Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Первая героиня Арктики

Василий и Татьяна Прончищевы
Василий и Татьяна Прончищевы

8 марта — самый душевный весенний праздник, посвященный прекрасной половине нашего общества. В связи с этим я предлагаю Вам небольшой рассказ о Татьяне Прончищевой — решительной и самоотверженной женщине, подвиг которой предвосхитил поразившие весь мир поступки жен декабристов. Эта удивительная история, поражающая воображение силой чувств и разыгравшейся на их основе трагедией, произошла в ходе Второй Камчатской экспедиции (Великой Северной) 1733-1743 годов. Ее участники — отважные подвижники своего дела, впервые нанесли на карту все русское побережье Северного Ледовитого океана.

Русская история полна парадоксов, и Великая Северная экспедиция еще раз подтвердила эту известную истину. Никто из ее героев не только не был награжден, но и не удостоился официальной благодарности властей. И только спустя сто лет, когда полярный исследователь Ф. Врангель подтвердил высокую точность собранных ими данных, благодарные потомки нарекли их именами многие географические объекты. Среди них есть бухта Прончищевой, расположенная на восточном побережье полуострова Таймыр и названная в честь первой в мире женщины — полярницы Татьяны Прончищевой.

Все началось

С того, что 24 апреля 1713 года корабельный мастер Федор Салтыков предложил Петру I построить корабли в устье Енисея и «на иных реках», обследовать на них сибирское побережье, открыть и присоединить к России новые земли. Предложение понравилось, но Петру I не довелось дожить до его осуществления. Зато Анна Иоанновна 17 апреля 1732 года подписала указ с поручением В. Берингу — отправляться на Камчатку, «идтить для проведывания новых земель, лежащих между Америкой и Камчаткой» и для сплошного исследования северного побережья Сибири. Об активном помощнике Беринга Алексее Чирикове Читайте подробнее.

Этот указ положил начало Второй Камчатской экспедиции (позднее Великой Северной) 1733-1743 годов. По важности выполненных задач она не имела себе равных в мировой истории. В ней приняло участие семь отрядов общей численностью 977 человек. Четвертым — Ленско-Енисейским отрядом командовал лейтенант Василий Васильевич Прончищев. Он был настолько влюблен в свою молодую жену Татьяну, так боготворил ее, что не смог расстаться и, вопреки строжайшим запретам командования, начиная от Петра I и кончая местными властями, взял ее в экспедицию.

Василий и Татьяна

Долгое время считалось, что имя Прончищевой Мария. Однако в результате кропотливых поисков энтузиастов было установлено, что ее настоящее имя — Татьяна, в девичестве Татьяна Федоровна Кондырева. Она родилась, предположительно, 25 января 1713 года в семье мореходов. Отец Татьяны — Федор Степанович с 1721 г. жил в Кронштадте. Там она и познакомилась с морским офицером Василием Прончищевым. Их свадьба состоялась 20 мая 1733 года.

Сведения о Василии крайне скупы. Известно лишь, что в 1718 году он окончил школу математических и навигацких наук и служил на флоте. Перед отправлением в экспедицию был произведен в лейтенанты. Назначение Прончищева начальником Ленско-Енисейского отряда свидетельствует о том, что он был волевым командиром и прекрасным моряком.

Об этом же говорит и тот факт, что вопреки указу Петра («Женок в дальнее плавание отнюдь не брать»), Прончищев взял с собой супругу. И она по зову любви без колебаний пошла с ним, хотя прекрасно понимала, все трудности и опасности предстоящего похода, каково ей будет жить и работать на небольшом судне в окружении многочисленного мужского экипажа. Так Татьяна стала единственной женщиной, участвовавшей в Великой Северной экспедиции.

Модель дубель-шлюпа тех времен
Модель дубель-шлюпа тех времен

Обследование побережья моря Лаптевых

В октябре 1734 года путешественники прибыли в Якутск, где еще весной для них был заложен дубель-шлюп «Якутск». Это было небольшое парусное судно длиной 21,5 метра. В отряде были подштурман Семен Челюскин и около 50 человек команды. Им необходимо было обследовать побережье от Лены до Енисея.

Отряд отправился в путь 30 июня 1735 года. «Якутск» вышел в море, а затем обошел всю дельту Лены с востока на запад. В это время погода резко ухудшилась. Наступили морозы, пошел снег. Такелаж обледенел. Но, несмотря на это, Прончищев повел дубель-шлюп вдоль берега на запад и 25 августа подошел к устью реки Оленек. Здесь в корпусе судна открылась довольно сильная течь, и отряд был вынужден остановиться на зимовку у небольшого селения Усть-Оленек. Зима прошла благополучно, но весной несколько человек, в том числе и сам Прончищев, заболели цингой.

Только через 11 месяцев, 3 августа 1736 года, отряд продолжил свой путь и достиг устья реки Анабар. Здесь дубель-шлюп вошел в лед. Пробиваясь в нем “с великою опасностию”, “Якутск” 13 августа достиг входа в Хатангский залив и пошел дальше на север вдоль восточного берега полуострова Таймыр. Через несколько дней дубель-шлюп достиг залива Фаддея, покрытого неподвижным гладким льдом и продолжала медленно продвигаться к северу. Стоял густой туман. Впоследствии было установлено, что экспедиция вошла в пролив Вилькицкого и лишь плохая видимость не позволила участником экспедиции увидеть архипелаг Северная Земля и северную точку Таймыра. Затем дубель-шлюп сжало льдом, и он остановился.

Василий и Татьяна на дубель-шлюпе «Якутск»
Василий и Татьяна на дубель-шлюпе «Якутск»
С гравюры А.П. Журова

Беда

Решили возвращаться. В это время у Прончищева началось очередное обострение болезни. Он очень ослаб от цинги, но сознавая свой долг и ответственность за судно и судьбу экипажа, сам пошел на разведку, чтобы найти место для зимовки. Вернувшись на судно, он потерял сознание и 29 августа 1736 года умер. Принявший на себя командование отрядом штурман Челюскин довел «Якутск» до зимовки в устье реки Оленек. Татьяна пережила мужа лишь на 14 дней. По убеждению членов экспедиции, она хоть и ослабла от болезни, но умерла от тоски по любимому. Их похоронили вместе на высоком берегу мыса Тумуль в устье реки Оленек, при впадении ее в море Лаптевых. На могиле поставили скромный крест, сколоченный из корабельных досок.

Экспедиция Прончищева составила карту русла Лены и побережья моря Лаптевых от дельты Лены до залива Фаддея на Таймыре. Общая длина описанной Прончищевым береговой линии составила около 500 километров. Это было огромное достижение, но только после появления ледоколов и полярной авиации появилась возможность исследовать всю арктическую акваторию нашей страны. Об одном из героев полярной авиации читайте здесь. После прибытия к месту зимовки Челюскин уехал с докладом в Якутск, а новым командиром Ленско-Енисейского отряда стал Харитон Лаптев, который продолжил опись побережья до Енисея.

Память

Только в 1875 году погребение Прончищевых разыскал с помощью местных жителей геолог А. Чекановский. Почти через два десятилетия на мысе Тумуль побывал полярный исследователь Э.В. Толль, а в 1921 году Усть-Ленская экспедиция под руководством Н.И. Евгенова обустроила могилу и поставила новый крест. Позднее была выполнена реконструкция лиц и были написаны портреты супругов Прончищевых. В наши дни их могила, рядом с которой находятся полярная станция, бережно охраняется как исторический памятник.

Маршрут отряда Прончищева
Маршрут отряда Прончищева

Участие европейской женщины в Великой Северной экспедиции породило много легенд. Благодаря этому заслуги супругов Прончищевых, их героизм и самоотверженность остались в памяти народа и в истории нашей страны. Этот вечный памятник сохранит их имена в веках и будет прочнее любого памятника из бронзы. Такой же энтузиазм и самоотверженность были характерны и для исследователей Арктики 30-х годов. Читайте статью Пароход «Георгий Седов».

На Севере Прончищевых помнят. Для полярников Татьяна — Мария служит образцом женской преданности, любви, самопожертвования, человечности. Свои чувства к ней полярники выражают в традициях, которые сохраняются и поныне. Сложилась и «Баллада о первой полярнице». Вот отрывок из неё:

Баллада о Прончищевой
Отрывок из баллады о Прончищевой

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Морской сборник № 3 1989 г.
  • Электронная энциклопедия «Путешественники и мореплаватели. Географические и археологические открытия». 2001-2004 гг.
  • Контр-адмирал К.А. Шопотов «Задуманное должно быть выполнено». Статья, посвященная подвигу Прончищевых.

Вы можете дополнить эту статью, возможно, у Вас есть интересные подробности и детали или Вы что-то читали на эту тему, и у Вас сложилось свое мнение. Поделитесь этим в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Леонид :

    Рубрика очень интересна и познавательна. Спасибо. С уважением Л.Шаланов

    01.03.2016

  2. Владимир :

    Леонид!

    Очень рад, что Вам понравилась моя статья и еще больше, что Вы не забываете мой блог. В связи с этим я прошу Вас высказать свое мнение по следующему удивительному парадоксу.
    Неумолимая статистика безапелляционно утверждает, что 90% посетителей моего блога являются новичками, т.е. заходят на блог в первый раз. Это значит, что они заходят и уходят навсегда. Скажите, пожалуйста, может быть действительно мой блог не вызывает интереса и нет в нем чего-то такого, что побуждало бы людей возвращаться? Не могли бы Вы что-то подсказать в этом плане.
    Спасибо.

    С уважением.
    Владимир

    01.03.2016

  3. ВАНЯ :

    Владимир,Ваш блог очень интересен,полезен и познавателен.Пользуюсь им уже много лет и всегда с нетерпением жду очередную рассылку.БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА ВАШ ТРУД,а то что посетители заходят (на сайт)и уходят _ значит они не стой оперы. С УВАЖЕНИЕМ ВАНЯ.

    01.03.2016

  4. Владимир :

    Ваня!
    Большое спасибо за поддержку. Это и приятно, и вдохновляет на новые дела.
    Спасибо. Буду стараться.

    03.03.2016

  5. Валентин :

    Здравствуцйте Владимир. Читаю Ваши статьи всегда с интересом. Сам педагог-химик, доцент. Как и Вы с хорошим советским образованием и воспитанием. Работающий на заводе пенсионер. Читаю всегда с интересом. Даже , если статья о знакомом мне материале. У Вас всегда даже знакомое представлено немного с другой стороны. Что уж говорить об архивных, недоступных нам, читателям, живущим на периферии, материалах. А то, что не откикаемся сразу на рассылки. Так ведь и не мальчик. Вечером сил хватает только прочитать, порадоваться, мысленно похвалить автора. А либероидам, и впрямь, на Вашем блоге не место. Они же считают Россию «гребаной страной» и что в нашем прошлом не было ничего хорошего. Вокруг меня многог таких с промытывми и вывернутыми мозгами. Господь им судья.
    С уважением!
    Валентин

    12.03.2016

  6. Евгений :

    Я всю жизнь изучал историю флота, работал для флота и сейчас на склоне очень приличных лет веду общественную флотскую работу и работаю главным специалистом морского музея. На Ваш блог несколько лет назад вышел совершенно случайно, работаю с ним и с нетерпением жду очередной выпуск. Все Ваши материалы
    распечатал, собрал по папкам и получил справочник. Использую в своей работе как исходный.
    Ваш труд сродни подвижничеству. Он не пропадёт и заронит зерна интереса , любви и гордости к славной истории нашего флота. Так держать! Здоровья, вдохновения и удач!

    15.12.2016

  7. Светлана :

    Спасибо за блог.Написано просто и доступно.Ваш блог увидела случайно и подписалась на него.Постоянно читаю новые статьи.Удачи вам.

    01.03.2017

  8. Александр Славин :

    Огромное спасибо за Ваш труд!!!

    01.03.2017

  9. Марфа :

    Здравствуйте, уважаемый Владимир Андреевич! Низкий поклон Вам от моряцких женок за Вашу преданность истории и морю.

    01.03.2017

  10. Лев :

    Здравствуйте Владимир! С большим интересом читаю Ваши статьи и делюсь с моряками. Здоровья Вам и удачи.

    02.03.2017

  11. Лев :

    Здравствуйте Владимир! С большим интересом читаю Ваши статьи и делюсь с моряками. Благодаря Вашим статьям узнаю много нового и интересного. Здоровья Вам и удачи. Жду новых статей.

    С уважением, Лев

    01.03.2018

  12. Марина :

    Здравствуйте, Владимир. Благодарю за оригинальное поздравление. О женщинах очень и очень мало статей. Предлагаю продолжить эту тему. Я из тех кто случайно заглянул к вам в гости. Но материал ваш интересен. Желаю дальнейших успехов. А мы рядом.

    01.03.2018

  13. Константин :

    Здравствуйте, Владимир! Татьяна Прончищева (Кондырева) родилась в с. Березово Алексинского уезда Тульской губернии. Ее имя установил московский историк Валерий Богданов. До этого ее называли Марией.

    15.12.2018

  14. Владимир Додонов :

    Да, Константин! Вы совершенно правы, теперь это научно установленный, но, к сожалению, малоизвестный факт.

    18.12.2018

  15. Lev :

    Здравствуйте, Владимир. Всегда с большим интересом читаю Ваши интересные и познавательные материалы.
    Здоровья Вам и удачи!
    С уважением, Лев

    04.03.2019

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика