
Торпедный катер
15 февраля 1942 года Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов утвердил документацию на постройку опытного стального торпедного катера дальнего действия (СТКА ДД ). Его проектированием и строительством опытного образца (проект 163) руководил заключенный ОКБ НКВД (шарашки) при заводе № 340 в Зеленодольске инженер П.Г. Гойнкис. В качестве прототипа использовали присланную из блокадного Ленинграда конструкторскую документацию на 40-тонный торпедный катер П-23 (Д-4). Работы продвигались успешно и в декабре 1942 года был построен первый в мире глиссирующий торпедный катер с дизельной энергетической установкой.
Еще в 30-х годах в СССР осознали необходимость иметь в составе флота мореходные торпедные катера дальнего действия, которые уже стали появляться во многих странах. У нас к их проектированию и строительству приступили сразу после окончания Гражданской войны, а в конце 1930-х было разработано несколько проектов таких катеров дальнего действия.
Проблемы торпедных катеров типа Ш-4 и новые разработки
В 1922 году Наркомат по морским делам обратился в ЦАГИ с просьбой разработать проект глиссирующего торпедного катера со следующими характеристиками: район действия 150 км, скорость 100 км/ч, вооружение один пулемёт и две 45-см мины Уайтхеда (торпеды). В результате этого в 1927 году был построен дюралевый катер АНТ-3 («Первенец»), а в серийное производство был принят его улучшенный вариант Ш-4. В 20-30 годах инженеры В.И. Бекаури и А.Ф. Шорин разрабатывали радиоуправляемый торпедный катер, однако этот проект тогда не получил развития. О первом применении радио в интересах военно-морского флота читайте здесь .
Вскоре поле поступления на флот первых серийных Ш-4 начальник дивизиона торпедных катеров И.П. Чернышёв в ноябре 1928 года докладывал в штаб Морских сил Балтийского моря о невозможности развития полного хода (43-44 уз) при волнении свыше 3 баллов. Правдивый доклад вызвал резкую реакцию начальника ВМС РККА Р.А. Муклевича. И только вмешательство начальника МСБМ М.В. Викторова спасло Чернышёва от жестких «оргвыводов».
В конце 1933 года ЦАГИ получил от ВМС РККА тактико-техническое задание на разработку проекта мореходного катера, способного сохранять высокую скорость и применять основное оружие на волнении 5 баллов. Торпедный катер, получивший обозначение Г-8, представлял собой вдвое увеличенный по водоизмещению Г-5 (29,5 т, наибольшая длина 24,2 м) с четырьмя 1000-сильными моторами типа ГАМ-34. Лучшую мореходность хотели достичь увеличенной до 13° килеватостью корпуса на миделе. Осенью l937 г. катер, построенный подмосковным заводом № 156, отправили по железной дороге в Севастополь для проведения ходовых испытаний.
Атака торпедного катера
Завершение работ затормозил арест в октябре 1937 года А.Н. Туполева и его помощников. Государственные испытания начались лишь в августе 1939 г. Г-8 показал хорошие мореходные качества на волнении 4-5 баллов, успешно провели и торпедную стрельбу. При водоизмещении 28,2 т он развил скорость 48,3 уз. В августе 1940 года его включили в состав бригады торпедных катеров Черноморского флота. Однако сенью 1940 г. начальник Главного морского штаба адмирал Л.М. Галлер (о его вкладе в развитие советского ВМФ читайте в статье об адмирале Галлере ) принял решение об отказе от серийного строительства катеров типа Г-8, мотивируя это принятием на вооружение деревянного Д-3.
Торпедный катер СМ-4
В начале 1935 года флотом был заключен прямой договор с заводом № 194 на разработку и строительство торпедного катера повышенной мореходности. Заданием оговаривалась скорость 40 узлов при ветре 6 баллов и дальность плавания 240 миль. Проект катера завод направил в НИИ военного кораблестроения для модельных испытаний. НИИВК рекомендовал отказаться от реданной «туполевской» конструкции катера. Проект переработали, соответственно снизив требования задания (максимальная скорость при 6-балльном ветре — 30 уз). Зато в новом задании появились два 533-мм торпедных аппарата.
В ноябре 1935 г. завод подписал с ВМФ новый договор на строительство стального катера СМ-4 и приступил к его выполнению. Однако вследствие арестов всего руководства завода и многих ведущих специалистов (из-за многочисленных поломок серийных Г-5) готовый корпус СМ-4 почти два года простоял в цехе. На испытания катер вышел осенью 1940 г., показав на тихой воде при водоизмещении 38,6 т (по спецификации — 37,3 т) максимальную скорость 39,5 уз. Сравнение с Д-3 оказалось не в пользу СМ-4, и его судьба оказалась решенной: «ни в коем случае не может пойти в серийную постройку…».
Уничтожение конвоя врага
Торпедный катер Д-3 и его проблемы
Запрос флота на мореходный торпедный катер, с трехвальной механической установкой, но с ограничением размерений железнодорожными габаритами, появился в 1938 году в КБ ленинградского завода №5 НКВД под руководством руководителя проектной группы Л.Л. Ермаша. Позже этот проект получил широкую известность как Д-3. С тремя моторами ГАМ-34ФН мощностью по 1200 л. с. деревянный катер полным водоизмещением 34,7 т на тихой воде развил скорость до 48 уз, подтвердив на испытаниях высокую мореходность.
Он был вооружен торпедными аппаратами БС-7, двумя 12,7-мм пулеметами, а также имел четыре больших и восемь малых глубинных бомб. Дальность плавания 40-узловым ходом составляла 300 миль, а 8-узловым — 550 миль. Опыт войны выявил серьезные его недостатки. Стрельба торпедами на максимальном ходу была возможна лишь при состоянии моря до 3 баллов. Фактически выходили в атаку на скорости 28-36 уз, поэтому противник имел в запасе 5-6 минут, чтобы прицельно обстреливать атакующий катер. Наконец, в условиях севера происходило обледенение торпед.
Торпедный катер Д-3
Дальнейшие разработки
Стальной вариант торпедного катера по тому же ТТЗ 1938 года разрабатывался КБ завода № 194 — катер СМ-3 (пр. 103). В феврале 1941 г. комиссия приступила к его испытаниям. При первых же выходах в море на полном ходу (42 уз) на волне 4 балла обшивка корпуса дала трещину, моторный отсек начал затапливаться. Корпус усилили, что снизило тактико-технические элементы катера, однако по рекомендации председателя приемной комиссии Б.В. Никитина СМ-3 позже был принят в состав бригады торпедных катеров Черноморского флота.
В течение 1940 года под руководством Л.Л. Ермаша проектировался 40-тонный мореходный стальной торпедный катер дальнего действия (СТКА ДД) П-23 (Д-4). Его дальность плавания 8-узловым ходом составляла 1380 миль. Однако с началом войны и блокады Ленинграда строительство головного катера пришлось прекратить, а всю конструкторскую документацию передали в ОКБ НКВД при заводе № 340 в Зеленодольске. Проект получил номер 163.
К декабрю 1942 г. на заводе построили опытный образец, который с мая по август 1943 г. проходил испытания на Каспии в районе Баку. При этом максимальная скорость катера составила 30 узлов при обещанной разработчиками скорости 37 узлов. В то же время катер продемонстрировал высокую мореходность и дальность плавания, в несколько раз превышавшую показатели других отечественных образцов. После завершения испытаний торпедный катер проекта 163 передали Черноморскому флоту, где он использовался до 1946 г.
И наконец, нельзя не сказать еще об одном интересном проекте – это вооружение торпедных катеров неуправляемыми реактивными снарядами (НУРС). В январе 1942-го на несколько торпедных катеров типа Г-5 смонтировали установки БМ-8 и БМ-13. Вскоре это нововведение доказало свою эффективность, и уже 18 июня 1942 года четыре таких катера, совершили налет на Ялту. Они подорвали торпедами прикрывавшие вход в порт береговые укрепления, а затем ракетами подавили огневые точки. Налет на Ялту де-факто стал дебютом ракет на советском военно-морском флоте.
По мере накопления опыта сфера применения этого оружия расширялась. И вот, в ночь на 20 сентября 1942 года экипаж ТКА №54 впервые потопил ракетами вражеское судно. Это была небольшая шхуна, пытавшаяся высадить диверсионную группу в Цемесской бухте. Вскоре торпедные катера с НУРС появились и на Балтике, и на Севере, и на озерных флотилиях. К концу войны советский флот накопил такой опыт использования ракетных установок, какого не имел ни один другой флот в мире. В дополнение посмотрите еще статью Десантные корабли России .
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Литинский Д.Ю. «Создание торпедных катеров дальнего действия». Журнал «Морской вестник» № 2 за 2015 год.
- «Большой торпедный». Журнал «Моделист-конструктор» № 5 2015 год.
Обратите внимание, уважаемый читатель, с какими трудностями происходило проектирование и строительство торпедных катеров. На основании этого можно представить каково было служить и воевать на таких катерах, когда каждый выход в море, не говоря уже о боевых походах, требовал большого мужества и профессионализма.
Напишите свое мнение в комментариях. Это будет интересно всем!
Большое спасибо, Владимир за интересный материал
25.02.2021