Портрет Н.К. Краббе
24 сентября 1863 года — начался первый визит русских кораблей в САСШ (Северо-Американские Соединенные Штаты ныне США). Несколько поколений советских людей привыкли считать США потенциальным противником. Однако до 1917 года Россию и США связывали отношения не просто дружбы, но и неизменной взаимной поддержки и помощи. Американцы весьма существенно помогли нам в создании броненосного флота в 1860-1865 годах, а затем строили для нас корабли. Например, подводные лодки типа АГ, построенные в 1917 году, принимали участие в Великой Отечественной войне и добились значительного успеха.
Важную роль в формировании таких отношений сыграл и дружественный визит российских кораблей в 1863-1864 годах. Сейчас в средствах массовой информации США суть этого визита иногда сводится к чисто прагматическим интересам сторон. Однако свидетельства очевидцев и печатные источники тех лет убедительно говорят об огромной эмоциональной составляющей этого визита, искреннем радушии и гостеприимстве американцев.
Обострение международной напряженности накануне визита
Установившееся после Крымской войны военно-политическое равновесие в мире, было нарушено гражданской войной в Северо-Американских Соединенных Штатах (САСШ, ныне США). В результате президентских выборов главой государства стал убежденный противник рабства А. Линкольн. Рабовладельцы Южной Каролины 20 декабря 1860 года приняли решение о выходе штата из САСШ. Вскоре к ним присоединились еще десять штатов. Их представители заявили об образовании нового государства — Конфедерации американских штатов и начали войну против Соединенных Штатов (северян).
Гражданская война в Америке
Рост промышленного производства САСШ создавал серьезную конкуренцию английскому капиталу, а торговый флот молодого североамериканского государства подрывал монополию английского флота в морской торговле. Поэтому Англия была заинтересована в поражении северян. Франция, стремившаяся иметь колонии на Американском континенте, тоже желала ослабления САСШ. Признав Конфедерацию, Англия и Франция оказывали ей помощь, в том числе, передавали корабли для морской блокады и пиратских набегов на прибрежные территории северян.
Россия, напротив, выступила в поддержку правительства А. Линкольна. Англия и Франция воспользовались начавшимся в 1862 году восстанием поляков, боровшихся за выход Польши из состава России, и создали антироссийскую коалицию, к которой примкнула Австрия. Над Россией нависла реальная угроза новой войны. Попытки русской дипломатии ослабить возникшую напряженность результатов не дали. И в это время Морское министерство формирует две эскадры самых лучших кораблей и отправляет их с визитами в Нью-Йорк и Сан-Франциско подальше от родных берегов, доверив им судьбу всей страны. Однако эта, казалось бы, совершенно парадоксальная и крайне рискованная акция себя полностью оправдала.
Замысел визита
Инициатором этой акции был управляющий Морским министерством вице-адмирал Н.К. Краббе, который предложил Александру II отправить две эскадры с дружественными визитами в порты западного и восточного побережья Северной Америки. В случае войны, этим эскадрам предстояло развернуть широкомасштабные крейсерские операции по блокированию морских коммуникаций противника на просторах трех океанов — Атлантического, Тихого и Индийского. Одновременно, эта акция означала значительную военную и моральную поддержку правительству Линкольна. Фактически это была идея развертывания крейсерской войны, которая прекрасно оправдала себя и в войне 1878-79 годов, читайте статью о пароходе «Веста» .
С.С. Лесовский
Успех операции зависел от обеспечения скрытности действий. Утечка информации о визите могла вызвать вооруженное столкновение русских кораблей с морскими силами Англии и Франции уже на выходе из Балтийского моря. Поэтому о задуманной акции знали только высшие руководители государства.
Начальником Атлантической эскадры назначили контр-адмирала С. С. Лесовского. В ее состав включили винтовые фрегаты «Александр Невский», «Пересвет» и «Ослябя», корветы «Варяг», «Витязь» и клипер «Алмаз». Для дезинформации распространялись слухи, что эскадру снаряжают в двухлетнее заграничное плавание в Средиземное море и на Тихий океан. На подготовку ушло меньше месяца.
Флагманский корабль С.С. Лесовского фрегат «Александр Невский»
С картины художника А.П. Алексеева
В дальнее плавание уходила первая эскадра Российского флота, полностью состоящая из парусно-винтовых кораблей. Адмирал Лесовский спешил. Балтийское море прошли «под парами». Запасы топлива корабли пополнили на выходе из Балтики — с заранее посланных туда двух транспортов. Впервые в истории отечественного флота заправку боевых кораблей осуществляли на ходу.
25 июля, находясь в полной боевой готовности, эскадра вышла в Северное море. Главное, о чем теперь заботились — это не встретиться с англо-французскими силами. Поэтому решено было выходить в Атлантику не через Ла-Манш, а севернее Британских островов. С.С. Лесовский был настроен решительно. «Если начальник встретившейся иностранной эскадры сделает какие-либо оскорбительные для чести нашего флага предложения, то адмирал намерен вступить в бой» — писал он в инструкции командирам кораблей. После выхода в океан, из-за сложных погодных условий и различных мореходных качеств кораблей, С. С. Лесовский отдал команду: идти в Нью-Йорк самостоятельно.
А.А. Попов
В состав эскадры Тихого океана под командованием контр-адмирала А. А. Попова вошли винтовые корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында» и «Новик», винтовые клиперы «Гайдамак» и «Абрек». Их переход по времени совпал с периодом максимальной интенсивности туманов в северо-восточной части Тихого океана. Из-за этого 14 сентября на подходе к Сан-Франциско корвет «Новик» при очень плохой видимости сел на мель и был разбит волнами. Первые русские корабли прибыли в Нью-Йорк 24 сентября. Этот день и стал первым днем визита, а 1 октября обе эскадры в полном составе находились на рейдах Нью-Йорка и Сан-Франциско. Русские моряки были восторженно встречены населением и властями этих городов.
Эффект разорвавшейся бомбы
Тем временем международная обстановка все более накалялась. В августе правительства Англии и Франции направили Александру II новые угрожающие послания. Наступал кризис. И вдруг из американских газет Европа узнала о появлении русских кораблей на рейдах Нью-Йорка и Сан-Франциско. Это явилось полной неожиданностью. Антироссийская коалиция была повергнута в полный шок.
Все вдруг осознали, что Россия решила использовать крейсерскую войну, как эффективное средство борьбы с сильными морскими державами, и реализовала эту идею в ее наиболее грозных масштабах. Она создала и сосредоточила свои крейсерские эскадры в ключевых точках Атлантического и Тихого океанов, что сразу привело к развалу антироссийской коалиции в Европе. Первой из нее вышла Австрия, которая не только пошла на соглашение с нашей страной, но и выразила готовность содействовать подавлению восстания в Польше.
Англия полностью отказалась от вмешательства во внутренние дела России. Оказавшись в одиночестве, вынуждена была отступить и Франция. Угроза войны была ликвидирована решительным и умелым использованием морских сил. Одновременно было предотвращено вмешательство Англии и Франции в гражданскую войну на стороне Конфедерации. Флот доказал свою способность не только оборонять прибрежные районы, но и способствовать решению острых международных проблем. О наших дискуссиях по этому вопросу читайте здесь .
В ответ на искреннее и радушное гостеприимство американцев русские вели себя весьма достойно. Характерен в этом смысле приказ А.А. Попова командирам российских кораблей, находившихся в Сан-Франциско. «В случае появления в порте какого-либо корсара, снаряженного возмутившимися штатами (южанами), потребовать от него немедленного и безусловного ухода из порта, а в случае получения отказа в этом требовании атаковать его». Таким образом, эскадра встала на защиту мирных жителей от пиратских действий кораблей южан. Русские моряки помогали горожанам тушить частые тогда пожары. Они настолько самоотверженно боролись с огнем, спасая от гибели детей, женщин, стариков, что заслужили искреннюю благодарность муниципалитета Сан-Франциско.
Визит российских кораблей содействовал установлению прочных дружественных отношений между США и Россией. Впервые Морское министерство России разработало операцию по нарушению океанских перевозок противника в удаленных районах. Ее проведение решило стратегическую задачу, сорвав вооруженное выступление коалиции государств против России. Достигнуто это было без единого выстрела — за исключением залпов приветственных салютов. Такое же большое значение имел и первый послевоенный визит советского корабля в Англию. Посмотрите статью Крейсер «Свердлов» – визит в Англию , и Вы убедитесь, что флот одновременно является и мощным оружием дипломатии.
При написании статьи были использованы следующие материалы.
- Абрамов М., Кожевников М. К берегам Северной Америки. «Морской сборник» № 3 1989 г.
- Коршунов Ю.Л. Когда океан соединяет. Санкт-Петербург. 1996 г.
- Агафонов Г. Морской элемент. «Морской сборник» № 3 1990 г.
- Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
А что Вы думаете об этом интересном визите наших кораблей? Возможно, Вам известны какие-то подробности или связанные с ним интересные факты. Жду Ваших сообщений в комментариях. Это будет интересно всем!