Н.М. Баранов
11 июля 1877 года — героический бой парохода «Веста» с турецким броненосцем. С началом русско-турецкой войны 1877-1878 годов Турция на весь мир объявила о блокаде всех русских портов в Черном и Азовском морях. Турецкие броненосцы обстреливали русские приморские города и стремились установить полное господство на Черном море. Внешнеторговые операции России через южные порты почти прекратились. Черноморскому флоту была поставлена задача: активными боевыми действиями доказать, что никакой блокады не существует.
Для этого шесть быстроходных пароходов торгового флота переоборудовали во вспомогательные крейсера. Одним из них был пароход «Веста». В первом же походе он был атакован турецким броненосцем и, несмотря на колоссальное превосходство турок, вышел из этого боя победителем. Непреклонная решимость всего экипажа сражаться до последней возможности, высочайшие профессиональные и волевые качества командира «Весты» обеспечили эту победу.
К войне мы опять были не готовы
В 1876 году широко развернулось восстание народов Боснии, Герцеговины и Болгарии против турецкого ига. Турецкие войска с невероятной жестокостью расправлялись с восставшими. В феврале 1877 года правительство России потребовало от султана прекратить насилие и провести реформы в пользу славянского населения Балкан. Поскольку Турция отвергла это требование, 12 апреля 1877 года Россия объявила ей войну.
После Крымской войны нам было запрещено иметь военный флот на Черном море. В 1871 году Россия отказалась соблюдать эти ограничения, но воссоздать Черноморский флот не успели. К 1877 году у нас на Черном море было только два броненосца береговой обороны (поповки), а также 5 устаревших пароходофрегатов. Турция же имела 13 современных броненосных кораблей и 15 пароходофрегатов. Она запретила проход наших судов через Черноморские проливы и объявила о блокаде русских портов на Черном и Азовском морях. Иностранцы прекратили отправку своих судов в наши порты.
Наш ответ турецкому султану
Вся страна ждала и надеялась, что черноморцы активными боевыми действиями опровергнут заявления турок о блокаде и не позволят им захватить господство на Черном море. Для борьбы с крупными кораблями турок пароход «Константин», по предложению его командира лейтенанта С.О. Макарова, был оснащен минными катерами, которые могли атаковать корабли противника шестовыми минами, а затем и торпедами. Одновременно в море вышли наши вспомогательные крейсера, которые должны были прекратить военные перевозки и торговое судоходство турок в Черном море.
Среди этих вспомогательных крейсеров был и винтовой пароход «Веста» водоизмещением 1800 тонн. Он был построен в 1858 году и мог развивать скорость до 12 узлов. Всего за две недели на нем были установлены 9 орудий и два минных катера с шестовыми минами. Экипаж 117 человек набрали исключительно из добровольцев с Балтийского и Черноморского флотов. Командиром «Весты» был назначен капитан-лейтенант Николай Михайлович Баранов.
Еще до войны, подобно С. О. Макарову, он работал над идеей использования минных катеров для борьбы с крупными кораблями противника. Он же был инициатором вооружения вспомогательных крейсеров крупнокалиберными мортирами, позволявшими поражать неприятеля в не защищенные броней участки палубы. Стремясь воплотить эти идеи на практике, он и добился назначения на «Весту». 28 июня 1877 года в Николаеве состоялся смотр и приемка переоборудованного парохода, а уже 10 июля он вышел в свое первое крейсерское плавание.
«Веста» ведет бой с броненосцем
Командир «Весты» имел приказание крейсировать в районе порта Костюнджа (Констанца) и перехватывать турецкие пароходы, следовавшие туда с войсками и воинскими грузами. Сразу после выхода в море провели первое артиллерийское учение, а затем зарядили орудия и приготовились к встрече с противником. Остаток дня и ночь прошли спокойно. Утром 11 июля, находясь примерно в 35 милях от порта Костюнджа, заметили на горизонте густую полосу черного дыма. Командир предполагал, что это торговое судно и пошел на перехват. Суда быстро сближались. Вскоре стало очевидно, что впереди турецкий броненосец «Фетхи-Буленд», который идет в атаку на «Весту».
Турецкие броненосцы строились в основном в Европе, что уже говорит об их высоких боевых качествах. Эти корабли имели толстую бортовую броню и сильную артиллерию. «Веста» же вообще не имела брони, толщина ее бортового железа составляла всего полвершка (2,2 см), а артиллерия состояла из орудий и мортир, предназначенных только для ближнего боя. Вес одного залпа орудий броненосца во много раз превышал вес залпа «Весты», а дальность стрельбы турецких орудий была более чем в два раза больше, чем у наших пушек. Более того, турецкий корабль обладал большей скоростью хода и мог выбирать дистанцию и угол обстрела нашего парохода. Не трудно представить, что ожидало «Весту» в бою с таким сильным противником.
Первые залпы
Броненосец поднял турецкий флаг и открыл огонь. На «Весте» ответили залпом из носовых орудий. Вражеские снаряды стали ложиться близко по бортам, обдавая наших моряков на палубе водой и градом осколков. Баранов стал маневрировать, стараясь не подставлять неприятелю борта. Попадание даже одного снаряда в борт могло вывести из строя паровую машину и лишить корабль хода. Снаряды «Весты» не могли пробить бортовую броню броненосца, поэтому вся надежда была на огонь наших мортир, которые могли поразить палубу броненосца (о применении мортир в русском флоте читайте здесь ).
Несмотря на всю тяжесть складывавшегося положения, Баранов находился на мостике и хладнокровно руководил боем и маневрами корабля. Первые три часа боя прошли благополучно. Не было ни убитых, ни раненых. Затем броненосец сократил дистанцию до 500 саженей (примерно 1 км). На такой близкой дистанции его первый же артиллерийский залп накрыл «Весту».
Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем
С картины Р.Г. Судковского
Несколько снарядов попали в корму, а один пробил палубу и вызвал пожар над крюйт-камерой. Тушить его бросился старший офицер «Весты» лейтенант Владимир Перелешин. Его брат, тоже лейтенант, заведовавший минной частью, в это время поднялся на мостик и просил у командира разрешения атаковать броненосец минными катерами. Однако, спустившись с мостика, он тут же был убит разорвавшимся снарядом.
Испытание мужества
Броненосец сократил дистанцию до 350 саженей. Тогда Баранов вызвал стрелков на мостик и приказал открыть ружейный огонь по неприятелю. Между тем полуденный зной и напряженная работа стали утомлять людей. Количество убитых и раненых постоянно нарастало. Казалось, что развязка уже близка. Баранов решил подойти к броненосцу вплотную и взорвать оба корабля. Решение объявили матросам. Все перекрестились и ответили дружным «Ура!».
З.П. Рожественский
В это время разорвалась еще один снаряд, им был убит наводчик кормовой мортиры. Тогда на его место встал лейтенант Зиновий Рожественский (будущий вице-адмирал и командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой). Его удачный выстрел решил исход боя. Бомба попала в крышу артиллерийского каземата, пробила ее и разорвалась внутри. На броненосце началась паника. Он окутался облаком дыма и пара, стал отставать, а затем повернул на обратный курс. «Веста» послала ему в вдогонку последний залп.
Победители
Более 5 часов длился этот героический бой. На «Весте» было убито 12 и ранено 28 человек. На следующее утро израненная и опаленная пожаром, но с гордо реющим флагом, «Веста» пришла в Севастополь. Встречать ее вышло почти все население города.
Капитан-лейтенант Н. М. Баранов в донесении о бое писал, что весь экипаж проявил геройство и достоинство, показывая примеры мужества и необычайной храбрости. «Честь русского имени и честь нашего флага поддержаны вполне», отметил в своем донесении Главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Аркас. Император Николай I в телеграмме передал всем офицерам и команде парохода сердечное спасибо. «Они вновь доказали, что старый дух нашего славного Черноморского флота жив и в новом поколении», подчеркнул он.
Героям «Весты»
Все участники боя были награждены по-царски. Офицеров повысили в званиях, Баранов, Перелешин и Рожественский были награждены орденами Св. Георгия 4-й степени. (О престижности этого ордена Читайте здесь ). Остальные офицеры — орденом Св. Владимира с мечами и бантом. Для нижних чинов было пожаловано 12 Георгиевских крестов и столько же унтер-офицерских вакансий. Все офицеры и матросы были награждены пожизненными пенсиями.
Погибших героев похоронили в Севастополе. В 1886 г. на их братской могиле был сооружен гранитный памятник по проекту скульптора П.О. Брукальского. У основания памятника лежат чугунные ядра, а орудийные стволы, напоминающие колонны, установлены по обеим сторонам и поддерживают прямой рельефный крест, под которым мемориальная доска с текстом, рассказывающим о подвиге экипажа «Весты». На боковых гранях памятные доски с именами двенадцати погибших.
Удивительно, но Рожественский в личных беседах рассказывал всем, что никакого боя не было, «Веста» просто на всех парах удирала от противника. В 1878 году он опубликовал статью, в которой описал бой как «постыдное бегство» и обвинил Н.М. Баранова в преувеличении заслуг экипажа. Это было уже серьезное обвинение. Дело дошло до суда. Однако Морское министерство не поддержало Баранова и после долгих разбирательств в январе 1880 года он был уволен со службы.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Боевая летопись русского флота. Москва. 1948 г.
- Хребтов А. Бой «Весты». Москва. 1878 г.
- Краснознаменный Черноморский флот. Москва. 1979 г.
- Альманах «Андреевский флаг» № 35. Москва. 1996 г.
Дорогой читатель! Вы обратили внимание на то, что бой «Весты» очень похож на бой брига «Меркурий», (смотрите статью «Бриг «Меркурий» — уникальный подвиг») , который произошел почти полвека назад. Этот факт сам по себе является лучшим свидетельством незыблемости боевых традиций Российского флота и неразрывной связи многих поколений наших моряков в борьбе за интересы Отечества. А что Вы думаете по этому вопросу? Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье! Это будет интересно всем!
Интересный материал.Мало освещался этот бой. Рождественский был несогласен с некоторыми действиями Баранова о чём и писал в последствии. И маленькая опечатка-правил тогда император-Александр 11. С уважением Вячеслав Степанов
01.07.2012
Уважаемый Вячеслав Александрович, большое спасибо за комментарий и особенно за подсказку об опечатке. Я сразу же исправил. Что же касается Рожественского, то, я думаю, тут надо принять во внимание, что он был тогда еще молодым лейтенантом. А молодой лейтенант всегда и «знает больше и видит дальше своего командира», это естественно. Я читал его высказывания после этого боя. Он отмечал, что «Веста» как могла удирала от броненосца. В целом, это правда, действительно удирала, но удирая вела бой и выиграла его. И бриг «Меркурий» тоже удирал, а в итоге оказался победителем.
Еще раз огромное спасибо за комментарий и за внимание.
01.07.2012
Счастливо она отделалась. Да и из мортиры попасть в морских условиях — из разряда фантастики. По другим данным, нехватка угля у турок заставила их прекратить погоню
04.07.2012
Добрый день уважаемый Владимир Андреевич!
Неожиданная приятность и надежда обнаружилась для меня сегодня — наткнулся на Вашу работу по «Весте». Мой прадед — Трофим Шимко был призван (матросом?) на «Весту» из Запорожья. Он был награждён Георгиевским крестом, как, в основном все участники того боя. Во время пожара на «Весте» он потерял глаза. Остаток жизни был незрячим. Умер в марте 1927 г. Много чего он рассказывал своему сыну — моему дедушке (по отцу) Шимко Борису Трофимовичу (1885-1965), а тот — мне. Но ввиду своего … малолетства (5-6 лет) я не смог понять, запомнить для чего мне всё это надо, не придал значения и т.п. О чём уже давно очень сожалею! Реально ли освежить более полную историю-информацию о составе экипажа и т.п. Мне очень интересно знать о моём прадеде, например, хотя бы его дата рождения, дату смерти мне сказали: 27.03.1927 г. Интересно было бы найти поимённый список/состав экипажа…. Если кто знает как, где?… Помогите пожалуйста. Спасибо! Спасибо Вам за Вашу работу! Она бесценна!
01.10.2012
Поинтересуйтесь дальнейшей судьбой командира «Весты» Н.М.БАРАНОВА. Она потрясающе интересна и уникальна. Личность волевая, самобытная, многогранно-талантливая. Настоящий сын нашего Отечества
Носящий это славное имя эсминец «Капитан лейтенант Баранов» 18 июня 1918г был затоплен в Новороссийской бухте вместе с остальной эскадрой Черноморского флота, предпочитая гибель плену. Одним из первых открыл кингстоны и клинкеты, но тонуть не хотел и лег на дно одним из последних после подрыва торпедой. Поднят ЭПРОНом в 1927г. Евгений Лаухин.
01.07.2016
Здравствуйте Евгений!
Рад снова видеть Вас на моем блоге. Не менее приятно было прочитать и такой содержательный комментарий.
Биографией Баранова я тоже интересуюсь уже давно. В молодости он был назначен директором Военно-морского музея и превратил, бывшую тогда модельную мастерскую в настоящий музей. Затем он стал большим энтузиастом крейсерских операций. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Баранов добился в этой области наибольших результатов, сначала на «Весте», а затем, командуя «Россией» захватил турецкий пароход «Мерсина», перевозивший, пассажиров, около 800 солдат и 22 офицера.
В послевоенные годы он выступал за активное использование крейсеров и даже предлагал отказаться ради этого от строительства дорогостоящих броненосцев.
Вы совершенно правы, в судьбе этого энтузиаста и патриота много интересного и поучительного. Об этом же говорит и приведенный в моей статье портрет Баранова. Обратите внимание, сколько у него орденов и знаков отличия.
Владимир
14.07.2016