Петр I
Художник П. Деларош
13 (24) июня 1710 года — взятие шведской крепости Выборг. Она расположена в очень удобном месте на торговым пути из Финского залива в северо-западную часть Руси и далее в богатые восточные страны. В 1293 году шведы захватили расположенное здесь древнее поселение корел и построили каменную крепость, которая получила название Выборг. Со временем она стала форпостом шведского влияния на обширные земли по берегам Ладоги и Финского залива.
Взятие Выборга нельзя рассматривать просто как одну из многих блистательных побед Петра I. Наконец-то, была осуществлена идея многих прогрессивных русских правителей, начиная еще с новгородских князей. Все победы нашего великого самодержца были уникальны как по своему замыслу, так и по самоотверженности, героизму и настойчивости исполнителей. Взятие Выборга и по этим критериям не имеет себе равных в истории.
Крепость Выборг еще не знала поражений
Еще в 1470-е годы весь город был обнесён каменной крепостной стеной с 9 башнями и 2 бастионами, земляным валом и рвом, наполненным водой. Новгородские князья и русские цари, в том числе Иван Грозный, неоднократно, но безуспешно пытались взять эту крепость. Петр I тоже потерпел здесь неудачу в 1706 году, но это не сломило его решимости, и сразу после Полтавской победы он вновь обращает свои взоры к Выборгу, поскольку не мог не понимать, что мир и спокойствие на берегах Невы воцарятся лишь после того, как шведский флаг над Выборгом будет заменен на российский.
Вид Выборга в 1709 году
С гравюры И. ван дер Авеелена
К этому времени оборонительные сооружения крепости были значительно укреплены. Даже подходы к ней по болотистому финскому бездорожью потребовали бы от армии с артиллерией и обозами такого расхода сил, что, подойдя к городу, изможденные солдаты смогли бы только лечь костьми. Выборг, утверждали шведы, можно взять лишь единственным способом — затопив его солдатской кровью!
Гениальный план и превосходное исполнение
Все эти трудности были хорошо известны Петру I и его сподвижникам. При их обсуждении возникла дерзкая и крайне трудная в осуществлении идея — приступить к осаде крепости зимой, совершив переход всей армией по льду Финского залива. Командовать этим ледовым походом, так же как и осадой крепости было поручено адмиралу Ф.М. Апраксину. В сильнейший мороз 16 марта 13 тысячная армия с кавалерией, пушками и обозом выступила из Кронштадта (посмотрите статью об этой морской твердыне Кронштадт — город морской славы ) в 130-километровый, исключительно трудный поход. Через 6 дней русское войско подошло к Выборгу, быстро очистило всю территорию перед крепостью и приступило к осадным работам.
Ф.М. Апраксин
Необходимо было прокладывать траншеи, устанавливать осадные орудия, обустраивать жилье. Сильные морозы и каменистый, смерзшийся грунт, а также постоянный обстрел из крепостных орудий делали эту работу опасной и исключительно трудной. К тому же быстро таяли запасы боеприпасов и продовольствия. Местное население относилось к русской армии враждебно. Вся окружающая крепость местность была им полностью опустошена, сожжены жилища, угнан скот, увезены все запасы продовольствия. Небольшие финские отряды действовали на дорогах, связывавших Выборг с Петербургом, перехватывая почту и курьеров с донесениями. Корпус Апраксина попал в очень трудное положение, поскольку его ослабленные голодом солдаты не могли ни продолжать блокаду, ни вернуться домой.
Поход флота
Петр I знал о тяжелом положении армии. Он собрал флотилию из 270 судов, загрузил их провиантом, боеприпасами, новыми войсками. Нева в 1810 году вскрылась 28 апреля, и вся флотилия сразу отправилась в путь. Надо было спешить, поскольку шведский флот готовился идти к Выборгу для оказания помощи гарнизону крепости. Из Невы наши суда вышли более или менее благополучно, а затем стало ясно, что весь Финский залив забит сплошным плавающим льдом. Поднялся сильный ветер, вся флотилия оказалась под угрозой гибели.
Петр I сам повел суда через ледовые заторы. На небольшом судне он шел впереди флотилии, указывая путь остальным. Несколько судов получили сильные повреждения от ударов о лед и вернулись. Остальные упорно продолжали свой путь, постоянно рискуя быть затертыми льдом или оказаться у занятого противником берега. С сильно поврежденных или севших на мель судов тут же снимали команду и груз, чтобы флотилия не задерживалась в пути. Около 10 дней продолжалось это изнурительное и крайне опасное плавание. Вечером 8 мая флотилия подошла к Выборгу. Успешный поход большого числа парусных и гребных судов стал одним из выдающихся подвигов молодого Балтийского флота. В 1918 году балтийцам пришлось повторить этот подвиг, подробности читайте здесь .
Но впереди было еще одно серьезное препятствие — ведущий к крепости фарватер простреливался шведскими береговыми батареями. Зная, что шведы тоже ждут свою эскадру, Петр I приказал на всех наших грузовых судах поднять шведские флаги, а матросов переодеть так, чтобы они были похожи на шведов. Для большей убедительности с наших судов даже стреляли по русским береговым батареям холостыми зарядами. Эта хитрость полностью удалась. Шведы долго радовались прибывшему подкреплению, а когда обнаружили свою ошибку, открыли ураганный огонь ядрами и картечью, но было уже поздно. Русские суда без потерь подошли к Выборгу.
Завершение осады
Решительность, смелость и настойчивость Петра I спасли корпус Апраксина и решили судьбу крепости. Наши войска были усилены свежими формированиями, получили тяжелую артиллерию для осады крепости, много боеприпасов и продовольствия. Ознакомившись с ходом осадных работ, Петр I лично составил план штурма Выборга, предусмотрев тесное взаимодействие армии и флота, сухопутной и морской артиллерии.
План выборгских укреплений XVIII век
Автор неизвестен
Русские создали у Транзунда укрепленную позицию из бомбардирских судов и береговых батарей, а на фарватере затопили старые суда. Шведская эскадра, прибыв 16 мая в Выборгский залив, не решилась атаковать русские укрепления и ушла. Крепость оказалась заблокированной с суши и с моря. Это подорвало боевой дух защитников Выборга.
С 14 мая начались интенсивные работы по завершению всех подготовительных мероприятий. Была завершена прокладка траншей, установлены осадные батареи из 98 пушек и 26 мортир. К 28 мая подготовка к штурму была завершена. Апраксин предложил шведам сдаться, но комендант крепости ответил отказом. На рассвете 1 июня заговорили тяжелые осадные орудия. Уже к 6 июня в стене крепости был пробит такой пролом, что в него могли бы свободно пройти два батальона. Все было готово для решительного штурма Выборга, который назначили на 9 июня.
В это время Петр I проходил курс лечения в Петербурге. Он попросил Апраксина отложить штурм на несколько дней до его приезда. Однако штурма не потребовалось. Комендант начал переговоры о сдаче и вручил победителям ключи от крепости. Шведы хотели обеспечить себе право свободного выхода из крепости с оружием, знаменами и музыкой. Однако Петр I, находясь еще в Петербурге, не утвердил эти условия. Он был готов разрешить шведам выйти из Выборга с оружием, но потребовал сдать знамена, барабаны и отказаться от музыки. Условия эти были приняты шведами. Наши трофеи составили: 63 знамени, один штандарт, 2 городских флага, 150 пушек, 8 мортир, 2 гаубицы и 14 судов.
Правительство Швеции отказалось выполнять согласованные условия сдачи крепости. В ответ на такое вероломство Петр I потребовал безусловной капитуляции гарнизона. Официальная сдача крепости состоялась 13 июня 1710 года. На следующий день Петр I во главе Преображенского полка вошел в Выборг. Он принял важнейшие объекты и расставил караулы. Адмирал Апраксин торжественно въехал в город 15 июня, при этом Петр I стоял в строю Преображенского полка и приветствовал главнокомандующего поднятой шпагой.
Российскому флоту неоднократно приходилось брать различные приморские крепости. Каждая из таких операций имела свои особые черты по замыслу и отваге исполнителей. Если Вас заинтересовала эта тема, посмотрите, например, статью о взятии Анапы .
Безопасность Санкт-Петербурга и страны
Роль флота в этой победе была решающей. Сухопутные войска проявили здесь чудеса героизма и выносливости, но без прихода флота взять Выборгскую крепость было бы невозможно. За небывалый в истории ледовый поход и взятие Выборга Апраксин был жалован генерал-адмиралом и получил высший (а в то время и единственный) российский знак отличия — орден Св. Андрея Первозванного, а в качестве личного государева подарка — шпагу «с брильянтами».
В связи с этой победой Петр I писал: «Чрез взятие сего города, Санктпитербурху конечное безопасение получено». В этой короткой фразе выражено все то значение, которое он придавал взятию выборгской крепости. С тех пор Выборг стал важным звеном внешнего пояса укреплений на подступах к Петербургу, в который входили также Кексгольм, Ревель и Нарва. Сплачивающим элементом всех укреплений на подступах к Петербургу стал российский флот, который, несмотря на свою молодость и малочисленность, уже набирал силу и боевую славу.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра I. Санкт-Петербург. 1994 г.
- Двухсотлетие взятия Выборга Петром Великим. Харьков. 1910 г.
- Кедров В. Генерал-адмирал Ф. М. Апраксин. Морской сборник № 4 1989 г.
- Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Москва. 1978 г.
После взятия Выборга Российский флот неоднократно участвовал во взятии приморских крепостей. Возможно, у Вас, уважаемый читатель, есть какие-то интересные примеры этого или сложилось свое мнение по этому вопросу. Поделитесь им в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!