В.Я. Чичагов
22 июня (3 июля) 1790 года — Выборгское сражение между русским и шведским флотами на выходе из Выборгского залива. Потеряв 7 линейных кораблей из 22, шведский король Густав III прорвал блокаду русских и ушел в Свеаборг. После этого сражения шведы подписали мирный договор на выгодных для России условиях. Екатерина II объявила это сражение успешным и щедро наградила его участников. Адмирал Василий Яковлевич Чичагов был пожалован орденом Святого Георгия I степени . Этой редкой и высокой награды не удостоился больше ни один российский флотоводец.
Поразительно, что даже при такой важной для Отечества победе, по мнению многих флотских офицеров и историков, русские имели две реальные возможности полностью разгромить шведский флот, и только необъяснимая нерешительность адмирала В.Я. Чичагова позволила шведам избежать разгрома. Обвинения эти были настолько распространены, что легкая на крайние суждения молодежь даже поговаривала о подкупе шведами нашего адмирала.
Планы сторон
В русской морской истории Выборгское сражение — это забытая крупнейшая морская победа. Для наших противников, флот которых включал 3 шведские, 1 финскую и 1 немецкую эскадры, это было не только крупнейшее поражение, но и пример мужества моряков, сумевших вырваться из блокады, сохранив ядро своего корабельного флота и почти весь гребной флот. Примерно такая же оценка преобладает сейчас и у нас в отношении Таллинского прорыва кораблей и судов Балтийского флота в августе 1941 года. Подробности читайте здесь .
Шла русско-шведская война 1788-1790 годов. Обе стороны возлагали большие надежды на кампанию 1790 года и стремились к самым решительным действиям. Шведы планировали разбить русский флот, высадить десант на южном побережье Финского залива и двинуться на Петербург, чтобы продиктовать России свои условия нового мирного договора. По численности шведская армия значительно превосходила силы русских, поэтому шведский король Густав III был уверен в победе.
Русские готовились к нанесению таких ударов, которые позволили бы быстро завершить войну и обеспечить надежный выход в Балтийское море. В этой связи особое внимание было уделено усилению флота, который к началу кампании 1790 года был разделен на две эскадры. Командующий флотом адмирал Василий Яковлевич Чичагов со своей эскадрой стоял в Ревеле, а кронштадтскую эскадру возглавлял вице-адмирал А.И. Круз.
Шведы стремились разбить сначала ревельскую, а затем кронштадтскую эскадры по отдельности. Поэтому уже 2 мая 1790 года шведский флот подошел к Ревелю и атаковал стоявшую на рейде русскую эскадру. Бой продолжался около двух часов. Несмотря на большое численное превосходство, шведам пришлось отступить. Они потеряли два линейных корабля, причем один из них был взят в плен.
Красногорское сражение и блокада шведов
После этого поражения шведские корабли направились в восточную часть Финского залива, чтобы нанести удар по нашей кронштадтской эскадре. Она заняла позицию у Красной Горки и перекрыла единственный доступный для крупных судов фарватер к Санкт-Петербургу. Шведы обладали значительным превосходством в силах и в подготовке экипажей. Ночью 23 мая противники пошли на сближение. Еще до начала сражения командующий шведской эскадрой, чтобы не подвергаться опасности, перешел на малый корабль и отдавал приказания через офицера, курсировавшего между судами эскадры на шлюпке.
Стояли белые ночи, в начале пятого шведский авангард открыл огонь. Однако противник не проявил особой активности, и к восьми утра перестрелка прекратилась. В полдень шведы снова пошли в атаку. Бой продолжался примерно до трех часов дня, а затем эскадры вновь разошлись. На следующий день — 24 мая в 17 часов артиллерийская дуэль возобновилась и продолжалась до 20 часов. Вскоре показались паруса приближающейся эскадры Чичагова. Шведы прекратили сражение и ушли к Выборгу. Эскадры Чичагова и Круза соединились. План шведов разбить русские эскадры по отдельности провалился.
Балтийский флот в полном составе двинулся за неприятелем и почти на месяц блокировал корабельный флот и гребную флотилию шведов в Выборгском заливе. В общей сложности здесь было 390 вымпелов и до 55 000 человек войск и личного состава судов во главе с королем Швеции Густавом III. Положение шведов было незавидным. Запасы воды подходили к концу, а вся береговая линия была занята русскими. Людей пришлось перевести на треть рациона. При этом постоянно приходили известия о прибытии к Чичагову крупных подкреплений. Боевой дух шведов падал.
Выборгское сражение 22 июня 1790 г.
С картины М.В. Петрова-Маслакова
Выборгское сражение
Рано утром 22 июня шведские суда, пользуясь легким восточным ветром, стали прорываться по северному фарватеру. Им противостоял отряд контр-адмирала И.А. Повалишина — всего 5 кораблей и одно бомбардирское судно, а также стоявший западнее отряд контр-адмирала П.И. Ханыкова — три фрегата. Ветер свежал шведские суда быстро проносились на очень близком расстоянии между кораблями отряда Повалишина, а затем Ханыкова, поражая их мощными бортовыми залпами. Наши корабли были окутаны плотным дымом. Они яростно отбивались от постоянно проходивших мимо них все новых и новых судов противника. Некоторым нашим кораблям приходилось сражаться на два борта, не имея помощи от основного флота, стоявшего на якорях около центрального и южного фарватеров.
Адмирал И.А. Повалишин
О малоизвестной сейчас судьбе адмирала читайте в статье «Адмирал И.А. Повалишин — герой Выборгского сражения . Отряды Ханыкова и Повалишина вынесли на себе всю тяжесть этого жесточайшего боя. Их корабли имели значительные повреждения и большие потери в людях. Приказ Чичагова оказать помощь Повалишину был отдан только через два с половиной часа после начала прорыва, когда большая часть шведских кораблей уже уходила к Свеаборгу. Сильно запоздал и его приказ идти в погоню за прорвавшимися шведскими судами, в результате чего главные силы русского флота начали преследование шведов только через шесть часов после прорыва.
Под прикрытием корабельного флота из Выборгского залива прорвались и гребные суда. Против них должна была действовать наша гребная флотилия, но ее командующий принц К. Нассау-Зиген тоже устремился в погоню за парусными кораблями. Ему удалось взять в плен 60-ти пушечный фрегат. Зато шведская гребная флотилия вышла из блокады с минимальными потерями и 28 июня в заливе у Роченсальма нанесла тяжелое поражение русскому гребному флоту под командованием того же принца Нассау-Зигена.
Выборгское сражение
С картины Herman af Sillen
В Выборгском сражении шведы потеряли 64 судна, в том числе 7 линейных кораблей, 3 фрегата, 21 канонерскую лодку и 16 транспортных судов. Потери в людях только погибшими и ранеными составили около 7 тысяч человек. Шведский флот вновь был блокирован русскими судами, теперь уже в Свеаборге. Потери русских: 117 убитых и 164 раненых. Русский флот потерял одну небольшую шхуну.
Важнейшими стратегическими результатами Выборгского сражения явились окончательный крах наступательных планов Густава III, проигрыш шведами кампании 1790 г. и войны в целом. Шведское правительство было вынуждено срочно заключить с Россией Верельский мирный договор (3.8.1790). Победа в Выборгском сражении стала успешным завершением многолетней борьбы России со Швецией за преобладание на Балтийском море. Известный английский военно-морской историк и теоретик Фред Джейн назвал Выборгское сражение «Трафальгаром Балтики».
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Головачев В.Ф. Действия русского флота во время войны России со Швецией в 1788-1790 гг. Санкт-Петербург. 1870 г.
- Аренс Е.И. История русского флота. Екатерининский период. Санкт-Петербург. 1897 г.
- Веселаго Ф.Ф. Краткая история русского флота. Санкт-Петербург. 1893 г.
- Шишков А.С. Военные действия российского флота против шведского в 1788-1790 гг. Санкт-Петербург. 1826 г.
- Материалы сайта «Тайны затонувших кораблей».
А что Вы, уважаемый читатель, думаете о Выборгском сражении? Безусловно, это большая победа, которая сразу привела к завершению войны и обеспечила России свободу мореплавания на Балтике, и в то же время, такие суждения современников. Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!