Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Первый визит русских кораблей в США


Портрет Н.К. Краббе

24 сентября 1863 года — начался первый визит русских кораблей в САСШ (Северо-Американские Соединенные Штаты ныне США). Несколько поколений советских людей привыкли считать США потенциальным противником. Однако до 1917 года Россию и США связывали отношения не просто дружбы, но и неизменной взаимной поддержки и помощи. Американцы весьма существенно помогли нам в создании броненосного флота в 1860-1865 годах, а затем строили для нас корабли. Например, подводные лодки типа АГ, построенные в 1917 году, принимали участие в Великой Отечественной войне и добились значительного успеха.

Важную роль в формировании таких отношений сыграл и дружественный визит российских кораблей в 1863-1864 годах. Сейчас в средствах массовой информации США суть этого визита иногда сводится к чисто прагматическим интересам сторон. Однако свидетельства очевидцев и печатные источники тех лет убедительно говорят об огромной эмоциональной составляющей этого визита, искреннем радушии и гостеприимстве американцев.

Обострение международной напряженности накануне визита

Установившееся после Крымской войны военно-политическое равновесие в мире, было нарушено гражданской войной в Северо-Американских Соединенных Штатах (САСШ, ныне США). В результате президентских выборов главой государства стал убежденный противник рабства А. Линкольн. Рабовладельцы Южной Каролины 20 декабря 1860 года приняли решение о выходе штата из САСШ. Вскоре к ним присоединились еще десять штатов. Их представители заявили об образовании нового государства — Конфедерации американских штатов и начали войну против Соединенных Штатов (северян).


Гражданская война в Америке

Рост промышленного производства САСШ создавал серьезную конкуренцию английскому капиталу, а торговый флот молодого североамериканского государства подрывал монополию английского флота в морской торговле. Поэтому Англия была заинтересована в поражении северян. Франция, стремившаяся иметь колонии на Американском континенте, тоже желала ослабления САСШ. Признав Конфедерацию, Англия и Франция оказывали ей помощь, в том числе, передавали корабли для морской блокады и пиратских набегов на прибрежные территории северян.

Россия, напротив, выступила в поддержку правительства А. Линкольна. Англия и Франция воспользовались начавшимся в 1862 году восстанием поляков, боровшихся за выход Польши из состава России, и создали антироссийскую коалицию, к которой примкнула Австрия. Над Россией нависла реальная угроза новой войны. Попытки русской дипломатии ослабить возникшую напряженность результатов не дали. И в это время Морское министерство формирует две эскадры самых лучших кораблей и отправляет их с визитами в Нью-Йорк и Сан-Франциско подальше от родных берегов, доверив им судьбу всей страны. Однако эта, казалось бы, совершенно парадоксальная и крайне рискованная акция себя полностью оправдала.

Замысел визита

Инициатором этой акции был управляющий Морским министерством вице-адмирал Н.К. Краббе, который предложил Александру II отправить две эскадры с дружественными визитами в порты западного и восточного побережья Северной Америки. В случае войны, этим эскадрам предстояло развернуть широкомасштабные крейсерские операции по блокированию морских коммуникаций противника на просторах трех океанов — Атлантического, Тихого и Индийского. Одновременно, эта акция означала значительную военную и моральную поддержку правительству Линкольна. Фактически это была идея развертывания крейсерской войны, которая прекрасно оправдала себя и в войне 1878-79 годов, читайте статью о пароходе «Веста» .


С.С. Лесовский

Успех операции зависел от обеспечения скрытности действий. Утечка информации о визите могла вызвать вооруженное столкновение русских кораблей с морскими силами Англии и Франции уже на выходе из Балтийского моря. Поэтому о задуманной акции знали только высшие руководители государства.

Начальником Атлантической эскадры назначили контр-адмирала С. С. Лесовского. В ее состав включили винтовые фрегаты «Александр Невский», «Пересвет» и «Ослябя», корветы «Варяг», «Витязь» и клипер «Алмаз». Для дезинформации распространялись слухи, что эскадру снаряжают в двухлетнее заграничное плавание в Средиземное море и на Тихий океан. На подготовку ушло меньше месяца.


Флагманский корабль С.С. Лесовского фрегат «Александр Невский»
С картины художника А.П. Алексеева

В дальнее плавание уходила первая эскадра Российского флота, полностью состоящая из парусно-винтовых кораблей. Адмирал Лесовский спешил. Балтийское море прошли «под парами». Запасы топлива корабли пополнили на выходе из Балтики — с заранее посланных туда двух транспортов. Впервые в истории отечественного флота заправку боевых кораблей осуществляли на ходу.

25 июля, находясь в полной боевой готовности, эскадра вышла в Северное море. Главное, о чем теперь заботились — это не встретиться с англо-французскими силами. Поэтому решено было выходить в Атлантику не через Ла-Манш, а севернее Британских островов. С.С. Лесовский был настроен решительно. «Если начальник встретившейся иностранной эскадры сделает какие-либо оскорбительные для чести нашего флага предложения, то адмирал намерен вступить в бой» — писал он в инструкции командирам кораблей. После выхода в океан, из-за сложных погодных условий и различных мореходных качеств кораблей, С. С. Лесовский отдал команду: идти в Нью-Йорк самостоятельно.

А.А. Попов
А.А. Попов

В состав эскадры Тихого океана под командованием контр-адмирала А. А. Попова вошли винтовые корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында» и «Новик», винтовые клиперы «Гайдамак» и «Абрек». Их переход по времени совпал с периодом максимальной интенсивности туманов в северо-восточной части Тихого океана. Из-за этого 14 сентября на подходе к Сан-Франциско корвет «Новик» при очень плохой видимости сел на мель и был разбит волнами. Первые русские корабли прибыли в Нью-Йорк 24 сентября. Этот день и стал первым днем визита, а 1 октября обе эскадры в полном составе находились на рейдах Нью-Йорка и Сан-Франциско. Русские моряки были восторженно встречены населением и властями этих городов.

Эффект разорвавшейся бомбы

Тем временем международная обстановка все более накалялась. В августе правительства Англии и Франции направили Александру II новые угрожающие послания. Наступал кризис. И вдруг из американских газет Европа узнала о появлении русских кораблей на рейдах Нью-Йорка и Сан-Франциско. Это явилось полной неожиданностью. Антироссийская коалиция была повергнута в полный шок.

Все вдруг осознали, что Россия решила использовать крейсерскую войну, как эффективное средство борьбы с сильными морскими державами, и реализовала эту идею в ее наиболее грозных масштабах. Она создала и сосредоточила свои крейсерские эскадры в ключевых точках Атлантического и Тихого океанов, что сразу привело к развалу антироссийской коалиции в Европе. Первой из нее вышла Австрия, которая не только пошла на соглашение с нашей страной, но и выразила готовность содействовать подавлению восстания в Польше.

Англия полностью отказалась от вмешательства во внутренние дела России. Оказавшись в одиночестве, вынуждена была отступить и Франция. Угроза войны была ликвидирована решительным и умелым использованием морских сил. Одновременно было предотвращено вмешательство Англии и Франции в гражданскую войну на стороне Конфедерации. Флот доказал свою способность не только оборонять прибрежные районы, но и способствовать решению острых международных проблем. О наших дискуссиях по этому вопросу читайте здесь .

В ответ на искреннее и радушное гостеприимство американцев русские вели себя весьма достойно. Характерен в этом смысле приказ А.А. Попова командирам российских кораблей, находившихся в Сан-Франциско. «В случае появления в порте какого-либо корсара, снаряженного возмутившимися штатами (южанами), потребовать от него немедленного и безусловного ухода из порта, а в случае получения отказа в этом требовании атаковать его». Таким образом, эскадра встала на защиту мирных жителей от пиратских действий кораблей южан. Русские моряки помогали горожанам тушить частые тогда пожары. Они настолько самоотверженно боролись с огнем, спасая от гибели детей, женщин, стариков, что заслужили искреннюю благодарность муниципалитета Сан-Франциско.

Визит российских кораблей содействовал установлению прочных дружественных отношений между США и Россией. Впервые Морское министерство России разработало операцию по нарушению океанских перевозок противника в удаленных районах. Ее проведение решило стратегическую задачу, сорвав вооруженное выступление коалиции государств против России. Достигнуто это было без единого выстрела — за исключением залпов приветственных салютов. Такое же большое значение имел и первый послевоенный визит советского корабля в Англию. Посмотрите статью Крейсер «Свердлов» – визит в Англию , и Вы убедитесь, что флот одновременно является и мощным оружием дипломатии.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Абрамов М., Кожевников М. К берегам Северной Америки. «Морской сборник» № 3 1989 г.
  • Коршунов Ю.Л. Когда океан соединяет. Санкт-Петербург. 1996 г.
  • Агафонов Г. Морской элемент. «Морской сборник» № 3 1990 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.

А что Вы думаете об этом интересном визите наших кораблей? Возможно, Вам известны какие-то подробности или связанные с ним интересные факты. Жду Ваших сообщений в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика