Красный Флот
29 января 1918 года — издан декрет Совета Народных Комиссаров о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). Декрет был очень кратким. В нем констатировалось, что российский флот приведен в состояние великой разрухи. Отмечался вынужденный характер принимавшегося решения, которое рассматривалось всего лишь как переходная мера. Однако реализация этого декрета вызвала широкую дискуссию в обществе.
Если флот нужен, то какой, и какие задачи он должен решать? Какие корабли надо строить, и в каком количестве? А в более общей форме — является ли наша страна великой морской или великой континентальной державой? По сути, дело сводится к простому вопросу: нужен ли нам флот только для защиты наших приморских рубежей, или мы признаем, что военно-морской флот и в мирное время является мощным инструментом внешней политики страны, а также надежным гарантом ее интересов в любой точке мирового океана. Об истории создания военных флотов читайте здесь .
Декрет о создании РККФ
Поскольку блог посвящен истории, посмотрим, в каких муках рождался флот Советского Союза. Декрет о создании Рабочее-Крестьянского Красного флота был издан всего лишь через три месяца после победы социалистической революции в Петрограде. Главная опасность исходила тогда от Германии, войска которой наступали по всему фронту, угрожая флоту, революции и стране.
Тогда из находившихся в Кронштадте наиболее боеспособных кораблей был сформирован Действующий отряд флота, остальные корабли вошли в состав вооруженного резерва или были переданы на долговременное хранение. Во время гражданской войны было сформировано 34 речные и озерные флотилии, 9 отдельных отрядов кораблей, в которые входило более 2 тысяч судов и 45 тысяч человек личного состава. История войн и военно-морского искусства не знает другого примера развертывания речных флотилий в таких широких масштабах. Морякам приходилось воевать главным образом на сухопутных фронтах, но это не избавило флот от тяжелейших потерь.
После завершения гражданской войны, в условиях экономической разрухи пришлось пойти на максимальное сокращение оставшегося очень небольшого и крайне изношенного корабельного состава. Однако еще 23 октября 1920 года Совет Труда и Обороны принял подготовленное Лениным постановление о возрождении Балтийского флота, а в октябре 1921 года была образована Центральная морская комиссия для определения очередности работ по восстановлению флота. «Морской сборник» открыл рубрику «Какой Р.С.Ф.С.Р. нужен флот?» В первой статье редакция журнала в осторожной форме предостерегала от ошибок прошлого. По мнению авторов, в нашей стране с ее континентальными традициями на флот обычно смотрели как на временное средство. Флот сам должен был доказывать государству свою необходимость, что совершенно недопустимо, отмечалось в предисловии.
Дискуссия
Б.Б. Жерве
Вопросы о необходимости и задачах военного флота с удивительной неизбежностью возникают в нашем обществе на переломных этапах развития страны. Только за последние сто лет такие дискуссии возникали трижды. В период возрождения флота после русско-японской войны, в 20-х и начале 30-х годов, при создании советского флота. Тогда Сталин не только авторитарно решил все эти проблемы, но и ликвидировал наиболее авторитетных и активных участников дискуссии. Однако даже такие крутые меры не спасли нас от рецидива.
Прошло немногим более 70 лет, и в период перестройки на страницах газет и журналов вновь замелькали те же вопросы, те же предложения и та же аргументация. Интересно, что во второй половине XIX-го века такие сомнения вообще не возникали. Об этом свидетельствует широкая поддержка общественности созданию пароходных компаний «Добровольный флот» и РОПиТ, как резерва военного флота. Подробности читайте в статье о РОПиТ .
Но вернемся к дискуссии 20-х годов. Активное участие в ней принимали представители так называемой «академической школы» — профессорско-преподавательский состав Военно-Морской академии во главе с видными теоретиками Б. Б. Жерве и М. А. Петровым. Их оппонентами были молодые выдвиженцы в командных структурах флота, за плечами которых был огромный опыт революционной борьбы и гражданской войны. Обсуждались задачи и состав флота. «Академики» доказывали, что флоту могут быть поставлены самостоятельные задачи, для решения которых он должен иметь сбалансированный состав, включая и крупные корабли океанской зоны.
«Выдвиженцы», опираясь на опыт гражданской войны, заявляли, что у флота не может быть задач, отличных от задач Красной Армии. Эти задачи, по их мнению, можно решать малым флотом в прибрежной зоне. Так родилась теория «малой войны» и «москитного флота». Она активно обсуждалась в широких правительственных и партийных кругах. Многие влиятельные члены ЦК РКП(б) считали тогда, что с окончанием Гражданской войны флот утратил свое значение, и теперь страна вполне может обойтись морской погранохраной.
В январе 1921 г. начальник Морских сил Балтийского моря Ф. Раскольников с тревогой отмечал, что «в широких партийных кругах» задумываются, «не является ли он (флот) излишней роскошью». Состоявшийся в марте 1921 года X съезд РКП(б), наряду с введением НЭПа, постановил: «В соответствии с общим положением и материальными ресурсами Советской республики принять меры к возрождению и укреплению Красного военного Флота». Это решение внесло определенную ясность в судьбу флота, но не отвечало на главные вопросы дискуссии.
Реалии жизни
Суровая правда тех лет заключалась в том, что страна действительно находилась в состоянии разрухи, и говорить о строительстве океанского флота было нереально. В конце 1922 года это признал и Б. Б. Жерве, предложив единомышленникам вместо разработки океанской идеи обратить свои силы на «вопросы малой морской войны». Интересно, что даже после завершения Второй мировой войны Советский Союз не мог соперничать с США и странами НАТО в строительстве крупных кораблей океанской зоны, поэтому главной ударной силой флота вновь стали подводные лодки с ракетным вооружением. Подробности читайте здесь .
Но сначала надо было возродить судостроение. Уже в 1922-1923 гг. заводы смогли приступить к восстановлению и даже достройке кораблей. Первым был введен в строй учебный корабль «Океан». К концу кампании 1923 года в составе БФ уже находились 2 линкора, крейсер, дивизион эсминцев, дивизион ПЛ и ряд других кораблей. По мере укрепления экономики темпы восстановления РККФ росли. О первых кораблях советской постройки читайте в статье «Подводная лодка «Декабрист» – первенец советского кораблестроения» .
Важным этапом в строительстве флота стала военная реформа 1924-1928 гг. Она законодательно закрепила классовый принцип комплектования вооруженных сил, было введено единоначалие, утвержден устав корабельной службы. Большое значение имело шефство комсомола над Красным военным флотом. Оно позволило навести сначала элементарный порядок на флоте, а затем и восстановить его боеспособность. Комсомол обеспечил новые, сплоченные единой идеологией кадры. Из них вышло большинство наших флотоводцев Великой Отечественной войны.
Аргументы сторон
Р.А. Муклевич
На новый уровень вышла и дискуссия о задачах и роли флота в системе вооруженных сил страны. В октябре 1927 г. начальник Управления Военно-Морских Сил РККА Р. А. Муклевич констатировал, что флот СССР не собирается выходить за рамки минимума оборонной достаточности и споры о целесообразности строительства крупных боевых кораблей закончены. Его поддерживала когорта молодых выпускников академии, выступления которых звучали задиристо, резко и категорично. Характерно в этом отношении выступление И. Лурди, с критикой «нездоровых взглядов о самостоятельности флота», ответственность за которые несет «старая школа» и «сухопутные начальники». Не менее впечатляющим было и выступление одного из самых пылких оппонентов «старой школы» К. Душенова. Он был убежден, что флот, «как часовой, поставленный на ответственный пост, считается выполнившим задачу и тогда, если на него или на охраняемый пост никто не нападает. Не обязательно такому часовому бросить пост и бежать разыскивать противника…».
К.И. Душенов
С течением времени эта дискуссия стала приобретать все более прагматичный характер, и за рассуждениями об океанском флоте и о малой войне все более четко просматривался вопрос о распределении военных ассигнований. В связи с этим основными оппонентами стали уже не «старая» и «молодая» школы, а штабы армии, авиации и флота.
В 1928 году штаб РККА приступил к разработке первого пятилетнего плана строительства Красной Армии. Естественно, сразу же возникли проблемы с содержанием кораблестроительной программы. Мнения моряков и высших армейских руководителей резко разделились. Разногласия в очередной раз были вынесены на заседание РВС СССР, которое состоялось 8 мая 1928 г. Аргументы штаба РККА представил М. Тухачевский. Он был совершенно откровенен и прям: «Вопрос о роли или, лучше сказать, о возможных средствах, которые можно расходовать на морской флот, ставится в продолжение последних 4-5 лет… ежегодно и нервирует обе стороны… Морскими операциями даже самых мощных мировых империалистов нельзя нарушить ни нашей экономической, ни политической целостности. У нас нет такой внутренней коммуникации, которой могли бы угрожать морские флоты противника. С точки зрения задач обороны… морской флот играет чисто вспомогательную роль при выполнении наших операций. Сухопутная армия и воздушный флот — вот основные киты, на которых фактически зиждется наша оборона страны».
Петров выступил сразу же после доклада Тухачевского. Мы не должны упускать из виду значения флота как фактора реальной поддержки морской политики Союза. Кроме того, мы не должны упускать из виду возможную роль флота для особых задач по поддержке очагов мировой революции, подчеркнул он. Нам нужно… боевое ядро для решения всех совокупных задач… Этим основным ядром являются линейные корабли, обеспечивающие операции малой войны. Здесь говорят о москитном флоте. Куда он нас ведет? …На частные мелкие операции, убеждал собравшихся М. А. Петров.
В постановлении РВС, принятом после бурного обсуждения, были сделаны серьезные уступки морякам. Однако дискуссия продолжалась. В нее втягивались все новые и новые лица, все дальше ее содержание удалялось от первоначально поставленной цели, и она все больше приобретала формы политической борьбы. Наконец, в нее вступило ОГПУ. Под тяжестью его аргументов один за другим прекращали полемику и исчезали из жизни участники дискуссии, но ее тема и основные аргументы продолжали жить, чтобы вновь возродиться через несколько десятилетий.
Сторожевой корабль Ураган один из первых кораблей нашего флота
В силу военно-политических и экономических причин в 1928 году возобладала теория «малой войны на море», что было утверждено в качестве военно-морской доктрины. Она определяла, что первоочередными задачами флота являются: содействие приморской группировке сухопутных войск, совместная с сухопутными войсками защита своего побережья, а также действия на коммуникациях противника. И никакого океана!
Разработанная для реализации этой доктрины кораблестроительная программа предусматривала создание преимущественно «москитного флота» — легких сил, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны. Первыми кораблями советской постройки стали сторожевые корабли типа «Ураган» и подводные лодки типа «Декабрист».
Но время шло, и международная обстановка ближайших лет показала недостаточность принятых решений. В середине 30-х годов все морские державы приступили к существенному усилению своих военно-морских потенциалов. Учитывая это, Советский Союз был вынужден принять большую кораблестроительную программу 1938-1945 годов. Ее грандиозность определялась вовсе не амбициями Сталина, как это часто утверждается, а конкретными расчетами.
Советскому Союзу приходилось содержать флот на четырех изолированных театрах. На каждом из них имелись явно недружественные нам и сильные в военно-морском отношении страны. Поэтому на каждом театре надо было иметь флот, способный решать весь комплекс оборонительных задач, а для этого в его составе нужны были и линкоры, и крейсера, и авианосцы. Это и предусматривала кораблестроительная программа 1938 года. Однако начало войны не позволило ее реализовать.
Точно так же в 80-х годах Советский Союз подошел к строительству авианосцев, но история опять поставила нам подножку в виде перестройки, и мы снова вернулись к теории «малой войны» и строительству корветов прибрежной зоны. В настоящее время Военно-Морской Флот рассматривается уже не только как один из элементов оборонительной системы государства, но и как инструмент его внешней политики, предназначенный для защиты национальных интересов страны в Мировом океане. В связи с этим у нас строятся корабли океанской зоны и планируется строительство авианосцев.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Золотарев В.А. Козлов И.А. Три столетия российского флота. 1914-1941. Москва. 2004 г.
- Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Изд. 2. 1978 г.
- Монахов М. Судьбы доктрин и теорий. «Морской сборник» № 11 1990 г.
- Емелин А. Судьбы доктрин и теорий. Морской сборник № 2 1991 г.
- Поленов Л.Л. Крейсер «Аврора». Ленинград. 1987 г.
Дискуссия о роли флота в обеспечении интересов и безопасности страны актуальна и в наше время. Она исключительно важна для осознания места и роли России с современном мире.
У Вас, уважаемый читатель, наверняка есть свое мнение по этому вопросу. Изложите его в комментариях. Это будет интересно всем!
Прошу прощения, предыдущий пост немного пострадал, а я дал маху, не проверил. В этом ошибки исправлены. еще раз прошу прощения за допущенный ляп.
Флот во все времена и для всех стран играл роль стратегического фактора внешней политики. Это понимал и строитель флота Петр Первый, и политик с мировыми амбициями Иосиф Сталин. Думаю, опыт США, сделавших ставку на стратегический флот в лице ударных авианосцев и АПЛ с МБР и крылатыми ракетами, должен быть ориентиром в дискуссиях, подобных описанной. Аргументы о континентальности, мягко говоря, неубедительны. Они попахивают идеей царевича Алексея: «Мы будем тихо-тихо на Москве сидеть, малиновый звон слушать». Сейчас опять стали актуальными слова Сталина: «Или мы пройдем этот путь (модернизации страны и роста обороноспособности), или нас сомнут». Развал Союза — это только первый этап в уничтожении единственной силы, которая могла противостоять мировой гегемонии США, теперь очередь за Россией: чем скорее ее раздробят на бесконечные малости, тем скорее для них наступит вожделенная эра полной безнаказанности. Флот нужен, и это, как говорил один из героев Шолохова, факт! И он должен быть сильным, океанским, атакующим. В противном случае хватит фрегатов бегеровой обороны и скоростных катеров для борьбы с браконьерами. Но тогда слово «Великая» в применении к России надо брать в кавычки.
Но при этом хочу добавить, что флот — далеко не панацея. Задачи внешней политики (тут старик Клаузевиц был прав) можно решать только в комплексе всех военных сил.
15.01.2012
Вопрос:»Быть или не быть флоту?»- актуален и сейчас.Флот-это длинная рука политики.Пока не будет мощного флота-мы не великая морская держава, а континентальная держава с прибрежным флотом. В былые годы мы редко стояли у причалов.Мы были в дальних зонах ПЛО и разведки.А сейчас-парадные визиты, да и на них гонять не кого.Был в октябре в горячо любимом мною Североморске-пустые причалы по одному корабля, чтобы содержать причал.Картина грустная. С интересом читаю ваши статьи.Спасибо.
15.01.2012
в условиях предстоящего передела мира в погоне за истощёнными ресурсами и при отсутствии свободных проливов для торговли (1003 базы США на всех морях океанах!) то есть фактической несвободе торговли и удалённости наших индустриальных центров от океанских побережий-флот жизненно необходим-да он делает нас неконкурентоспособными при продаже ширпотреба-но торговля наукоёмкой продукцией грузовики тракторы энергоблоки корабли самолёты спутники ракеты и вооружение мы вполне конкурентоспособны.
ЛУЧШЕ ЖИТЬ НА ГОРАХ ОРУЖИЯ ЧЕМ ПОКОИТЬСЯ ПОД ЗЕМЛЁЙ!
12.02.2012
Great article, thank you again for wriitng.
21.04.2012
Главная проблема нашего флота — в географии. По крайней мере, со времён появления флота парового. Имея 4 изолированных флота (про Каспий умолчим) сложно быть сильным везде. При этом, в случае возникновения серьёзного конфликта (упаси бог) два из них просто выпадают из игры. Да-с, пресловутая «проливная» проблема. Что для БФ, что для ЧФ. Тем более, что в нынешние времена они полностью перекрываются авиацией и береговыми средствами поражения. Главное внимание — СФ и ТОФ. Там главная задача для наших НК — обеспечить устойчивость районов боевого патрулирования наших же ПЛАРБ (РПКСН — на выбор). И тут без кораблей океанской и дальней морской зон просто не обойтись. А их-то как раз «кот наплакал», увы. И в перспективе не видать, что крайне печально. Зачем «Москву» держать на ЧФ? Перевести на СФ. Там с «Петром Великим» могут составить костяк дальней морской зоны. Не океанской, увы, иначе выйдут из-под воздушного «зонтика». А если «Кузнецова» отремонтируют в заявленные сроки — вот тогда это уже будет очень приятное зрелище уже океанского масштаба при условии, что еще найдутся (есть пока и строятся) корабли сопровождения и обеспечения. Инфраструктуру подновить — тоже необходимо. Авиация — тоже весьма затратный вопрос, потому как необходимо помнить, что один на один базовая авиация НИ РАЗУ НЕ ВЫИГРАЛА у авианосной за всю историю…
Короче, флот необходим. На двух возможных ТВД — «малый», условно говоря. На двух — океанский. Но, это всё деньги и время. И того, и другого, в избытке не наблюдается.
И хорошо бы устранить (вот как???) дикую «разносортицу» как в проектах существующих и проектирующихся кораблей, так и в составе их вооружений. Это же всё ведет к перерасходу сил и средств, финансовых в первую очередь, которых и так крайне мало…
Но будем оптимистами. И требовать невозможного…
01.05.2018
Владимир, большое спасибо за очень интересный материал.
С уважением, Лев
21.01.2019