Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Пароходы «Сибиряков» и «Дежнев» в битве за Арктику

Пароход Александр Сибиряков
Пароход «Александр Сибиряков»
С картины П.П. Павлинова

10-31 августа 1942 года – решающий этап в битве за Арктику. Слабо вооруженные ледокольные пароходы «Александр Сибиряков» и «Дежнев» поочередно вступили в неравный бой с новейшим тяжелым крейсером Германии «Адмирал Шеер» и вынудили его возвратиться в базу, не выполнив ни одной из поставленных задач.

Бой ледокольного парохода «Александр Сибиряков» с немецким крейсером «Адмирал Шеер» стал одной из легендарных, героических страниц Советского флота в Великой Отечественной войне. В 1965 году место гибели “Александра Сибирякова” объявлено «Местом боевой славы».

Операция «Вундерланд»

Серьезные затруднения на Восточном фронте в конце 1941 года заставили фашистское командование активизировать противоборство в Арктике, чтобы блокировать военно-транспортные перевозки по Северному морскому пути. Дополнительно читайте об этом в статье Ледоколы в битве за Арктику . Для реализации этой цели к весне 1942 года была разработана операция «Вундерланд» («Страна чудес»), по которой главный удар по нашим арктическим коммуникациям планировалось нанести силами одного или двух тяжелых крейсеров и подводных лодок. Дополнительно предусматривался ряд активных минных постановок и ударов авиации. Не менее напряженной была обстановка и на Черном море, где по подводным лодкам и самолетам противника стреляли даже из орудий перевозимых на верхней палубе танков. Подробности читайте в статье о том, как танки Т-34 перевозили на танкерах .

Летом 1942 года суровые полярные воды стали ареной ожесточенных боевых действий. После разгрома конвоя «PQ-17» союзники временно прекратили отправку грузов в наши северные порты, и германское командование получило возможность наносить удары по коммуникациям в Арктике. В начале августа гитлеровцы узнали о формировании в Архангельске крупного конвоя, который вышел в восточном направлении. От японцев они получили сведения о проходе через Берингов пролив конвоя в составе которого были лидер «Баку», два эсминца, транспорты и ледоколы.

По оценкам немецкого морского штаба, во второй половине августа оба конвоя должны были встретиться в районе Таймыра у пролива Вилькицкого. Скопление кораблей, ледоколов и транспортов в стесненной льдами акватории пролива и стало непосредственной целью операции «Вундерланд». Ее предполагалось провести с 10 по 31 августа силами тяжелого крейсера «Адмирал Шеер», минного заградителя и 5 подводных лодок. Авиации предписывалось нанести удары по Мурманску и Архангельску. В центре этих событий оказались наши ледокольные пароходы «Александр Сибиряков» и «Дежнев».

Тяжелый крейсер «Адмирал Шеер»


Крейсер «Адмирал Шеер». Фотография предвоенных лет

В середине 1920-х гг. Германия приступила к строительству кораблей для рейдерских действий в океане. Главной «изюминкой» проекта стала дизельная силовая установка, обеспечившая огромную дальность плавания. «Адмирал Шеер» был вторым кораблем этой серии. Его орудия главного калибра 280-мм располагались в двух трехорудийных башнях. Их дополняли восемь 150-мм орудий. В результате получился уникальный корабль, по мощи артиллерии превосходивший зарубежные тяжелые крейсера и имевший превосходство в скорости над линкорами того времени. Его и направили на наши арктические коммуникации.

Первые герои и жертвы войны в Арктике

С 4 августа немцы начали развертывание подводных лодок в Карском море и у Новой Земли. Подводная лодка U-209 17 августа потопила две баржи, буксиры «Норд» и «Комсомолец», а буксир «Комилес» под обстрелом врага выбросился на берег. Погибло более 300 человек и много ценных грузов. Затем приступили к минным постановкам. Немецкий минный заградитель «Ульм» (на борту 260 мин) 23 августа вышел к Новой Земле. Во время перехода в Баренцевом море он был обнаружен и потоплен английскими эсминцами.

Немецкие подводные лодки минировали проливы в районе Новой Земли. На этих минах позднее погиб сторожевой корабль «Муссон». Мины ставили также у входа в Кольский залив и на фарватерах у острова Кильдин. Однако это не принесло ожидаемого результата из-за малой живучести мин в условиях Арктики. 24 августа немецкая авиация нанесла первый массированный удар по Мурманску, а подводная лодка U-601 в Арктике потопила торпедами транспорт «Куйбышев» при этом погиб весь экипаж судна.

Рейдерский поход крейсера «Адмирал Шеер»

Пройдя Баренцево море и обогнув архипелаг «Новая Земля» с севера, ранним утром 19 августа «Адмирал Шеер» вошел в Карское море. Сначала командир фашистского рейдера решил идти прямо к проливу Вилькицкого, но вскоре встретил тяжелые льды и был вынужден повернуть на юг. Во второй половине дня 21 августа запущенный с крейсера гидросамолёт сообщил об обнаружении русского конвоя примерно в 60 милях от крейсера. Однако немецкие лётчики ошиблись, сообщив, что он следует на запад, прямо навстречу «Шееру».


Маршрут крейсера «Адмирал Шеер»

Это был 3-й арктический конвой во главе с ледоколом «Красин», но следовал он на восток. Командир рейдера решил подождать подхода конвоя. Однако длительное ожидание не принесло результатов, и крейсер медленно (из-за плохой видимости и льдов) двинулся к проливу Вилькицкого. Преследуемый конвой вновь удалось обнаружить с воздуха лишь 23 августа в южной части пролива Вилькицкого. Во время очередного вылета гидросамолёт потерпел аварию. Лишившись основного средства разведки, командир крейсера решил, что конвой уже не найти и повернул на юго-запад.

Последний бой парохода «Александр Сибиряков»

В 11 часов 25 августа сигнальщики «Шеера» обнаружили ледокольный пароход «Александр Сибиряков», который шел на Северную Землю с новой сменой полярников. В ответ на требование противника сдаться, капитан Качарава приказал открыть огонь. Крейсер с безопасной дистанции стал методично расстреливать советский пароход. На «Сибирякове» возник сильный пожар, пароход потерял ход, через пробоины в корпус стала поступать вода. Около часа длился этот тяжелый бой. «Александр Сибиряков» погиб, но успел передать радиограмму о появлении немецкого рейдера в Карском море.

«Мы были удивлены сопротивлением русского судна. Ведь моряки были обречены, никаких шансов попасть в наш корабль у них не было», — вспоминал впоследствии один из матросов крейсера. После гибели парохода, его капитан А.А. Качарава и 17 моряков оказались в плену. Командиру немецкого крейсера очень нужна была информация о ледовой обстановке и о движении судов в Карском море, но от пленных он этой информации не получил. Точно также под ударами эсминцев противника погиб в августе 1941 года слабо вооруженный сторожевой корабль «Туман» .

Пиратское нападение на Диксон

Благодаря сообщению «Сибирякова» все наши суда в Арктике были предупреждены о появлении вражеского рейдера и укрылись в безопасных местах. «Шеер» ещё некоторое время крейсировал в этом районе, надеясь встретить хотя бы какое-нибудь судно. Но горизонт был чист. Затем спустился густой туман, а льды стали угрожающе уплотняться, сдавливая борта корабля. Тогда командир крейсера решил уничтожить порт Диксон — одни из крупнейших наших портов в Арктике. Обстрелять его, высадить десант и захватить документы по ледовой обстановке и движению судов по трассе Северного морского пути.

Порт Диксон был практически беззащитным. Все находившиеся там орудия демонтировали для отправки на Новую Землю. Сторожевой корабль «Дежнев», который только что пришёл в порт, имел четыре 76-мм и четыре 45-мм орудия. На пароходе «Революционер» было всего два орудия (76 мм и 45 мм). У другого причала стоял невооружённый транспорт «Кара», в трюмах которого находилось более 200 тонн аммонала, взрыв которого уничтожил бы все наши суда и порт. Получив предупреждение с «Сибирякова», у причала наспех установили два 152-мм орудия.

Решительный отпор защитников Диксона

Около часу ночи 27 августа в море был обнаружен вражеский корабль. В порту объявили боевую тревогу. «Адмирал Шеер» медленно приближался с юго-запада. Видимость в утренних арктических сумерках оставалась плохой, но в 01.37 «Шеер» открыл огонь по двум едва различимым целям — «Дежневу» и транспорту «Революционер». Наши корабли ответили из своих пушек. Сторожевик поставил дымовую завесу, прикрывая транспорт «Кара». Радиостанция Диксона открытым текстом передала сообщение о нападении вражеского крейсера.


Пароход » Дежнев». С картины В.М. Иванова

В первые минуты боя «Дежнев» получил 4 попадания. Были убиты шесть и ранен 21 человек. Корабль отошел на мелководье и сел на грунт. Пароход «Революционер», получил три попадания. На нём вспыхнул пожар и возникло много повреждений. Командир рейдера уже был готов отдать приказ к высадке десанта, но тут в бой вступили два 152-мм орудия. Их огонь показался немцам довольно точным. Командир «Шеера» не ожидал такой наглости от русских, отменил высадку десанта и приказал отойти.

Затем рейдер стал обходить остров с запада и севера, обстреливая порт и посёлок из всех своих орудий, произведя более 400 выстрелов. На Диксоне были разбиты метеостанция, электростанция и радиоцентр, горели хранилища дизельного топлива, разрушены жилые дома и другие здания. Однако благодаря эвакуации жителей в тундру, не было ни погибших, ни раненых. Удовлетворившись якобы полным разгромом Диксона, капитан рейдера приказал поставить дымовую завесу и скрылся в ледовых объятиях Карского моря. 30 августа «Адмирал Шеер» вернулся в Нарвик.

Итоги

Это была полная победа защитников Диксона — моряков, красноармейцев и местных жителей. Всё население поселка сразу принялось восстанавливать разрушенное. «Дежнев» был отремонтирован в течение нескольких дней. Пароходы «Кара» и «Революционер» благополучно ушли вверх по Енисею. На третьи сутки заработала радиостанция, обеспечивая необходимой информацией караваны судов в Карском море. Помощь фронту не прекращалась, в результате чего были сохранены тысячи человеческих жизней.

Немецкая авиация совершила еще несколько налетов на Мурманск и Архангельск, на этом и завершилась операция «Вундерланд». Несмотря на использование надводных кораблей, подводных лодок и сильную авиационную поддержку, немцам не удалось достичь ни одной из поставленных целей. Решительное противодействие моряков Северного флота, в том числе экипажей ледокольных пароходов «Александр Сибиряков» и «Дежнев», обеспечило свободу судоходства в советской Арктике.

Провал операции «Вундерланд» в августе 1942 года заставил военно-морской штаб Третьего рейха отказаться от использования надводных рейдеров в Арктике. Карское море было отдано летчикам из воздушного спецотряда люфтваффе и подводникам — полярным «волкам» адмирала Деница. Конвой с кораблями Тихоокеанского флота успешно прошел в Кольский залив и значительно усилил боевую мощь Северного флота. Тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» погиб 9 апреля 1945 года во время налета британской авиации на Киль.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • История второй мировой войны 1939-1945 гг. Том 4 и 6. 1975 год.
  • История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Т. 3. 1961 г.
  • Баженов Н., Патянин С. «Ультра» против «Ульма». Альманах «Войны, История, Факты» № 1(8) май 2005 г.
  • Белов М.И. Провал операции «Вундерланд». 1962 год.
  • Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. 2000 год.

О планах и реальной деятельности фашистов в советской Арктике сейчас появилось довольно много статей и книг. Возможно и у Вас, уважаемый читатель, есть какие-то интересные сведения по этому вопросу. Поделитесь ими в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. i.grafova :

    Будьте внимательнее. Фото не соответствует внешнему виду немца на тот год. Орудия ГК у него были, как известно, 283мм, да и вес снарядов у них был несколько другой…
    Разумеется, при надлежащем усердии он мог раскатать тот же Диксон в плоский блин, но у него не стояло такой задачи… «Кусай и беги» (есть такая тактика) — вот было его задача, для которой он, собственно, и создавался изначально. Ставка у немцев была, в первую очередь, на свои ПЛ.
    А «Тирпиц» в тех водах (где «геройствовал» «Шеер») — это примерно как ПЛ в степях Украины

    26.02.2017

  2. Владимир :

    i.grafova
    О чем Вы говорите? Посылать такой крупный корабль в дальние арктические воды только для того, чтобы он просто немного пострелял по порту Диксон? Может быть и до Москвы немцы дошли только для того, чтобы покусать и быстро убежать? «Шеер» ушел потому что его командир проявил слабость и отказался от выполнения поставленной задачи. А немцев под Москвой, Если Вам интересно знать, победил не генерал Мороз, а Красная Армия. «Тирпица» потопили в порту Тромсе. Это, к Вашему сведению, северная Норвегия.

    04.03.2017

  3. Ирина :

    Попробую объяснить… Есть такое понятие — «флит ин биинг». Расширительно — сам факт существования флота оказывает существенное влияние на политику, планирование и ход военных действий. Прекрасный пример тому — тот же «Тирпиц». Кроме того есть тоже термин — «показ флага». Весьма действенный прием и в мирное и в военное время. Чтобы карась не дремал, образно говоря. Операция «Вундерланд» — из близкого разряда. В случае удачи её немцы бы сорвали определенный куш, спору нет. Ну и что бы это им дало? Прибытие или неприбытие трех ЭМ на СФ сильно изменило бы соотношение сил на театре? Так же как и потопление еще нескольких «купцов»? Для того, что бы надежно перекрыть Севморпуть, у немцев просто не было ни сил, ни средств. Да и желания тоже, кстати. А вот страху нагнать, держать в напряжении — это получилось вполне. А командир «Шеера», может, и не оказался на высоте, но выполнил задачу с наименьшими потерями. И ни о какой слабости речи быть не может. Ну, раскатали бы Диксон они, высадили десант, разрушили радиохозяйство, подорвали причалы (может быть), попили бы трофейного спирта — дальше что? Зато призраки «Шеера» или «Хиппера» долго еще маячили на горизонтах и в докладах, что немцам и нужно было. Так что о провале как таковом данной операции говорить довольно сложно. Просто не выполнили всех поставленных задач — это вернее. И получили немцы определенное психологическое преимущество, хоть и временное. Что тоже немаловажно.

    15.08.2017

  4. Владимир :

    Спасибо, Владимир! Получилось, кратко, но информативно. И в библиографии без неожиданно ставшей у некоторых «исторической», одной книги «альтернативки».

    16.08.2017

  5. Александр :

    Главная цель у него была, всё же ЭОН-18, Диксон был погромлен как запасная цель. «Сибирякова» утопили, команду взяли в плен, до 1960-ого года выжившим членам команды портили нервы КГБ и прочие тыловые герои. Есть кино по этой теме, конечно о низости и подлости бдящего КГБ там нет ни слова.

    20.10.2019

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика