Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Ядерное оружие ВМФ

Ядерный боезаряд торпеды
Ядерный заряд торпеды
Фото из Музея РВСН

21 сентября — День специалиста ядерного оружия ВМФ. Дата этого профессионального праздника связана с проведением в 1955 году нашего первого подводного ядерного взрыва. К середине 1950-х годов советский ВМФ по своему составу и вооружению значительно уступал ВМС США. Основной ударной силой которых являлись авианосцы и корабли с управляемыми реактивными снарядами. Кроме того, США приступили к созданию морской компоненты триады стратегических ядерных сил. Угроза ядерного нападения на нашу страну с моря резко возросла.

Советский Союз ответил на этот вызов строительством надводных кораблей и подводных лодок, оснащенных противокорабельными крылатыми ракетами и торпедами с обычной и ядерной боевой частью. Одновременно наша страна приступила к созданию морских стратегических ядерных сил (МСЯС). 8 сентября 1949 г. при Главнокомандующем ВМФ был создан Шестой отдел. На него возлагалась организация противоатомной защиты военно-морских объектов и подготовка сил флота к применению собственного атомного оружия. Практические работы по созданию ядерного оружия ВМФ были начаты в 1953 году с разработки заряда для торпеды.

Разработка ядерного оружия

Научным руководителем и главным конструктором ядерного заряда стал академик Ю.Б. Харитон. Заряд получил индекс РДС-9. Ядерная боевая часть заряда получила индекс 19Т. Главным конструктором торпеды, получившей обозначение Т-5, стал Г.И. Портнов. Необходим был полигон для испытаний этого оружия с подводным участком траектории, а также для изучения поражающих факторов подводного ядерного взрыва.

Ядерный полигон на Новой Земле
Ядерный полигон на Новой Земле

В конце 1953 года были начаты поиски территории для создания Морского научно-исследовательского ядерного полигона («Объект 700»). Был выбран южный остров архипелага Новая Земля с прилегающей к нему акваторией. При испытаниях 19 октября 1954 года впервые разработанного малогабаритного ядерного заряда, он не сработал, ядерного энерговыделения не произошло. После доработки заряд еще трижды был подвергнут испытаниям и доказал свою работоспособность.

Технические трудности при разработке ядерного боеприпаса были связаны с тем, что максимальный калибр торпедных аппаратов 533 мм, а диаметр испытанной к этому времени ядерной авиабомбы составлял 1500 мм. В связи с этим работы шли по двум направлениям: сверхмощная электрическая торпеда (индекс Т-15, калибр 1550 мм, длина – 23,5 м, масса — 40 т, дальность хода — 50 км) под термоядерный заряд и 533-мм торпеда Т-5. В качестве носителя сверхбольшой торпеды («царь-торпеды») предполагалась атомная подводная лодка проекта 627 с 1550-мм торпедным аппаратом. О полной драматизма истории создания отечественного торпедного оружия читайте в статье Торпедное оружие России.

Испытания

Однако военно-морские специалисты отклонили проект торпеды Т-15, предложив взамен лодку с усиленным торпедным вооружением (восемь ТА калибром 533-мм с 20 торпедами). Важным было и то, что торпеду Т-5 с ядерным зарядом могли нести лодки других проектов. Постановление о подготовке к проведению первого испытания ядерного зарядного устройства на Новой Земле было принято 13 апреля 1955 года. Ответственным за подготовку к испытаниям стал Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов. Все обеспечивающие мероприятия легли на плечи североморцев. Их боевым делам посвящена статья об истории Северного флота. К 1 сентября 1955 года полигон («Объект 700») доложил о готовности к испытаниям.

Корабли с измерительной аппаратурой, а также специальные приборные стенды были расставлены на акватории губы Чёрной. На боевых постах кораблей разместили опытовых животных, расставили бачки с пищей и водой. Во всех отсеках кораблей выставили запасы автономного продпайка, питьевой воды для определения степени их заражения. Кроме кораблей на акватории были установлены боно-сетевые и противодесантные заграждения, минные поля. На прибрежной полосе губы Чёрной были возведены причальные стенки, гидроаэродром и береговые батареи.

Торпеда с ЯБП была подвешена под днищем тральщика на глубине 12 м, что примерно соответствовало глубине ее хода. В 10.00 21 сентября был выдан сигнал на подрыв атомного боевого зарядного отделения (БЗО) торпеды Т-5 и произведен первый в СССР подводный ядерный взрыв. По результатам испытаний мощность взрыва оценили в 3,5 кт. Измерения, проводившиеся более чем в 2000 контрольных точках, дали богатейший материал для защиты кораблей от поражающих факторов подводного ядерного взрыва.

Первый подводный ядерный взрыв в СССР
Первый подводный ядерный взрыв в СССР

Реальная стрельба

Стрельба боевой торпедой была выполнена 10 октября 1957 года. Особенность этого эксперимента состояла в том, что он проводился в условиях нанесения ядерного удара торпедой с подводной лодки по кораблям в базе. Стрельба производилась с перископной глубины из кормового торпедного аппарата подводной лодкой «С-144» проекта 613 с дистанции 10 км. Командовал лодкой капитан 2 ранга Г.В. Лазарев. После выхода торпеды лодка должна была полным ходом под водой уйти из района стрельбы. Торпеда нормально прошла дистанцию и взорвалась на глубине 35 метров.

Мощность взрыва доработанной ядерной боевой части 19Т составила 10 кт. В начале 1958 г. первая ядерная торпеда Т-5, получившая индекс 53-58, была принята на вооружение ВМФ, а в 1960 г. она поступила в части флота. Успешные испытания ядерного боезаряда 19Т позволили оснастить им и ракетный комплекс Д-1 с баллистической ракетой, который был принят на вооружение ВМФ в феврале 1959 года. Таким образом, к началу 1960-х годов в СССР была сформирована морская компонента стратегических ядерных сил, предназначенных для предотвращения любой агрессии против нашей страны.

Подготовка флота к ядерной войне

После испытаний, в проектах надводных кораблей были ликвидированы открытые боевые посты, уменьшены размеры надстроек и рубок, убраны иллюминаторы, повышена ударостойкость систем корабля, усилены поперечные переборки, а также повышена живучесть подводных лодок. Кроме того, были разработаны рекомендации по построению противоатомных ордеров и по уклонению от ударной волны ядерного взрыва. О том, как советские подводники осваивали это грозное оружие и обеспечивали возможность его применения в любой точке мирового океана читайте здесь.

Таким образом, решение сложнейшей задачи по разработке и оснащению подводных лодок торпедным оружием с ЯБП было успешно завершено. В США противолодочная торпеда Мк-45 «Astor» с ЯБП была принята на вооружение лишь в 1963 году.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • В. Садаков. «Рождение ядерного оружия ВМФ». «Морской сборник» № 9 за 2015 год.
  • А. Коряковцев и С. Ташлыков. Развитие отечественного ВМФ в период доминирования ядерного оружия в вооруженном противоборстве (1954-1970 гг.). «Морской сборник» № 3 за 2019 год

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика