Балтийский флот
18 мая (7 мая по старому стилю) — День Балтийского флота. В этот день 317 лет назад отряд русских лодок под командованием Петра I в устье Невы взял на абордаж шведские суда «Астрильд» и «Гедан». С этой победы ведет свою историю и боевую летопись Балтийский флот. В течение всего своего существования он надежно обеспечивает выход России к Балтийскому морю и ее многообразные связи с государствами на всех континентах планеты.
Героические действия балтийцев не ограничиваются акваторией Финского залива и ближайших к нему морей. Балтийский флот не раз отстаивал интересы страны на просторах Мирового океана — в Атлантике и Тихом океане, нес боевую службу в Средиземном море, а также выполнял ответственные задания у берегов Америки. В годы Великой Отечественной войны он в труднейших условиях сражался за Ленинград, а затем участвовал в освобождении от фашизма Прибалтики, Финляндии, Польши и Германии.
Мореплавание на Руси и возвращение к Балтийскому морю
Искусство мореплавания на Руси насчитывает не одно столетие. С древнейших времен наши предки жили по берегам Онежского и Ладожского озер, Невы и Финского залива. Они были прекрасными мореходами и воинами, но им приходилось постоянно защищать свои земли от набегов шведов, поляков и немцев. Борьба была длительной и очень трудной. Но во второй половине XVI века шведам удалось оттеснить русских от Балтийского моря. Все наши правители, будь то князья или самодержцы прекрасно понимали, что без сильного флота ни отвоевать, ни, тем более, удержать за собой выход к морю не удастся.
Портрет Петра I
Художник П. Деларош
Полное и окончательное решение балтийского вопроса удалось только Петру I. Во время длившейся 21 год тяжелой Северной войны Россия прочно укрепилась на берегах Финского залива, и построила сильный военный флот, который прошел боевую закалку в сражениях с флотом Швеции — одной из сильнейших морских держав того времени. Об отражении многократных попыток шведов уничтожить Балтийский флот и захватить Петербург читайте здесь .
Создание регулярного Балтийского флота
В 1703 году в устье реки Невы заложили Петропавловскую крепость, положившую начало одному из красивейших городов мира и новой столице России — Санкт-Петербургу. На следующий год построили форт Кроншлот – основу будущего Кронштадта. Позднее был создан целый пояс укреплений на подступах к Петербургу, а их связующим звеном был Балтийский флот. Одним из первых сооружений строящегося Санкт-Петербурга стало Адмиралтейство, в котором сразу же приступили к постройке кораблей.
Все это было очень нужно, но еще нужнее были знающие и опытные моряки. Поэтому в 1701 году в Москве была создана Школа математических и навигацких наук — первое в России артиллерийское, инженерное и морское учебное заведение. Для подготовки исключительно флотских офицеров в 1715 году в Петербурге была основана Академия морской гвардии. Петр I очень внимательно следил за ходом обучения, часто общался с преподавателями и учащимися.
Первые морские победы и их значение для страны
Победа в Северной войне стала поворотным событием в российской истории. Она показала политическую, военную и экономическую мощь Русского государства, которое в 1721 году было преобразовано в Российскую империю. Таким образом, становление мощного государства было непосредственно связано с созданием в стране сильного Балтийского военно-морского флота.
После кончины Петра I отношение к флоту изменилось. Корабли почти не выходили в море, падал престиж морской службы. Период застоя продолжался до «Золотого века Екатерины». При ней Балтийский флот впервые вышел за пределы Балтики и прославил нашу страну крупными победами в Средиземном море. В ходе русско-шведской войны 1788-1790 годов русские эскадры одержали настолько крупные победы, что шведы поспешили заключить мир. К концу XVIII века Россия стала одной из великих мировых держав, и в этом немалая заслуга отечественного военно-морского флота.
Научные подвиги моряков
Портрет И.Ф. Крузенштерна
Из собрания Эрмитажа
Лучшие представители Балтийского флота внесли неоценимый вклад в развитие кораблестроения и военно-морского искусства, в русскую науку и культуру. Особенно ярко их таланты проявились в области географических открытий. В первую очередь здесь надо сказать о Великой Северной экспедиции, трудами которой была обследована и положена на карту огромная по протяженности береговая полоса от Белого моря до Японии. По достигнутым результатам она не имела себе равных в истории географической науки. Выполнение этой труднейшей миссии легло в основном на офицеров Балтийского флота.
В начале XIX века Российский флот стал заметно отставать по строительству паровых и железных судов. В штабах процветал бюрократизм и казнокрадство. Однако и в этих условиях передовые флотские офицеры стремились послужить стране своим участием в морских научных экспедициях и дальних плаваниях. Их стараниями Россия в первой половине XIX века заняла ведущее место в мире по исследованию морей и океанов. Вся подготовка экспедиций, формирование экипажей и снаряжение кораблей происходили в главной базе Балтийского флота – Кронштадте. Отсюда же ушли в антарктическую экспедицию шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, читайте об этом в статье «Открытие Антарктиды — выдающийся подвиг российских моряков» .
С его рейда 26 июля 1803 года вышли в первое для русских моряков кругосветное плавание шлюпы «Надежда» и «Нева» под командованием капитан-лейтенантов И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Это они заложили прекрасную морскую традицию – «Служить флоту и науке!». В 1823 году И.Ф. Крузенштерн на основе громадной массы сведений, собранных русскими и иностранными мореплавателями, создал «Атлас Южного моря», который был сразу признан учеными и моряками всего мира.
Очень важно, что отправляя свои корабли в дальние плавания, Россия никогда не ставила цели колонизации или ограбления вновь открытых земель. Дружественное, уважительное отношение к коренным народам посещаемых стран было важнейшей отличительной чертой наших моряков. Руководители экспедиций и многие их участники снискали себе славу ученых, первооткрывателей и мореплавателей, но никак не захватчиков, корсаров и разбойников.
Затем последовала русско-японская война, которая очень убедительно показала, что даже могущественные державы терпят поражение в результате утраты своей морской мощи. После Цусимского сражения Россия превратилась во второстепенную морскую державу, а Балтийский флот пришлось возрождать заново. Подробнее о Цусимском сражении и его последствиях Читайте здесь .
Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне
Балтийский флот всегда был донором для всех флотов нашей страны. В XIX веке балтийские корабли несли постоянную службу у наших дальневосточных берегов, возвращаясь в Кронштадт только для ремонта и отдыха экипажей. В ноябре 1929 года линкор «Парижская коммуна» и крейсер «Профинтерн» вышли из Кронштадта и, обогнув Европу, пришли в Севастополь для усиления Черноморского флота. В 1930-х годах несколько эсминцев и подводных лодок перешли с Балтики по Беломорско-Балтийскому каналу в Мурманск став ядром морских сил Заполярья. Вместе с кораблями передавались знания, опыт и боевые традиции.
Нашей стране выпала трудная судьба. В ее истории было много войн и почти в каждой из них принимали участие моряки Балтийского флота. О подвигах балтийцев в этих войнах невозможно рассказать в рамках одной статьи, но нельзя обойти вниманием их огромный вклад в победу над фашизмом. В результате стойкой обороны Либавы, Таллина, Ханко и Моонзундских островов был сорван план гитлеровцев победным маршем пройти по нашей стране и в кратчайший срок захватить Москву и Ленинград.
После тяжелейшего Таллинского прорыва, корабли приняли активное участие в обороне Ленинграда. Авиация флота уже 8 августа 1941 года нанесла бомбовый удар по Берлину. В первые недели и месяцы войны авиаторы наносили мощные удары по войскам и наземным объектам противника. В этих тяжелейших воздушных боях родилась крылатая гвардия морской авиации. Первыми в январе 1942 года звания гвардейских были удостоены 1-й минно-торпедный, а также 5-й и 13-й истребительные авиаполки Балтийского флота.
Мощные орудия кораблей громили живую силу и огневые точки врага на подступах к Ленинграду, а затем включились в контрбатарейную борьбу. Созданная из кораблей Балтийского флота Ладожская флотилия надежно прикрывала поставки боеприпасов, горючего и продовольствия в блокированный город. Балтийцы самоотверженно дрались с врагом на море, на суше и в воздухе. Артиллерия и авиация флота оказали мощную поддержку частям Ленинградского фронта в январе 1943 года при прорыве блокады. В начале 1944 года корабли флота скрытно перебросили на Ораниенбаумский плацдарм большое количество войск и техники, обеспечив успех нашего наступления и полное снятие блокады Ленинграда.
Корабли Балтийского флота ведут бой в Ирбенском проливе
Художник А.А. Ефимов
Исключительно важная роль принадлежала Балтийскому флоту в освобождении Карелии, после чего Финляндия вышла из войны. О первом опыте боевого взаимодействия Балтийского флота с Оборонительными силами Финляндии читайте здесь . Затем были бои за порты Прибалтики и Моонзундский архипелаг, в результате которых флот вышел в Балтийское море и к побережью Германии.
Здесь была сосредоточена основная часть надводных кораблей и морской авиации фашистов. В то же время, наше командование отказалось от использования в этот период крупных надводных кораблей из-за очень серьезной минной опасности. В связи с этим вся тяжесть ведения боевых действий на море легла на морскую авиацию, подводные лодки и катера. Боевые действия балтийцы завершили 9 мая 1945 года взятием острова Борнхольм.
Балтийский флот на современном этапе
В настоящее время Балтийский флот находится на передовой линии противостояния с флотом США и НАТО. После тяжелых лет перестройки флот вновь стал пополняться новыми кораблями, авиацией и береговыми ракетными комплексами. Значительно более содержательной и напряженной стала боевая подготовка моряков. Вошли в норму дальние походы кораблей, боевая служба по выполнению задач контртеррористической деятельности, совместные ученья с кораблями союзных и дружественных нам государств. Теперь мы можем с уверенностью сказать, что балтийцы с гордостью несут российский военно-морской флаг на просторах Мирового океана.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Военный Энциклопедический Лексикон. СПб. 1850 г.
- Энциклопедия военных и морских наук под редакцией Г.А. Леера. СПб. 1897 г.
- Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
- Дважды Краснознаменный Балтийский флот. М. 1978 г.
В настоящее время все чаще можно слышать высказывания, что Балтийский флот теряет свое былое значение, поскольку его выход на океанские просторы может быть перекрыт, а корабли слишком уязвимы от ударов авиации и ракетного оружия. А что Вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу?