Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Патрасское сражение разрушило стратегические планы турок

М.Т. Коняев

26-29 октября (6—9 ноября) 1772 года — Патрасское морское сражение в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Героем забытых побед назвал известный морской писатель Владимир Шигин капитана 1 ранга Михаила Тимофеевича Коняева, одержавшего эту победу. Действительно, об этом сражении и о М.Т. Коняеве в нашей литературе упоминается крайне редко.

Отряд кораблей под командованием Коняева разгромил наиболее сильную из оставшихся у Турции после Чесменского сражения – дульциниотскую эскадру. Были сорваны все стратегические планы Турции по дальнейшему ведению войны. После поражения в Патрасском сражении турки до самого конца войны больше ни разу не беспокоили русский флот, базирующийся в Архипелаге

Блокада Дарданелл и планы турок

В 1768 году Турция объявила войну России. Екатерина II сразу направила в Средиземное море русские эскадры. В конце июня 1770 года состоялось Чесменское сражение (смотрите статью Чесменское сражение в живописи), в котором была уничтожена значительная часть турецкого флота. Теперь главной задачей нашей эскадры стала блокада Дарданелл и активные действия на морских коммуникациях турок. Для этого нужна была надежная база.

Командующий А.Г. Орлов выбрал порт Ауза на небольшом острове Парос в южной части Греческого архипелага. Там было сосредоточено все управление, склады и небольшое адмиралтейство для текущего ремонта судов. Отсюда уходили корабли для блокады Дарданелл и для пресечения морских перевозок турок. Это наносило неприятелю значительный материальный ущерб, демонстрировало могущество России, а также отвлекало на противодействие русским десантам турецкие войска с главного — Дунайского фронта. В борьбе за этот остров и состоялось Патрасское сражение.

Блокада Дарданелл и энергичные действия на морских коммуникациях вскоре привели к желаемому результату. В Константинополе стала ощущаться нехватка продовольствия, население роптало и требовало прекращения войны. Не менее эффективной была блокада Дарданелл и адмиралом Сенявиным в 1807 году, читайте статью о Дарданелльском сражении. По просьбе турецкого правительства было заключено перемирие и сразу же начались переговоры о мире. Однако турки использовали перемирие для усиления своей армии и флота. В албанском порту Дульциньо на Адриатическом море была создана сильная дульциниотская эскадра, сформирован отряд кораблей в Тунисе, значительно усилена основная турецкая эскадра в Дарданеллах, во многих прибрежных районах Турецкой империи создавались десантные отряды для действий против русских.

Все эти мероприятия проводились в рамках единого плана, который предусматривал внезапное нападение во время перемирия на русскую базу в порту Ауза. Атакой с моря и одновременной высадкой нескольких десантов предполагалось уничтожить все находящиеся в порту корабли, русский гарнизон острова, военные склады, верфь и административные здания флота. Важная роль в нападении отводилась дульциниотской эскадре, которая должна была соединиться с тунисским отрядом кораблей и доставить к месту нападения основные силы десанта. Именно с этой эскадрой и предстояло встретиться Коняеву в Патрасском сражении.

А.Г. Орлов
А.Г. Орлов

Отряд кораблей Коняева

Благодаря дружественному отношению к русским населения многих турецких колоний в Средиземном море, А.Г. Орлов был заранее предупрежден о готовящемся нападении. Он отправил в Адриатическое море отряд судов под командованием М.И. Войновича для наблюдения за дульциниотской эскадрой. После выяснения обстановки Войнович должен был соединиться с отрядом кораблей капитана 1 ранга М.Т. Коняева и разбить дульциниотскую эскадру.

Для усиления Средиземноморской эскадры в начале мая 1772 года из Кронштадта вышел отряд кораблей под командованием контр-адмирала В.Я. Чичагова (интересную статью о нем читайте здесь). В отряд входили 74-пушечный корабль «Чесма» и два 66-пушечных корабля «Граф Орлов» и «Победа». Кораблем «Граф Орлов» командовал капитан 1 ранга М.Т. Коняев. Это был уже опытный моряк. В 1747 году он закончил Морскую академию и с тех пор постоянно плавал на кораблях Балтийского флота. В Ливорно отряд пришел 15 августа, и В.Я. Чичагов был отозван в Петербург. М.Т. Коняев был назначен командиром отряда в составе двух кораблей «Чесма» и «Граф Орлов» и отправлен в крейсерское плавание в Средиземном море.

Во время этого плавания у берегов острова Китира и произошла его встреча с отрядом Войновича, который передал Коняеву приказание Орлова возглавить объединенную эскадру кораблей и разгромить дульциниотскую эскадру до прибытия кораблей из Туниса. Эскадра Коняева состояла из двух линейных кораблей: «Чесма» и «Граф Орлов», двух фрегатов: «Святой Николай» и «Слава», шебеки «Забияка» и двух посыльных судов (всего 224 орудия). Войнович сообщил, что неприятельская эскадра в составе девяти 30-пушечных фрегатов и 16 шебек (630 пушек) стоит в Патрассском заливе и ожидает прибытия не только кораблей из Туниса, но и 12 судов с десантом с острова Корфу. Коняев сразу же пошел к Патрасскому заливу.

Карта боевых действий русской эскадры
Карта боевых действий русской эскадры

Патрасское сражение

Вечером 25 октября дульциниотская эскадра была обнаружена, но наступившая ночь и начавшийся шквал с дождем не позволили начать Патрасское сражение. Утром 26 октября все 25 неприятельских кораблей были обнаружены на прежнем месте. Эскадра Коняева построилась в линию баталии и стала сближаться с неприятелем, не позволяя ему уйти к Лепантскому заливу под прикрытие своих крепостей.

В средине дня Коняеву удалось отрезать от неприятельской эскадры один фрегат и две шебеки. На их уничтожение Коняев послал фрегаты «Св. Николай», «Слава» и шебеку «Забияка». После ожесточенной артиллерийской перестрелки вражеские суда попытались спастись бегством под прикрытие своих береговых батарей. Наши фрегаты преследовали их, постоянно обстреливая из погонных орудий. Вскоре открыли огонь вражеские береговые батареи, однако нашим фрегатам удалось загнать неприятельские суда на мель в Патрасском заливе, где они и были сожжены фрегатом «Слава».

Патрасское сражение
Патрасское сражение
С картины И.И. Родинова

На второй день (27 октября) крепкий ветер с NO не позволил нашим кораблям сблизиться с противником, пришлось ограничиться лавированием и наблюдением. Неприятель в составе 8 фрегатов и 14 шебек был усмотрен в Патрасском заливе у самого берега под защитой двух крепостей.

Только утром 28 октября 1772 года наша эскадра смогла подойти к неприятелю. Патрасское сражение началось. Две крепости и все стоявшие под их защитой суда открыли ураганный огонь. Несмотря на это, в 11.30 наши корабли вступили в бой. «Чесма», «Граф Орлов» и фрегат «Св. Николай» встали на якорь по диспозиции, а остальные корабли лавировали под парусами. По крепостям стреляли ядрами, а по кораблям — брандскугелями, книпелями и картечью.

Через полтора часа ожесточенного боя на одном из неприятельских фрегатов сбили бизань-мачту, а на других судах начались пожары. Их матросы в панике прыгали в воду. Наши корабли подняли паруса и стали лавировать, чтобы пламя с горящих судов не перекинулось на них. Многие неприятельские суда были уже полностью охвачены пламенем, другие неуправляемые дрейфовали по воле волн и были выброшены на мель. Тогда наши корабли перенесли огонь на крепостные батареи и полностью подавили их.

Патрасское сражение завершилось 29 октября. Эскадра Коняева в этот день громила артиллерией и поджигала сбившийся у берега, разбитый и совсем уже беспомощный турецкий флот. Около 13 часов лейтенант Мекензи на вооруженной шлюпке был послан на брошенные неприятельские суда с приказанием привести их к нашей эскадре или сжечь. Он поднялся на один фрегат, наши матросы сразу открыли огонь из его пушек по находившимся на берегу стрелкам. Снять фрегат с мели не удалось, и его пришлось сжечь. Затем точно так же был сожжен и второй фрегат. На корабле «Чесма» в этом сражении участвовал гардемарин Христофор Иванович Сакен, который в 1788 году геройски погиб, взорвав свою дубель-шлюпку вместе с атаковавшими ее турецкими галерами. Подробности читайте в статье о Х.И. Сакене.

Другая шлюпка во главе с констапелем Сукиным сожгла еще два фрегата и шебеку. С шебеки «Забияка» был сожжен один фрегат, а с фрегата «Св. Николай» — адмиральская шебека. Остальным судам, несмотря на большие повреждения, удалось уйти. К 4 часам дня сражение в Патрасском заливе закончилось.

Всего было сожжено 7 фрегатов и 6 шебек. Один поврежденный фрегат затонул. Неприятель потерял свыше 200 человек. У русских был убит офицер и ранено 5 матросов. За мужество и мастерство в Патрасском сражении капитан 1 ранга М.Т. Коняев был награжден орденом Св. Георгия 3-й степени.

В Патрасском сражении, как и во многих других, поражает, прежде всего, изумительная, доходящая до отчаянной дерзости отвага русских моряков. Турецкая эскадра по количеству вымпелов и числу орудий значительно превосходила отряд Коняева. Более того, эта эскадра находилась под защитой двух береговых батарей. Положение было очень серьезное и весьма рискованное. Но уже в начале боя обнаружилось, что небольшая русская эскадра и управляется искуснее и сражается гораздо храбрее. Это и решило дело.

Уничтожением дульциниотской эскадры был сорван план нападения на базу русского флота — порт Ауза и попытка объединить разрозненные отряды турецких кораблей в единую эскадру. Это заставило турок гораздо более серьезно относиться к мирным переговорам с Россией.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Веселаго Ф.Ф. Краткая история русского флота. Санкт-Петербург. 1893 г.
  • Тарле Е.В. Чесменский бой и первая русская экспедиция в Архипелаг (1769—1774). М. 1959 г.
  • Кротков А.С. Русский флот в царствование императрицы Екатерины II с 1772 по 1783 гг. СПб. 1889 г.
  • Словарь биографический морской. Санкт-Петербург. 2000 г.

Патрасское морское сражение было завершающим крупным событием первой Архипелагской экспедиции Российского флота, но о нем, действительно, вспоминают редко. Возможно у Вас, уважаемый читатель, есть какие-то дополнительные сведения, интересные факты или свое мнение. Поделитесь ими в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

«

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика