Пароход «Александр Сибиряков»
С картины П.П. Павлинова
10-31 августа 1942 года – решающий этап в битве за Арктику. Слабо вооруженные ледокольные пароходы «Александр Сибиряков» и «Дежнев» поочередно вступили в неравный бой с новейшим тяжелым крейсером Германии «Адмирал Шеер» и вынудили его возвратиться в базу, не выполнив ни одной из поставленных задач.
Бой ледокольного парохода «Александр Сибиряков» с немецким крейсером «Адмирал Шеер» стал одной из легендарных, героических страниц Советского флота в Великой Отечественной войне. В 1965 году место гибели “Александра Сибирякова” объявлено «Местом боевой славы».
Операция «Вундерланд»
Серьезные затруднения на Восточном фронте в конце 1941 года заставили фашистское командование активизировать противоборство в Арктике, чтобы блокировать военно-транспортные перевозки по Северному морскому пути. Дополнительно читайте об этом в статье Ледоколы в битве за Арктику . Для реализации этой цели к весне 1942 года была разработана операция «Вундерланд» («Страна чудес»), по которой главный удар по нашим арктическим коммуникациям планировалось нанести силами одного или двух тяжелых крейсеров и подводных лодок. Дополнительно предусматривался ряд активных минных постановок и ударов авиации. Не менее напряженной была обстановка и на Черном море, где по подводным лодкам и самолетам противника стреляли даже из орудий перевозимых на верхней палубе танков. Подробности читайте в статье о том, как танки Т-34 перевозили на танкерах .
Летом 1942 года суровые полярные воды стали ареной ожесточенных боевых действий. После разгрома конвоя «PQ-17» союзники временно прекратили отправку грузов в наши северные порты, и германское командование получило возможность наносить удары по коммуникациям в Арктике. В начале августа гитлеровцы узнали о формировании в Архангельске крупного конвоя, который вышел в восточном направлении. От японцев они получили сведения о проходе через Берингов пролив конвоя в составе которого были лидер «Баку», два эсминца, транспорты и ледоколы.
По оценкам немецкого морского штаба, во второй половине августа оба конвоя должны были встретиться в районе Таймыра у пролива Вилькицкого. Скопление кораблей, ледоколов и транспортов в стесненной льдами акватории пролива и стало непосредственной целью операции «Вундерланд». Ее предполагалось провести с 10 по 31 августа силами тяжелого крейсера «Адмирал Шеер», минного заградителя и 5 подводных лодок. Авиации предписывалось нанести удары по Мурманску и Архангельску. В центре этих событий оказались наши ледокольные пароходы «Александр Сибиряков» и «Дежнев».
Тяжелый крейсер «Адмирал Шеер»
Крейсер «Адмирал Шеер». Фотография предвоенных лет
В середине 1920-х гг. Германия приступила к строительству кораблей для рейдерских действий в океане. Главной «изюминкой» проекта стала дизельная силовая установка, обеспечившая огромную дальность плавания. «Адмирал Шеер» был вторым кораблем этой серии. Его орудия главного калибра 280-мм располагались в двух трехорудийных башнях. Их дополняли восемь 150-мм орудий. В результате получился уникальный корабль, по мощи артиллерии превосходивший зарубежные тяжелые крейсера и имевший превосходство в скорости над линкорами того времени. Его и направили на наши арктические коммуникации.
Первые герои и жертвы войны в Арктике
С 4 августа немцы начали развертывание подводных лодок в Карском море и у Новой Земли. Подводная лодка U-209 17 августа потопила две баржи, буксиры «Норд» и «Комсомолец», а буксир «Комилес» под обстрелом врага выбросился на берег. Погибло более 300 человек и много ценных грузов. Затем приступили к минным постановкам. Немецкий минный заградитель «Ульм» (на борту 260 мин) 23 августа вышел к Новой Земле. Во время перехода в Баренцевом море он был обнаружен и потоплен английскими эсминцами.
Немецкие подводные лодки минировали проливы в районе Новой Земли. На этих минах позднее погиб сторожевой корабль «Муссон». Мины ставили также у входа в Кольский залив и на фарватерах у острова Кильдин. Однако это не принесло ожидаемого результата из-за малой живучести мин в условиях Арктики. 24 августа немецкая авиация нанесла первый массированный удар по Мурманску, а подводная лодка U-601 в Арктике потопила торпедами транспорт «Куйбышев» при этом погиб весь экипаж судна.
Рейдерский поход крейсера «Адмирал Шеер»
Пройдя Баренцево море и обогнув архипелаг «Новая Земля» с севера, ранним утром 19 августа «Адмирал Шеер» вошел в Карское море. Сначала командир фашистского рейдера решил идти прямо к проливу Вилькицкого, но вскоре встретил тяжелые льды и был вынужден повернуть на юг. Во второй половине дня 21 августа запущенный с крейсера гидросамолёт сообщил об обнаружении русского конвоя примерно в 60 милях от крейсера. Однако немецкие лётчики ошиблись, сообщив, что он следует на запад, прямо навстречу «Шееру».
Маршрут крейсера «Адмирал Шеер»
Это был 3-й арктический конвой во главе с ледоколом «Красин», но следовал он на восток. Командир рейдера решил подождать подхода конвоя. Однако длительное ожидание не принесло результатов, и крейсер медленно (из-за плохой видимости и льдов) двинулся к проливу Вилькицкого. Преследуемый конвой вновь удалось обнаружить с воздуха лишь 23 августа в южной части пролива Вилькицкого. Во время очередного вылета гидросамолёт потерпел аварию. Лишившись основного средства разведки, командир крейсера решил, что конвой уже не найти и повернул на юго-запад.
Последний бой парохода «Александр Сибиряков»
В 11 часов 25 августа сигнальщики «Шеера» обнаружили ледокольный пароход «Александр Сибиряков», который шел на Северную Землю с новой сменой полярников. В ответ на требование противника сдаться, капитан Качарава приказал открыть огонь. Крейсер с безопасной дистанции стал методично расстреливать советский пароход. На «Сибирякове» возник сильный пожар, пароход потерял ход, через пробоины в корпус стала поступать вода. Около часа длился этот тяжелый бой. «Александр Сибиряков» погиб, но успел передать радиограмму о появлении немецкого рейдера в Карском море.
«Мы были удивлены сопротивлением русского судна. Ведь моряки были обречены, никаких шансов попасть в наш корабль у них не было», — вспоминал впоследствии один из матросов крейсера. После гибели парохода, его капитан А.А. Качарава и 17 моряков оказались в плену. Командиру немецкого крейсера очень нужна была информация о ледовой обстановке и о движении судов в Карском море, но от пленных он этой информации не получил. Точно также под ударами эсминцев противника погиб в августе 1941 года слабо вооруженный сторожевой корабль «Туман» .
Пиратское нападение на Диксон
Благодаря сообщению «Сибирякова» все наши суда в Арктике были предупреждены о появлении вражеского рейдера и укрылись в безопасных местах. «Шеер» ещё некоторое время крейсировал в этом районе, надеясь встретить хотя бы какое-нибудь судно. Но горизонт был чист. Затем спустился густой туман, а льды стали угрожающе уплотняться, сдавливая борта корабля. Тогда командир крейсера решил уничтожить порт Диксон — одни из крупнейших наших портов в Арктике. Обстрелять его, высадить десант и захватить документы по ледовой обстановке и движению судов по трассе Северного морского пути.
Порт Диксон был практически беззащитным. Все находившиеся там орудия демонтировали для отправки на Новую Землю. Сторожевой корабль «Дежнев», который только что пришёл в порт, имел четыре 76-мм и четыре 45-мм орудия. На пароходе «Революционер» было всего два орудия (76 мм и 45 мм). У другого причала стоял невооружённый транспорт «Кара», в трюмах которого находилось более 200 тонн аммонала, взрыв которого уничтожил бы все наши суда и порт. Получив предупреждение с «Сибирякова», у причала наспех установили два 152-мм орудия.
Решительный отпор защитников Диксона
Около часу ночи 27 августа в море был обнаружен вражеский корабль. В порту объявили боевую тревогу. «Адмирал Шеер» медленно приближался с юго-запада. Видимость в утренних арктических сумерках оставалась плохой, но в 01.37 «Шеер» открыл огонь по двум едва различимым целям — «Дежневу» и транспорту «Революционер». Наши корабли ответили из своих пушек. Сторожевик поставил дымовую завесу, прикрывая транспорт «Кара». Радиостанция Диксона открытым текстом передала сообщение о нападении вражеского крейсера.
Пароход » Дежнев». С картины В.М. Иванова
В первые минуты боя «Дежнев» получил 4 попадания. Были убиты шесть и ранен 21 человек. Корабль отошел на мелководье и сел на грунт. Пароход «Революционер», получил три попадания. На нём вспыхнул пожар и возникло много повреждений. Командир рейдера уже был готов отдать приказ к высадке десанта, но тут в бой вступили два 152-мм орудия. Их огонь показался немцам довольно точным. Командир «Шеера» не ожидал такой наглости от русских, отменил высадку десанта и приказал отойти.
Затем рейдер стал обходить остров с запада и севера, обстреливая порт и посёлок из всех своих орудий, произведя более 400 выстрелов. На Диксоне были разбиты метеостанция, электростанция и радиоцентр, горели хранилища дизельного топлива, разрушены жилые дома и другие здания. Однако благодаря эвакуации жителей в тундру, не было ни погибших, ни раненых. Удовлетворившись якобы полным разгромом Диксона, капитан рейдера приказал поставить дымовую завесу и скрылся в ледовых объятиях Карского моря. 30 августа «Адмирал Шеер» вернулся в Нарвик.
Итоги
Это была полная победа защитников Диксона — моряков, красноармейцев и местных жителей. Всё население поселка сразу принялось восстанавливать разрушенное. «Дежнев» был отремонтирован в течение нескольких дней. Пароходы «Кара» и «Революционер» благополучно ушли вверх по Енисею. На третьи сутки заработала радиостанция, обеспечивая необходимой информацией караваны судов в Карском море. Помощь фронту не прекращалась, в результате чего были сохранены тысячи человеческих жизней.
Немецкая авиация совершила еще несколько налетов на Мурманск и Архангельск, на этом и завершилась операция «Вундерланд». Несмотря на использование надводных кораблей, подводных лодок и сильную авиационную поддержку, немцам не удалось достичь ни одной из поставленных целей. Решительное противодействие моряков Северного флота, в том числе экипажей ледокольных пароходов «Александр Сибиряков» и «Дежнев», обеспечило свободу судоходства в советской Арктике.
Провал операции «Вундерланд» в августе 1942 года заставил военно-морской штаб Третьего рейха отказаться от использования надводных рейдеров в Арктике. Карское море было отдано летчикам из воздушного спецотряда люфтваффе и подводникам — полярным «волкам» адмирала Деница. Конвой с кораблями Тихоокеанского флота успешно прошел в Кольский залив и значительно усилил боевую мощь Северного флота. Тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» погиб 9 апреля 1945 года во время налета британской авиации на Киль.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- История второй мировой войны 1939-1945 гг. Том 4 и 6. 1975 год.
- История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Т. 3. 1961 г.
- Баженов Н., Патянин С. «Ультра» против «Ульма». Альманах «Войны, История, Факты» № 1(8) май 2005 г.
- Белов М.И. Провал операции «Вундерланд». 1962 год.
- Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. 2000 год.
О планах и реальной деятельности фашистов в советской Арктике сейчас появилось довольно много статей и книг. Возможно и у Вас, уважаемый читатель, есть какие-то интересные сведения по этому вопросу. Поделитесь ими в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!
Будьте внимательнее. Фото не соответствует внешнему виду немца на тот год. Орудия ГК у него были, как известно, 283мм, да и вес снарядов у них был несколько другой…
Разумеется, при надлежащем усердии он мог раскатать тот же Диксон в плоский блин, но у него не стояло такой задачи… «Кусай и беги» (есть такая тактика) — вот было его задача, для которой он, собственно, и создавался изначально. Ставка у немцев была, в первую очередь, на свои ПЛ.
А «Тирпиц» в тех водах (где «геройствовал» «Шеер») — это примерно как ПЛ в степях Украины
26.02.2017
i.grafova
О чем Вы говорите? Посылать такой крупный корабль в дальние арктические воды только для того, чтобы он просто немного пострелял по порту Диксон? Может быть и до Москвы немцы дошли только для того, чтобы покусать и быстро убежать? «Шеер» ушел потому что его командир проявил слабость и отказался от выполнения поставленной задачи. А немцев под Москвой, Если Вам интересно знать, победил не генерал Мороз, а Красная Армия. «Тирпица» потопили в порту Тромсе. Это, к Вашему сведению, северная Норвегия.
04.03.2017
Попробую объяснить… Есть такое понятие — «флит ин биинг». Расширительно — сам факт существования флота оказывает существенное влияние на политику, планирование и ход военных действий. Прекрасный пример тому — тот же «Тирпиц». Кроме того есть тоже термин — «показ флага». Весьма действенный прием и в мирное и в военное время. Чтобы карась не дремал, образно говоря. Операция «Вундерланд» — из близкого разряда. В случае удачи её немцы бы сорвали определенный куш, спору нет. Ну и что бы это им дало? Прибытие или неприбытие трех ЭМ на СФ сильно изменило бы соотношение сил на театре? Так же как и потопление еще нескольких «купцов»? Для того, что бы надежно перекрыть Севморпуть, у немцев просто не было ни сил, ни средств. Да и желания тоже, кстати. А вот страху нагнать, держать в напряжении — это получилось вполне. А командир «Шеера», может, и не оказался на высоте, но выполнил задачу с наименьшими потерями. И ни о какой слабости речи быть не может. Ну, раскатали бы Диксон они, высадили десант, разрушили радиохозяйство, подорвали причалы (может быть), попили бы трофейного спирта — дальше что? Зато призраки «Шеера» или «Хиппера» долго еще маячили на горизонтах и в докладах, что немцам и нужно было. Так что о провале как таковом данной операции говорить довольно сложно. Просто не выполнили всех поставленных задач — это вернее. И получили немцы определенное психологическое преимущество, хоть и временное. Что тоже немаловажно.
15.08.2017
Спасибо, Владимир! Получилось, кратко, но информативно. И в библиографии без неожиданно ставшей у некоторых «исторической», одной книги «альтернативки».
16.08.2017
Главная цель у него была, всё же ЭОН-18, Диксон был погромлен как запасная цель. «Сибирякова» утопили, команду взяли в плен, до 1960-ого года выжившим членам команды портили нервы КГБ и прочие тыловые герои. Есть кино по этой теме, конечно о низости и подлости бдящего КГБ там нет ни слова.
20.10.2019