К.С. Бадигин
13 января 1940 года завершился легендарный дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов» в высоких полярных широтах Северного ледовитого океана. Он начался 23 октября 1937 года западнее Новосибирских островов и продолжался 812 суток, завершившись в Гренландском море. Дрейф парохода проходил неровной, петлистой линией составив в общей сложности 3307 миль, что вдвое большее, чем кратчайшее расстояние от Новосибирских островов до точки выхода парохода на чистую воду.
Интересно, что летом 1937 года «Георгий Седов» находился в обычном плавании. Научной экспедицией оно стало только после того, как пароход оказался в ледовом плену. В экипаже «Седова» не было профессиональных ученых, плохо было и с научным оборудованием. Даже трос для измерения больших глубин пришлось делать из подручных материалов. Но экипаж судна решил использовать дрейф для научных наблюдений, и прекрасно справился с этой задачей.
Полярные исследования в Арктике
Несколько столетий продолжается борьба человечества за освоение Северного Ледовитого океана. Интересно, что даже в первый атлас географических карт Вагенера, изданный еще в 1592 году, была включена крупномасштабная карта берегов Белого моря и Ледовитого океана. (Подробности смотрите в статье об истории штурманского дела ). Позднее было подмечено, что к берегам Гренландии и Исландии море выносит предметы, сделанные на побережье Аляски. Понятно, что они дрейфовали на льдинах через весь океан. Этим решил воспользоваться знаменитый норвежский исследователь Нансен. На своем судне «Фрам» он вместе с дрейфующими льдами прошел по границе между Арктическим и Северо-Европейским бассейнами океана.
Маршрут «Фрама» прошел вдали от полюса, поэтому эта экспедиция, хотя и внесла большой вклад в науку, но не раскрыла тайн центральной части Ледовитого океана — области, окружающей Северный полюс. В 30-х годах к активному изучению Арктики приступил Советский Союз. В результате этого к 1937 году все побережье и острова Советской Арктики были обследованы судами и самолетами. Это позволило нам в годы войны обеспечить бесперебойную работу Северного морского пути и проводку северных конвоев. Читайте об этом в статье Теплоход «Старый большевик» — героический рейс . На очереди было изучение высоких полярных широт.
В июне 1937 года вблизи Северного полюса была создана первая в мире полярная научно-исследовательская станция. Четверо советских полярников в течение 274 дней дрейфовали на льдине, проводили научные исследования и были успешно эвакуированы 19 февраля 1938 года, когда льдина оказалась у берегов Гренландии. Однако надежда провести на станции «Северный полюс» круглогодичные наблюдения в высоких широтах, не оправдалась. Эту задачу успешно решил экипаж парохода «Седов».
Научные наблюдения его экипажа обогатили науку новыми ценнейшими данными, имевшими огромное значение для освоения Северного морского пути. Весь советский народ с неослабным вниманием следил за работой отважных моряков, а они были уверены, что, если наступит беда, Родина сделает все необходимое для их спасения. За выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость все 15 членов экипажа парохода были удостоены звания Героя Советского Союза.
Дрейф начался с вынужденной зимовки во льдах
Ледокольный пароход Георгий Седов в арктических льдах
Фото предвоенных лет
Этот был грузовой пароход ледокольного типа, построенный в 1909 году в Шотландии. В конце 1916 года Россия купила его для грузоперевозок и проводки судов в Белом море. Здесь он получил новое имя — «Георгий Седов» — в честь известного русского полярного исследователя. Водоизмещение судна — 3056 тонн. Длина — 76,8; ширина – 10,9; осадка — до 6 метров. Паровая машина мощностью в 2360 л.с. Скорость 11-13 узлов. Автономность 3000 миль.
Закругленный внизу форштевень позволял ему легко подниматься на лед и ломать его всей тяжестью своего корпуса. Однако прямые борта были самым слабым и опасным элементом конструкции судна, поскольку при сжатии лед не выталкивал его наверх, а сдавливал по бортам и мог сделать роковую пробоину. С 1929 года пароход стал периодически использоваться для научных экспедиций по изучению Арктики.
В конце 1937 года пароход находился в районе Новосибирских островов. Арктическая навигация в этом году проходила очень трудно из-за сложных ледовых условий. В октябре «Георгий Седов» послали в юго-западную часть моря Лаптевых, где в тяжелых паковых льдах застряли пароходы «Садко» и «Малыгин». Пытаясь помочь им, «Седов» сильно повредил руль, после чего пришёл приказ, остаться на зимовку во льдах. Так 23 октября 1937 года начался легендарный дрейф «Георгия Седова».
Ледяные поля потащили суда сначала в северном направлении, а затем на северо-восток. В течение примерно двух месяцев они обогнули Новосибирские острова с севера, и, уже после наступления нового 1938 года, дрейф сделал крутой поворот на северо-запад. Стало ясно, что суда пройдут с этими льдами далеко на запад.
Кадровые решения
Весной в жизни экипажа произошло важное событие – 18-го марта 1938 года капитаном парохода «Георгий Седов» был назначен Константин Сергеевич Бадигин, который перешел с парохода «Садко». Ему в то время было двадцать девять лет. По комсомольскому призыву в 1929 году Константин пришел на флот и вскоре зарекомендовал себя как хладнокровный и волевой человек, опытный моряк и отличный капитан. Эти качества капитана оказались крайне нужны в сложные периоды полярных ночей, когда требовалась особая бдительность, и напряжение людей было на пределе.
Все это время на трех пароходах находилось 217 человек. Правительство решило эвакуировать большую часть людей, оставив на судах по 11 моряков для научных наблюдений и обслуживания техники. Выполнение этого решения было возложено на полярную авиацию, тяжелые самолеты которой с 3 по 26 апреля 1938 года вывезли на Большую землю сто восемьдесят четыре человека. Одновременно они пополнили судовые запасы продовольствия, теплой одежды и жидкого топлива.
Важнейшие задачи экипажа
Перед экипажем «Седова» стояли две важные задачи: во-первых, надо было противостоять всем стихиям, прежде всего подвижкам льдов, чтобы сохранить судно, а во-вторых, в максимальной степени использовать дрейф для проведения научных наблюдений. Обе эти задачи были чрезвычайно трудными, но зато и успехи в решении каждой из них были впечатляющими. Например, уже по результатам первого года дрейфа была окончательно опровергнута гипотеза о существовании Земли Санникова, которая более ста лет занимала умы ученых, путешественников и деятелей искусства.
Карта полярных экспедиций на пароходе «Георгий Седов», парусном судне «Фрам»
и полярной станции «Северный полюс»
Проводившиеся на «Седове» промеры глубин позволили уточнить северную границу моря Лаптевых, которое по строгим географическим канонам является не морем, а всего лишь заливом Северного ледовитого океана. Эти данные значительно обогатили и расширили наши знания о природе Арктики, полученные в результате работы Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (о ее работе читайте здесь ), а также последующих исследований. Немало работ предстояло и по обеспечению живучести судна. В конце июня 1938 года при осмотре водолазом подводной части корпуса обнаружилось, что перо руля согнуто льдом вправо под углом около 45 градусов. Уже через два месяца это привело к тяжелым последствиям для судна и его экипажа.
Вскоре была предпринята еще одна попытка освободить суда из ледового плена. К ним 28 августа 1938 года подошёл ледокол «Ермак». Несколько попыток буксировать «Георгия Седова» окончились полным провалом. Из-за неисправности руля судно постоянно поворачивало вправо и упиралось в кромку пробитого «Ермаком» канала. При этом у ледокола лопнул гребной вал и вместе с винтом ушел на дно. В связи с этим «Ермак» вывел только два парохода, а «Георгий Седов» остался на вторую зимовку. В его экипаж вошли 15 добровольцев, в том числе шестеро комсомольцев.
Проблемы и трудности дрейфа
Учитывая опыт первой зимовки, особое внимание было уделено борьбе с напором льдов. Для этого внутри установили подпорки из брусьев, а снаружи аммоналом подрывали острые углы льдин и создавали вокруг судна подушку из обломков льда. Это позволило успешно выдержать 153 сжатия льдов. Некоторые из них были настолько опасны, что экипаж уже готовился покинуть корабль. На этот случай в 200 метрах от судна поставили палатки с продовольствием, снаряжением и аварийной радиостанцией, подальше от них разместили склады угля и бензина.
На судне аврал
Не менее серьезной проблемой стало и рулевое управление. Без его ремонта судно не могло идти даже на буксире. Массивный, весивший несколько тонн, руль решили сначала освободить ото льда, а затем срезать его изогнутую нижнюю часть. В июне 1939, когда уменьшились подвижки льда, моряки взялись за эту работу. По всему контуру изгиба вручную просверлили множество отверстий, а затем зубилами отрубили изогнутую часть. Судя по тому, что, прибыв в Мурманск, пароход швартовался своим ходом, с ремонтом руля экипаж справился отлично.
К концу 1939 года дрейф увлек «Седова» далеко на запад, и 21 декабря он оказался в Гренландском море. В это время из Мурманска на помощь «Седову» вышел ледокол «Иосиф Сталин». Однако в Гренландском море путь ему преградили тяжелые льды толщиной более двух метров. До «Седова» оставалось 84 мили. Только 11 января свирепый, порывистый норд погнал льды на юг, разъединяя сплоченные поля. Наконец, 13 января 1940 года в 12 часов 07 минут корабли соединились. Над просторами Арктики прогремело могучее «ура». Грянул салют и суда ушли к родным берегам.
Научный подвиг экипажа
В течение всего дрейфа на «Седове» велись наблюдения по метеорологии, гидрологии, земному магнетизму и гравитации, которые открывают многие тайны о природе Ледовитого океана в высоких широтах. Уже в то время ученые отмечали потепление Арктики. Данные дрейфа о распространении теплого атлантического течения в Северном Ледовитом океане, позволили значительно глубже понять природу этого явления. Из всех научных наблюдений экипажа наибольшее значение имели тщательные определения географических координат, без чего все другие научные данные утратили бы свое значение.
Интересно, что моряки парохода никогда не готовились к проведению научных наблюдений. Они могли и не проводить их, а заниматься только спасением судна, и никто не упрекнул бы их за это. Однако собранные ими данные представляли настолько большую научную ценность, что именно эта деятельность была в первую очередь отмечена в указе о присвоении участникам дрейфа звания Героя Советского Союза. Их подвиг продолжает подвиги русских полярных исследователей и давнюю традицию русских моряков служить флоту и науке.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Хват Л., Черненко М. «Героический дрейф «Седова»». М., 1940 г.
- Папанин И.Д., Зубов Н.Н. «Седовцы». М.Л. 1940 г.
- К.С. Бадигин «На корабле „Георгий Седов“ через Ледовитый океан». М.1941 г.
В то время много выдающихся достижений совершалось на энтузиазме и самоотверженности советских людей. А как Вы, уважаемый читатель, думаете, в какой мере это присуще нам сейчас?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!
— на 200 миль южнее того места, где 44 года назад остановился Фритьоф Нансен на своём «Фраме» .
18.04.2016