Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Бой у острова Готланд — упущенные возможности

М.К. Бахирев
М.К. Бахирев

19 июня (2 июля) 1915 года — бой крейсеров Балтийского флота с отрядом немецких кораблей около острова Готланд. Это был первый и последний в Первую мировую войну бой надводных кораблей на открытых просторах Балтики. Он не имел какого-либо стратегического значения, это был просто один из боевых эпизодов, но по его результатам обе стороны сделали серьезные выводы, которые определили дальнейший ход боевых действий на Балтике.

Далеко неоднозначными были оценки этого боя военно-морскими специалистами и историками. В немецких исследованиях отмечается, что грубые тактические ошибки командира отряда русских крейсеров помешали ему добиться более весомых результатов. Некоторые наши историки оправдывают действия М. Бахирева, находя разумные объяснения всем его решениям и указывая, что уничтожение вражеского минного заградителя уже является победой. Другие считают такую «победу» позором, за который все командование отрядом надо было отдать под суд.

Обстановка на Балтике в 1915 году

Кампания 1915 года не предвещала для русского флота каких-либо серьезных осложнений. Подходы к Петрограду с моря были надежно прикрыты. Понеся большие потери на наших минах, немцы были вынуждены свернуть операции крупных надводных кораблей в восточной Балтике, и стратегическая инициатива перешла к русским. О создании минного оружия в России читайте здесь .

Тяжелым ударом для Балтийского флота стала кончина командующего. Адмирал Н.О. Эссен умер от болезни 15 мая 1915 года. Его преемник вице-адмирал В.А. Канин первое время стремился поддерживать активный, наступательный характер действий флота, который так энергично внедрял Эссен, однако постепенно стали преобладать тенденции к осторожности и уменьшению риска. Это проявилось и во время боя у Готланда.

В начале июня в штаб флота поступили сведения, что 18 июня готовится большой смотр германского флота в Киле. Туда будут стянуты основные корабли, а в южной Балтике останется только слабое прикрытие. Было решено воспользоваться этой ситуацией, чтобы провести массированный обстрел порта Мемель. Предполагалось, что это усилит протестные настроения в Германии и на какое-то время отвлечет внимание германского командования от Рижского залива, что позволит нам усилить оборону этого района.

Тщательно спланированная операция началась с неудач

Обстрел планировалось провести 19 июня 1915 года силами отряда из пяти крейсеров под командованием контр-адмирала М.К. Бахирева. (Он вошел в историю как командующий последней операцией Российского Императорского флота – обороной Моонзунда в сентябре-октябре 1917 года). Для охраны выделялся дивизион миноносцев, а на случай встречи с превосходящими силами противника стояли в готовности к выходу линкоры «Слава» и «Цесаревич». Кроме того в море были развернуты три подводные лодки. В целом это обеспечивало безопасность эскадры Бахирева и повысило ее боевую устойчивость.

Крейсер Адмирал Макаров
Крейсер «Адмирал Макаров»

В 2 часа ночи 18 июня отряд в составе крейсеров «Адмирал Макаров» (флагман), «Баян», «Богатырь», «Олег» и «Рюрик» вышел в море. На протяжении всего похода стоял сильный туман, а когда он рассеивался, то горизонт оставался во мгле, и дальность видимости не превышала 50—70 кабельтовых. В 5 часов пришлось отказаться от участия миноносцев, и они были отпущены, с отрядом остался только «Новик». В 6 ч 10 мин в условиях плотного тумана «Рюрик» и «Новик» потеряли связь с отрядом и далее действовали самостоятельно. Из-за густого тумана обстрел Мемеля перенесли на утро следующего дня.

В этот же день немцы решили поставить минное заграждение на наших коммуникациях в устье Финского залива. Отряд кораблей под командованием коммодора Карфа в составе крейсеров «Аугсбург», «Роон» и «Любек», минного заградителя «Альбатрос» и семи эсминцев благополучно прошел в тумане мимо крейсеров Бахирева. В 00 ч. 30 мин. 19 июня Карф по радио доложил о выполнении задания, сообщив при этом свои координаты. Эта телеграмма была перехвачена радиоразведкой Балтийского флота.

Крейсера получили совсем другую задачу

Операция по обстрелу Мемеля была отменена, а Бахиреву было приказано перехватить германский отряд. Наведение русских кораблей на противника блестяще осуществил капитан 2 ранга И.И. Ренгартен — основоположник радиоразведки русского флота. В 7 ч. 30 мин. русские корабли обнаружили «Аугсбург», «Альбатрос» и три эсминца. Правда «Альбатрос» они приняли за крейсер «Ундине», и эта ошибка обошлась нам очень дорого. К этому времени крейсера «Роон», «Любек» и 4 эсминца ушли в Либаву.

Четыре русских крейсера были выведены на германский отряд в составе одного крейсера, одного минного заградителя и трех эсминцев. При этом любой из наших крейсеров был сильнее всего отряда германских кораблей. По оценкам советских специалистов, русские могли уничтожить противника в течение 10-15 минут. Однако Бахирев предполагал, что вскоре сюда могут подойти основные силы противника (радиоразведка фиксировала активный радиообмен германского флота), и решил вести бой на большой дистанции.

Германский крейсер Аугсбург
Германский крейсер «Аугсбург»

Погоня за «Альбатросом»

Между тем Карф оценивал положение своих кораблей как критическое. Он приказал «Альбатросу» идти в территориальные воды Швеции и вызвал на помощь крейсера «Роон» и «Любек». После этого эсминцы дали торпедный залп по русским крейсерам, и пока те уклонялись от торпед «Аугсбург», прикрывшись дымовой завесой, вместе с эсминцами ушел на юг.

Перед нашими кораблями остался только «Альбатрос», который уходил в сторону Швеции. «Богатырь» и «Баян» обошли «Альбатрос» с кормы. Этот маневр, получивший название «поперечной палочки над буквой Т», и означавший охват головы или хвоста неприятельской колонны, был классикой военно-морского искусства. Его использовали еще Ушаков и Сенявин. Смотрите статью об Афонском сражении . Однако, несмотря на такое преимущество, четыре русских крейсера потратили более часа и большую часть боезапаса снарядов главного калибра, пытаясь уничтожить беззащитный минзаг. Но ему удалось уйти в территориальные воды Швеции и выброситься на камни у одного из островов. Все это время бой шел практически на предельной дистанции, так как русские предполагали, что перед ними крейсер «Ундине» и опасались, что он может использовать свое торпедное оружие.

Германский минный заградитель Альбатрос
Германский минный заградитель «Альбатрос»
Иллюстрация из рукописи В.А. Меркушова

Бой с крейсерами «Роон» и «Любек»

Считая бой законченным, Бахирев повел свой отряд в базу. В 10 часов на горизонте были обнаружены крейсера «Роон», «Любек» и четыре эсминца. Бахирев знал, что на его крейсерах осталось мало снарядов главного калибра, поэтому он немедленно приказал «Рюрику» идти полным ходом на соединение с отрядом и вступить в бой с «Рооном». Одновременно Бахирев вызвал линкоры «Слава» и «Цесаревич».

Тем временем «Баян» уже вел бой с «Рооном», а «Любек» обстрелял «Олега». Русские крейсера немедленно ответили. Но их снаряды падали вблизи корабля и взрывались в воде, в результате чего на «Рооне» были мелкие повреждения в надстройках и в антенне. «Баян» и «Адмирал Макаров» получили по одному попаданию с «Роона». «Олег» и «Богатырь» стреляли по «Любеку», но попаданий не было. Командир «Роона» решил, что его заманивают в ловушку и предпочел выйти из боя.

Характерной чертой этой фазы боя вновь стало пассивное поведение адмирала Бахирева, имевшего четыре крейсера против двух немецких. Вместо решительной атаки противника русские корабли только отбивались от него, причем «Адмирал Макаров» и «Богатырь», экономя снаряды, практически не участвовали в перестрелке. Бахирев считал возможным присутствие поблизости вражеских подводных лодок и броненосцев, поэтому уклонился от боя.

Неудачный бой «Рюрика»

Немецкие корабли ушли курсом на юго-запад. В 10 ч. 30 мин. «Любек» был обнаружен «Рюриком», который открыл огонь и вполне мог уничтожить противника, но в это время на горизонте показался «Роон», и командир крейсера приказал перевести огонь на него. Таким образом «Любеку» удалось спастись. «Роон» благоразумно держался на большой дистанции, поэтому огонь «Рюрика» по «Роону» не дал попаданий, но и «Роон» тоже не добился успеха.

Зато «Любек» всадил в русский крейсер десять 105-мм снарядов, которые нанесли много незначительных повреждений. Командир «Рюрика» капитан 1 ранга Пышнов приказал держать прямо на «Роон», но в это время получил доклад об обнаружении перископа подводной лодки. Уклоняясь, «Рюрик» резко повернул влево и прекратил огонь. Тревога оказалась ложной, но позволила противнику выйти из боя.

Схема боя русских крейсеров у острова Готланд
Схема боя русских крейсеров у острова Готланд

«Рюрик» пошел на соединение с отрядом. Русские были твердо уверены, что добились нескольких попаданий в «Роон», на котором даже возник пожар. Германские источники утверждают, что ни «Любек», ни «Роон» не получили прямых попаданий, хотя их палубы были засыпаны осколками от близких разрывов. Перестрелка «Рюрика» с «Любеком» закончилась многочисленными повреждениями на «Рюрике».

Оценка и последствия боя

Определенное влияние на ход и исход операции оказала болезненная реакция командиров наших кораблей на возможную атаку из-под воды. Они неоднократно то уклонялись, то вели огонь по мнимым подводным лодкам, что отвлекало от основных боевых действий. Позднее выяснилось, что все сообщения об атаках подводных лодок были ложными, поскольку немецких подводных лодок в этом районе не было.

В самой благожелательной оценке этого боя просто констатировалось, что весь русский отряд проявил известную осторожность, и это помешало ему реализовать свое преимущество. Бахирев был вынужден избегать риска получить серьезные повреждения, которые могли затруднить отход отряда при возможном столкновении с превосходящими силами противника. К сожалению, упущенные возможности реализовать свое преимущество отмечались в нашем флоте и ранее. Смотрите, например статью Бой с крейсером «Гебен» . В то же время этот бой выявил несостоятельность германского оперативного планирования. Поход немецкого отряда к Финскому заливу носил авантюрный характер, а низкая дисциплина радиосвязи привела обнаружению отряда Карфа.

Победа у Готланда стала своеобразным рубежом в противостоянии морских сил Балтийского моря. Немцы значительно усилили свою морскую группировку и начали новую серию не слишком удачных операций с целью «восстановления авторитета» и «исправления положения» на Балтике. Командующий российским флотом, наконец-то, получил возможность более активно использовать линейные корабли. Кроме того, было ускорено перевооружение русских крейсеров, которое значительно увеличило их огневую мощь.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Петров М.А. Два боя. Ленинград. 1926 г.
  • Флот в первой мировой войне. Том 1. Москва. 1964 г.
  • Киличенков А. Совершить внезапное нападение на Мемель. «Морской сборник» № 7 за 1990 г.
  • Ролльман Г. Война на Балтийском море. Москва. 1935 г.

Уважаемый читатель, я дал как положительные, так и критические оценки действий наших крейсеров в этом бою. Предоставляю Вам возможность самостоятельно решить, заслуживают они награды или порицания. Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Станислав :

    Попадания с «Любека», несомненно, снизили точность стрельбы «Рюрика», артиллеристы которого, казалось, наблюдали разрывы своих снарядов и пожар на «Рооне». Последний через 27 минут после начала боя повернулся кормой к своему противнику и вел огонь из одного 210-мм орудия.

    14.09.2016

  2. i.grafova :

    Может, перед русскими моряками была жива память Веддигена? В смысле его «атаки века» в начале войны… А перископы и тогда, и много позже мерещились всем и во всех флотах

    25.02.2017

  3. Виктор :

    Бой у о. Готланд был сплошным позорищем: располагая подавляющим количественным и огневым превосходством на протяжении всего времени боя, 1-я бригада крейсеров добилась мизерного эффекта от стрельбы, растратив более половины боезапаса на безоружный и незащищенный минзаг, — и все равно не сумев потопить его.

    При появлении хотя бы сравнимого по силам противника (и все равно при этом гораздо более слабого), 1-я бригада крейсеров перешла к обороне — вместо активных действий в весьма благоприятной для того обстановке; а при отступлении противника не стала развивать успех и тоже отступила.
    И даже умудрилась получить повреждения, хоть и небольшие. Произошло это во время перестрелки легкого (!) крейсера противника с неизмеримо более сильным русским броненосным крейсером. В то время как противник, кроме «Альбатроса», никаких потерь не понес.

    Глядя на результаты объективно, это был позор.
    Нескрываемая позорность была по факту признана русским штабом, но списана на якобы слабость вооружения русских крейсеров — которые, повторю, подавляющее огневое превосходство над противником во всех фазах боя имели очевидно и несомненно, даже при существующем вооружении.

    Но удобное объяснение позорного результат было с облегчением принято — как и следовавшее из него решение русского штаба значительно усилить вооружение крейсеров.

    21.08.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика