Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Первое Роченсальмское сражение

Нассау-Зиген
Нассау-Зиген

13 (24) августа 1789 года – первое Роченсальмское сражение между флотами России и Швеции на рейде города-крепости Роченсальм (в настоящее время финский город Котка). В этом сражении русский флот под командованием адмирала французского принца Нассау-Зигена нанес тяжелое поражение шведскому гребному флоту, что окончательно сорвало все планы шведов на военную кампанию 1789 года.

Парадокс сложившейся ситуации заключается в том, что эта победа была достигнута благодаря стойкости, упорству и самоотверженности русских моряков, вопреки серьезным ошибкам нашего адмирала. Еще более знаменательно то, что шведы быстро восстановили свою гребную флотилию и всего через год на рейде того же города-крепости Роченсальм разгромили русскую гребную флотилию под командованием того же горе-адмирала Нассау-Зигена.

Международная обстановка и планы сторон

В 70-80-х годах XVIII столетия Россия добилась крупных успехов в обеспечении безопасности своих южных границ. В состав империи было включено все северное Причерноморье и Крым, а Азовское море стало нашим внутренним морем. Одновременно был создан сильный Черноморский флот. Все это вызвало резкое неприятие со стороны Англии и Пруссии, которые подогревали реваншистские устремления Турции и Швеции. Первой — в 1787 году, войну против России начала Турция.

К этому времени молодой, полный честолюбивых замыслов король Швеции Густав III, мечтавший вернуть своей стране утраченные позиции на Балтике, сблизился с Турцией и получил от нее значительные субсидии. Свою поддержку войсками, флотом и деньгами обещали Лондон и Берлин. Вследствие чего столкновение между Швецией и Россией стало неизбежным. Боевые действия развернулись на юге Финляндии. Нашим морякам неоднократно приходилось воевать в этом районе, смотрите, например, статью Советско-финляндская война на море .

Воспользовавшись тем, что основные силы русской армии были связаны на юге страны, Густав III 21 июня 1788 года объявил войну России. Шведские войска планировали быстро захватить Выборг и подойти к Петербургу с севера, но не смогли взять даже первые две крепости. Шведский эскадре предписывалось разгромить Балтийский флот, взять Кронштадт и, высадив крупный десант в районе Красной Горки, осадить Петербург с моря. Однако в первый же месяц войны все еще плохо подготовленный Балтийский флот нанес поражение шведской эскадре у острова Гогланд, а затем блокировал ее в Свеаборге.

Цели России на кампанию 1788 года были более конкретны и прагматичны. Отразить нападение шведов на Петербург, а затем изгнать неприятеля из Финляндии, чтобы в последующем перенести боевые действия на территорию Швеции и принудить ее к миру. Для этого необходимо было разгромить гребной флот Швеции, который очень эффективно поддерживал свою армию в Финляндии. А в нашем гребном флоте к началу войны из 100 галер и прамов, пригодными к бою оказались только 20.

Подготовка гребного флота

Пришлось, как в былые времена, со всей России срочно сгонять в Кронштадт и Петербург плотников, везти корабельные припасы. Осенью 1788 года и зимой следующего верфь была как прорва. Сколько ни гнали, сколько ни везли — всего не хватало: лесоматериалов, снарядов, оснастки, мужиков. Старые суда чинили и устанавливали орудия. Новые — дубель-шлюпки, канонерские лодки, шебеки, коттеры, венецианские боты — строили наскоро, из сырого леса, что значительно снижало их прочность и скорость хода.

Граф Литта
Граф Литта

Командующим гребной флотилией 6 мая 1789 года был назначен французский принц Нассау-Зиген, состоявший у нас на службе всего полтора года, но одержавший несколько громких побед над турками в Днепровском лимане (подробнее об этих победах читайте здесь ). По этому случаю его произвели в вице-адмиралы. А матросы звали его «Пирог с грибами», поскольку по-русски он знал лишь два слова — «вперед» и «греби», но произносил их как «пирог» и «грибы». Его ближайшим помощником стал граф Литта (итальянец по происхождению с большим энтузиазмом поступивший на русскую службу и сделавший у нас блестящую карьеру).

Русская гребная флотилия из 86 судов 12 августа 1789 года подошла к Роченсальму, на рейде которого стояли 62 корабля шведского гребного флота и 24 транспорта с военными грузами. Северный вход на рейд — Королевские ворота — шведы перекрыли затопленными судами. По замыслу Нассау-Зигена, передовой отряд в составе 20 русских кораблей под командованием генерал-майора И.П. Балле (впоследствии адмирал, член адмиралтейств-коллегии и сенатор) должен был войти на рейд через южный проход и вступить в бой со шведами. В разгар боя основные силы флотилии под командованием Нассау-Зигена врываются на рейд через Королевские ворота и общими усилиями завершают разгром врага.

Схема Роченсальмского сражения
Схема Роченсальмского сражения
Обратите внимание — север на этой схеме находится внизу

Сражение

Утром 13 августа отряд Балле вошел на рейд и вступил в бой. Шведский обер-адмирал Эренсверд сосредоточил весь огонь на передовых судах. Только к полудню русскому отряду с большим трудом удалось подойти на картечный выстрел и занять линию баталии. На наших судах то и дело вспыхивали пожары, через два часа боя не осталось ни одной целой мачты. И все же моряки сражались с необыкновенным мужеством и упорством. Балле смог не только приковать к себе все внимание шведов, но и потопить две канонерские лодки, а также повредить несколько других судов, которые были вынуждены выйти из боя.

Время шло, но Нассау-Зиген медлил. Только спустя два часа, когда положение Балле стало явно угрожающим, так как неприятель постоянно заменял поврежденные суда свежими, принц решил вступить в бой. Но едва отряд графа Литта первым подошел к Королевским воротам, как наткнулся на затопленные транспорты. Это было полной неожиданностью для Нассау-Зигена. Пришлось расчищать проход. И моряки принялись за дело с необычайной отвагой. Осыпаемые градом снарядов с берега и с кораблей, защищавших проход, они топорами, ломами прорубали себе дорогу.

Казалось, этому не будет конца. С офицеров и матросов пот катился градом, хотя они были по пояс в воде. Но сознание того, что от успеха прорыва зависит участь эскадры Балле и результат боя, придавало силы в этой многотрудной работе. Шведские ядра время от времени вырывали группы матросов, но на их место тут же вставали новые добровольцы.

Между тем отряд Балле изнемогал после четырехчасового боя. На одних судах уже не хватало снарядов, на других — людей для обслуживания орудий. Команды держались из последних сил, однако покидать место боя не помышляли. Видя тяжелое положение русских, неприятель стал сокращать дистанцию, готовиться к абордажу. Но Балле, разгадав их замысел, приказал своим судам отойти. И все же шведы, отчаянно бросившись вперед, овладели бомбардой «Перун», пакетботом «Поспешный».

Первое Роченсальмское сражение
Первое Роченсальмское сражение
С картины М.В. Петрова-Маслакова

Переломный момент сражения

В этот критический момент боя, уже в 7-ом часу вечера, когда всю окрестность заволокло густым дымом, — именно в тот самый тяжелый для Балле момент, рейд огласился мощным криком «Ура!». Это моряки графа Литта в результате нечеловеческого напряжения сил прорвались на чистую воду. Одна за другой на рейде появлялись большие галеры, они спешили вступить в бой и стреляли не только из пушек картечью, но и из ружей. К ним присоединялись канонерские лодки, проскочившие на рейд по мелководью.

Теперь уже шведы под прикрытием наступившей темноты в беспорядке ретировались в юго-западном направлении к Ловизе. Русские суда преградили им путь. Весь рейд снова наполнился гулом выстрелов, дымом. Первыми отбили «Перун» и «Поспешный», затем пленили фрегат и 5 больших гребных судов, в том числе 2 адмиральских. Во время сражения были потоплены 3 канонерские лодки. Кроме того шведам пришлось сжечь все свои транспорты.

Щедрость императрицы

За героизм, проявленный в этом сражении, многие офицеры и матросы были награждены орденами и медалями. Среди них командир фрегата лейтенант А.М. Корнилов (отец будущего адмирала) — награждён орденом Св. Георгия 4-го класса и досрочно произведён в капитан-лейтенанты. Подробности его дальнейшей судьбы, также как и судьбы его сына читайте в статье об адмирале Корнилове . Принц Нассау–Зиген был награжден орденом Св. Андрея Первозванного, но заслужили его наши матросы и офицеры. С такими подчиненными нетрудно было пожинать лавры господам иностранцам!

Поражение гребной флотилии шведов, а также гибель транспортов с военными грузами резко ухудшило положение правого фланга шведской армии, которая вскоре поспешно оставила свои позиции и отступила за реку Кюменьйоки.

Памятник российским морякам, погибших в Роченсальмских сражениях 1789 и 1790 гг.
Памятник российским морякам, погибших в Роченсальмских сражениях 1789 и 1790 гг.
Скульптор М. Аникушин. Фото. А. А. Вихмана.

В зените славы принц Нассау–Зиген вернулся ко двору, где его победу называли не иначе, как второй Чесмой. Но всего через год на том же рейде русский гребной флот под его командованием потерпел тяжелое поражение, которое назовут первой Цусимой русского флота. Осознав свои ошибки, принц отослал императрице все пожалованные ему ордена и отличия, однако Екатерина II вернула их ему. В 1794 году Нассау-Зиген был окончательно уволен от службы в российском флоте (с полным содержанием).

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Аренс Е.И. История русского флота. Екатерининский период. 1897 г.
  • Сирый С.П. Русско-шведская война 1788-1790 гг.
  • Шереметьев Б. Ключ от Королевских ворот. Морской сборник № 8 1989 г.
  • Доценко В.Д. Мифы и легенды Российского флота. Москва. 2000 г.

А что Вы, уважаемый читатель, думаете о значении этого сражения и о роли Нассау-Зигена в истории нашего флота. Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика