Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Подвиг Христофора Сакена всколыхнул Россию

Последний бой Сакена
Последний бой Сакена
Старинная гравюра

20 (31) мая 1788 года — подвиг Христофора Сакена. Дубель-шлюпка № 2 под командованием капитана 2 ранга Христофора Ивановича Сакена вступила в бой с турецкими галерами. Когда были исчерпаны все возможности к сопротивлению Сакен взорвал свое судно вместе с атаковавшими галерами противника. Шел второй год русско-турецкой войны 1787-1791 годов. Эта война вошла в нашу историю взятием Измаила и Очакова, а также блестящими победами Суворова при Фокшанах и Рымнике. На фоне этих славных побед деятельность только что созданного Черноморского флота осталась малоизвестной, но подвиг Христофора Ивановича Сакена вызвал широкий общественный резонанс в России.

Этот подвиг устрашил турок и подорвал боевой дух стоявшего у Очакова турецкого флота. Убедившись на собственном опыте, насколько храбро и самоотверженно сражаются русские, турецкие моряки стали избегать сближения с нашими судами на короткую дистанцию и, уж тем более, абордажного боя. Христофор Иванович Сакен погиб, но подвиг его навсегда вошел в боевую летопись Российского флота.

Война с Турцией 1787-1791 годов

Рескриптом Екатерины II от 8 апреля 1783 года все иностранные державы были уведомлены, что «полуостров Крымский, полуостров Тамань и вся Кубанская сторона приняты под державу Всероссийскую». В мае этого же года морские силы России на юге стали именоваться Черноморским флотом (подробности смотрите в статье об истории Черноморского флота ). Турция не хотела смириться с потерей этих земель и появлением на Черном море сильного русского военного флота. Правительства Англии, Франции и ряда других стран были весьма встревожены утверждением России в черноморском регионе и подталкивали Турцию к войне с ней. Рассчитывая на помощь и поддержку этих государств, Турция в 1787 году объявила войну России. О ходе боевых действий в первый год войны читайте в статье о подвиге капитана 2 ранга Веревкина.

Все крымское направление оборонял корпус генерал-поручика А.В. Суворова. Его штаб находился в крепости Кинбурн, расположенной с южной стороны входа в Днепровский лиман. Турецкий флот базировался на крепость Очаков, которая находилась на северной стороне входа в Днепровский лиман. Бой Христофора Сакена произошел в северо-восточной части лимана недалеко от устья реки Буг. Первый год войны не принес туркам военных успехов. Потерпев крупное поражение при попытке высадить десант на Кинбурнскую косу, они были вынуждены прекратить блокаду Днепровско-Бугского лимана и уйти к своим берегам.

Зато планы на 1788 год были весьма решительными. Султан приказал уничтожить русский флот в лимане, разбить русские войска, осаждавшие Очаков, взять Кинбурн и Херсон, а затем продвигаться к Крыму. Кампания 1788 года открылась героическим подвигом русской дубель-шлюпки под командованием капитана 2 ранга Христофора Ивановича Сакена.

Христофор Сакен – командир дубель-шлюпки № 2

Рейнгольд или по-русски Христофор Иванович Остен-Сакен происходил из древнего дворянского рода. Также как и три его брата Христофор поступил в Морской кадетский корпус. Закончив его в 1772 году, он на корабле «Чесма» перешел в район Греческого архипелага для боевых действий в составе в 1-й Архипелагской экспедиции русского флота и участвовал в Патрасском сражении. В 1775 году он возвратился на Балтику, а на следующий год был переведен на Черноморский флот. В 1787 году, когда Турция начала военные действия против России, Сакену было присвоено звание капитана 2-го ранга. Одновременно он был награжден Георгиевским крестом за 18 морских компаний. В следующем году он был назначен командиром новой дубель-шлюпки № 2 в гребной флотилии принца Нассау-Зигена.

Дубель-шлюпка представляла собой небольшое парусно-гребное судно длиной 22 метра, предназначенное для действий у берегов, в лиманах и на реках. Ее вооружение состояло из двух 1-пудовых единорогов, одной 12-фунтовой и четырех 4-фунтовых пушек, а также четырех фальконетов. Экипаж — 52 человека. Судно было тяжелым и тихоходным. Однако в хороших руках опытного морского офицера Сакена оно стало одним из лучших во флотилии, успешно участвовало во всех боевых операциях и заслужило похвалу самого князя Потемкина!

Сакен открывает кампанию 1788 года

В первых числах мая 1788 года небольшой отряд русских судов в составе дубель-шлюпки № 2 и двух канонерских лодок под командованием Сакена был направлен в Кинбурн для поддержания связи командования флотилией с корпусом А.В. Суворова. Затем он был послан в район Очакова для наблюдения за входом в лиман, поскольку ожидалось прибытие турецкого флота. Неприятельские корабли показались на горизонте 18 мая и вскоре легкие суда турок стали входить в лиман. Суворов вызвал Сакена в Кинбурн и приказал ему уходить к Глубокой Пристани, чтобы своевременно предупредить командование Лиманской флотилией о появлении турок. Сакен отправил с донесением две свои канонерские лодки, а сам с разрешения Суворова задержался, чтобы определить состав турецкого флота.

К 20 мая под Очаковым собралось 13 линейных кораблей, 15 фрегатов и более 50 мелких турецких судов. Суворов написал об этом в письме Нассау-Зигену и приказал Сакену срочно уходить из Кинбурна. Между тем турецкий флот уже зашел в лиман, в связи с чем Сакену предстояло не просто идти, а прорываться к своим, обходя отряды неприятельских судов.

Дубель-шлюпка уходит от погони
Дубель-шлюпка уходит от погони
Гравюра. Автор неизвестен

Погоня

Перед уходом Сакен сказал полковнику Маркову: «Положение мое опасно, но честь свою я еще могу спасти: если турки атакуют меня двумя судами, я возьму их, с тремя буду сражаться, от четырех не побегу, но если нападет больше, тогда – прощай, мы больше не увидимся!» Около 10 часов утра 20 мая Сакен вышел из Кинбурна. На веслах и под парусом он спешил к устью Днепра, держась поближе к берегу, чтобы турки не заметили его. Но пройти незамеченным не удалось.

Наша одинокая дубель-шлюпка была обнаружена, и 30 турецких судов бросились в погоню. К 6 часам вечера недалеко от устья Буга 11 турецких галер стали нагонять наше судно и начали его обстрел. Видя безнадежность положения, Сакен отправил бывшую у него на бакштове шлюпку с письмом Суворова к Нассау-Зигену и кормовым флагом своей дубель-шлюпки, а также приказал передать, что живым он не сдастся. Турки все свое внимание сосредоточили на нашем судне, и шлюпке удалось уйти под берегом.

Бой и самоотверженный подвиг Сакена

Тем временем Сакен продолжал бой. Умело маневрируя, он уклонялся от попыток турок нанести таранный удар или взять судно на абордаж, а также обеспечивал своим канонирам возможность наносить мощные удары по галерам противника. Ему удалось вывести из строя три галеры, но остальные продолжали атаковать. Наконец, сначала одной, а затем и второй турецкой галере удалось сцепиться с дубель-шлюпкой, и турки ринулись на абордаж. На палубе завязался ожесточенный бой.

Подвиг русских моряков
Подвиг русских моряков
с картины М. Грачева.

Вскоре подошли еще две галеры. Видя, что дело идет к концу, Сакен спустился в крюйт-камеру и взорвал судно. Огненный столб взрыва буквально разнес на куски дубель-шлюпку, а вместе с ней и атаковавшие ее галеры противника. В абордажном бою и при взрыве погиб весь экипаж дубель-шлюпки, за исключением 9 матросов, которые были посланы с донесением. Русские моряки сражались до последней возможности, не спустили флага и предпочли гибель сдаче врагу.

За этим боем наблюдали в подзорные трубы с нашей парусной эскадры, которая стояла на якорях в районе мыса Станислава. На помощь Сакену были сразу же отправлены 4 быстроходные судна, но они подошли только к исходу боя. Под покровом наступившей темноты турецким галерам удалось скрыться.

Подвиг капитана 2-го ранга Сакена
Подвиг капитана 2-го ранга Сакена
С картины И.И. Родинова

Память

Князь Потемкин, который лично знал и ценил Христофора Ивановича как храброго, знающего и исполнительного офицера, приказал собрать точные сведения о его последнем бое. В докладе императрице Екатерине II о подвиге Сакена Потемкин подчеркнул, что «неустрашимость, с которою он сражался, и геройская его смерть показали туркам, каких они имеют неприятелей».

Императрица Екатерина II за геройский и самоотверженный подвиг Сакена наградила его родственников пенсиями и подарила им имение близ Митавы. Героическая смерть Сакена всколыхнула общественное мнение в России и на нашем флоте. Христофор Иванович всегда пользовался большим авторитетом и уважением среди офицеров, а теперь он стал и примером для подражания. В церкви Морского кадетского корпуса (об истории этого корпуса читайте в статье «Морской кадетский корпус — альма-матер офицеров флота» ), где он учился, была установлена мраморная доска в память о бывшем воспитаннике. В 1894 г. именем Сакена был назван минный крейсер.

Во время следующей войны с Турцией (1828-1829 годов) новую славную страницу в боевую летопись Российского флота вписал экипаж брига «Меркурий», который также, как и дубель-шлюпка Сакена, был атакован несравненно более сильным противником, но смело вступил в бой и вышел из него победителем. Подробности читайте здесь .

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Аренс Е.И. История русского флота. Екатерининский период. СПб. 1897 год.
  • Краснознаменный Черноморский флот. Москва. 1979 год.
  • Шигин В.В. Вахтенный журнал. Герои забытых побед. Москва. 1993 год.
  • Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб. 1890-1907 гг.

История Российского флота знает много подобных подвигу Сакена примеров героизма и самоотверженности наших моряков. Возможно, у Вас, уважаемый читатель, есть какие-то интересные примеры этого или сложилось свое мнение по этому вопросу. Поделитесь им в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. марина :

    На крейсере «Капитан Сакен» служил родной брат дедушки-Тендентников Константин Емельянович /1909-…/-боцманом.

    18.10.2016

  2. Владимир :

    Марина!
    Рад видеть Вас на моем блоге. Спасибо за комментарий. Действительно, минный крейсер (крейсер II ранга)
    «Капитан Сакен» был в составе Черноморского флота с 1889 по 1909 год. В 1899 году он принимал участие в испытаниях самых первых образцов радиоаппаратуры для беспроводной связи между кораблями. Испытания прошли очень успешно, и уже в ноябре 1899 года эта радиоаппаратура была использована на Балтике для спасения унесенных на льдине рыбаков и терпящего бедствие броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» (подробности читайте по этой ссылке /izobretenie-radio.html ). Однако в 1907 году крейсер признали утратившим свои боевые возможности и преобразовали в портовое судно «Бомборы», а в декабре 1909 года вывели из состава флота.

    20.10.2016

  3. Валентин :

    Владимир!
    Спасибо.
    Поколение за поколением наши герои совершают свои подвиги. дают нам примеры мужества, чести, способности пожертвовать собой во имя отчизны.
    Так было во все времена. И смечас также. Но сколько же человеческой пены сейчас.

    03.07.2018

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика