Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Адмирал В.Я. Чичагов – флотоводец и исследователь Арктики

В.Я. Чичагов
В.Я. Чичагов

28 февраля (11 марта) 1726 года — день рождения В.Я. Чичагова. Василий Яковлевич был одним из выдающихся сподвижников Екатерины II. Он вошел в историю как известный мореплаватель — исследователь Арктики, прославленный победами флотоводец и энергичный организатор реформ в интересах укрепления Российского флота. За заслуги перед Отечеством Василий Яковлевич был удостоен ордена Св. Андрея Первозванного — высшей награды Российской империи, а также ордена Св. Георгия 1-й степени – высшей военной награды.

Поразительно, что, несмотря на столь впечатляющие заслуги, с восшествием на престол императора Павла I Чичагов впал в немилость и очень редко появлялся в свете. Зато враги не щадили его. Не признавая объективную обоснованность его оборонительной тактики, они обвиняли его в нерешительности, излишней осторожности, а порой и в злом умысле. После смерти, имя В.Я. Чичагова почти не упоминалось, а при советской власти было и вовсе забыто.

Родился Василий Яковлевич 28 февраля 1726 года в небогатой семье под Костромой. После окончания Навигацкой школы, он продолжил обучение морскому делу в Англии, а затем получил назначение на Балтийский флот. В 1756 году началась Семилетняя война. В это время Чичагов командовал фрегатом «Св. Михаил». Его отвага и старание были отмечены командованием, и в 1758 году Василий Яковлевич получил звание капитан-лейтенанта. Вскоре после завершения войны его производят в капитаны 1 ранга и назначают помощником главного командира Архангельского порта.

Арктическая эпопея адмирала Чичагова

В 1763 году М.В. Ломоносов совместно с президентом Адмиралтейств-коллегии И.Г. Чернышевым и известным навигатором А.И. Нагаевым подготовил план первой русской научной высокоширотной арктической экспедиции по поиску кратчайшего пути из Северной Европы в Тихий океан. Он основывался на предположении Ломоносова о том, что летом сильные ветра отгоняют ледовые поля от северного побережья Шпицбергена и открывают свободное море, по которому суда смогут пройти между Шпицбергеном и Гренландией через Полярный бассейн и Берингов пролив к Камчатке.


Маршрут полярной экспедиции Чичагова

Экспедиция была организована в 1764 году с заданием: «учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку». Ее начальником был назначен В.Я. Чичагов, в связи с чем его произвели в капитаны бригадирского ранга. По указанию императрицы, назначенные в экспедицию суда назвали по фамилиям их командиров — «Чичагов», «Бабаев» и «Панов». В то время такой чести не удостаивался ни один капитан, ни в нашем, ни в иностранных флотах. Этим актом императрица подчеркивала роль командиров в столь трудном плавании и побуждала их к безусловному выполнению поставленной задачи.

Дважды — в 1765 и 1766 годах — экспедиция Чичагова выходила в океан. Но льды не позволили ей пройти далее 80 градусов 30 минут северной широты. Во время этих плаваний Чичагов свершил два великих океанографических открытия. Во-первых, он доказал, что центральная часть Арктики, с вершиной у Северного полюса покрыта сплошным, паковым льдом (в то время многие ученые считали, что в районе Северного полюса есть обширная область с чистой водой). Во-вторых, Чичагов определил, что в Северном Ледовитом океане ледяные массы постоянно дрейфуют с востока на запад.

По результатам этой экспедиции за смелость и высокий профессионализм Чичагов стал именоваться «адмиралом Гренландского моря». Разумеется, эти плавания и не могли привести к успеху. Чичагову можно поставить в заслугу уже то, что он без потерь вернул свои суда к родным берегам и доказал, что поставленная задача невыполнима для деревянных парусников. Российское правительство больше не предпринимало таких экспедиций, тогда как моряки других стран гибли в бесплодных попытках пробиться к полюсу. Неудачи гораздо более поздних частных плаваний В.А. Русанова, Г.Л. Брусилова, Г.Я. Седова только подтвердили правоту Чичагова. Арктические исследования были успешно продолжены в советское время, подробности читайте здесь .

На турецком направлении

В 1768 году его назначили главным командиром Архангельского порта. В этом же году началась русско-турецкая война. Срочно потребовались новые корабли, и Чичагов реорганизует работы так, чтобы вместо четырех можно было одновременно строить шесть новых кораблей. За заслуги на этом поприще В.Я. Чичагов был произведен в контр-адмиралы и отозван в Петербург. Ему поручили подготовку экипажей судов Балтийского флота к переходу в Средиземное море и к боевым действиям против турок. В 1772 году одну из подготовленных им эскадр Чичагов перевел на Средиземное море, а по возвращении был главным командиром сначала, Ревельского, а затем Кронштадтского портов.

Флотоводческое искусство В.Я. Чичагова впервые проявилось на Черном море. Его взгляды на тактику морского боя коренным образом отличались от взглядов многих наших выдающихся адмиралов. Он считал, что в определенных условиях гораздо выгоднее не атаковать, а занять хорошую оборонительную позицию, на которой можно будет разгромить гораздо более сильного атакующего противника. Эта тактика полностью оправдала себя в боях как с турецким, так и со шведским флотами.

Весной и летом 1774 года эскадра Азовской флотилии под его флагом охраняла вход в Керченский пролив и 9 июня вступила в бой с многократно превосходившими ее силами турецкого флота. В течение двух дней турки пытались пробиться в пролив, но наш отряд заранее занял очень выгодную позицию. Три наших фрегата и несколько малых судов героически отражали атаки 5 линейных кораблей, 9 фрегатов и множества гребных судов турок. В результате турецкая эскадра покинула поле боя.

Решающие победы на Балтике

Летом 1788 года шведский король Густав III объявил войну России. Весной 1789 года Екатерина II назначила вице-адмирала В.Я. Чичагова командующим Балтийским флотом. Его эскадра вышла в море 2 июля, а 6 июля вступила в сражение со шведами у острова Эланда. Следуя своей тактике, Чичагов не атаковал неприятеля, а вел перестрелку и ожидал подхода подкреплений. Но шведские корабли ушли в Карлскрону. Затем наш гребной флот одержал убедительную победу в первом Роченсальмском сражении (О Роченсальмской победе Читайте подробнее ). В результате этих побед господство на море перешло к русским.


Ревельский бой 2 мая 1790 года
С картины А.П. Боголюбова

На следующий (1790 год) Густав III решил разбить русский флот, высадить десант у Ораниенбаума и победоносно завершить войну. Шведская эскадра в составе 22 линейных кораблей и 4 фрегатов появилась у Ревеля 1 мая. По численности она превосходила нас более чем в два раза. В.Я. Чичагов выстроил свои девять кораблей в линию, правый фланг которой упирался в отмель, а левый прикрывался батареями Ревельской крепости. Шведская эскадра в кильватерном строю шла прямо в центр нашей линии. Флагманский корабль «Король Густав III» первым открыл огонь.

Ему ответили сразу все наши пушки. Получив значительные повреждения, шведский флагман стал дрейфовать к «Ростиславу». В последний момент ему чудом удалось отвернуть и избежать плена. Зато шедший за ним 64-пушечный «Принц Карл» сдался, не выдержав и десяти минут. Ревельское сражение закончилось нашей полной победой. Шведы лишились двух кораблей, один из которых вошел в состав русского флота. Нескольким кораблям пришлось уйти на ремонт в Свеаборг. За это сражение В.Я. Чичагов был награжден орденом Св. Андрея Первозванного.

После Красногорского сражения ревельская и кронштадтская эскадры под командованием В.Я. Чичагова заблокировали шведский флот в Выборгском заливе. Почти месяц адмирал выжидал и готовился к решающему сражению. Оказавшийся в безвыходном положении Густав III решился на отчаянный прорыв. Вслед за парусными кораблями ближе к берегу самостоятельно прорывались гребные суда. Пройдя сквозь сильный перекрестный огонь русских кораблей, шведам удалось отойти под защиту крепостных орудий Свеаборга, где они были заблокированы до конца войны. В Выборгском сражении шведский флот потерял 7 линейных кораблей, 3 фрегата и более 50 гребных судов. В плен было взято до 5000 человек. Подробности читайте в статье «Выборгское сражение – наша полная победа в войне со Швецией» .

Выборгское сражение
Выборгское сражение 22 июня 1790 г.
С картины М.В. Петрова-Маслакова

Вновь адмирал добился полного поражения противника ценой относительно небольших потерь, которые были восполнены трофеями. Оборонительная тактика В.Я. Чичагова была вынужденной и хорошо обдуманной. Она позволяла компенсировать недостатки в подготовке экипажей и невысокие мореходные качества русских кораблей. После Выборгского сражения В.Я. Чичагов стал первым и единственным российским моряком, удостоенным ордена Св. Георгия I-степени. Когда он шел получать эту награду, то Императрица Екатерина II встречала его у входа в Зимний дворец, что было высшей формой уважения флотоводцу — победителю!

После этой войны Чичагов вышел в отставку и жил в своем имении. Он умер 4 апреля 1809 года и был похоронен на кладбище в Александро-Невской лавре.

Интересно, что в 1790 году наш флот одержал две очень важные для России победы. Первая из них, одержанная 22 июня в Выборгском сражении, имела большое стратегическое значение, поскольку означала победоносное завершение войны со Швецией 1788-1790 годов. Однако эта дата не объявлена Днем воинской славы, победным днем. Вторая победа – 11 сентября в сражении у мыса Тендра. Она тоже была очень важной для нас, но все-таки стала всего лишь одной из морских побед этой войны. Тем не менее, она объявлена Днем воинской славы, победным днем. Подробнее читайте в статье о сражении у мыса Тендра .

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Шигин В.В. От Ревеля до Красной Горки. Морской сборник № 4 1990 г.
  • Словарь биографический морской. СПб. 2000 г.
  • Сирый С.П. Русско-шведская война 1788-1790 гг.
  • Скрицкий Н.В. Самые знаменитые флотоводцы России. М. 2000 г.
  • Издательский дом «Равновесие». Путешественники и мореплаватели. Том 3. 2004 г.

Победы Чичагова на Балтике были настолько впечатляющими, что сразу же привели к завершению войны. Екатерина II высоко оценила их, а вот в обществе были и критические суждения, затем имя В.Я. Чичагова просто забыли. Как Вы думаете, уважаемый читатель, не пора ли нам воздать должное заслугам этого выдающегося флотоводца и поставить его в один ряд с нашими прославленными адмиралами парусного флота. Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Александр :

    Думаю, не только Чичагов достоин занесения в наш Зал славы Отечества (простите за пафос). Просто диву даешься, когда сравниваешь наше отношение к истории с «ихним». У нас что не имя, то бездарь или плагиатор, а у них — все сплошь гении да герои. Вот так и растим будущее поколение Иванов, родства не помнящих.

    23.02.2013

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика