Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Открытие Антарктиды — выдающийся подвиг российских моряков

Ф.Ф. Беллинсгаузен
Ф.Ф. Беллинсгаузен

16 (28) января 1820 года — день открытия Антарктиды. Российские моряки капитан 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М.П. Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный», несмотря на плотные льды и туманы, прошли вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70° и неопровержимо доказали существование земли в районе южного полюса.

Поразительно, доказательство существования Антарктиды сразу было признано как выдающееся географическое открытие. Однако потом ученые еще более ста лет спорили, что же было открыто. Был ли это материк, или всего лишь группа островов, покрытая общей шапкой льда? Сам Беллинсгаузен ни разу не говорил об открытии материка. Окончательно подтвердить материковый характер Антарктиды удалось только в середине XX века в результате длительных исследований с использованием сложных технических средств.

Дальние плавания российских моряков

Первая половина XIX века завершала период великих географических открытий и целую эпоху парусного флота. Для нас этот период знаменателен не только открытием Антарктиды, но и кругосветными плаваниями русских моряков, которые открывали новые земли, составляли и уточняли картографические материалы, проводили обширные океанографические исследования. Об их вкладе в развитие наук о Мировом океане читайте в статье «День штурмана и Штурманской службы».

В 1803 году началась первая в истории отечественного флота кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. В 1807 году — кругосветная экспедиция лейтенанта В.М. Головнина на шлюпе «Диана». В 1815 году — кругосветное плавание лейтенанта О.Е. Коцебу на бриге «Рюрик» (подробнее читайте здесь), а в 1822 — гидрографическая экспедиция лейтенанта Ф.П. Литке к берегам Новой Земли. Эти плавания дали русским морякам бесценный опыт морских исследований и подготовили поход к Антарктиде.

Неведомая Антарктида

М.П. Лазарев
М.П. Лазарев

Особое значение в этом ряду имела антарктическая экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева в 1819-1821 гг. Антарктида — «Терра Аустралис инкогнита» — неведомая Южная земля. Гипотеза о ее существовании была выдвинута географами древнего мира и поддерживалась учеными средних веков. Начиная с XVI века, эту землю помещали на картах в районе Южного полюса. Поиски ее безуспешно вели португальцы Б. Диаш (1487-1488) и Ф. Магеллан (1520), голландец А. Тасман (1644).

Наконец, английский мореплаватель Джеймс Кук после своего плавания 1772-1775 годов написал: «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка… Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне». Авторитет Д. Кука был настолько велик, что дальнейшие поиски Антарктиды были прекращены.

Опровергнуть это утверждение довелось нашим морякам. Русские мореплаватели В.М. Головнин (подробнее о нем читайте здесь), И.Ф. Крузенштерн, Г.А. Сарычев и другие неоднократно выступали за необходимость дальнейшего изучения южных полярных морей. Эту идею поддерживала прогрессивная общественность России. И вот, 3 июля 1819 года Кронштадт торжественно проводил в дальнее плавание сразу две экспедиции. Одна направилась для исследования северной части Тихого океана, другая — в Южную полярную область на поиски Антарктиды.

Шлюпы Восток и Мирный у берегов Антарктиды
Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды.
С картины В. Миронова

Честь исследования антарктических морей выпала набранным из добровольцев экипажам двух шлюпов: «Восток» и «Мирный». Оба корабля были построены в 1818 году, оборудованы и оснащены для такого трудного и опасного плавания. Командовали кораблями опытные офицеры российского военного флота капитан 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М.П. Лазарев. Это была первая крупная морская экспедиция, предпринятая за государственный счет и под руководством Морского министерства.

Экспедиция к Антарктиде

Ф.Ф. Беллинсгаузен с раннего детства мечтал о морских просторах, и в 1803—1806 гг. принял участие в первом русском кругосветном плавании на корабле «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна. М.П. Лазарев был на десять лет моложе. В 1827 г. он отличился в Наваринском морском сражении, совершил три кругосветных плавания, а затем в течение почти 20 лет командовал Черноморским флотом.

Все понимали, что главная цель экспедиции — ответить на вопрос: существует ли шестой континент — Антарктида. Но даже самые решительные из ее организаторов не могли предвидеть столь впечатляющих результатов в виде открытия шестого континента и двадцати девяти новых островов. Это был выдающийся вклад моряков России в изучение нашей планеты.

Начальный этап этого плавания проходил по уже знакомому русским морякам маршруту до Рио-де-Жанейро. Войдя в антарктические воды, «Восток» и «Мирный» произвели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. Затем экспедицией был открыт целый архипелаг, названный именем морского министра России де Траверсе.

Открытие

Карта плавания вокруг Антарктиды
Карта плавания вокруг Антарктиды

Умело маневрируя среди айсбергов и крупных ледяных полей, зачастую в тумане, отважные русские исследователи 16 января 1820 года достигли 69°21′ю.ш. почти на меридиане Гринвича, и открыли Антарктиду. Затем корабли еще дважды подходили к ледяным берегам, а в середине февраля, с приближением антарктической осени, направились в Сидней на кратковременный отдых.

Произведя ремонт и пополнив запасы, «Восток» и «Мирный» 8 мая 1820 года вышли в тропическую часть Тихого океана, где в архипелаге Паумоту открыли группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. Каждый из островов получил имя одного из известных русских полководцев, генералов, адмиралов и мореплавателей. В группе островов Кука был открыт остров Восток (назван в честь флагманского корабля), а в районе островов Фиджи — острова Михайлова и Симонова, после чего корабли вернулись в Сидней.

Возвращение к Антарктиде

Второй штурм антарктических широт начался 31 октября. Ни льды, ни штормы не смогли сломить волю отважных моряков. Шлюпы дважды пересекли Южный полярный круг. 10 января 1821 года ими был открыт большой остров, получивший имя основателя российского флота Петра I, а через неделю — гористый берег Александра I. Отсюда корабли отправились к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага, острова которых были названы в честь побед русской армии в Отечественной войне 1812 года.

Из-за плохого состояния корпуса шлюпа «Восток» 30 января отряд покинул Антарктику. Успешно завершив это историческое кругосветное плавание, «Восток» и «Мирный» 24 июля 1821 года отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде. Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева прошла около 50 тысяч миль и провела в плавании 751 день.

Она собрала ценнейшие сведения о природе Южного полушария. Астрономические определения географических координат, и карты, составленные экспедицией, отличались исключительной точностью. Вблизи Антарктиды были проведены уникальные научные наблюдения за морскими течениями и волнением моря, за распределением льдов и айсбергов. По данным магнитных наблюдений Беллинсгаузен вычислил координаты магнитного полюса в Южном полушарии на 1819–1821 годы.

Дело отечественных первооткрывателей успешно продолжили советские ученые, которые занимали передовые позиции в изучении Антарктиды. В наши дни Россия постепенно возвращает себе былую славу в деле исследования и эксплуатации ресурсов Антарктики.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Биографический словарь. Санкт-Петербург. 1914 г.
  • Военная энциклопедия. Санкт-Петербург. 1912 г.
  • Веселаго Ф.Ф. Краткая история русского флота. Санкт-Петербург. 1893 г.
  • Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890-1907 гг.
  • Издательский дом «Равновесие». Электронная книга «Путешественники и мореплаватели». Том 3. Москва. 2004 г.

Стремление служить флоту и науке наблюдалось у флотских офицеров на протяжении всей истории русского и советского флота. Здесь мы видим еще один яркий пример такого служения. Возможно Вам, уважаемый читатель, тоже известны такие примеры, интересные факты или у Вас есть свое мнение на этот счет. Поделитесь ими в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Рашид :

    Спасибо за статью нашёл то что надо теперь буду её рассказывать на уроке географии.

    16.09.2013

  2. милена :

    очень понравилось спасибо за информацию ! 🙂

    12.11.2013

  3. Сима :

    Отличная статья, очень интересная!

    24.12.2013

  4. кирилл :

    хорошая статья,интересная.
    смог подготовится к уроку

    10.02.2014

  5. Ксюша :

    Спасибо большое за информацию, очень помогли!!!

    30.03.2014

  6. podolski :

    спасибо за информацию я 5 получил

    12.02.2015

  7. Владимир Додонов :

    Ученику — отличнику Podolski!
    Благодарю за комментарий.
    Для меня это лучшая похвала.

    20.02.2015

  8. TheDeymos :

    5 и только 5. (Цитата учительницы закончена)

    13.04.2015

  9. олег :

    отлично рассказал на уроке

    26.02.2016

  10. Ученик :

    Отличная статья!!!! 5 обеспечено

    19.04.2016

  11. Константин Геннадьевич :

    И ни разу автор не удосужился назвать имена русских мореплавателей. Боже, какой позор!
    Фаддей Фаддеевич и Михаил Петрович отнюдь не водовозами на императорском флоте служили, чтоб имён и отчеств лишиться.

    27.01.2017

  12. Владимир :

    Константин Геннадьевич!
    Ну зачем же сразу позор. Фамилия и инициалы – это общепринятый и вполне уважительный способ обозначения какой-то персоны. А если уж Вы вспомнили о практике Российского Императорского флота, то там вообще обходились без имени и отчества, и даже без инициалов. Если на флоте было два офицера с одинаковой фамилией, то младшему присваивали номер 2. Так в течение всей службы и ходили Иванов 2 или Петров 3.

    29.01.2017

  13. DashikJump :

    Спасибо огромное!!!!!Прекрасеая статья))))))

    03.02.2017

  14. АДАЕВ :

    Очень хорошая статья буду в школе на уроке географии буду рассказывать . Отличная статья

    07.02.2017

  15. Владимир Додонов :

    Здравствуйте DashikJump !
    Рад видеть Вас на моем блоге и спасибо за комментарий.
    Заходите еще, здесь много интересных статей.

    13.02.2017

  16. Владимир Додонов :

    Здравствуйте Адаев!

    Добро пожаловать на мой блог и спасибо за комментарий
    и хороший отзыв о статье «Открытие Антарктиды». За эту
    статью уже многие школьники получили пятерки.

    Но на блоге есть и другие интересные статьи. Например,
    в школе можно было бы рассказать о Беринге
    (https://korvet2.ru/bering.html) или о Чирикове
    (https://korvet2.ru/aleksei-chirikov.html). Уже совсем скоро
    будет 8 марта и тогда всех представительниц прекрасной
    половины нашего общества можно будет поздравить статьей
    о «Первой героине Арктики»
    (https://korvet2.ru/pervaya-geroinya-arktiki.html).

    13.02.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика