Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Теплоход «Старый большевик» — героический рейс

И.И. Афанасьев
И.И. Афанасьев

27 мая 1942 года — подвиг экипажа теплохода «Старый большевик», который шел в составе северного конвоя PQ-16. Тема северных конвоев сейчас довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Мы отдаем должное мужеству иностранных моряков, которые, невзирая на опасности, доставляли военные грузы в наши северные порты. Но мало кто знает, что в составе этих конвоев были и советские торговые суда.

Борьба на трассах арктических конвоев была очень жесткой. К весне 1942 года фашистское командование сосредоточило в Северной Норвегии крупные силы авиации, подводных лодок и надводных кораблей для пресечения поставок вооружения Советскому Союзу. За время войны в советские порты пришло 42 конвоя, в составе которых было 722 транспорта. На переходах погибло 58 транспортов.

Все трудности и опасности этих переходов в полной мере проявились и в рейсе теплохода «Старый большевик». Силы прикрытия конвоев потопили 27 фашистских подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца, а также сбили большое количество вражеских самолетов. Не менее ожесточенной была борьба и на Северном морском пути , по которому из Сибири и Дальнего востока шли боевые корабли, военно-хозяйственные грузы, а тоже часть поставок из США.

Суровая реальность этих конвоев

Поразительно, но и в этих, казалось бы совершенно одинаковых условиях ведения боевых действий в Арктике, с предельной наглядностью проявилась разница в отношении к перевозимому грузу русских и иностранных моряков. Для иностранцев война на восточном фронте была не их войной. Там гибли люди, но это были не их родственники и даже не их соотечественники. Поэтому сохранить жизни экипажей транспортов для них было гораздо важнее, чем доставить груз. С любого транспорта, который, пусть даже из-за небольшой неисправности, не мог держать свое место в строю конвоя, тут же снимали экипаж, а транспорт уничтожали. Таково было суровое правило всех конвоев.

В советском корабельном уставе было записано, что экипаж должен бороться за спасение своего судна до последней возможности. Но дело не только в уставе, советские моряки прекрасно знали, как нужен и как дорог их груз для фронта, для страны. Поэтому не только по уставу, а и по велению совести делали все возможное для доставки груза, даже не помышляя о своем спасении. Особенно ярко это проявилось в подвиге экипажа теплохода «Старый большевик». За героизм, проявленный в боях за этот конвой, четыре человека были удостоены звания герой Советского Союза, один из них стал дважды Героем, но, к сожалению, посмертно.

Северные конвои

Во второй половине 1941 года Советский Союз заключил соглашения с Великобританией, США и Канадой о поставках нам на условиях ленд-лиза вооружения, боеприпасов и военной техники. Около четверти всех этих поставок прошло морем по Северному — самому короткому, но и самому опасному маршруту. Конвои формировались в Великобритании и Исландии, а затем шли мимо островов Ян-Майен и Медвежий в Мурманск, Северодвинск и Архангельск. Переход занимал обычно 10-14 суток. Обеспечение безопасности конвоя от порта формирования до порта назначения возлагалось на корабли Великобритании. Восточнее острова Медвежий охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией.


Маршруты северных конвоев

Начало пути

В тяжелые военные годы суда нашего коммерческого флота всегда использовались для воинских надобностей. История Добровольного флота лучший тому пример Читайте подробнее . Так произошло и на этот раз. Лесовоз «Старый большевик» Мурманского морского пароходства с началом войны был выделен для участия в перевозках воинских грузов в составе союзных конвоев. В конце марта он под командой капитана И. И. Афанасьева прибыл в Нью-Йорк и встал под погрузку боевых самолетов, снарядов, авиабомб, взрывчатых веществ и бочек с бензином. Приняв груз, «Старый большевик» взял курс на Рейкьявик, где формировался конвой «PQ-16».

21 мая 1942 года конвой PQ-16 вышел в море. Его 35 транспортов выстроились в девять колонн по четыре ряда в глубину. Скорость движения восемь узлов. Для охраны конвоя было выделено пять эсминцев, пять корветов и еще пять более мелких судов. Выдержав сильный шторм, караван 24 мая прошел южнее острова Ян-Майен. 25 мая в небе появились вражеские разведывательные самолеты, а затем двенадцать «Юнкерсов». После них конвой атаковали восемь торпедоносцев. Все транспорты открыли плотный заградительный огонь. Транспорт «Карлтон» получил повреждения и повернул обратно.

На следующий день наряду с авиацией караван атаковали и подводные лодки. Им удалось потопить один транспорт. Особенно трудным был третий день — 27 мая. Тогда бомбардировщики и торпедоносцы четыре раза атаковали суда. Торпедоносцы шли к цели над самой водой, а «Юнкерсы» внезапно пикировали из облаков и, сбросив бомбы, на бреющем полете поливали суда пулеметным огнем. Бой практически беспрерывно продолжался весь день. 27 мая конвой PQ-16 потерял шесть транспортов, три транспорта и один эсминец получили повреждения.

Подвиг теплохода «Старый большевик»

Среди поврежденных был и советский теплоход «Старый большевик». В 12 часов 10 минут одному из бомбардировщиков удалось пройти прямо над теплоходом. Сброшенная им бомба попала в носовую часть судна. Полубак окутало черным дымом, сквозь который прорывались языки пламени. Вышло из строя рулевое управление. Судно лишилось хода. Огонь быстро распространялся от полубака к трюму № 1, где находились зажигательные бомбы, снаряды, взрывчатка. Первый помощник капитана по политчасти К.М. Петровский организовал вынос снарядов из охваченного огнем помещения.


Так горели и погибали суда северных конвоев

Вражеские самолеты усилили атаки на потерявший ход и окутанный дымом транспорт. Экипаж одновременно сражался и с самолетами, и с наступавшим пожаром. В перерыве между налетами командир отряда охранения предложил капитану покинуть судно. К борту теплохода подошел английский эсминец, чтобы снять с него экипаж и потопить теплоход. И.И. Афанасьев, по единогласному решению команды, категорически отказался покинуть судно. Тогда эсминец взял четырех раненых и ушел вместе с конвоем. Горящий, лишенный хода теплоход остался в открытом море один.

Между тем пожар на теплоходе не утихал. Его очаги поливали из шланга и из ведер, которые по цепочке передавали женщины. Периодически им приходилось уходить для того, чтобы поднести снаряды к кормовым пушкам и набить пулеметные ленты. А артиллеристы в перерывах между налетами шли на тушение пожара. Восемь долгих часов продолжалась эта упорная и изнурительная борьба, но пожар был потушен. Тем временем мотористам удалось устранить повреждение машины и рулевого управления. «Старый большевик» пошел догонять конвой.

Вечером, собравшись на корме, моряки отдали последние почести погибшим товарищам. Под ружейные залпы их тела, по морскому обычаю, были погребены в море. Когда израненный и обожженный теплоход занял свое место в ордере конвоя, на мачте флагманского корабля был поднят сигнал: «Сделано хорошо». Все иностранные и советские суда конвоя в знак своего уважения к подвигу экипажа нашего теплохода отрепетовали этот сигнал.

Продолжение боя

На следующий день к охранению конвоя присоединились три наших эсминца, а в воздухе появились наши истребители. Вечером 29 мая конвой PQ-16 разделился. Двадцать транспортов пошли в Мурманск, а шесть — в Архангельск. Но ожесточенные налеты вражеской авиации продолжались. Особенно жаркие воздушные бои завязались 30 мая уже на подходе к Кольскому заливу. На этот раз гитлеровцы атаковали под прикрытием своих истребителей. Наши летчики действовали мужественно и умело. Они уходили от вражеских истребителей, чтобы атаковать бомбардировщики и защитить конвой.


Б.Ф. Сафонов (справа) и
комиссар эскадрильи Редков

В воздушных боях этого дня было сбито 7 вражеских самолетов, но погибли и 3 наших истребителя. Одним из погибших был командир авиаполка Герой Советского Союза Б.Ф. Сафонов. В этом бою он сбил три бомбардировщика, а всего на его боевом счету было 25 сбитых фашистских самолетов. За этот подвиг он был второй раз удостоен звания Герой Советского Союза, но уже посмертно. О боевом пути этого дважды Героя Советского Союза читайте в статье «Летчик Борис Сафонов — дважды Герой Советского Союза» . В 19 часов 30 мая конвой вошел в Кольский залив, а 1 июня последние транспорты конвоя PQ-16 пришли на Северодвинский рейд.

Итоги

Старший английский офицер, командовавший силами охраны конвоя, заявил советскому командованию: «Разрешите передать Вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа теплохода «Старый большевик». Так могли поступить только русские». За этот подвиг теплоход был награжден орденом Ленина, а его экипаж орденами и медалями. Три члена экипажа — капитан И.И. Афанасьев, первый помощник капитана М.П. Петровский и рулевой Б.И. Аказенок были удостоены звания Герой Советского Союза. Английское адмиралтейство объявило благодарность команде «Старого большевика» и наградило его капитана и старшего механика британскими орденами.

В общей сложности Люфтваффе с 25 по 30 мая выполнило против каравана «PQ-16» 407 самолетовылетов. В таких суровых условиях конвой упорно шел на восток и доставил в Советский Союз 321 танк, 124 самолета, 2507 автомобилей и много другой военной техники, в том числе очень необходимые нашему флоту гидроакустические и радиолокационные станции.

В заключение нельзя умолчать и о тяжелейшей несправедливости в отношении этих моряков. Большинство наших судов в северных конвоях, ходили под флагом торгового флота. Поэтому все члены их экипажей, а это тысячи, прошедших через «огненные рейсы», моряков, в течение многих самых трудных послевоенных лет в своих документах были вынуждены писать — «в войне не участвовал».

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. Москва. 1974 г.
  • Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Москва. 1988 г.
  • Сборник. В конвоях и одиночных плаваниях. Архангельск. 1985 г.
  • Северный флот России. Мурманск. 1996 г.
  • Харламов Н.М. Трудная миссия. Москва 1983 г.

Тема северных конвоев представляет большой интерес, она часто всплывает в статьях, дискуссиях и беседах. У Вас, уважаемый читатель, наверняка есть свое мнение об этом. Изложите его в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. СТЕПАНОВ В.А. :

    Добрый день! Северными конвоями интересуюсь давно.Теплоходу «Старый большевик помог французский эсминец. Он передал часть противопожарного имущества. Ваши статьи интересные и написаны со знанием исторического материала. Успехов вам!

    15.05.2011

  2. Миша :

    Настоящие люди. Патриоты. Низкий поклон и вечная память…

    13.12.2011

  3. Яков :

    Здравствуйте!
    Скажите, а у кого нибудь есть снимок старшего механика Н. И. Пугачева?
    С уважением.

    12.07.2014

  4. Дмитрий Фомин :

    Мой дед, механик теплохода, прошел через два конвоя. Во втором, 17, они были торпедированы и держались на воде две недели на плоту из обломков. Он не рассказывал об этом, отрывочные сведения можно было услышать только в состоянии сильного подпития. Как гражданский, получил только медаль «За оборону Заполярья».

    22.10.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика