И.И. Афанасьев
27 мая 1942 года — подвиг экипажа теплохода «Старый большевик», который шел в составе северного конвоя PQ-16. Тема северных конвоев сейчас довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Мы отдаем должное мужеству иностранных моряков, которые, невзирая на опасности, доставляли военные грузы в наши северные порты. Но мало кто знает, что в составе этих конвоев были и советские торговые суда.
Борьба на трассах арктических конвоев была очень жесткой. К весне 1942 года фашистское командование сосредоточило в Северной Норвегии крупные силы авиации, подводных лодок и надводных кораблей для пресечения поставок вооружения Советскому Союзу. За время войны в советские порты пришло 42 конвоя, в составе которых было 722 транспорта. На переходах погибло 58 транспортов.
Все трудности и опасности этих переходов в полной мере проявились и в рейсе теплохода «Старый большевик». Силы прикрытия конвоев потопили 27 фашистских подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца, а также сбили большое количество вражеских самолетов. Не менее ожесточенной была борьба и на Северном морском пути , по которому из Сибири и Дальнего востока шли боевые корабли, военно-хозяйственные грузы, а тоже часть поставок из США.
Суровая реальность этих конвоев
Поразительно, но и в этих, казалось бы совершенно одинаковых условиях ведения боевых действий в Арктике, с предельной наглядностью проявилась разница в отношении к перевозимому грузу русских и иностранных моряков. Для иностранцев война на восточном фронте была не их войной. Там гибли люди, но это были не их родственники и даже не их соотечественники. Поэтому сохранить жизни экипажей транспортов для них было гораздо важнее, чем доставить груз. С любого транспорта, который, пусть даже из-за небольшой неисправности, не мог держать свое место в строю конвоя, тут же снимали экипаж, а транспорт уничтожали. Таково было суровое правило всех конвоев.
В советском корабельном уставе было записано, что экипаж должен бороться за спасение своего судна до последней возможности. Но дело не только в уставе, советские моряки прекрасно знали, как нужен и как дорог их груз для фронта, для страны. Поэтому не только по уставу, а и по велению совести делали все возможное для доставки груза, даже не помышляя о своем спасении. Особенно ярко это проявилось в подвиге экипажа теплохода «Старый большевик». За героизм, проявленный в боях за этот конвой, четыре человека были удостоены звания герой Советского Союза, один из них стал дважды Героем, но, к сожалению, посмертно.
Северные конвои
Во второй половине 1941 года Советский Союз заключил соглашения с Великобританией, США и Канадой о поставках нам на условиях ленд-лиза вооружения, боеприпасов и военной техники. Около четверти всех этих поставок прошло морем по Северному — самому короткому, но и самому опасному маршруту. Конвои формировались в Великобритании и Исландии, а затем шли мимо островов Ян-Майен и Медвежий в Мурманск, Северодвинск и Архангельск. Переход занимал обычно 10-14 суток. Обеспечение безопасности конвоя от порта формирования до порта назначения возлагалось на корабли Великобритании. Восточнее острова Медвежий охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией.
Маршруты северных конвоев
Начало пути
В тяжелые военные годы суда нашего коммерческого флота всегда использовались для воинских надобностей. История Добровольного флота лучший тому пример Читайте подробнее . Так произошло и на этот раз. Лесовоз «Старый большевик» Мурманского морского пароходства с началом войны был выделен для участия в перевозках воинских грузов в составе союзных конвоев. В конце марта он под командой капитана И. И. Афанасьева прибыл в Нью-Йорк и встал под погрузку боевых самолетов, снарядов, авиабомб, взрывчатых веществ и бочек с бензином. Приняв груз, «Старый большевик» взял курс на Рейкьявик, где формировался конвой «PQ-16».
21 мая 1942 года конвой PQ-16 вышел в море. Его 35 транспортов выстроились в девять колонн по четыре ряда в глубину. Скорость движения восемь узлов. Для охраны конвоя было выделено пять эсминцев, пять корветов и еще пять более мелких судов. Выдержав сильный шторм, караван 24 мая прошел южнее острова Ян-Майен. 25 мая в небе появились вражеские разведывательные самолеты, а затем двенадцать «Юнкерсов». После них конвой атаковали восемь торпедоносцев. Все транспорты открыли плотный заградительный огонь. Транспорт «Карлтон» получил повреждения и повернул обратно.
На следующий день наряду с авиацией караван атаковали и подводные лодки. Им удалось потопить один транспорт. Особенно трудным был третий день — 27 мая. Тогда бомбардировщики и торпедоносцы четыре раза атаковали суда. Торпедоносцы шли к цели над самой водой, а «Юнкерсы» внезапно пикировали из облаков и, сбросив бомбы, на бреющем полете поливали суда пулеметным огнем. Бой практически беспрерывно продолжался весь день. 27 мая конвой PQ-16 потерял шесть транспортов, три транспорта и один эсминец получили повреждения.
Подвиг теплохода «Старый большевик»
Среди поврежденных был и советский теплоход «Старый большевик». В 12 часов 10 минут одному из бомбардировщиков удалось пройти прямо над теплоходом. Сброшенная им бомба попала в носовую часть судна. Полубак окутало черным дымом, сквозь который прорывались языки пламени. Вышло из строя рулевое управление. Судно лишилось хода. Огонь быстро распространялся от полубака к трюму № 1, где находились зажигательные бомбы, снаряды, взрывчатка. Первый помощник капитана по политчасти К.М. Петровский организовал вынос снарядов из охваченного огнем помещения.
Так горели и погибали суда северных конвоев
Вражеские самолеты усилили атаки на потерявший ход и окутанный дымом транспорт. Экипаж одновременно сражался и с самолетами, и с наступавшим пожаром. В перерыве между налетами командир отряда охранения предложил капитану покинуть судно. К борту теплохода подошел английский эсминец, чтобы снять с него экипаж и потопить теплоход. И.И. Афанасьев, по единогласному решению команды, категорически отказался покинуть судно. Тогда эсминец взял четырех раненых и ушел вместе с конвоем. Горящий, лишенный хода теплоход остался в открытом море один.
Между тем пожар на теплоходе не утихал. Его очаги поливали из шланга и из ведер, которые по цепочке передавали женщины. Периодически им приходилось уходить для того, чтобы поднести снаряды к кормовым пушкам и набить пулеметные ленты. А артиллеристы в перерывах между налетами шли на тушение пожара. Восемь долгих часов продолжалась эта упорная и изнурительная борьба, но пожар был потушен. Тем временем мотористам удалось устранить повреждение машины и рулевого управления. «Старый большевик» пошел догонять конвой.
Вечером, собравшись на корме, моряки отдали последние почести погибшим товарищам. Под ружейные залпы их тела, по морскому обычаю, были погребены в море. Когда израненный и обожженный теплоход занял свое место в ордере конвоя, на мачте флагманского корабля был поднят сигнал: «Сделано хорошо». Все иностранные и советские суда конвоя в знак своего уважения к подвигу экипажа нашего теплохода отрепетовали этот сигнал.
Продолжение боя
На следующий день к охранению конвоя присоединились три наших эсминца, а в воздухе появились наши истребители. Вечером 29 мая конвой PQ-16 разделился. Двадцать транспортов пошли в Мурманск, а шесть — в Архангельск. Но ожесточенные налеты вражеской авиации продолжались. Особенно жаркие воздушные бои завязались 30 мая уже на подходе к Кольскому заливу. На этот раз гитлеровцы атаковали под прикрытием своих истребителей. Наши летчики действовали мужественно и умело. Они уходили от вражеских истребителей, чтобы атаковать бомбардировщики и защитить конвой.
Б.Ф. Сафонов (справа) и
комиссар эскадрильи Редков
В воздушных боях этого дня было сбито 7 вражеских самолетов, но погибли и 3 наших истребителя. Одним из погибших был командир авиаполка Герой Советского Союза Б.Ф. Сафонов. В этом бою он сбил три бомбардировщика, а всего на его боевом счету было 25 сбитых фашистских самолетов. За этот подвиг он был второй раз удостоен звания Герой Советского Союза, но уже посмертно. О боевом пути этого дважды Героя Советского Союза читайте в статье «Летчик Борис Сафонов — дважды Герой Советского Союза» . В 19 часов 30 мая конвой вошел в Кольский залив, а 1 июня последние транспорты конвоя PQ-16 пришли на Северодвинский рейд.
Итоги
Старший английский офицер, командовавший силами охраны конвоя, заявил советскому командованию: «Разрешите передать Вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа теплохода «Старый большевик». Так могли поступить только русские». За этот подвиг теплоход был награжден орденом Ленина, а его экипаж орденами и медалями. Три члена экипажа — капитан И.И. Афанасьев, первый помощник капитана М.П. Петровский и рулевой Б.И. Аказенок были удостоены звания Герой Советского Союза. Английское адмиралтейство объявило благодарность команде «Старого большевика» и наградило его капитана и старшего механика британскими орденами.
В общей сложности Люфтваффе с 25 по 30 мая выполнило против каравана «PQ-16» 407 самолетовылетов. В таких суровых условиях конвой упорно шел на восток и доставил в Советский Союз 321 танк, 124 самолета, 2507 автомобилей и много другой военной техники, в том числе очень необходимые нашему флоту гидроакустические и радиолокационные станции.
В заключение нельзя умолчать и о тяжелейшей несправедливости в отношении этих моряков. Большинство наших судов в северных конвоях, ходили под флагом торгового флота. Поэтому все члены их экипажей, а это тысячи, прошедших через «огненные рейсы», моряков, в течение многих самых трудных послевоенных лет в своих документах были вынуждены писать — «в войне не участвовал».
При написании статьи были использованы следующие материалы.
- Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. Москва. 1974 г.
- Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Москва. 1988 г.
- Сборник. В конвоях и одиночных плаваниях. Архангельск. 1985 г.
- Северный флот России. Мурманск. 1996 г.
- Харламов Н.М. Трудная миссия. Москва 1983 г.
Тема северных конвоев представляет большой интерес, она часто всплывает в статьях, дискуссиях и беседах. У Вас, уважаемый читатель, наверняка есть свое мнение об этом. Изложите его в комментариях. Это будет интересно всем!
Добрый день! Северными конвоями интересуюсь давно.Теплоходу «Старый большевик помог французский эсминец. Он передал часть противопожарного имущества. Ваши статьи интересные и написаны со знанием исторического материала. Успехов вам!
15.05.2011
Настоящие люди. Патриоты. Низкий поклон и вечная память…
13.12.2011
Здравствуйте!
Скажите, а у кого нибудь есть снимок старшего механика Н. И. Пугачева?
С уважением.
12.07.2014
Мой дед, механик теплохода, прошел через два конвоя. Во втором, 17, они были торпедированы и держались на воде две недели на плоту из обломков. Он не рассказывал об этом, отрывочные сведения можно было услышать только в состоянии сильного подпития. Как гражданский, получил только медаль «За оборону Заполярья».
22.10.2017