Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Морская авиация бомбит Берлин

ДБ-3 в полете
ДБ-3 в полете

8 августа 1941 года морская авиация впервые бомбила Берлин. Морские летчики Балтийского флота нанесли тогда первый удар по Берлину. Эти бомбардировки фашистского логова имели огромное политическое и морально-психологическое значение. В первые, наиболее трудные месяцы войны, когда Красная Армия с тяжелыми боями отступала, оставляя один город за другим, воздушные удары по Берлину укрепили веру в нашу победу.

Налеты на Берлин продолжались до 5 сентября. Ударами по фашистской столице морские летчики Балтики опровергли ложь фашистской пропаганды об уничтожении советской авиации. Весь мир узнал о великолепных боевых качествах советских бомбардировщиков, о мужестве и героизме наших пилотов. Уже тогда многим стало понятно: если русские добрались до Берлина по воздуху, то дойдут и по суше!

Проработка идеи налетов на Берлин самолетами морской авиации

Еще в июле Геринг поспешил доложить Гитлеру о том, что авиация русских полностью уничтожена. После этого было принято решение о бомбардировках Москвы, и 22 июля первые фашистские самолеты прорвались к столице нашей Родины. А в ночь с 7 на 8 августа уже Берлин сотрясали мощные взрывы наших авиабомб, сброшенных морской авиацией Балтийского флота.

Идея налетов на Берлин принадлежала наркому Военно-Морского Флота Н.Г. Кузнецову. Для ее проработки он послал на Балтику командующего ВВС флота генерал-лейтенанта С.Ф. Жаворонкова. Но как только тот прибыл к авиаторам, командующий полком Е.Н. Преображенский выложил на стол готовые расчёты и карту полета к Берлину. Стало ясно, что на пределе сил экипажей и возможностей техники наша морская авиация сможет нанести удар по Берлину, но риск был очень большим. Доложили Сталину, и он, рассмотрев все расчеты, разрешил провести эту операцию.

Е.Н. Преображенский
Е.Н. Преображенский

Летчики Балтийского флота не случайно оказались тогда в центре внимания. Уже в первые дни войны морская авиация бомбила Мемель, Данциг, Гдыню и другие порты, а в целом за период Великой Отечественной войны авиация ВМФ стала главной и самой результативной силой флота. Об одном из героев — летчиков читайте в статье «Борис Чухновский – энтузиаст полярной авиации». Нанесение ударов возмездия по Берлину поручили 1-му минно-торпедному авиаполку. Он был одним из лучших на флоте, его летчики накопили большой боевой опыт в период финской войны (подробнее об этой войне читайте здесь). Командовал полком Е.Н. Преображенский. Полк имел на вооружении дальние бомбардировщики ДБ-3 С.В. Ильюшина.

Эти самолеты могли достичь столицы Германии только с аэродрома Кагул на острове Эзель (Сааремаа), который к тому времени уже находился практически в тылу противника. Он не отвечал даже самым минимальным требованиям. Короткая взлетная полоса, отсутствие запасов горючего и боеприпасов, а также слишком большая дальность полета. До Берлина и обратно 1765 километров. Малейшая ошибка в маршруте, и самолетам не хватит топлива для возвращения, а при посадке в море помощь экипажу не планировалась. Но выбирать было не из чего, поэтому ставку сделали на мастерство экипажей морской авиации.

Подготовка летчиков и аэродрома

Перелет на аэродром Кагул авиагруппа совершила 4-го августа. Всего за одни сутки удлинили взлетную полосу. Техники максимально облегчили машины, в штабе разработали маршрут полета, определили оптимальный состав бомбовой нагрузки, обеспечили безопасность, так как на острове действовали диверсанты. На все это было отпущено 3 суток. Счет времени шел на часы. Все работы велись срочно и круглосуточно.

Доставка бомб была возложена на базовые тральщики. В первый рейс пошел тральщик «Шпиль» под командой старшего лейтенанта Н.С. Дебелова. От Ораниенбаума, где происходила погрузка, до острова Эзель — почти две сотни миль. Кораблям, до предела загруженным бомбами, угрожали атаки вражеских самолетов, катеров и подводных лодок, большую опасность представляли плавающие мины. Несмотря на все эти препятствия, семь базовых тральщиков доставили на остров более 100 тонн бомб. С таким же риском на торпедных катерах из Таллина были доставлены бочки с бензином.

Дальний бомбардировщик ДБ-3 Балтийского флота
Дальний бомбардировщик ДБ-3 Балтийского флота

В ночь на 5 августа разведку в районе Берлина провела эскадрилья самолетов морской авиации под командованием Ф.А. Усачева. К выполнению главной задачи все было готово. Задерживала лишь погода. Несколько дней специально выделенные летчики по утрам вылетали на разведку погоды. Наконец, 6 августа они вернулись из полета с радостным известием — лететь можно.

Первый удар по Берлину

На исходе дня 7 августа три звена самых лучших экипажей морской авиации, под командой Е.Н. Преображенского с трудом оторвали от земли тяжело нагруженные самолеты. Летчики испытывали огромное воодушевление и поклялись выполнить задачу любой ценой. Берлин предстал перед ними в море огней, были видны идущие по улицам машины и трамваи. Как хотелось летчикам ударить по рейхстагу или имперской канцелярии! Но наше командование не ставило цель разрушить город, поэтому в 1.30 8 августа пять самолётов сбросили бомбы и кипы листовок на военно-промышленные объекты, находящиеся в самом центре города.

Взрывы впервые потрясли столицу фашистской Германии. Берлин погрузился в кромешную тьму, разрываемую всполохами пожаров. На улицах началась паника. Радист экипажа Преображенского лейтенант В.М. Кротенко передал в штаб: «Мое место Берлин. Задание выполнено. Возвращаемся на базу». Успех был впечатляющий, самолеты не только нанесли удар по Берлину и Штеттину, вызвав пожары и панику, но и вернулись. На рассвете 8 августа самолеты были в Кагуле.

Советское информбюро сообщило: «В ночь с 7 на 8 августа 1941 года группа наших самолетов произвела разведывательный полет в Германию и сбросила некоторое количество зажигательных и фугасных бомб над военными объектами Берлина. В результате бомбежки возникли пожары и наблюдались взрывы». Немецкие радиостанции заявили о налете английской авиации. Англичане опровергли это заявление.

Трудно даже представить какое огромное напряжение сил требовалось от летчиков морской авиации во время этих полетов. Летели ночью, на большой высоте, без навигационного обеспечения и прикрытия истребителей. Затем надо было преодолеть зону ПВО противника с аэростатами, истребителями, прожекторами и плотным огнем артиллерии. Восемь часов в кислородной маске и при температуре в кабине до минус 40 градусов. Люди преодолевали неимоверные физические и моральные перегрузки. Но бывало и не выдерживали, теряли сознание и самолеты гибли при возвращении вблизи от своего аэродрома.

Итоги месяца упорных бомбардировок фашистской столицы

Карта налетов морской авиации на Берлин
Карта налетов морской авиации на Берлин

В последующих налетах возрастала сила наших ударов по Берлину. Через некоторое время к ним были привлечены летчики дальней бомбардировочной авиации под командованием майора В.И. Щелкунова. Они базировались на аэродроме Асте в двадцати километрах от Кагула. Пробовали увеличить и бомбовую нагрузку, но при взлете разбились 2 самолета и погиб один экипаж. Состояние взлетной полосы и изношенность моторов не позволяли машине поднимать в воздух более 800 килограммов боезапаса. Исходя из этого, в налетах на Берлин была принята такая норма: одна бомба в 500 кг, или три по 250, или 8 по 100 кг.

Налеты на Берлин продолжались. Но проходили они в более тяжелых условиях. При подходе к побережью Германии начинался сильный зенитный обстрел, плотность которого возрастала по мере приближения к цели. Лучи мощных наземных прожекторов пробивали ночную тьму. Периодически появлялись истребители с сильными прожекторами. Путь преграждали аэростаты воздушного заграждения. В городах была введена светомаскировка. Некоторые летчики, не сумев преодолеть эти преграды, бомбили запасные цели — Мемель, Данциг, Кенигсберг, Штеттин.

Последний налет на Берлин был совершен 5 сентября. Всего наша морская авиация выполнила девять налётов на вражескую столицу. При этом 33 самолёта пробились к цели и сбросили на город 21 тонну фугасных и зажигательных бомб, а также 34 бомбы с листовками, на которых фотографии разбитой немецкой техники, солдаты, погибшие на советском фронте. Остальные 37 самолётов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам. Наши потери составили 17 самолётов и 7 экипажей.

Завершение операции

Бомбовый удар по Берлину в августе 1941 года
Бомбовый удар по Берлину в августе 1941 года
Фотография из немецкого архива

Бомбёжки Берлина подрывали моральный дух немцев. Гитлер потребовал уничтожить аэродромы, с которых производятся налёты. Уже 10 августа аэродром Кагул был обнаружен и подвернут бомбардировке. Интенсивность налетов постоянно возрастала. Наконец, 6 сентября 27 вражеских самолетов в течение 30 минут штурмовали аэродром. Им удалось уничтожить шесть наших бомбардировщиков. Сухопутные части врага начали штурм островов Моонзундского архипелага, в результате чего прекратился подвоз горючего и боеприпасов, после чего авиагруппа была перебазирована под Ленинград.

За выполнение этого ответственного задания уже 13 августа 1941 года летчики морской авиации Е.Н. Преображенский, В.А. Гречишников, А.Я. Ефимов, М.Н. Плоткин и П.И. Хохлов были удостоены звания Героя Советского Союза. Всего в августе-сентябре Орденами Ленина были награждены 13 человек, Красного Знамени и Красной Звезды — 55 человек. В сентябре Героями Советского Союза стали ещё 5 участников налетов на Берлин. Сталин сказал тогда Н.Г. Кузнецову: “Ваши морские лётчики достойны самых больших похвал. Они первыми по воздуху проложили путь на Берлин. Этот факт имеет историческое значение”. За мужество и героизм, проявленные в боях с врагом, 18 января 1942 года полк был награждён почётным званием Гвардейский. О традициях морской гвардии читайте в этой статье.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Самохин М.И. Над Берлином. Сборник. В небе летчики Балтики. Таллин 1974 г.
  • Кротенко В.М. Курс — на Берлин! Сборник. В небе летчики Балтики. Таллин 1974 г.
  • Михайловский Н.Г. Избранное. Таллиннский дневник. Москва. 1987 г.
  • Жаворонков С.Ф. Август — сентябрь 1941 года. «Военно-исторический журнал» № 4 и 8.

Существует мнение, что удары морской авиации по Берлину в августе-сентябре 1941 года не оказали влияния на ход боевых действий, а имели исключительно морально-психологическое значение. А что Вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу?
Выскажите свое мнение в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Александр :

    Я видел лётчиков,первыми бомбивших Берлин
    отец взял меня с собой на встречу моряков в московский дворец пионеров

    потом я читал о них,но у меня спуталось ,полк пе-8 и лётчики на дб-3
    про пе-8 были очень хорошие публикации в «технике-молодёжи»,автор -участник бомбардировок ,полярный штурман Аккуратов

    02.08.2014

  2. i.grafova :

    При всем уважении к летчикам — цель этих налетов? Кроме чисто пропагандистских?
    И какие военный объекты в центре Берлина?

    08.08.2014

  3. Александр :

    Когда идёт война,то можно делать хотя бы часть того,что делает с тобой противник.

    Аморальный дух и кондишн столичного берлинского населения,для которого война вдруг однажды превратилась из сводок побед в свои разрушенные улицы— это фактор войны и понимание ,что вождь не туда полез и не с теми связался очень полезно

    15.08.2014

  4. Валерий :

    Война 2-я мировая могла закончится 8 августа 1941, будь у нас атомная бомба. Жалко её не было.

    20.08.2015

  5. Алексей :

    Закончил ЛКИ в 1974. Дебелова НС помню как Умнейшего и Грамотного Преподователя военной кафедры! Научил МНОГОМУ!!!

    29.04.2016

  6. Joya :

    Бомбёжка столицы, паника среди населения, ущерб имуществу….

    01.07.2017

  7. Владимир :

    Joya!

    Вы совершенно правы, бомбовые удары по столице оказывают сильное морально-психологическое воздействие на все население страны. Но совершенно очевидным это стало только сейчас, когда информационные войны, ведущиеся с целью повлиять на сознание огромных масс людей, стали нашей повседневной реальностью.

    Нельзя не сказать, что в то время эти удары преследовали и другую цель. В условиях отступления и тяжелых потерь Красной армии они укрепляли боевой дух народа и вселяли уверенность в нашу победу.

    21.07.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика