Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Взятие крепости Выборг – беспримерная победа

Петр I
Петр I
Художник П. Деларош

13 (24) июня 1710 года — взятие шведской крепости Выборг. Она расположена в очень удобном месте на торговым пути из Финского залива в северо-западную часть Руси и далее в богатые восточные страны. В 1293 году шведы захватили расположенное здесь древнее поселение корел и построили каменную крепость, которая получила название Выборг. Со временем она стала форпостом шведского влияния на обширные земли по берегам Ладоги и Финского залива.

Взятие Выборга нельзя рассматривать просто как одну из многих блистательных побед Петра I. Наконец-то, была осуществлена идея многих прогрессивных русских правителей, начиная еще с новгородских князей. Все победы нашего великого самодержца были уникальны как по своему замыслу, так и по самоотверженности, героизму и настойчивости исполнителей. Взятие Выборга и по этим критериям не имеет себе равных в истории.

Крепость Выборг еще не знала поражений

Еще в 1470-е годы весь город был обнесён каменной крепостной стеной с 9 башнями и 2 бастионами, земляным валом и рвом, наполненным водой. Новгородские князья и русские цари, в том числе Иван Грозный, неоднократно, но безуспешно пытались взять эту крепость. Петр I тоже потерпел здесь неудачу в 1706 году, но это не сломило его решимости, и сразу после Полтавской победы он вновь обращает свои взоры к Выборгу, поскольку не мог не понимать, что мир и спокойствие на берегах Невы воцарятся лишь после того, как шведский флаг над Выборгом будет заменен на российский.

Вид Выборга в 1709 году
Вид Выборга в 1709 году
С гравюры И. ван дер Авеелена

К этому времени оборонительные сооружения крепости были значительно укреплены. Даже подходы к ней по болотистому финскому бездорожью потребовали бы от армии с артиллерией и обозами такого расхода сил, что, подойдя к городу, изможденные солдаты смогли бы только лечь костьми. Выборг, утверждали шведы, можно взять лишь единственным способом — затопив его солдатской кровью!

Гениальный план и превосходное исполнение

Все эти трудности были хорошо известны Петру I и его сподвижникам. При их обсуждении возникла дерзкая и крайне трудная в осуществлении идея — приступить к осаде крепости зимой, совершив переход всей армией по льду Финского залива. Командовать этим ледовым походом, так же как и осадой крепости было поручено адмиралу Ф.М. Апраксину. В сильнейший мороз 16 марта 13 тысячная армия с кавалерией, пушками и обозом выступила из Кронштадта (посмотрите статью об этой морской твердыне Кронштадт — город морской славы ) в 130-километровый, исключительно трудный поход. Через 6 дней русское войско подошло к Выборгу, быстро очистило всю территорию перед крепостью и приступило к осадным работам.

Ф.М. Апраксин
Ф.М. Апраксин

Необходимо было прокладывать траншеи, устанавливать осадные орудия, обустраивать жилье. Сильные морозы и каменистый, смерзшийся грунт, а также постоянный обстрел из крепостных орудий делали эту работу опасной и исключительно трудной. К тому же быстро таяли запасы боеприпасов и продовольствия. Местное население относилось к русской армии враждебно. Вся окружающая крепость местность была им полностью опустошена, сожжены жилища, угнан скот, увезены все запасы продовольствия. Небольшие финские отряды действовали на дорогах, связывавших Выборг с Петербургом, перехватывая почту и курьеров с донесениями. Корпус Апраксина попал в очень трудное положение, поскольку его ослабленные голодом солдаты не могли ни продолжать блокаду, ни вернуться домой.

Поход флота

Петр I знал о тяжелом положении армии. Он собрал флотилию из 270 судов, загрузил их провиантом, боеприпасами, новыми войсками. Нева в 1810 году вскрылась 28 апреля, и вся флотилия сразу отправилась в путь. Надо было спешить, поскольку шведский флот готовился идти к Выборгу для оказания помощи гарнизону крепости. Из Невы наши суда вышли более или менее благополучно, а затем стало ясно, что весь Финский залив забит сплошным плавающим льдом. Поднялся сильный ветер, вся флотилия оказалась под угрозой гибели.

Петр I сам повел суда через ледовые заторы. На небольшом судне он шел впереди флотилии, указывая путь остальным. Несколько судов получили сильные повреждения от ударов о лед и вернулись. Остальные упорно продолжали свой путь, постоянно рискуя быть затертыми льдом или оказаться у занятого противником берега. С сильно поврежденных или севших на мель судов тут же снимали команду и груз, чтобы флотилия не задерживалась в пути. Около 10 дней продолжалось это изнурительное и крайне опасное плавание. Вечером 8 мая флотилия подошла к Выборгу. Успешный поход большого числа парусных и гребных судов стал одним из выдающихся подвигов молодого Балтийского флота. В 1918 году балтийцам пришлось повторить этот подвиг, подробности читайте здесь .

Но впереди было еще одно серьезное препятствие — ведущий к крепости фарватер простреливался шведскими береговыми батареями. Зная, что шведы тоже ждут свою эскадру, Петр I приказал на всех наших грузовых судах поднять шведские флаги, а матросов переодеть так, чтобы они были похожи на шведов. Для большей убедительности с наших судов даже стреляли по русским береговым батареям холостыми зарядами. Эта хитрость полностью удалась. Шведы долго радовались прибывшему подкреплению, а когда обнаружили свою ошибку, открыли ураганный огонь ядрами и картечью, но было уже поздно. Русские суда без потерь подошли к Выборгу.

Завершение осады

Решительность, смелость и настойчивость Петра I спасли корпус Апраксина и решили судьбу крепости. Наши войска были усилены свежими формированиями, получили тяжелую артиллерию для осады крепости, много боеприпасов и продовольствия. Ознакомившись с ходом осадных работ, Петр I лично составил план штурма Выборга, предусмотрев тесное взаимодействие армии и флота, сухопутной и морской артиллерии.

План укреплений выборгской крепости
План выборгских укреплений XVIII век
Автор неизвестен

Русские создали у Транзунда укрепленную позицию из бомбардирских судов и береговых батарей, а на фарватере затопили старые суда. Шведская эскадра, прибыв 16 мая в Выборгский залив, не решилась атаковать русские укрепления и ушла. Крепость оказалась заблокированной с суши и с моря. Это подорвало боевой дух защитников Выборга.

С 14 мая начались интенсивные работы по завершению всех подготовительных мероприятий. Была завершена прокладка траншей, установлены осадные батареи из 98 пушек и 26 мортир. К 28 мая подготовка к штурму была завершена. Апраксин предложил шведам сдаться, но комендант крепости ответил отказом. На рассвете 1 июня заговорили тяжелые осадные орудия. Уже к 6 июня в стене крепости был пробит такой пролом, что в него могли бы свободно пройти два батальона. Все было готово для решительного штурма Выборга, который назначили на 9 июня.

В это время Петр I проходил курс лечения в Петербурге. Он попросил Апраксина отложить штурм на несколько дней до его приезда. Однако штурма не потребовалось. Комендант начал переговоры о сдаче и вручил победителям ключи от крепости. Шведы хотели обеспечить себе право свободного выхода из крепости с оружием, знаменами и музыкой. Однако Петр I, находясь еще в Петербурге, не утвердил эти условия. Он был готов разрешить шведам выйти из Выборга с оружием, но потребовал сдать знамена, барабаны и отказаться от музыки. Условия эти были приняты шведами. Наши трофеи составили: 63 знамени, один штандарт, 2 городских флага, 150 пушек, 8 мортир, 2 гаубицы и 14 судов.

Правительство Швеции отказалось выполнять согласованные условия сдачи крепости. В ответ на такое вероломство Петр I потребовал безусловной капитуляции гарнизона. Официальная сдача крепости состоялась 13 июня 1710 года. На следующий день Петр I во главе Преображенского полка вошел в Выборг. Он принял важнейшие объекты и расставил караулы. Адмирал Апраксин торжественно въехал в город 15 июня, при этом Петр I стоял в строю Преображенского полка и приветствовал главнокомандующего поднятой шпагой.

Российскому флоту неоднократно приходилось брать различные приморские крепости. Каждая из таких операций имела свои особые черты по замыслу и отваге исполнителей. Если Вас заинтересовала эта тема, посмотрите, например, статью о взятии Анапы .

Безопасность Санкт-Петербурга и страны

Роль флота в этой победе была решающей. Сухопутные войска проявили здесь чудеса героизма и выносливости, но без прихода флота взять Выборгскую крепость было бы невозможно. За небывалый в истории ледовый поход и взятие Выборга Апраксин был жалован генерал-адмиралом и получил высший (а в то время и единственный) российский знак отличия — орден Св. Андрея Первозванного, а в качестве личного государева подарка — шпагу «с брильянтами».

В связи с этой победой Петр I писал: «Чрез взятие сего города, Санктпитербурху конечное безопасение получено». В этой короткой фразе выражено все то значение, которое он придавал взятию выборгской крепости. С тех пор Выборг стал важным звеном внешнего пояса укреплений на подступах к Петербургу, в который входили также Кексгольм, Ревель и Нарва. Сплачивающим элементом всех укреплений на подступах к Петербургу стал российский флот, который, несмотря на свою молодость и малочисленность, уже набирал силу и боевую славу.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра I. Санкт-Петербург. 1994 г.
  • Двухсотлетие взятия Выборга Петром Великим. Харьков. 1910 г.
  • Кедров В. Генерал-адмирал Ф. М. Апраксин. Морской сборник № 4 1989 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Москва. 1978 г.

После взятия Выборга Российский флот неоднократно участвовал во взятии приморских крепостей. Возможно, у Вас, уважаемый читатель, есть какие-то интересные примеры этого или сложилось свое мнение по этому вопросу. Поделитесь им в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика