И.Ф. Александровский
Фото ИРЛИ РАН
14 января 1878 года — первое в мире успешное применение торпеды. Это произошло благодаря таланту, настойчивости и энтузиазму тогда еще лейтенанта С.О. Макарова. Однако мало кто знает, что не только в применении, но и в создании этого оружия приоритет тоже принадлежит России. Наш талантливый изобретатель И.Ф. Александровский представил на рассмотрение Морского министерства проект создания торпеды на целый год раньше, чем запатентовал свое изобретение Р. Уайтхед.
После этого началась очень упорная и полная драматизма борьба за то, чьи торпеды поступят на вооружение российского флота. Мы уже привыкли к тому, что в России в подобных случаях приходилось бороться с беспросветной чиновничьей бюрократией и полным непониманием во властных кругах. Парадоксально, но на этот раз все было совсем иначе. Александровского поддерживал управляющий Морским министерством Н.К. Краббе и целый ряд видных русских адмиралов. Однако против него выступало время и технологическая отсталость России.
Первые отечественные проекты торпед
В средине 80-х годов XIX века на Черном море сложилась крайне опасная для России обстановка. Надвигалась новая война с Турцией (1877-1878 гг.). К тому времени турецкий флот имел 13 броненосцев и много других современных бронированных кораблей, построенных в Англии и Франции. Россия могла противопоставить этому всего два броненосца береговой обороны («поповки») и несколько слабо вооруженных пароходов (об их подвигах в этой войне читайте здесь ). Необходимо было срочно найти действенные средства для борьбы с сильным флотом потенциального противника. В этих условиях руководство морского ведомства решило обратить внимание на уже около 10 лет лежавшие «под сукном» предложения русских новаторов об использовании минных катеров и нового вида оружия — торпед, которые к тому времени стали поступать на вооружение флотов основных морских держав мира.
В 1865 году талантливый русский изобретатель И.Ф. Александровский представил в Морское министерство проект «самодвижущегося торпедо». Тогда проект был признан преждевременным. Однако Александровский продолжал работу над ним одновременно с разработкой проекта подводной лодки как основного носителя этого оружия. В 1868 году он представил на рассмотрение Морского министерства второй проект торпеды. На этот раз ему разрешили построить образец за свой счет с последующей оплатой министерством понесенных изобретателем расходов. К началу 1874 года вручную в частной слесарной мастерской (как сейчас говорят — в гараже и на коленке) были изготовлены две торпеды. Их испытания подтвердили принципиальную возможность создания такого оружия, но низкое качество изготовления образцов не позволяло использовать их практически. Торпеда Александровского была тяжела, громоздка и тихоходна.
Торпеда Александровского.
Торпеда Уайтхеда
В те годы над созданием самодвижущихся мин активно работали и в других странах, прежде всего, в Австрии. Первый в этой стране проект торпеды был создан неизвестным автором, после смерти, которого дело перешло к капитану австрийского флота М. Луппису. В 1864 году была изготовлена действующая модель торпеды, но ее доработка шла плохо. В 1864 году к проекту подключился англичанин Р. Уайтхед, который имел хорошее инженерное образование и небольшой, но хорошо оснащенный механический завод в австрийском портовом городе Фиуме. В 1866 году, на год позже Александровского, Р. Уайтхед делает заявку на свое изобретение. Сначала он продал свою торпеду Австрии, затем Англии, Франции и ряду других государств, а в 1873 году усовершенствованный вариант торпеды был предложен России.
К 1874 году торпеда Уайтхеда, несмотря на значительно меньшие габариты, чем у И.Ф. Александровского, обладала почти вдвое большей скоростью. Не считаться с этим было нельзя. Морское министерство поручает И.Ф. Александровскому до 15 марта 1875 года разработать новый проект торпеды. Изготовление образца на этот раз поручается слесарной мастерской в Новом Адмиралтействе. Между тем неизбежность войны с Турцией становилась все более очевидной. Вопрос о приобретении торпед надо было решать срочно, ведь после закупки их надо было поставить на флот, приспособить корабли для стрельбы ими, обучить личный состав и отработать тактику применения. Управляющий Морским министерством адмирал Н.К. Краббе, и другие специалисты выступали за закупку торпед Александровского, хотя их испытания затягивались, а результаты совсем не радовали.
Торпеда Уайтхеда.
Вынужденное решение в пользу иностранца
Дело передали в специальный комитет, состоявший из наиболее авторитетных специалистов в области военно-морских вооружений. Его члены однозначно выступили за скорейшую покупку торпеды Уайтхеда. Их главным аргументом было то, что торпеда Уайтхеда уже готова, ее можно быстро купить и приступить к освоению на кораблях флота. Таким образом, в 1876 году был подписан контракт на поставку в течение двух лет 100 торпед Уайтхеда. Россия стала шестым государством, обладателем этого грозного оружия. Александровский входил в состав комиссии, которая ездила в Австрию для заключения контракта. Сразу же в Кронштадте и Николаеве были созданы мастерские для производства нового оружия. Первая отечественная боевая торпеда была изготовлена по образцу австрийской в Кронштадтских мастерских осенью 1878 года. Она полностью соответствовала техническим требованиям и была в полтора раза дешевле австрийской. Интересно, что и в области морских мин Россия тоже была первой Читайте подробнее .
Австрийские торпеды были дорогими, начальство их берегло, поэтому получить их даже для боевого применения было очень трудно. Еще в 1876 году лейтенант С.О. Макаров предложил использовать минные катера для атаки крупных кораблей противника. С началом войны этот проект был реализован. Макарову выделили пароход «Великий князь Константин», который переоборудовали для транспортировки четырех паровых катеров, вооруженных шестовыми минами. Применяя такие мины, надо было подходить к неприятельскому кораблю вплотную. Понятно, что такая операция была крайне опасной, а главное, малоэффективной. Затем Макаров разработал буксируемую мину — крылатку. Операции с минными катерами позволили Макарову и его сподвижникам добиться значительных успехов. О первой боевой победе с использованием шестовых мин читайте в статье «Подвиг Дубасова» . Однако было ясно, что шестовые и буксируемые мины не имеют будущего.
Первый успех торпедного оружия
Появление торпед изменило ситуацию коренным образом. Макаров был готов к немедленному применению их на своих катерах, но начальство отказалось выдать ему даже 4 торпеды. Тогда Макаров направил срочную телеграмму в Морское министерство. Только после прямого указания из Петербурга 4 торпеды были получены. Первая торпедная атака турецкого корабля была произведена ночью с 16 на 17 декабря 1877 года. Минные катера «Чесма» и «Синоп» выпустили две торпеды по турецкому броненосцу «Махмудие», однако торпеды прошли мимо цели. У Макарова оставалось только две торпеды. Ему нужно было добиться боевого успеха, чтобы на практике доказать перспективность своей идеи минных, теперь уже торпедных, катеров.
В ночь на 14 января 1878 года на Батумском рейде те же катера «Чесма» и «Синоп» атаковали сторожевой турецкий пароход «Интибах». На этот раз обе торпеды попали в цель. Пароход лег на правый борт и быстро погрузился на дно. Эта операция вошла в историю военно-морского искусства как первая в мире успешная торпедная атака, обеспечившая потопление вражеского корабля. Одновременно она стала последней морской операцией этой войны, в которой Черноморский флот добился целого ряда блестящих побед над гораздо более сильным турецким флотом.
Развитие торпедного оружия и судьба Александровского
После войны в России было налажено серийное заводское производство торпед, а также начались планомерные работы по их усовершенствованию. Вскоре торпеды стали основным оружием миноносцев и эсминцев, подводных лодок, торпедных катеров. (Читайте о создании первых торпедных катеров специальной постройки). Значительный прогресс был достигнут в конструкции этого оружия. В целом, наша страна всегда была на уровне мировых достижений в этой области.
А вот судьба И.Ф. Александровского, как одного из наиболее деятельных энтузиастов создания торпедного оружия и подводных лодок, сложилась трагически. Последние годы его жизни оказались весьма трудными. В 1881 году он был уволен из Морского технического комитета с полным прекращением выплаты жалования. Хлопоты о назначении пенсии ни к чему не привели, и материальное положение семьи стало крайне тяжелым. Престарелый изобретатель, отдавший отечественному флоту не только лучшие годы своей жизни, здоровье и силы, но практически и все свое состояние, остался без средств к существованию. В 1893 году он тяжело заболел и, будучи практически на последней стадии бедности, был помещен в городскую богадельню, где и умер.
При написании статьи были использованы следующие материалы.
- Коршунов Л.Ю. Иван Федорович Александровский 1817-1894. Москва. 1997 г.
- Коршунов Л.Ю., Успенский Г.В. Торпеды российского флота. Санкт-Петербург. 1993 г.
- Сборник. Деятельность вице-адмирала С.О. Макарова в судостроении. Ленинград. 1977 г.
- Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
К сожалению, судьба Александровского далеко не уникальна. Ее разделили многие наши одаренные изобретатели и новаторы, искреннее и бескорыстное стремление которых послужить на благо нашей страны не нашло должного понимания и поддержки со стороны властей. Думаю, что и сейчас такие случаи совсем не редкость. Если Вам известны такие примеры, Расскажите о них в комментариях. Это будет интересно всем!
отличный сайт, мне очень понравился, спасибо автору
23.03.2011
Прочитал, конечно, далеко от моей темы. Но, все же, можно с вами сотрудничать.
19.04.2011
Здравствуйте , мне очень понравился Ваш сайт korvet2.ru. Хотел бы купить место под рекламу или обменяться ссылками.
Если конечно Вы предоставлете такие услуги. Как с Вами связатся, что бы узнать расценнки?
Обратной связи не нашел, поэтому написал сюда.
Буду ждать ответа. Спасибо!
20.04.2011
Интересно, спасибо.
22.04.2011
Правильный пост! Подписался на RSS
10.05.2011
Найс пост! Добавил в соц.закладки
10.05.2011
А у Вас есть подписка на обновление сайта по e-mail?
11.05.2011
Хороший сайт! Подписался по RSS
11.05.2011
Однозначно подпишусь на ваш сайт
11.05.2011
Extremely great content. I actually basically became aware of your blog site and desired to tell you that I’ve quite liked looking through your blog and reports. Nonetheless I’ll be following your feed and I hope to browse your blog again.
13.05.2011
Благодарю!!!У Вас часто появляются очень интересные посты! Очень поднимаете мое настроение.
14.05.2011
Hi !!! Good job!
18.05.2011
Hi !!! Good job!
20.05.2011
Большое спасибо всем моим читателям за хорошие отзывы о постах этого блога.
Obmendofs — благодарю Вас за интересное предложение, но пока я место под рекламу не продаю и ссылками не обмениваюсь. Думаю, что мой блог до этого еще не дорос.
seoblya и Newautomen — У меня есть рассылка на Subscribe.ru В ней публикуются анонсы статей на блоге. Новости блога можно читать и на ленте RSS. Форма подписки на рассылку на Smartresponder.Ru и на RSS есть на каждой странице блога. Подписаться на рассылку, которая выходит на Subscribe.ru можно на главной странице этого сервиса https://subscribe.ru/ Рассылка пока находится в категории бронзовых и называется «Исторические парадоксы Российского флота».
Добро пожаловать на борт. Новые выпуски уже ждут Вас. Вам будет интересно!
Владимир Додонов — автор и админ этого блога.
25.05.2011
Hello. It is great that at least you pour more light on this issue. Thanks.
27.05.2011
I got a real pleasure reading you.
29.05.2011
With ease, the post is really the greatest on that precious topic. I harmonise with your conclusions and will thirstily look forward to your incoming updates. Simply saying thanks definitely will not just be sufficient, for the extraordinary lucidity in your writing. I definitely will instantly grab your rss feed to stay abreast of any kind of updates. Genuine work and also much success in your business endeavors!
02.06.2011
Спасибо, полезный материал. Добавил в закладки.
19.06.2011
Thanks for this blog post, We loved its content and style. I stumbled upon this web site on Google and today possess added this in order to my favourites list. I’ll be sure to arrive again quickly.
19.06.2011
Thanks for sharing, I like this blog!
20.06.2011
I really liked reading your post!. Quallity content. With such a valuable blog i believe you deserve to be ranking even higher in the search engines 🙂
22.06.2011
I wish my personal content articles appeared as if this! Thanks for the great information on this post!
23.06.2011
I definitely wanted to construct a quick comment so as to express gratitude to you for these lovely instructions you are giving out at this site. My time intensive internet research has finally been compensated with good points to exchange with my close friends. I ‘d admit that most of us website visitors are rather blessed to be in a fantastic website with so many special people with useful techniques. I feel pretty lucky to have discovered the site and look forward to so many more entertaining minutes reading here. Thanks a lot once more for all the details.
24.06.2011
Unquestionably believe that which you said. Will likely be back to get more. Thanks
24.06.2011
I’m not sure where you are getting your information, but great topic. I needs to spend some time learning more or understanding more. Thanks for great info I was looking for this info for my mission.
25.06.2011
Outstanding piece, thanks for sharing!
26.06.2011
Thanks for sharing, I like this blog!
27.06.2011
Good post. I learn one thing more difficult on totally different blogs everyday. It is going to always be stimulating to learn content from other writers and apply a little bit one thing from their store. I’d choose to make use of some with the content on my weblog whether you don’t mind. Natually I’ll provide you with a hyperlink on your internet blog. Thanks for sharing.
27.06.2011
Bookmarked! Thanks so much for the information.
15.07.2011
I found your article and find it really full of useful info. Your posts are direct, clear and to the point. I’m going to review more of your posts. Look forward to more!
19.08.2011
I’m really inspired together with your writing skills and also with the format to your blog. Is that this a paid subject or did you modify it your self? Either way keep up the excellent quality writing, it is rare to look a nice blog like this one today.
09.10.2011
Thanks for taking the time to share this, I feel strongly about it and love reading more on this topic. If possible, as you gain knowledge, would you mind updating your blog with more information? It is extremely helpful for me.
12.10.2011
I just want to tell you that I am new to blogging and site-building and definitely savored this page. Almost certainly I’m likely to bookmark your website . You surely have outstanding articles. Thanks a lot for sharing your blog.
12.10.2011
Great topic. I have found a whole lot something totally new here. Continue.
24.10.2011
I spent the whole day browsing and reading your post, It was fun, and entertaining
27.10.2011
Extremely good content. I basically stumbled upon a blog not to mention desired towards declare who I have seriously liked looking through a website not to mention discussions. Anyway I’ll turn out to be following a give food not to mention I just desire towards read a website yet again.
28.10.2011
Excellent subject. I have found a lot a new challenge the following. Carry on.
28.10.2011
you’re really a good webmaster. The website loading velocity is amazing. It kind of feels that you are doing any distinctive trick. In addition, The contents are masterwork. you have performed a excellent process on this subject!
15.12.2011
Many thanks for being our mentor on this subject. I actually enjoyed your own article very much and most of all enjoyed the way you handled the aspect I regarded as being controversial. You are always rather kind towards readers really like me and aid me in my life. Thank you.
27.12.2011
Это, кстати, широко обсуждается даже на фейсбуке, у там случайно своей группы нет?
03.03.2012
Прикольный рейс — рекомендую всем!
04.04.2012
спасибо. очень хороший
и полезный сайт.
удачииуспехавам.
18.04.2016
Энтузиасты были и в недалеком прошлом,но еще не пришло время о них рассказать
04.12.2016
Большое спасибо, Владимир, за информацию о торпедном оружии. Лучшие годы моей жизни прошли
при испытаниях торпедного оружия.
С уважением, Лев
19.06.2019