Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Борис Чухновский – энтузиаст полярной авиации

Б.Г. Чухновский
Б.Г. Чухновский

28 марта (9 апреля) 1898 года родился известный советский полярный летчик Борис Григорьевич Чухновский. Ему пришлось жить в трудный период. На долю его поколения пришлось несколько революций и тяжелейших, разрушительных войн. Но был и огромный энтузиазм народа, направленный на построение новой жизни. Были грандиозные стройки, выдающиеся достижения, связанные с освоением отдаленных районов, природных богатств и с техническим перевооружением страны. Все это самым непосредственным образом отразилось и в жизни Чухновского.

Поразительно, с каким энтузиазмом и самоотверженностью работал Борис Григорьевич в интересах развития полярной авиации. Он создавал основы ледовой разведки и гидрографических наблюдений с воздуха. С необыкновенной настойчивостью, а порой и рискуя жизнью, участвовал в поисковых и спасательных экспедициях в Арктике, а в годы войны наносил бомбовые удары по вражеским кораблям, судам и береговым объектам. При этом еще в начале 30-х годов Чухновский начал работать над созданием специального самолета для Арктики и занимался этим до последних дней своей жизни.

Юношеские увлечения

В детстве Борис долго не мог решить, кем же он хочет стать. После русско-японской войны в газетах много писали о военно-морском флоте, публиковались фотографии кораблей и рассказы о подвигах моряков. Все это буквально захватило воображение мальчика. При помощи знакомых отца ему удалось побывать на ледоколе «Ермак» и даже на одной из подводных лодок. Тогда он решил стать моряком, а затем летчиком и ему удалось совместить обе эти профессии.

После окончания школы Борис поступил в Морской кадетский корпус, а окончил летное училище, позднее учился в Военно-морской академии. Но главным содержанием его жизни, его душевных и творческих поисков стало развитие полярной авиации. Именно на этой стезе Чухновскому довелось испытать счастье в решении сложнейших задач, в достижении, казалось бы, совершенно немыслимых результатов, а позднее и в области конструкторских разработок.

В 1911 году в Гатчине, где жил Чухновский, открывается отделение воздухоплавательной школы. Естественно, что у Бориса появились там друзья и знакомые. В 1915 году его впервые взяли в полет на «Фармане-7», и это произвело на Бориса неизгладимое впечатление. Теперь он решил стать летчиком, однако в марте 1917 года по настоянию отца поступил в Морской кадетский корпус. Пребывание в корпусе оказалось очень недолгим. Через несколько недель он отправился в Гутуевскую школу морских летчиков. Так ему удалось совместить две своих мечты — стать одновременно и моряком, и летчиком.

Борис Чухновский — становление пилота

Обучение в школе было недолгим. Летали рано утром или вечером, днем изучали теорию и ремонтировали самолеты. Спали по 4-5 часов, питались очень скудно. Зато Борис попал к прекрасному инструктору — Ивану Ивановичу Погосскому, который окончил высшее техническое училище и обладал превосходной техникой пилотирования. Уже 2 августа 1917 года Борис Григорьевич совершил свой первый самостоятельный полет, а в октябре того же года успешно сдал выпускные экзамены в Ораниенбаумской летной школе. Одновременно началось формирование дивизии морской авиации, и Чухновского назначили ее командиром.

Гидросамолет М-9
Гидросамолет М-9

Одной из первых ответственных операций авиаторов стало оказание помощи кораблям Балтийского флота во время Ледового похода из Ревеля в Гельсингфорс, а затем в Кронштадт. Чухновский лично летал на ледовую разведку, обеспечивая проход кораблей во льдах Финского залива (подробнее об этом читайте в статье Ледовый поход Балтийского флота).
Гражданскую войну он провел на Волге, Каспии, Азовском и Черном морях. В то время авиация решала в основном разведывательные задачи. Летали главным образом на гидропланах «М-9» конструкции Д.П. Григоровича.

Однажды, когда Чухновский летел над Волгой, воздушный винт соскочил с оси двигателя и застрял в поплавке. Пилоту удалось плавно посадить самолет, но добираться до Астрахани пришлось почти трое суток. Там дали небольшой буксир, который привел самолет в расположение авиаотряда. Потом были бомбардировки врангелевских войск и освобождение Крыма. В 1922 году Борис Григорьевич возвращается в Петроград, и здесь море опять вторгается в его жизнь — он поступает в Военно-морскую академию.

Знакомство с Арктикой

В то время он уже серьезно интересовался Арктикой и, конечно, мечтал об использовании авиации для освоения северных просторов страны. Еще в 1914 году русский военно-морской летчик Ян Нагурский впервые в мире совершил пять полетов в районе Новой Земли и доказал, что эксплуатация самолетов в арктических условиях возможна и имеет большое будущее. Несмотря на это, в 1924 году Чухновскому стоило большого труда убедить руководство Северной гидрографической экспедицией в том, что самолет может оказать неоценимую помощь в ее работе.

Самолет Ю-20
Самолет Ю-20

Борис Григорьевич был включен в состав экспедиции. Ему выделили легкий самолет Ю-20 на поплавках. В целом, это была неплохая машина: скорость до 180 км в час, продолжительность полета 4 часа и хорошая прочность. Однако дюралевый корпус не мог защитить пилота от арктических морозов. А каждый полет был, как правило, длительным и дальним. Чухновский летал на ледовую разведку, проверял точность карт, наносил на них опасные для судоходства районы, фотографировал побережье, и многое, многое другое. Так было положено начало широкому использованию авиации в Арктике.

В октябре 1924 года Борис Григорьевич возвратился в Ленинград. Для экспедиции 1925 года было запланировано использование уже двух самолетов. Им предстояло самостоятельно совершить перелет в район радиостанции, расположенной у пролива Маточкин Шар. Перелет проходил по маршруту: Ленинград — Петрозаводск — Архангельск — Новая Земля. Он требовал от летчиков самоотверженности, героизма и умения выходить из сложнейших ситуаций, которые постоянно возникали во время таких сложных перелетов.

Лететь пришлось без радиосвязи, без знания метеообстановки на трассе и какого-либо наземного обеспечения. Авиаотряд возглавил Чухновский, второй самолет вел летчик О.А. Кальвиц. Перелет прошел успешно и открыл целую серию знаменитых полярных рейсов. Экспедиции 1924 и 1925 годов обогатили Чухновского бесценным арктическим опытом, с тех пор полярная авиация стала главным содержанием его жизни. А страна в это время накапливала силы и готовилась к предстоящему штурму Арктики.

Спасение экипажа дирижабля «Италия»

Затем была полная драматизма эпопея по спасению экипажа дирижабля «Италия», который 24 мая 1928 года достиг Северного полюса, а затем потерпел аварию у северной оконечности Шпицбергена. Девять аэронавтов, в том числе и руководитель экспедиции У. Нобиле, оказались на льду с минимальным запасом продуктов и средств жизнеобеспечения. В поисках экспедиции принимали участие представители многих стран. Сам Нобиле, поучивший тяжелое ранение, был самолетом эвакуирован на итальянское судно. Три человека (группа Мальмгрена) ушли из лагеря, решив пешком добраться до земли.

Карта поисков экспедиции Нобиле
Карта поисков экспедиции У. Нобиле

Весь мир с напряжением следил за поисками и спасением пропавшей экспедиции. В СССР за трое суток расконсервировали самый мощный тогда ледокол «Красин», который сразу же вышел в море. На его борту был самолет ЮГ-1 и его экипаж во главе с Чухновским. Ввиду исключительно тяжелой ледовой обстановки в районе аварии было решено попытаться вывезти потерпевших крушение по воздуху. В первом же полете 10 июля красная палатка аэронавтов была найдена, пострадавшим сбросили еду и одежду, а на следующий день была обнаружена и группа Мальмгрена.

Но вернуться на ледокол самолету не удалось из-за густого тумана. Пришлось совершить вынужденную посадку около одного из островов. При этом сломалось шасси. Выбравшись на остров, летчики передали на ледокол координаты обнаруженных ими итальянцев. Чухновский настоял на том, чтобы ледокол сначала спас членов экипажа дирижабля. Этот самоотверженный поступок советских летчиков был по достоинству оценен не только у нас, но и международной общественностью. Великодушным чемпионом Арктики назвали его родственники спасенных итальянцев.

Боевые и трудовые будни последующих лет

В последующие годы Борис Григорьевич участвовал в ледовой разведке Северного морского пути, в поисках самолета С.А. Леваневского и в прокладке новых воздушных трасс для полярной авиации. Неоднократно приходилось ему пролетать и над районом предполагаемого расположения земли Санникова. С огромным интересом и волнением осматривал он водную поверхность и горизонт, но никакой земли не обнаружил. Подробности поиска этой загадочной земли читайте здесь.

Прекрасное знание Арктики и большой летный опыт очень пригодились Чухновскому во время совместной работы с известным конструктором Р.Л. Бартини по созданию особого самолета, приспособленного для работы в условиях севера. Самолет успешно прошел все испытания, было построено несколько опытных машин, но работы над их усовершенствованием были прерваны войной.

Бориса Григорьевича назначили заместителем командира авиаполка Северного флота. Начались боевые вылеты на разведку и на бомбежку вражеских позиций и военных объектов. Нередко приходилось вступать и в воздушные бои с «Мессерами» и «Фоккерами». Критических ситуаций во время этих полетов было много. Однажды экипаж Чухновского шел на бомбежку объекта в районе Петсамо. Неожиданно, недалеко от цели отказали сразу оба мотора. Самолет стал планировать. Затем удалось запустить один мотор. На этом моторе отбомбили объект и едва дотянули до дома. Подробнее о действиях морских летчиков во время войны читайте в статье об уничтожении морской авиацией немецкого крейсера ПВО «Ниобе».

После войны Борис Григорьевич вернулся в полярную авиацию. В 1946 году он оставил штурвал самолета, но еще 10 лет работал в этой области. Скончался Борис Григорьевич в 1975 году. До последних дней он занимался поисками новых технических решений, стараясь облегчить труд полярных летчиков. Чухновский прожил поистине героическую жизнь, которая была посвящена прекрасной цели — развитию полярной авиации.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Виноградов С.Ф. В дерзновенном полете. Москва. 1975 г.
  • Большая советская энциклопедия. Москва. 1978 г.
  • Чутко И.Э. Красные самолеты. 1979 г.

Борис Григорьевич Чухновский внес огромный вклад в освоение Арктики. Это большая и амбициозная цель, достойная того, чтобы посвятить ей всю жизнь. Сейчас наша страна очень активно работает в этой области. А как Вы, уважаемый читатель, считаете, какое значение для нас, в настоящее время, имеют результаты тех лет, а главное пример, энтузиазм и неуклонная решимость наших предшественников в освоении этого сурового края. Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика