Флаги
Добровольного флота
22 апреля 1878 года — начался всероссийский сбор средств на создание Добровольного флота. Это было вызвано резким обострением отношений с Англией. «Владычица морей» даже угрожала ввести свой флот в Черное море. Назревала реальная опасность повторения Крымской войны. Россия в то время не имела на Черном море сильного флота и не могла ничего противопоставить военно-морской мощи Англии.
Однако это очевидное бессилие вызвало в русском обществе не отчаяние, не паралич воли, а взрыв народного патриотизма. В результате его произошло нечто совершенно парадоксальное и абсолютно неожиданное. Обычная для военного времени мобилизация торговых судов произошла у нас в мирный период и явилась не актом властей, а результатом народного волеизъявления, реальным воплощением которого и стал всенародный сбор средств на создание Добровольного флота.
Идея крейсерской войны
В русско-турецкой войне 1877-1878 годов Россия полностью разгромила турецкие войска, в результате чего 19 февраля 1878 года был подписан предварительный Сан-Стефанский мирный договор. Он предусматривал значительное усиление позиций России на Балканах. Однако этот договор вызвал резкое противодействие западных держав, особенно Австро-Венгрии и Англии, которые явно угрожали России войной. В этих условиях Московское Императорское Общество для содействия русскому торговому мореходству 22 апреля 1878 года выступило с обращением к народу.
В нем говорилось: «Враг наш силен на море. И числом и громадностью средств, морские силы его далеко превосходят наши. Но есть возможность нанести ему чувствительный удар. <…> Он обладает громадным купеческим флотом. <…> Последняя война покрыла славой русских моряков. Дайте им настоящие морские суда и пошлите их в океаны на ловлю вражеского купеческого флота, и враг наш раскается в своей самонадеянности». Подобная операция планировалась еще в 1863 году и блестяще решила все поставленные задачи, об этом читайте здесь .
Для создания таких судов Общество предложило организовать всенародный сбор средств. Позднее эти суда были объединены в Добровольный флот. Инициатива вооружения торговых судов и превращения их в легкие крейсера была выдвинута в самом начале войны 1877-1878 годов в то время еще лейтенантом С. О. Макаровым. Тогда было переоборудовано четыре парохода, которым удалось добиться значительных успехов в боевых действиях на Черном море. Посмотрите, например, статью Пароход «Веста» — бой с броненосцем .
Создание Добровольного флота
К этой инициативе решили прибегнуть и на этот раз. Сразу был создан Комитет по устройству Добровольного флота, который организовал прием, хранение и расходование пожертвований на приобретение судов. Сбор средств превзошел все ожидания. В короткий срок было собрано около 4 млн. рублей. Большое уважение вызывает не только массовый характер пожертвований, но и максимальная открытость, сейчас говорят прозрачность, этой кампании. Отчеты о количестве пожертвований регулярно публиковались в печати, а счет их велся с точностью до долей копейки.
Комитет определил необходимые тактико-технические параметры будущих кораблей Добровольного флота. Считалось, что наибольшего эффекта русские крейсера могут добиться главным образом созданием паники и «моральной угрозы неприятельской морской торговле». Исходя из этого, закупаемые суда должны были обладать повышенной мореходностью, скоростью, автономностью, прочностью корпуса, сильным вооружением и достаточно комфортными условиями, сберегающими силы экипажа в длительном плавании.
Вспомогательный крейсер Добровольного флота «Лена»
В качестве ориентировочных параметров Комитет предложил — скорость не менее 13 узлов, автономность по топливу — до 20 суток, прочность палуб должна обеспечивать возможность установки на них пушек среднего калибра, а конструкция трюмов — быстрое переоборудование их под артпогреба. Уже в начале июля 1878 года в Гамбурге закупили первые три судна. Орудия заказали у Круппа. Спустя всего шесть недель суда были готовы выполнять свои новые задачи. Переведенные в Кронштадт, они получили названия «Россия», «Москва» и «Петербург». (О роли Кронштадта в истории нашего флота Читайте здесь ). Личный состав предоставило Морское министерство. Командирами стали капитаны I ранга Баранов и Копылов, а также капитан-лейтенант Андреев.
Первые рейсы
К этому времени Англия добилась замены Сан-Стефанского договора многосторонним договором Берлинского конгресса 1878 года, который был гораздо менее выгоден для России, однако угроза войны была ликвидирована. В связи с этим новые пароходы разоружили, перевели в коммерческий флот и направили в Черное море для перевозки русских войск, возвращавшихся на родину. Транспортировка войск и военных грузов из Турции, а затем новобранцев и отпускников между черноморскими портами Болгарии и России продолжалась до мая 1879 г. На этом Комитет по устройству Добровольного флота посчитал свои учредительские функции выполненными и предложил создать частное пароходное предприятие «Общество Добровольного флота». Его устав был утвержден 9 мая 1879 года.
Налаживая свою коммерческую деятельность, Общество приступило к организации регулярного торгово-пассажирского сообщения с портами Дальнего Востока, которое в то время как никогда отвечало потребностям страны. Железной дороги тогда не было и в помине. Все торговые перевозки шли по сибирскому бездорожью, и только небольшая часть доставлялась иностранными пароходами. И вот, 7 июня 1879 года в первый пробный рейс на Сахалин отправляется пароход «Нижний Новгород».
На его борту было 600 каторжан и 45 588 пудов груза. За этот рейс пароход заслужил себе отличную репутацию. «Хороший ходок, крепкий корабль, знающий и решительный капитан», — так отзывались о нем коммерсанты. Востребованность этих рейсов постоянно росла, в результате чего в 1901 году пароходы Общества ежегодно совершали уже 25 рейсов Одесса — Владивосток. На Дальний Восток шли казенные и коммерческие грузы, а обратно, — главным образом, китайский чай.
Служба на пароходах была очень тяжелой. Она буквально высасывала силы из моряков. Дисциплина — военная. Плавали куда больше военных, практически все время в море. Топливом для судов служил уголь, который надо было сначала погрузить на судно, а затем бросать в топку котла. И все вручную. Угольная пыль проникала повсюду. В любую погоду, в шторм и штиль, порой в условиях изнуряющей жары изо дня в день несли вахту кочегары и машинисты. Это был адский труд, от которого люди, случалось, падали замертво.
Военное лихолетье
В мирное время Добровольный флот успешно работал в интересах развития экономики страны. Первый тревожный звонок прозвенел в связи с резким обострением обстановки на Дальнем Востоке в 1880 году. Всего за двое суток во Владивостоке пароход Добровольного флота «Москва» был переоборудован в крейсер! Подняты из трюма и поставлены на фундаменты десять орудий, пополнен экипаж, принят груз для Тихоокеанской эскадры, до полных норм доведены судовые запасы. Однако ситуация нормализовалась и все вернулось на круги своя.
Вспомогательный крейсер Добровольного флота «Забияка» в Порт-Артуре
К реальной боевой службе Добровольный флот приступил с началом русско-японской войны. Самый большой пароход — «Камчатку» переоборудовали под госпитальное судно. Пять судов мобилизовали для обеспечения перехода 2-й Тихоокеанской эскадры. «Петербург» и «Смоленск», переименованные в «Днепр» и «Рион», в июле 1904 года приступили к крейсерским операциям в районе Красного моря. Их активные действия едва не привели к военному конфликту России с Англией. Крейсерскую войну вели и корабли Владивостокского отряда, курсировавшие восточнее Японии.
После окончания войны Добровольный флот возобновил рейсы на Дальний Восток и открыл регулярное сообщение с портами Северной Америки для перевозки эмигрантов. В 1914 году он был уже мощным предприятием, которое имело 45 океанских пароходов дедвейтом около 170 тыс. тонн, ценнейшую недвижимость в России и за границей, его флаг был известен во всех портах мира. В годы первой мировой войны суда Добровольного флота вновь были мобилизованы и обеспечивали боевые действия ВМФ России. Революция и гражданская война рассеяла их по всему свету.
Крейсер «Азия» в Атлантике
С картины художника А.А. Тронь
После окончания гражданской войны нашлось несколько энтузиастов, решивших возродить Добровольный флот в качестве независимой коммерческой организации. Советское правительство поддержало эту инициативу, и 11 января 1922 года вышел декрет Совнаркома, санкционировавший деятельность этого Общества на прежних началах. Тогда в распоряжении Общества было всего три парохода. Усилиями грамотных и инициативных людей было выиграно несколько судебных процессов в Англии и США, в результате чего пароходы стали возвращаться к родным причалам.
Надо сказать, что правительства многих западных стран с пониманием относились к искам Добровольного флота, не отождествляя его с большевистским правительством России. В результате этого в 1923 году у Добровольного флота был уже 21 пароход. Были восстановлены очень перспективные рейсы в порты Северной Америки, перевозившие ежегодно десятки тысяч человек. Однако постепенно правительство стало все больше вмешиваться в коммерческую деятельность Общества, а в начале 30-х годов его имущество было национализировано и Общество окончательно прекратило свое существование, слегка перевалив за свой 50-летний юбилей.
При написании статьи были использованы следующие материалы.
- Москва и судьбы Российского флота. Москва. 1996 г.
- Манжин В.В. Добровольный флот. Москва. 1923 г.
- Басевич В. Общество Добровольного флота. «Морской флот» № 5 за 1991 г.
- Дукельский В.А. Добровольный народный флот. «Московский журнал» № 8 2006 г.
Вас заинтересовала история создания и деятельности Добровольного флота? Вы можете дополнить эту статью, возможно, у Вас есть интересные подробности и детали, возможно, Вы что-то читали на эту тему, и у Вас сложилось свое мнение. Жду Ваших сообщений в комментариях. Это будет интересно всем!
Побольше вам таких же хороших публикаций.
17.12.2011
спасибо за интересный блог
22.12.2011
Благодарю Вас за интересные и очень полезные публикации!
С уважением,
Карл
31.03.2012
Большое спасибо, Владимир, за Ваши интересные публикации. Каждый раз узнаешь что-то новое.
С уважением. Лев
16.04.2018