Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Летчик Борис Сафонов — дважды Герой Советского Союза

Б.Ф. Сафонов
Б.Ф. Сафонов

13 (26) августа 1915 года родился Борис Феоктистович Сафонов – прославленный летчик-истребитель морской авиации Северного флота. Благодаря мужеству и высокому профессионализму он в 27 лет стал первым дважды Героем Советского Союза и лучшим советским лётчиком-истребителем 1941—1942 годов, одним из девяти дважды Героев Советского Союза в составе Военно-Морского Флота СССР. Погибнуть легко, а нам надо жить и побеждать – говорил Сафонов, обучая молодых пилотов боевому мастерству.

Борис Феоктистович воевал только одиннадцать месяцев, а как много успел сделать! Он совершил 234 боевых вылета, сбил лично 20 вражеских самолётов (включая 6 предположительно) и 5 в группе. Он успешно осваивал новую технику, в том числе и иностранные самолеты, и обучал пилотов эффективному использованию их в бою. Сейчас место гибели Б.Ф. Сафонова является местом боевой славы Северного флота.

Путь к мастерству

Борис Феоктистович родился в селе Синявино Тульской области. В школьные годы он занимался в кружке планеристов, а затем поступил в Тульскую школу летчиков Осоавиахима. В 1933 году Сафонова направили в 1-ю военную школу пилотов (Качинскую), которую он окончил в ноябре 1934 года с высшими оценками. В его характеристике были отмечены быстрая и точная сообразительность в воздухе, образцовая стрельба, но и «склонность к ухарству в полете», поскольку он усиленно осваивал фигуры высшего пилотажа. Мастерство и выдающиеся победы Сафонова станут более понятными на фоне общей картины развития морской авиации нашей страны.

С 1934 по 1940 год Сафонов являлся инструктором парашютно-десантной службы 40-й авиационной бригады Белорусского военного округа. В 1940 г. он подал рапорт о переводе на Северный флот (о его истории читайте в статье «Северный флот — наш сильнейший аргумент в мировом океане» ). Просьбу удовлетворили, и он стал командиром звена истребителей 72-го полка ВВС Северного флота. В мае 1941 года в полку была сформирована 4-я эскадрилья, получившая новейшие истребители И-16. Ее командиром стал старший лейтенант Сафонов.


Истребитель И-16 Сафонова

Военное лихолетье

В 1939—1940 годах эскадрилья Б.Ф. Сафонова принимала активное участие в боевых действиях на северном фронте советско-финляндской войны. Истребители использовались тогда в основном для ведения разведки и патрулирования, но совершали и штурмовые налёты на вражеские объекты. ВВС и ПВО Финляндии на Севере практически отсутствовали, но наше командование не исключало, что помощь финнам могут оказать флоты и авиация ряда западноевропейских стран.

С первых дней Великой Отечественной войны летчики Северного флота успешно сражались против превосходящих сил противника. Сафонов первым из североморцев сбил фашистский Не-111. Это произошло уже на третий день войны — 24 июня. Он всегда бил врага в упор, с близких дистанций, бил точно, метко, наверняка. Так было и в бою 9 августа 1941 года, когда более 60 самолетов противника шли в район Мурманска. Сафонов со своей эскадрильей истребителей И-16 вылетел на перехват. Наши летчики расстроили боевой порядок врага и сбили пять самолетов.

Командующий Северным флотом А.Г. Головко в дневнике за 24 июня записал: «Сафонов — герой дня. И, думаю, не только одного дня. Он — общий любимец… Отличный, волевой летчик… Самолетом владеет в совершенстве. По отзывам авиационных специалистов, у него очень развито чувство времени и расстояния. Нетороплив, обстоятелен — по характеру настоящий летчик со всеми данными командира. Надо не упускать его из виду, нацеливать людей на учебу у него. Побольше бы нам таких соколов». О том как в то время нужна была поддержка авиации нашим кораблям читайте статью о Таллинском прорыве .

Первая Золотая звезда

Яркой страницей в историю авиации Северного флота вошел воздушный бой 15 сентября 1941 года. На этот раз 47 немецких бомбардировщиков приближались к одной из баз флота. На перехват Сафонов повел 7 истребителей и лично сбил три вражеские машины. Наши пилоты атаковали врага из облаков с разных сторон, что вызвало у противника панику. Командир немецкой авиагруппы радировал: «Окружен советскими истребителями». Пользуясь растерянностью врага, «сафоновцы» сбили 9 самолетов. Также умело, активно и самоотверженно сражались наши летчики и на Ладоге, защищая «Дорогу жизни» в осажденный Ленинград. Подробности читайте здесь .

Основными задачами наших истребителей являлись прикрытие Мурманска и кораблей, сопровождение бомбардировщиков, разведка и штурмовка объектов врага. Сафонов и летчики его эскадрильи подходили к их решению творчески, постоянно искали и внедряли новые приемы воздушного боя, что и было основой их успеха. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 16 сентября 1941 года капитану Б.Ф. Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени он имел 130 боевых вылетов, 33 воздушных боя, сбил 11 самолетов врага.

Освоение новой техники

Сафонов неустанно совершенствовал свои знания и навыки летного мастерства. Еще в летной школе он досконально изучил и освоил истребитель И-15, благодаря чему он и его подчиненные успешно выполняли все летные задания в период советско-финляндской войны. Великую Отечественную Сафонов встретил и бил врага уже на И-16. Хорошее знание этого самолета и максимально возможное использование всех его возможностей позволили Борису Феоктистовичу уже в первые дни войны побеждать в воздушных боях с противником.


Истребитель «Харрикейн» Сафонова

В сентябре 1941 года майор Сафонов был назначен командиром вновь сформированного 78-го истребительного авиаполка, оснащённого британскими самолётами Hawker Hurricane. Он первым из североморских летчиков облетал английский самолет и показал на нем фигуры высшего пилотажа, а вскоре новый самолет освоили и другие летчики полка. Со временем по инициативе Сафонова, «Харрикейны» перевооружили. Сначала два пулемета заменили на пушки ШВАК, затем добавили направляющие для реактивных снарядов.

Во второй половине марта 1942 г. подполковника Сафонова назначили командиром 2-го гвардейского истребительного авиационного полка, который получил новые американские самолеты «Китти Хок». Первым этот самолет изучил и опробовал командир, а затем он лично обучил полетам на «Китти Хок» весь летный состав своего полка. Быстрое и совершенное овладение иностранной авиационной техникой снискали Б.Ф. Сафонову авторитет и уважение английских пилотов, находившихся в то время на Северном флоте.


Истребитель «Китти Хок» Сафонова

В марте 1942 года четырём лётчикам-североморцам (в том числе и Б.Ф. Сафонову) за сотрудничество в рамках операции «Бенедикт» по оснащению советских ВВС британской авиатехникой вручили высший авиационный орден Великобритании — Крест «За выдающиеся лётные заслуги». А советское командование в представлении к награждению английским орденом отметило: мужество, отвага и геройство Сафонов являются примером для всего летного состава Северного флота, в том числе и для англичан.

Обучение подчиненных

Сафонов известен не только числом сбитых самолетов, им были подготовлены десятки первоклассных пилотов, многие из которых впоследствии стали Героями Советского Союза. Он учил их летать и садиться в сложных условиях (туман, дождь, снег), внезапно атаковать из облаков или со стороны солнца. Учил летчиков на их ошибках и успехах, личным примером в бою. Он был строгим и требовательным командиром, но это не вызывало обид, поскольку его требования были справедливыми и подкреплялись победами в воздушных боях.

Сафонов поддерживал жесткую воинскую дисциплину. Но летчики знали его отеческую заботу о подчиненных и шли к командиру с любыми делами и затруднениями. Спокойным тоном, задушевностью, рассудительностью, глубоким знанием летного дела Борис Феоктистович завоевывал авторитет и уважение сослуживцев. Да и внешним видом он располагал к себе: статный, плечистый, подтянутый, со звездой героя и орденами на груди. Каждому хотелось быть таким же.

Последний бой

Военный совет Северного флота 27 мая 1942 года представил Сафонова к награждению второй медалью «Золотая Звезда». Но он не успел получить эту награду. Конвой PQ-16 (21 судно и 16 кораблей охранения) 30 мая 1942 года подходил к Мурманску. На его прикрытие вылетели наши истребители. Они сходу атаковали большую группу вражеских бомбардировщиков. Сафонов передал по радио, что сбил три Ю-88. Последними его словами были: «Мотор подбит, иду на вынужденную». Обстоятельства гибели Сафонова неизвестны. По одной из версий его самолет, теряя высоту, планировал к эсминцу «Валерьян Куйбышев», но, не дотянув до него 3-4 км, перешёл в крутое пике, врезался в воду и быстро затонул.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Скрицкий Н.В. Легендарный летчик Заполярья. «Морской сборник» № 8 за 2015 г.
  • Хаметов М.И. В небе Заполярья: О дважды Герое Советского Союза Б.Ф. Сафонове. Москва. 1987 г.
  • Курзенков С.Г. Под нами — земля и море. Москва. 1960 г.
  • Сорокин З.А. Крылатые гвардейцы. Москва 1966 г.

А что Вы, уважаемый читатель, думаете о боевом пути и подвигах Сафонова? У него, безусловно, бы талант летчика-истребителя. Но обратите внимание, будучи уже полковником и командиром полка, он не увлекался штабной работой, сам много летал и лично водил своих подчиненных на наиболее трудные и опасные задания. Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!


Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика