Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Порт-Артур и безопасность России

Знак участника обороны Порт-Артура
Знак участника
обороны Порт-Артура

16 (28) марта 1898 года над Порт-Артуром впервые был поднят Российский флаг, причем это был военно-морской Андреевский флаг. Перед этим южная часть Ляодунского полуострова с городами Порт-Артур и Дальний была передана нам Китаем в аренду сроком на 25 лет. Так у России появился незамерзающий порт и военно-морская база на побережье Тихого океана, к чему она стремилась в течение многих лет.

Парадоксально, но эйфория от приобретения Порт-Артура быстро прошла. Выяснилось, что для противодействия нашему главному вероятному противнику на Дальнем Востоке – Японии, он непригоден из-за большого удаления от ее портов и морских коммуникаций, а японский флот может легко перерезать сообщение между Владивостоком и Порт-Артуром, расстояние между которыми было 1100 миль. Кроме того, крепостные сооружения находились в таком плачевном состоянии, что все надо было строить заново.

Реальное значение Порт-Артура

Моряки заранее предупреждали о бесперспективности аренды Порт-Артура. Они нашли гораздо более подходящий порт, из которого можно было бы контролировать морские коммуникации Японии, Кореи и Китая, и даже в предварительном порядке договорились с правительством Кореи о его аренде. Но кто бы их слушал. Решение об аренде Порт-Артура было принято исключительно по политическим соображениям, чтобы опередить в этом деле Англию и не допустить распространения ее влияния на весь Китай, что ставило бы под угрозу безопасность нашего Дальнего Востока.

Для обеспечения Порт-Артура, потребовалось строительство Китайской Восточной железной дороги (КВЖД), создание речного пароходства на Сунгари и освоение русским населением Маньчжурии, которую в шутку стали называть Желтороссией. В то время считалось, что арендованной территории ничего не угрожает, а главная сила Порт-Артура заключается не в численности гарнизона и артиллерии, а в сознании всех наций, что за ним стоит Россия. Кроме того, все полагались на доблесть русского воинства. Поэтому весьма скромный план усиления крепости к началу русско-японской войны был выполнен всего на 20 процентов.

Первое вступление в Порт-Артур и противостояние с англичанами

История крепости Порт-Артур началась ещё в 80-е годы XIX века, когда в небольшой деревне развернулось строительство порта и крепостных сооружений. Уже к 1889 году здесь находилась база китайского флота. В конце 1897 года Лондон решил оккупировать Порт-Артур. В связи с этим 3 декабря в три часа ночи командующему Тихоокеанской эскадрой контр-адмиралу Ф.В. Дубасову было отправлено повеление Николая II немедленно послать наши корабли в Порт-Артур и не допустить захвата его англичанами. Настолько напряженной была обстановка на Дальнем Востоке.

Отправляя отряд кораблей для занятия Порт-Артура, Дубасов предписал: в случае оскорбительных для нашего достоинства действий англичан, «защищать нашу честь, как повелевает присяга». Корабли вошли в Порт-Артур 4 декабря и высадили небольшой десант. После этого начались переговоры с китайским правительством об аренде крепости. Через два дня в Порт-Артур пришла английская канонерская лодка «Дафне», а 17 декабря на внешнем рейде крепости встали на якорь английские крейсера «Имморталит» и «Ифигения». Но было уже поздно.

Почтовый блок к 100-летию обороны Порт-Артура
Почтовый блок к 100-летию
обороны Порт-Артура

Русские вырвали Порт-Артур буквально из-под носа англичан. Не менее динамичным было наше противостояние с англичанами и в Центральной Азии, об этом читайте в статье о А.И. Бутакове. Затем последовала русско-японская война и полная драматизма героическая оборона Порт-Артура. В нашем сознании она тесно связана с судьбой 2-й Тихоокеанской эскадры. О ее походе и гибели читайте статью «Цусимское сражение – трагедия, показавшая героизм русских моряков».

Споры о действительных виновных в недостаточной готовности Порт-Артура к противостоянию с таким сильным противником, каким оказалась японская армия, не утихают до сих пор. Бесспорным же является огромное влияние обороны Порт-Артура на дальнейшее развитие военного дела, и особенно на использование флота в оборонительных операциях, а полученный опыт активно использовался вплоть до Первой мировой войны.

Победа над Японией

11 февраля 1945 года в Ялте «Большая тройка» подписала документ об условиях вступления СССР в войну с Японией. При этом предусматривалось обеспечение преимущественных интересов Советского Союза в отношении порта Дальний и восстановление аренды Порт-Артура как военно-морской базы СССР. Однако США планировали захват Курильских островов и всего Китая. Для этого они собирались использовать армию послушного им маршала Чан Кайши.

В случае реализации этих планов вблизи советско-китайской границы протяженностью около 4210 километров разместилась бы огромная армия Чан Кайши и американская воздушная армия, на вооружении которой в то время находилось 714 бомбардировщиков Б-17 «Летающая крепость». В интересах обеспечения безопасности Дальнего Востока и Сибири Советский Союз 9 августа 1945 года вступил в войну с Японией.

2 сентября 1945 года Сталин обратился к гражданам СССР: «Поражение русских войск в 1904 году в период Русско-японской войны оставило в сознании народа тяжелые воспоминания. Оно легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. 40 лет ждали мы, люди старшего поколения, этого дня. И вот этот день наступил». Нет сомнений в том, что в сентябре 1945 года с этими его словами были согласны 99,9% русских людей внутри страны и подавляющее большинство русских людей, находившихся в эмиграции. О действиях наших кораблей, находившихся в Порт-Артуре, во время русско-японской войны читайте здесь.

В августе 1945 года все американцы приветствовали вступление СССР в войну. Американский генерал Клер Ченнолт, командовавший тогда военно-воздушными силами США в Китае, заявил корреспонденту «Нью-Йорк Таймс»: «Вступление Советского Союза в войну против Японии явилось решающим фактором, ускорившим окончание войны на Тихом океане… Быстрый удар, нанесенный Красной Армией по Японии, завершил окружение, приведшее к тому, что Япония оказалась поставленной на колени».

Возвращение в Порт-Артур и противостояние с США

Советские воздушные десанты численностью всего 265 человек были выброшены в города Порт-Артур и Дальний 22 августа 1945 года. Через два дня по железной дороге в Порт-Артур прибыли части 6-й Гвардейской танковой армии. Вслед за ними на Ляодунском полуострове появились войска 39-й армии. Но и американцы проявили большой интерес к этому региону. Еще 13 августа главнокомандующий Тихоокеанским флотом США Адмирал Нимиц получил директиву президента Трумэна оккупировать порт Дальний прежде чем туда вступят русские.

Возвращение в Порт-Артур
Возвращение в Порт-Артур

Однако американцы опоздали. Когда американские корабли подошли к порту Дальний, он был уже занят советскими частями. Два отряда американских войск попытались высадиться на берег, но советские солдаты открыли автоматный огонь в воздух, и американцы были вынуждены прекратить высадку. Постояв на внешнем рейде порта несколько дней, американцы покинули этот район. Таким образом, русские и на этот раз буквально выхватили Порт-Артур только теперь уже у американцев.

В октябре 1945 года корабли 7-го флота США с гоминдановским десантом вновь подошли к порту Дальний. Командующий эскадрой вице-адмирал Сеттл хотел ввести корабли в порт. Комендант Дальнего потребовал отвести эскадру на 20 миль. Убедившись в надежности советской береговой обороны, Сеттл приказал эскадре отойти. Позднее американская эскадра так же безуспешно пыталась проникнуть в Порт-Артур.

Занятие Красной армией Порт-Артура в 1945 году предотвратило захват Северного Китая американцами. В ходе гражданской войны в Китае 1946-1949 годов, Порт-Артур стал крепким тылом товарища Мао, а во время Корейской войны 1950-1953 годов он был огромной тыловой базой корейских, китайских и советских войск. Все это время Военно-морская база Порт-Артур являлась важным звеном в системе обороны восточных рубежей СССР и Северо-Восточного Китая.

Защитники советского Порт-Артура
Защитники советского Порт-Артура

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Широкорад А.Б. «Как Порт-Артур вновь стал «городом нашенским». Еженедельник «Независимое военное обозрение» № 12 за 2015 год.
  • Авилов Р.С. Порт-Артур: страницы истории русской крепости (1898—1905 гг.) «Военно-исторический журнал» № 1 за 2019 год
  • Широкорад А.Б. Вторжение на Крит предопределило поражение при Цусиме. «Независимое военное обозрение» № 2 18-24 января 2019 г.

История нашего пребывания в Порт-Артуре полна как героическими, так и трагическими событиями. Интересно, что Вы, уважаемый читатель, думаете нужна ли была нам этм база?
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Фомин Дмитрий :

    К вопросу о первой русско-японской войне.Рейд Владивостокского отряда крейсеров,во время которого были пущены на дно осадные пушки для японской армии,осаждающей Порт-Артур.Ведь достаточно взглянуть на карту,чтобы понять,что этот рейд граничил с безумием,если только не был тщательно спланированной операцией,целью которой как раз и были эти пушки.Но тогда это блестящий,потрясающий успех русской разведки,а не слепая удача.Есть ли какие-нибудь данные в пользу этой версии?

    18.01.2017

  2. Владимир :

    Дмитрий!
    К сожалению, у меня нет данных об успехах нашей разведки в этой войне. Но при изучении этой темы надо иметь в виду, что идея крейсерской войны разрабатывалась и успешно применялась Россией на протяжении предыдущих, как минимум, 50 лет. Да и во время этой войны наши черноморские вспомогательные крейсера очень активно и успешно действовали в красном море и Индийском океане. Поэтому действия Владивостокского отряда крейсеров не выглядят авантюрой. Эта задача была им поставлена задолго до войны, они готовились к таким дальним походам и, в целом, неплохо действовали на торговых путях Японии и ее союзников.

    На моем блоге есть несколько статей по этой теме. Например:
    Визит русских кораблей в США — https://korvet2.ru/vizit-amerika.html
    Добровольный флот — https://korvet2.ru/dobrovolnyj-flot.html и
    Бой парохода «Веста» — https://korvet2.ru/boi-parohoda-vesta.html

    23.01.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика