Знак «Долг и честь» подводников
12 февраля 1966 года — стартовал успешный кругосветный поход двух атомных подводных лодок Северного флота. Это был первый в истории отечественного подплава поход через Атлантику и Тихий океан на Камчатку. При этом весь путь, протяженность которого превысила длину экватора, наши лодки прошли в подводном положении, не всплывая даже в малоизученных районах Южного полушария. Героизм и мужество советских подводников имели выдающееся общегосударственное значение и стали продолжением боевых традиций подводников Великой Отечественной войны.
Помимо огромного политического значения, это была впечатляющая демонстрация научно-технических достижений и военной мощи государства. Поход показал, что весь Мировой океан стал глобальной стартовой площадкой для наших атомных подводных лодок, вооруженных как крылатыми, так и баллистическими ракетами. (О создании морских баллистических ракет читайте здесь). В более широком плане можно сказать, что в разгар холодной войны историческая роль нашего флота заключалась в том, чтобы изменить стратегическую обстановку в Мировом океане, и первыми это сделали советские подводники.
Из истории атомных подводных лодок
Работы по созданию атомной подводной лодки начались у нас по решению И.В. Сталина в 1952 году. Это был уже несколько запоздалый ответ на аналогичный проект США, который стартовал еще в 1945 году. В связи с этим программа создания отечественной АПЛ была возведена в ранг национальной задачи, о ходе реализации которой руководитель работ почти еженедельно отчитывался в ЦК КПСС и правительстве. Такие жесткие требования были вполне обоснованными. В сентябре 1955 года — через девять лет после начала работ — АПЛ «Наутилус» вошла в состав ВМС США. Мы проделали этот путь за 5 лет, но какою ценой!
В результате ряда конструктивных недостатков, прежде всего в энергетических установках наших первых АПЛ, произошла целая череда аварий и катастроф. Не обошлось и без гибели кораблей. (Посмотрите, например, статью «Гибель АПРК «Курск» — огромное потрясение для всей страны» ). В этих условиях подводники самоотверженно боролись за локализацию и устранение аварийных ситуаций, ценой своего здоровья, а зачастую и жизни предотвращали возникновение ядерной катастрофы. Таким тяжелым путем достигалась надежность кораблей. За этот поистине героический труд многие подводники были удостоен звания Героя Советского Союза, награждены орденами и медалями. Подробности становления советского подплава читайте здесь ).
Выбор маршрута и кораблей
Решение об этом походе принималось на самом высоком государственном уровне. Разработали три варианта маршрута. Первый — вокруг Южной Америки. Второй — вокруг Африки, водами Индийского океана севернее Австралии и далее в Тихий океан. Третий — тоже вокруг Африки, но южнее Австралии. Все эти маршруты были хорошо изучены нашими мореплавателями парусного флота, но для подводников каждый из них таил много неизвестного и опасного. Главком утвердил первый маршрут. Он проходил через все климатические пояса, пронизывал три океана, захватывая воды Арктики и Антарктики.
Для участия в походе были выделены две атомные подводные лодки серийного производства без каких-либо доработок. Ракетная лодка К-116 проекта 675 вошла в состав Северного флота в конце 1965 года. Она предназначалась для уничтожения кораблей и судов противника ракетами П-6, а также для ударов по крупным береговым объектам стратегическими крылатыми ракетами П-5М. Эти корабли активно использовались на Северном и Тихоокеанском флотах для несения боевой службы в Атлантике, Средиземном море и в Индийском океане. В 1960—1968 годах было построено 29 подводных лодок этого проекта.
Вторая атомная лодка К-133 проекта 627А имела торпедное вооружение. Она была на 3 года старше. Корабли этого проекта были первенцами нашего атомного подводного кораблестроения. С 1957 по 1963 годы было построено 13 лодок этого проекта, одна из них погибла в море. Остальные в течение почти 30 лет входили в состав Северного и Тихоокеанского флотов. Они несли боевую службу в Арктике, в том числе всплывали близ Северного полюса, ходили в тропические широты, совершали кругосветные походы и были выведены из состава флота в начале 1990-х годов.
Подготовка экипажей ПЛ
А.И. Сорокин
Возглавил отряд контр-адмирал Анатолий Иванович Сорокин, участник Великой Отечественной войны. На атомных подводных лодках он служил с самого начала их создания. Командиром К-116 был опытный подводник капитан 2 ранга В.Т. Виноградов. Экипаж этой лодки комплектовался на Тихоокеанском флоте, потому большинство офицеров и моряков-сверхсрочников с особой радостью встретили сообщение о конечном пункте маршрута. Атомной подводной лодкой К-133 командовал капитан 2 ранга Л.Н. Столяров, который с 1953 года постоянно служил на подводных лодках.
Готовились к походу в полной секретности. В исключительно короткий срок, всего за полтора месяца, была проделана колоссальная работа, включавшая строжайшее медицинское освидетельствование каждого члена экипажа, детальную проверку состояния вооружения, всех технических средств и оборудования, а также сдачу задач боевой подготовки. Все ощущали огромную ответственность, поскольку понимали, что шло освоение нового оружия, ареной применения которого стал уже весь Мировой океан.
Трудности ожидаемые и неожиданные
Наконец, морозной полярной ночью при сильном ледяном ветре корабли покинули базу и погрузились в глубины Баренцева моря. В то время напряженность в отношениях между СССР и США достигла весьма опасной черты. Поэтому в этом походе наши атомные подводные лодки имели полный боезапас, в том числе и ядерный. Оба корабля поддерживали высокую степень готовности к любым действиям, в том числе и к применению оружия. Большое внимание уделялось обеспечению скрытности перехода, поскольку советским подводникам предстояло преодолеть несколько противолодочных рубежей НАТО.
Атомная подводная лодка пр. 675 с крылатыми ракетами
После погружения постепенно подводная жизнь стала обретать привычный ритм: вахта, работы, отдых и снова вахта. Примерно через две недели у людей стали появляться признаки усталости, раздражительности или апатии. В связи с этим командир отряда распорядился увеличить время отдыха. Очень необходимую разрядку и массу положительных эмоций давали корабельные праздники, отмечавшиеся в связи с пересечением экватора или в дни рождения членов экипажа. Регулярно поступали и новости о жизни в нашей стране.
Необходимость поддержания высокой бдительности вскоре подтвердилась на практике. В пустынных южных широтах, когда уже несколько дней акустики не слышали шумов надводных судов, совершенно неожиданно прозвучал доклад об акустическом контакте с подводной целью. По всей видимости, это была американская подводная лодка, которая возвращалась в свою базу после боевого дежурства. Тут же сыграли боевую тревогу. Однако иностранная ПЛ резко изменила курс и ушла из поля акустической видимости.
Наряду с боевой службой экипаж проводил большой комплекс научно-исследовательских работ. Они были связаны с изучением особенностей функционирования техники в различных климатических условиях и при различных нагрузках. Регулярные наблюдения велись за рельефом дна, акустическими свойствами среды, изучались возможности радиосвязи и навигационной аппаратуры в высоких широтах.
Пролив Дрейка
Большое внимание уделялось безопасности плавания. Лодки периодически подвсплывали в перископное положение и определяли координаты своего места. На подходе к проливу Дрейка, который знаменит своими ураганами и мрачными легендами, подводники встретились с гигантскими айсбергами. Их основания уходили в глубину до 1000 метров. Обходить их надо было в подводном положении, а гидролокаторы работали ненадежно из-за сильного акустического фона, создаваемого торошением льда.
Этот опасный участок пути протяженностью 1300 миль лодки прошли за судами обеспечения на акустическом контакте. На глубинах 70-100 м бушевавший на поверхности шторм почти не ощущался. Подводники могли лишь догадываться, насколько трудно приходилось морякам на судах обеспечения, но вскоре и они почувствовали крутой нрав океана. Пройдя пролив, каждая подлодка должна была дать радиодонесение. Для этого требовалось на короткое время подвсплыть на глубину 8-10 м. А здесь огромные штормовые волны в полной мере испытали на прочность и наши корабли, и их экипажи.
Атомная подводная лодка пр. 627А во льдах Арктики
Зато Тихий океан встретил советских подводников весьма благосклонно. Корабли, взяв курс на северо-запад, вновь пересекли все климатические зоны и подошли к своей новой базе на Камчатке. Здесь их встретили эсминцы Тихоокеанского флота. Наконец-то подводные лодки впервые за весь переход всплыли на поверхность. На следующий день, 26 марта в 4 часа 26 минут по московскому времени, оба атомохода отшвартовались у причала. За 52 суток было пройдено немногим более 20 тысяч миль, из них более 19,5 тысячи миль под водой.
Значение похода
В глобальном масштабе этот поход стал важным элементом укрепления стратегического равновесия, нарушить которое США не решились. Одновременно он открывал новые возможности для маневра силами между Северным и Тихоокеанским флотами. По этому маршруту перебазировались на Тихоокеанский флот атомные подводные лодки и в последующие годы.
Беспримерное мужество и профессионализм советских подводников получили достойную оценку командования. Впервые после Великой Отечественной войны атомным подводным лодкам присвоили гвардейские звания. К-116 приняла флаг североморской подводной лодки К-22, а К-133 — балтийской лодки Щ-303. Всех членов экипажей подводных лодок наградили орденами и медалями, а шесть человек командного состава отряда получили высокое звание Героя Советского Союза. Подобным маршрутом перебазировались на Тихоокеанский флот атомные подводные лодки и в последующие годы.
После этой кругосветки обе атомные подводные лодки были переданы в состав Тихоокеанского флота. К-116 совершила шесть длительных походов на боевую службу. В 1979 году на ней произошла тяжелая авария левого атомного реактора, после чего лодка была выведена в резерв, а в 1985 году исключена из боевого состава флота. К-133 совершила четыре длительных похода на боевую службу, прошла модернизацию и несколько плановых ремонтов, в 1989 году ее вывели из боевого состава ВМФ.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Усенко Н.В. Подводная кругосветка. «Независимое военное обозрение» 17-23.03.2006 г.
- Сорокин А.И. Мы с атомных. Москва. 1972 г.
- Ильин В., Колесников А. Подводные лодки России. Иллюстрированный справочник. Москва. 2001 г.
- Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
- Фомишенко Р. Тот памятный поход. Сайт «Подводные лодки и подводники».
Трудности и опасности дальних походов и боевой службы экипажей атомных подводных лодок почти не знакомы и не понятны многим нашим людям. А что Вы, уважаемый читатель, думаете об этой профессии и о людях, которые посвятили ей свои жизни?
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!
Тема мне близка.Я с большим уважением отношусь к подводникам.Это заложники техники.Хотя сам служил на противолодочных кораблях наСФ. С подводными лодками шёл корабль сопровождение(гидрографическое судно) со штабом.Начштаба был Чернавин-будуший адмирал флота и последний главком ВМФ ссср.Спасибо за ваши страницы С уважением В.Степанов
01.02.2015
Мой отец был участником этого похода на К-133. Сам я не служил по состоянию здоровья,а за отца горд. И вообще для меня моряки-подводники эталон мужества и смелости. Удачи всем в службе!
29.04.2016
Сам служил на АПЛ к-116 с 1971 по 1975. Самое главное уточнение! После этого перехода ПЛ ПЛ к-116 и к-133 были назначены ракетные и торпедные стрельбы, которые были выполнены на отлично. За сложный поход и мастерство при выполнении задач возложенных на экипажи практически все участники были награждены орденами и медалями, а подводные лодки стали гвардейскими. С праздником сослуживцы !
19.03.2017
19.03.2017
С сентября 1963 года по октябрь 1966 года служил в штабе КТОФ шифровальщиком. ВУС-312 но на лодке служить не пришлось. Направили в штаб. Переход этих лодок осуществлялся в период нашей службы. Первую шифровку после прохода пролива Дрейка уже из акватории Тихого океана расшифровывал Я. Была зашифрована только контрольная точка. Правда был и казус. Пришлось три раза запрашивать главный пост связи с ПЛ ПЛ. Документы к этому времени нам выданы не были и опознать от кого приходит шифртелеграмма было невозможно. А о самом походе мы информированы не были. Когда я пришёл на доклад к оперативному дежурному штаба, а на смене был Герой Советского Союза контр-адмирал Сорнев Игорь Андреевич, он достал опечатанную карту, где были отмечены контрольные точки. И я пришёл как раз с той что была первой в Тихом океане. Вот такая история. Прошло много лет а я до сих пор всё это помню как будто это было вчера. Бывший старшина 2 статьи. 17 ноября 2017 г.
17.11.2017
Большое спасибо за интересную статью.
01.02.2021