Г.Н. Охрименко у обезвреженной им мины
Фотография военных лет
22 июня 1941 года — начались активные действия Черноморского флота по борьбе с минной опасностью. Она была создана фашистской авиацией во время налетов на базы флота ранним утром первого дня войны. В последующие дни такие налеты продолжались, и на подходах к Севастополю, Очакову, Новороссийску было сброшено свыше 210 донных, в том числе и магнитных, мин. Они значительно осложнили развертывание сил флота.
В ходе обороны главной базы ЧФ на германских минах подорвалось 12 кораблей и катеров, а в Керченском проливе в 1942-1943 гг. — более 70. Но среди них не было ни одного, оборудованного системой противоминной защиты, которая была разработана советскими учеными и принята на вооружение перед самой войной. В 1941-1942 гг. на Черноморском театре было уничтожено 245 донных мин, из них 177 — глубинными бомбами, 36 — электромагнитными тралами и 21 — шумами и ходом катеров. При этом на уничтожение одной донной мины приходилось в среднем 151,7 глубинных бомб.
Наши «оборонительные» минные заграждения
В первый же день войны 22 июня 1941 г. первый заместитель наркома ВМФ адмирал И.С. Исаков приказал ставить оборонительные минные заграждения. С 23 июня по 21 июля корабли флота интенсивно минировали подходы к Севастополю, Одессе, Новороссийску, Туапсе, Батуми и Керченскому проливу. Всего Черноморский флот за время войны поставил 10745 мин. Из них в оборонительных заграждениях — 8388 мин. Как и другие наши флоты, он вел минную войну оборонительного характера.
Развитие событий показало, что эти заграждения в основном создавали угрозу для нас. Они снизили оборачиваемость транспортного флота, затруднили деятельность боевых кораблей. В результате этих непродуманных минных постановок и невысокой подготовки штурманов, командиров кораблей и капитанов судов, в 1941 г. на Чёрном море от своих мин погибли 3 эсминца, 18 транспортов, катеров и других плавсредств, один эсминец и 2 тральщика получили серьезные повреждения. Большую опасность морские мины представляли и на Балтике, смотрите, например, статью об адмирале Кузнецове .
Командование ВМФ правильно оценивало значение авиационных мин. Однако на вооружении имелась лишь одна, устаревшая авиационная мина (АМГ-1). Поэтому наши союзники еще в 1941 г. передали советскому флоту 2214 авиационных мин, а позднее еще 400 более совершенных мин. Летчики-черноморцы выставили за время войны только 682 мины. Ограниченное участие авиации в минных постановках командование ВМФ объясняло господством противника в воздухе.
Подготовка мины перед установкой
Фотография военных лет
Высокая эффективность немецких минных заграждений
Серьезной проблемой стала защита кораблей от магнитных мин. Ее решением занимался заместитель Наркома по кораблестроению и вооружению адмирал Л.М. Галлер (о нем читайте здесь ). В июле 1941 года им был издан приказ немедленно приступить к безобмоточному размагничиванию подводных лодок. В Севастополь дважды прибывали английские специалисты, давшие ряд полезных рекомендаций и оказавшие практическую помощь. Успешный эксперимент закончили 17 августа на «С-32», а затем — на «М-111». Размагничивание прошли все подводные лодки Черноморского флота.
Немцы очень активно старались закрыть минами подходы в порты Кавказа, Кубани, Керченского полуострова. В 1943 г. в Керченском проливе было 57 случаев подрыва кораблей, судов и катеров, 38 из них произошло во время высадки десантов. Нашим кораблям удалось протралить лишь узкий проход через три линии мин. Остальные пять линий мин пересекались кораблями и катерами с десантом на борту без противоминного обеспечения. В результате эти минные заграждения показали очень высокую эффективность — в среднем на одно потопленное плавсредство пришлось 25 якорных или 3,2 донных мины.
В первые годы войны данные минной разведки не отличались достоверностью. Лишь весной 1944 г. с потопленного румынского катера были получены карты минных заграждений в районе Сулины и Констанцы, у Варны и Бургаса. Отсутствие точных сведений о координатах минных заграждений противника привело к гибели 14 наших подводных лодок. Еще пять получили повреждения, и вышли из строя на срок от 2 до 17 месяцев. Таким образом, наши подводные лодки понесли тяжелые потери от устаревших контактных мин из-за отсутствия помощи со стороны минно-тральных сил.
Немецкая мина RMH. На такой мине предположительно подорвался линкор «Новороссийск» .
В целом, меры противоминной обороны позволили обеспечить базирование сил Черноморского флота в освобожденных портах и плавание кораблей и подводных лодок в пределах своей операционной зоны. В 1941-1943 гг. силами Черноморского флота было уничтожено 175 гальваноударных, 403 неконтактных и 265 плавающих мин, всего 843 мины. По мере наступления наших войск и освобождения северного побережья Азовского и Чёрного морей, росли темпы и масштабы траления. Однако полностью очистить от мин даже акваторию Севастопольского порта не удалось. В 1955 году на внутреннем рейде Севастополя на немецкой донной мине подорвался и погиб линкор «Новороссийск». Подробности читайте в статье «Линкор «Новороссийск» — трагедия флота и страны» .
Ликвидация минной опасности после войны
К началу октября 1945 г. входы практически во все советские порты, а также в Констанцу и Варну были открыты для плавания, за исключением Евпатории, Анапы, Темрюка и некоторых других. Основной проблемой, кроме ограниченного количества мощных тральщиков, были неточные и ложные сведения румынской и германской сторон о поставленных ими минных заграждениях. Из-за этого приходилось многократно тралить большие районы. Серьезную угрозу для корабельных сил флота составляли плавающие мины. Они могли быть занесены в любой район моря.
Уничтожение плавающей мины
Фотография военных лет
Известны 3 достоверных случая гибели наших кораблей на плавающих минах (одна подводная лодка и два торпедных катера), предположительно на них подорвались еще 6 кораблей. В среднем один подрыв приходился на 20-40 обнаружений плавающих мин. В ходе войны нашими силами было обнаружено более 730 плавающих мин, из которых две трети уничтожено. Особенно опасными считались обросшие водорослями и ракушками полузатопленные мины.
Проблема минной опасности на Чёрном море была решена лишь частично. Потеря на минах 145 кораблей и судов подтверждает это. В целом прямые и косвенные потери наших флотов от воздействия минного оружия оказались более серьезными, чем от воздействия других сил. Это было вызвано недостатком минно-тральных кораблей, значительным отставанием от мирового уровня в развитии и применении минно-трального оружия и недооценкой опыта предыдущих войн. Эти упущения пришлось решать в ходе длительного и трудоемкого послевоенного траления, продолжавшегося от трех лет на Тихом океане до 29 лет на Балтике.
С учетом военно-экономического потенциала, мощи ВМС вероятного противника, близости к границам России государств — членов НАТО, военно-политической обстановки в Украине, серьезная минная опасность наверняка будет создана внезапно, в течение нескольких часов. Поэтому роль противоминной обороны, знание и учет ее опыта несоизмеримо возрастает, особенно в условиях войны с применением обычных вооружений.
При написании статьи была использована публикация В. Йолтуховского «Черноморский флот: борьба с минной опасностью», журнал «Морской сборник» № 5 за 2015 год и некоторые другие материалы.
Борьба с минной опасностью на Черном море продолжалась в течение всей войны и еще несколько лет после ее окончания. Это потребовало большого напряжения тральных сил флота, мужества и самоотверженной работы черноморцев. А что Вы, уважаемый читатель, думаете о подвигах наших минеров?
Напишите свое мнение в комментариях. Это будет интересно всем!
Что-то совсем слабенько Йолтуховский написал… (((
06.08.2016
Уважаемый DK!
Обратите внимание, что статья значительно сокращена. Это своего рода краткая аннотация, предназначенная для того, чтобы заинтересовать Вас и побудить прочитать статью полностью.
11.08.2016
Больше всего поражает то, что чем дальше мы уходим от времён послевоенного боевого траления, тем всё больше растёт продолжительность этих операций у современных авторов: теперь уже «на Балтике -29 лет» (1974 г.!). В серьёзной послевоенной исторической литературе 60-70 г.г., со ссылками на архивные документы, всегда речь шла о сроке окончания послевоенного траления в 1957 году. Кстати, этот же срок указан и в Федеральном законе №5 от 12.01.1995 г.(ред.2000 г.). А вот уничтожение мин на «законсервированных» минных заграждениях, выставленных в период ВОВ и все последующие годы существовавших как «запретные районы для плавания судов»,продолжалось вплоть до 2014 г., но это не имело никакого отношения к тралению.
Самыми опасными минами считались немецкие неконтактные донные. Реальная минная опасность существовала на Балтике до тех пор, пока были подрывы на этих минах. Последний подрыв был в 1956 году.
02.01.2017
Николай!
Рад видеть Вас на моем блоге и спасибо за интересный комментарий. Я во многом согласен с Вами, но надо иметь в виду два обстоятельства.
Сроки боевого траления были указаны в приказе. Поэтому, после их истечения, флот доложил о выполнении поставленной задачи. При этом все понимали, что вытралить все 100% поставленных мин невозможно. В связи с этим траление в ограниченных масштабах продолжалось и далее. Возможно, оно не всегда называлось боевым, например, может быть контрольное траление. Но это не значит, что оно стало менее опасным.
Что касается минной опасности, то полностью исключить ее нельзя и сейчас, поскольку море периодически выбрасывает на берег старые мины и торпеды. Более того, экологи все более настойчиво предупреждают об опасности затопленных в море боеприпасов.
15.01.2017
Отвечаю Владимиру. Вы, конечно, правы в том, что в этом вопросе существует определённая условность. В конце 50-х даже появилось понятие «остаточная минная опасность», которая рассчитывалась по методикам на основании всего полученного опыта послевоенного боевого траления и выражалась в процентах. В 1959 г. этот критерий имел значение О.015-0,020%, а в 1960 г.-менее 0,01% ( эта вероятность значительно меньше , чем возможность столкновения Земли с крупным астероидом в ближайшие 10 лет…). Ну а если попроще, то при тралении в 1958 и 1959 годах на огромной акватории, простирающейся от о-ва Осмусаар до о-ва Котлин в Финском заливе было затралено в каждый год по 1-ой мине. Для сравнения, в 1956 и 1957 г.г. здесь же было вытралено соответственно 32 и 38 мин. Чувствуете разницу? Другое дело, что ещё много лет всплывали мины на поверхность воды из числа тех, которые попали в расщелины скал и т.п. А еще больше их осталось на дне морском с поврежденными корпусами. Эти мины, перешедшие в разряд взрывоопасных предметов, в разное время тоже пришлось уничтожать, но это не относилось к тому, что принято называть боевым тралением!
11.05.2017
ЛД «Москва» затонул после подрыва на мине 26, а не 24, июня 1941 г., а «Харьков» только потерял параваны.
15.05.2017
Хотелось бы от специалистов по минному оружию услышать на этом блоге мнение о том, насколько на самом деле были опасны всплывавшие мины времён 2 МВ, спустя 15 лет после их постановок. Дело в том, что опыт русско-японской, а затем ещё и 1 МВ показал, что всплывшие мины из оборонительных заграждений часто становились причиной гибели своих же собственных судов и кораблей у стороны поставившей эти мины. Учитывая этот печальный опыт , производители минного оружия стали снабжать якорные мины разнообразными предохранительными устройствами (приборами), делающими мину безопасной при всплытии. Так, в России с 1906 г. во всех гальваноударных минах стал применяться гидростатический разъединитель, предложенный минным кондуктором Ф.Скрябиным, который размыкал боевую электрическую цепь, как только мина всплывала. А в якорных ударно-механических минах с 1912 г. устанавливались приборы потопления, автоматически открывающие клапаны, через которые начинающая всплывать мина заполнялась водой и тонула. Основной тип советской якорной мины «КБ» с 1941 г. оснащался клапаном потопления, позволяющим мине «самозатапливаться» в случае отрыва от якоря. Немцы во время 2 МВ использовали специальные так называемые тяго-минрепные устройства для автоматического подрыва мины при обрыве (подсечении) минрепа. Ешё в 1907 г. в г.Гааге была принята Международная конвенция, запрещающая применять якорные мины, которые при всплытии не становятся безопасными. Кстати, все британские и американские неконтактные мины были снабжены автоматическими ликвидаторами, размыкающими цепи взрывателей в заранее установленные сроки. Не имели ликвидаторов и приборов потопления немецкие якорные неконтактные и антенные мины. Срок боевой службы первых зависел от разряда батарей и не превышал 13 лет, всплывшая антенная мина, в силу особенностей конструкции, лишалась возможности быть приведенной в действие.
15.05.2017
Официально боевое траление закончилось в 1957 г. Дивизион ТЩ Одесской ВМБ, где я служил, продолжил траление и далее. Тралили тралами ПЭМТ-4,ТЭМ-52, МТ-3, МТ-1, ОПТ и ППТ. В составе дивизиона были ТЩТЩ пр. 254, пр. 255 и КТЩ. Район работы от устья Днепра до устья Дуная, порт Констанца и его рейд. Подходы к Дунаю не тралились, и два района №№ 7 и 7а так и остались опасными от мин р-онами. Фактически траление продолжалось до 1961 г. Во времена большого хрущевского сокращения была сокращена Одесская ВМБ, ликвидирована бригада ОВРа, сохранен наш дивизион ТЩ из-за того,что план ПБТ на ЧФ не был выполнен. При этом 58, 59 и 60 гг. были достаточно напряженными, особенно 1960. Тральные выплаты экипажам тральщиков никто не отменял и деньги платили исправно.
02.11.2019
Мой отец тралил Чёрное море с 1946 по 1950 включительно, заодно и Азовское, какое-то время и Средиземное 0 сохранилось много фото участников, пара фото кораблей ,тралили на немецких трофейных тральщиках , взятых в Свинемюнде по Потсдаму в 1945 году .
Года до 1954-55 это продолжалось, хоть тогда уже и мало тралили.
Отрядов тральщиков было два, оба базировались в Поти
15.02.2020