Императорский штандарт
24 марта (4 апреля) 1703 года — на Олонецкой верфи заложен 28-пушечный корабль «Штандарт» — первое по-настоящему мореходное и боевое парусное судно Балтийского флота. По своему вооружению и размерам он, конечно, относился к рангу фрегатов, но в то время первенца гордо именовали кораблем. Это событие было далеко не рядовым и уж тем более не случайным. Оно свидетельствовало о крупных и весьма важных успехах России в борьбе за выход к Балтийскому морю и совершенно однозначно говорило о ее дальнейших планах в этой области.
Не менее символичным было и то, что в свое первое плавание «Штандарт» вышел под командованием самого Петра I. Уже здесь, на самом раннем этапе создания Российского флота мы видим, какое упорство, последовательность и готовность преодолеть все препятствия и опасности проявил наш самодержец в стремлении выйти к морю. Ценою тягчайших жертв наш народ создал мощный флот и надежно обеспечил свои морские рубежи. По этому пути Россия идет и в наше время, постоянно подтверждая свое право называться великой морской державой. Смотрите статью об историческом пути Российского флота .
Россия вышла на берега Финского залива
Петр I
Художник И. Купецкий. 1711 г.
Борьба русского народа за выход к Финскому заливу и Балтийскому морю имеет многовековую историю. Она всегда была трудной, с победами и вынужденными отступлениями. Но какими бы тяжелыми ни были утраты, наши предки никогда не мирились с тем, что их отторгали от моря. Не мог смириться с этим и Петр I, хотя и понимал всю сложность предстоящей борьбы. В начале его царствования берега Финского залива полностью принадлежали Швеции, которая имела сильную армию и флот, опиравшиеся на развитую промышленную базу.
Великая Северная война, которую Россия объявила Швеции в августе 1700 года, началась с тяжелого поражения наших войск под Нарвой. Эта неудача не сломила волю Петра, борьба продолжалась с необыкновенным упорством, однако теперь продвигаться к Финскому заливу было решено со стороны Ладожского озера. Большое внимание при этом уделялось строительству небольших судов. В начале 1702 года была основана верфь на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро. На ней заложили четыре 28-пушечных фрегата, а затем строили бриги, шмаки и лодки.
Начали строить лодки на левом берегу реки Свирь, впадающей в Ладожское озеро. На этой верфи, названной Олонецкой, было построено так много лодок, что основанный здесь город назвали Лодейное поле. На этих лодках, карбасах и соймах русские отряды одержали ряд важных побед и к концу 1702 года шведы были полностью вытеснены с Ладожского озера. В октябре этого же года русские войска при поддержке флотилии из 50 лодок взяли шведскую крепость Нотебург. Она была переименована в Шлиссельбург – ключ-город, которым, по выражению Петра, открывались ворота к морю.
Время создавать флот
«Штандарт» в первом плавании
К 1 мая 1703 года была взята крепость Ниеншанц на Неве и открыт выход на побережье Финского залива. России были возвращены ее исконные земли, в разные времена захваченные шведами. Настала пора подумать о создании полноценного флота, поскольку к этому времени регулярный военный флот был силовой структурой уже многих государств. Как появились суда, предназначенные специально для военных действий, читайте в статье об истории возникновения военного флота . Строившиеся на Сяси фрегаты для этого совершенно не годились. Для их обшивки использовались обтесанные топором доски, а корпуса оказались настолько слабыми, что вскоре два фрегата пришлось переделать в брандеры.
Надо было срочно создавать флот, который мог бы надежно преградить путь шведским судам в Неву и защитить Санкт-Петербург. Строить суда в то время можно было только на Ладоге. Это важнейшее дело было поручено любимцу Петра – Меншикову. В феврале 1703 года он лично осмотрел устье реки Свирь и Олонецкую верфь. В донесении Петру он отмечал, что в окрестностях есть отличные леса, годные для строительства даже 50-пушечных кораблей. Работы закипели немедленно, и уже в марте был заложен 28-пушечный корабль (фрегат) «Штандарт» и семь грузовых судов.
Первенец Балтийского флота
Фрегат – это трехмачтовое военное судно, по размерам и вооружению второе после корабля. Орудия на нем размещались в одной закрытой батарее (деке) и на верхней палубе. Высота надводного борта была ниже, чем у кораблей, а мачты легче и немного выше. Поэтому фрегаты обладали хорошей скоростью и мореходностью. Долгое время они считались самыми красивыми и совершенными судами. Их использовали для крейсерской службы, разведки, охраны своих транспортов и ударов по коммуникациям противника. В первые годы создания Балтийского флота фрегаты числились кораблями и выполняли их функции.
Для ускорения строительства Государь в июле 1703 года сам прибыл на Олонецкую верфь и работал там шесть недель. Благодаря этому было заложено еще семь фрегатов и много малых судов. Первый фрегат строил голландский мастер Выбе Геренс. Но Петру I удалось совместить здесь две кораблестроительные школы — голландскую и английскую. Форма корпуса, плоское днище и уменьшенная осадка были характерны для голландской школы, а высокий такелаж был явно английского образца. Водоизмещение головного фрегата — 220 тонн, длина 27,5 м, ширина 7,0 м, осадка 3,3 м, скорость 10 узлов. Экипаж — 120 человек.
В конце августа этот фрегат был спущен на воду. Его назвали «Штандарт», что имело большое символическое значение. В морском обиходе штандарт означает флаг, свидетельствующий о том, что на корабле находится сам государь Император. Уже 8 сентября Петр I поднял на нем свой флаг и в сопровождении семи прочих судов ушел в Шлиссельбург.
До мая 1703 года царский штандарт представлял собой прямоугольный флаг золотого цвета, на котором изображен черный двуглавый орел, держащий в лапах и клюве карты трех российских морей — Белого, Каспийского и Азовского. После взятия крепости Ниеншанц Россия получила выход к Балтийскому морю. Теперь орел на царском штандарте держал уже четыре карты.
Фрегат сразу стал принимать активное участие в боевых действиях флота и ежегодно выходил к Кроншлоту для защиты Санкт-Петербурга от шведов. Звездным часом его боевой биографии стало отражение нападения шведской эскадры адмирала Анкерштерна на остров Котлин 5-10 июня 1705 года. В то время «Штандарт», имея 8- и 6-фунтовые орудия, был самым сильным кораблем эскадры адмирала К.И. Крюйса. Об удивительной судьбе этой ярчайшей личности в истории нашего флота читайте в статье «Адмирал Крюйс — деятельнейший помощник Петра I» . Решительные действия нашего флота, крепости Кроншлот и защитников острова заставили шведов с позором уйти к своим берегам.
Память
Фрегат «Штандарт». Таким он сохранился в нашей памяти.
Художник В.С. Емышев
Осенью 1709 года фрегат был отправлен в Адмиралтейство для тимберовки (капитального ремонта). В 1712 и 13 годах он еще появлялся у Красной горки для тренировки экипажа, но начиная с 1714 года в море больше не выходил. В 1725 году его подняли на берег, предполагая хранить как первое линейное судно Балтийского флота. Однако уберечь фрегат от разрушения тогда не удалось и в 1730 году его разобрали. Имя «Штандарт» последовательно передавалось кораблям русского флота вплоть до 1917 года.
Первый период деятельности Балтийского флота с 1704 по 1711 год показал его силу и значение для решения важнейших государственных задач. Флот выстоял в многочисленных столкновениях со значительно превосходившим его противником и доказал шведам, что устье Невы потеряно для них навсегда. Это было серьезным посланием всем европейским державам, что Россия, вступив на берега Балтики, готовится занять свое место в ряду крупных морских держав. Последовавшая в 1714 году победа при Гангуте убедительно показала способность нашего флота обеспечить России звание великой морской державы. Подробности Гангутского сражения читайте здесь .
В 1727 году Екатерина I повелела отреставрировать знаменитый фрегат, но его состояние было столь плачевно, что сделать это не удалось. Тогда императрица приказала построить новый «Штандарт», ее желание осуществилось лишь через триста лет. В 1999 году воссоздана точная копия фрегата «Штандарт», но это не музей, а действующий учебный парусник.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра I. Санкт-Петербург. 1994 г.
- Яковлев И.И. Корабли и верфи. Ленинград. 1973 г.
- Елагин С.И. Список судов Балтийского флота, построенных и взятых в плен в царствование Петра Великого, 1702— 1725. Санкт-Петербург. 1867 г.
- Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Санкт-Петербург. 1875 г.
- Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник. М. 1997 г.
История фрегата «Штандарт» — это начало пути нашего Балтийского флота, его славы и боевых традиций. Эту историю надо знать и гордиться ею.
Уважаемый читатель, поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!