было боевых кораблей, а Рябов и Борисов, конечно, не являлись военными моряками, но они защищали северные рубежи нашей Родины от иностранных интервентов, и их подвиг по праву вписан в боевую летопись Северного флота. На протяжении всей Северной войны сохранялась угроза нового нападения шведов на Архангельск, поэтому было принято решение о создании Беломорской военной флотилии. С 1708 года на Соломбальской верфи Архангельска началось строительство для нее боевых кораблей. В 1710 году были спущены на воду три 32-пушечных фрегата, а в 1712-13 годах — пять 54-пушечных кораблей. Так зарождался Северный флот.
Соломбальская верфь
Однако Беломорская военная флотилия просуществовала совсем недолго. Как только отпала угроза нападения шведов на Архангельск, Петр I приказал волоком перетащить суда флотилии в Онежское озеро. Соломбальская верфь продолжала в большом количестве строить корабли и фрегаты, но они практически сразу уходили на Балтику, теперь уже вокруг Скандинавии. На Севере оставались только небольшие отряды судов для охраны Белого моря и Кольского полуострова. После смерти Петра I идея воссоздания Беломорской флотилии даже не обсуждалась.
Флотилия Северного Ледовитого океана
Следующая попытка создать военную флотилию на Севере была предпринята в годы Первой мировой войны, когда особенно остро встал вопрос о защите северных портов и морских коммуникаций. В сентябре 1916 года началось формирование Флотилии Северного Ледовитого океана. Через год в ее составе числилось 89 кораблей, в том числе один линкор, два крейсера и 4 эсминца. Ее главной задачей стала охрана иностранных судов с военными грузами, которые поставляли в Россию союзники по Антанте. Однако судьба этой флотилии оказалась печальной.
В 1918 году в период гражданской войны и иностранной военной интервенции корабли, находившиеся в Кольском заливе, попала в руки интервентов, главным образом англичан. Часть кораблей, базировавшиеся в Архангельске, красные увели по Северной Двине к Котласу. Из них была сформирована Северо-Двинская военная флотилия, которая активно участвовала в боях с белогвардейцами. Оставшиеся в Архангельске корабли в 1920 году увели за границу покидавшие родину участники белого движения. Так закончилась и эта попытка создать военный флот на Севере нашей страны.
Северный флот
Вид на Екатерининскую гавань в Александровске
(с 1939 г. город Полярный)
Прошло несколько лет, и 1 июня 1933 года было принято решение о создании Северной военной флотилии. Большую роль в этом сыграл Беломорско-Балтийский канал, вступивший в строй в 1933 году. По нему с Балтики в Баренцево море прошли несколько эсминцев, сторожевых кораблей и подводных лодок, составивших ядро флотилии. Большой вклад в ее становление внес Константин Иванович Душенов, который был ее командиром с марта 1935 по май 1938 года. При нем флотилия перешла в свою главную базу — Полярный, началось освоение губы Ваенга, где приступили к строительству главной базы флота — Североморска.
В 1937 году флотилия была преобразована в Северный флот. Строились базы, аэродромы и береговые батареи, создавались судостроительные предприятия. Очень активно велась боевая подготовка и освоение обширнейшей зоны ответственности флота. Корабли ходили в дальние походы к Новой Земле, в Карское море и западном направлении. Люди привыкали плавать в условиях сильных штормов и туманов, в сложных ледовых условиях. Подводная лодка «Д-3» впервые совершила тогда подлёдное плавание. В 1938 году подводная лодка «Д-1» находилась в походе 120 суток, пройдя более 11 тысяч миль, (о трагической и загадочной судьбе этой лодки читайте в статье о подводной лодке «Декабрист» ).
Первое боевое крещение Северный флот принял в войне с Финляндией 1939-40 годов. При активном участии североморцев войска 14-й армии к концу первого дня войны овладели полуостровами Средний и Рыбачий, а к вечеру следующего дня были взяты порты Линахамари и Петсамо. Силы флота лишили Финляндию возможности получать иностранную военную помощь по северным морям и обеспечили поддержку приморского фланга наших войск. Присоединение полуостровов Рыбачий и Средний позволило существенно укрепить оборону Кольского залива.
Великая Отечественная война
С июля 1940 по август 1946 года флотом командовал Арсений Григорьевич Головко. К началу Великой Отечественной войны СФ насчитывал 8 эсминцев, 15 подводных лодок, 7 сторожевых кораблей, минный заградитель и 116 самолетов. В этой войне североморцы с честью выполнили поставленные задачи, сорвав планы гитлеровцев в короткий срок захватить Кольский полуостров с портом Мурманск и блокировать все северное побережье Советского Союза. (Подробнее об этом читайте здесь ). Северный флот внес достойный вклад в разгром врага в Заполярье и освобождение Северной Норвегии.
Корабли флота обеспечили проводку 76 союзных конвоев, которые доставили 4 млн. тонн груза (это 25% всех поставок по ленд-лизу). По внутренним морским путям было проведено 1548 конвоев. Флотские авиаторы, подводники и катерники своими ударами срывали воинские перевозки фашистов в Баренцевом море. Общие потери противника на театре составили 214 кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн и 1300 самолетов. За выдающиеся подвиги во время войны высокое звание Героя Советского Союза было присвоено 85 североморцам.
Послевоенные задачи и достижения
В годы «холодной войны» североморцы с таким же героизмом и настойчивостью овладевали ракетно-ядерным оружием, осваивали атомные корабли, обеспечили выход флота в Мировой океан. В начале 1966 года две атомные подводные лодки Северного флота в подводном положении совершили кругосветный переход из Баренцева моря на Камчатку. Он показал, что теперь весь Мировой океан стал стартовой площадкой для наших ракет. Историческая роль нашего флота заключалась в том, чтобы не допустить безраздельного господства ВМС США в Мировом океане, и первыми это сделали подводники — североморцы. Подробности читайте в статье Подводная кругосветка советских атомоходов .
Тяжелый крейсер «Петр Великий» в арктическом походе
Фото В. Серга и М. Гриценко
Сейчас, пережив трудные 90-е годы, Северный флот вновь набирает силы и пополняется современными кораблями. На них приходят высокообразованные, инициативные офицеры и отбираемые по контракту матросы. Это позволяет комплектовать профессиональные экипажи, которые грамотно и эффективно эксплуатируют сложнейшую боевую технику. Благодаря этому флот активизирует свою деятельность в Мировом океане – участвует в контртеррористической борьбе и в международных морских учениях, а также наносит визиты в дружественные нам страны.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Козлов И.А., Шломин В.С. Краснознаменный Северный флот. Москва.1983 г.
- Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
- Морской атлас. Том III. Часть 1. Описание к картам. Москва. 1959 г.
- Военная энциклопедия. Санкт-Петербург. 1912 г.
В настоящее время Северный флот является самым сильным в нашей стране и несет на себе основную ответственность за боеспособность морской компоненты ядерного сдерживания. Особенно большие задачи стоят перед ним по обеспечению наших интересов в Арктике. Но обстановка в мире постоянно меняется. Сейчас центр внимания переносится на азиатско-тихоокеанский регион, а значит, существенно возрастает роль Тихоокеанского флота. Как Вы, уважаемый читатель, думаете, не означает ли это, что значение Северного флота будет снижаться.
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!
День Северного флота для меня больше чем праздник. Я и мой сын служили на
КСФ, прожил на Севере 20 лет, а сын и сейчас живёт в Североморске.
Северный флот на всю оставшуюся жизнь!
Спасибо за статью. Творческих вам успехов!
22.06.2016
К началу Великой Отечественной Северный флот располагал 15 подводными лодками, восьмью эскадренными миноносцами, семью сторожевыми и других классов кораблями, его авиация насчитывала 116 боевых самолётов. Во время войны он утроил своё вооружение.
15.09.2016
Николай!
Спасибо за комментарий. К сожалению, мне не понятен его смысл. Ведь именно так и написано в моей статье.
10.10.2016
инересна история эон-1942 год
01.06.2017
Думаю, что роль Северного флота нее уменьшится.
Во- первых нельзя все океанское складывать в одну корзину (в Тихоокеанский флот).
Ведь Балтийский и Черноморский флоты по опыту двух мировых войн имеют лишь местное значение, особенно Балтийский.
Во-вторых и Тихоокеанская корзина может быть с высокой долей вероятности заперта в случае военного конфликта.
В-третьих. Россия устремляет свое внимание на северные запасы нефти в Ледовитом океане. А если еще потеплеет? То будет открыт доступ к её северным границам. Так что Северному флоту оставаться быть.
Спасибо, Владимир.
НА комментарии времени не хватает. Но читаю с удовольствием, хотя и сам многое уже знаю.
02.06.2017
Очень интересная статья. Большое спасибо.
04.06.2019