Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Алексей Чириков – легендарный капитан-командор русского флота


А.И. Чириков

13 (24) декабря 1703 года — родился Алексей Ильич Чириков. К сожалению, точные даты рождения и смерти этого выдающегося русского мореплавателя, исследователя северной части Тихого океана за давностью времен пока не установлены. Зато хорошо известен его огромный вклад в русскую науку. С 1725 года и почти до самой смерти вся его деятельность была посвящена решению важнейшей государственной проблемы — разведке и описанию дальневосточных границ нашей страны. О таком же выдающемся энтузиасте и подвижнике в этой области — адмирале Невельском Читайте подробнее .

Болезни, лишения и невзгоды во время плаваний подорвали здоровье А.И. Чирикова. В 1748 году на 46-м году жизни он скончался, оставив долги, семью, которая с трудом добывала себе средства к существованию, да добрую славу бескорыстного и скромного труженика во благо Отечества и русской науки.

Цена успеха

«А с 14 сентября принужден был приказать варить и давать людям кашу токмо один раз в неделю. Пришла на многих болезнь цинготная. И с 16 числа сего месяца по возврат наш в гавань умерло шесть человек. В то же время и я весьма от цинги изнемог и уже по обычаю был приготовлен к смерти. В управлении судном остался один штурман Иван Елагин, да и тот был весьма ж болен, которому от меня только вспоможения было, что приказывал ему, какой иметь курс». Эти выдержки из документа, написанного Чириковым 7 декабря 1741 года, весьма красноречиво говорят о трудностях, которые пришлось перенести экипажу его судна.

Несмотря на это его Пакетбот «Св. Павел» первым в цивилизованном мире вышел к северо-западному побережью Америки. С тех пор А.И. Чириков, которому выпала честь стать русским Колумбом, по праву вошел в число легендарных мореплавателей XVIII столетия. Это плавание с самого начала было очень трудным, а произошедшее вскоре после открытия Аляски загадочное и роковое событие вынудило экипаж вести тяжелейшую борьбу за выживание и стало причиной многих смертей.

Сознание долга, железная воля первооткрывателя и исследователя, полная уверенность в правильности своих действий, и превосходное знание навигации позволили Чирикову в самых тяжелых условиях выполнить все поручения Адмиралтейств-коллегии. Просвещенный мореплаватель, смелый новатор, самоотверженно и полностью выполнивший свой долг, таким знали капитан-командора Алексея Ильича Чирикова его современники, таким вошел он в историю нашей страны.

Талант и трудолюбие определили его путь

Алексей Ильич родился в старинной дворянской семье в селе Аверьково недалеко от Тулы. В 12 лет поступил в московскую Навигацкую школу, в следующем году был переведен в только что созданную в Петербурге Морскую академию. Об истории этого самого престижного морского учебного заведения читайте здесь . Вместе с ним выпускались такие известные офицеры русского флота, как С. Малыгин, А. Нагаев, Лаптевы и Челюскин. На выпускных экзаменах Чириков продемонстрировал столь глубокие знания и отличные практические навыки, что присутствовавший при этом император Петр I повелел произвести гардемарина сразу в унтер-лейтенанты, минуя первый офицерский чин мичмана.

После трех лет службы на кораблях Балтийского флота он в 1724 году вернулся в Морскую Академию, но уже в качестве преподавателя. Представляя Петру I ходатайство о досрочном присвоении Чирикову звания лейтенанта, Адмиралтейств-коллегия указала на его педагогические способности и отличное знание теории военно-морского дела, характеризуя его как лучшего воспитателя будущих командиров флота.

Это ходатайство вновь обратило внимание Петра I на талантливого моряка при подборе в 1725 году офицеров для участия в Первой Камчатской экспедиции. Формально экспедицию посылали для выяснения «сошлася ль Америка с Азиею». Однако, по существу, Петр I мыслил гораздо шире. За время его царствования Россия прочно закрепилась на берегах Баренцева, Балтийского, Азовского и Каспийского морей.

Настала пора определяться с границами империи в Восточной Сибири, исследовать и положить на карту берега прилегающих морей. Надо было подумать и о защите российских интересов в этом регионе, поскольку Англия и Франция уже приступили к колонизации Северной Америки и с большим интересом присматривались к богатым в промысловом отношении землям и водам северной части Тихого океана.

Алексей Чириков в Первой Камчатской экспедиции

По рекомендации Адмиралтейств-коллегии и по просьбе В. И. Беринга Чириков был назначен в эту экспедицию в качестве помощника начальника. Так началась его тернистая дорога моряка-исследователя. Экспедиция в составе 69 человек 24 января 1725 отправилась из Санкт-Петербурга и к апрелю 1727 года прибыла в Охотск. Летом того же года на шитике «Фортуна» ее участники перешли на западней берег Камчатки, а зимой на собачьих упряжках добрались до восточного берега полуострова в Нижний Камчатский острог в устье реки Камчатка. О роли Беринга в этой экспедиции читайте в статье Первая Камчатская экспедиция .


Пакетботы Беринга и Чирикова

Только 13 июля 1728 года на боте «Св. Гавриил» Беринг вышел в море для решения основной задачи экспедиции. Следуя на северо-восток вдоль берегов Камчатки и Чукотки, мореплаватели 13 августа прошли проливом между Азией и Америкой и вышли в Северный Ледовитый океан. Здесь Беринг пригласил офицеров на совет. Чириков решительно высказался за продолжение плавания, чтобы в соответствии с заданием дойти до устья Колымы. Однако Беринг заявил, что продолжение плавания будет сопряжено с большими опасностями, и решил возвращаться.

Собрав ценные сведения о северо-востоке Сибири, экспедиция 2 сентября 1728 года благополучно вернулась в Нижний Камчатский острог. После зимовки в июне 1729 года Беринг вышел в море на поиски земли к востоку от Камчатки, но никакой земли не нашел. Он обогнул Камчатку с юга и 23 июля прибыл в Охотск, после чего Беринг и Чириков вернулись в Санкт-Петербург.

Алексей Ильич был произведен в капитан-лейтенанты и назначен начальником придворных яхт императрицы Анны Иоанновны. В декабре 1732 года по указу сената началась подготовка Великой Северной экспедиции с целью нанесения границы России от Белого до Японского моря. Важной частью этого грандиозного научного проекта была 2-я Камчатская экспедиция В. И. Беринга. Алексей Чириков вновь был назначен помощником Беринга и внес большой вклад составление плана и подготовку экспедиции.

Вторая Камчатская экспедиция

В 1740 году моряки построили в Охотске пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел», первым командовал В. И. Беринг, вторым — А. И. Чириков. Обогнув Камчатку, корабли пришли в Авачинскую губу. Здесь был заложен город Петропавловск, увековечивший названия их судов. Посмотрите статью о героической обороне Петропавловска во время Крымской войны. В начале июня 1741 года мореплаватели вышли на поиски берегов Америки. Через две недели, 20 июня, во время сильного тумана суда потеряли друг друга, и их дальнейшее плавание проходило самостоятельно.


Карта плаваний Беринга и Чирикова

Ранним утром 15 июля 1741 года на широте 55 градусов 21 минута с пакетбота «Св. Павел» увидели землю. Чириков определил, что это Северо–Западный берег Американского континента, и записал в вахтенный журнал пакетбота. Позднее выяснилось, что он находился в районе архипелага Александра, один из мысов которого сейчас носит имя Чирикова. Это было Великое географическое открытие, но каких жертв, трудов и страданий оно стоило.

После открытия земли «Св. Павел» пошел вдоль побережья на север. На широте 58° пропали без вести 15 моряков, которые были посланы на двух шлюпках для обследования побережья и поиска места для якорной стоянки. Людей ждали 10 суток, а затем прошли еще 230 миль вдоль американского берега и 27 июля были вынуждены взять курс на Камчатку. Пропажа людей значительно ухудшила положение экипажа, поскольку каждому из оставшихся пришлось теперь работать за двоих. Кроме того, на пакетботе больше не было шлюпок для съезда на берег и пополнения запасов продовольствия и пресной воды.

Экипаж мужественно переносил острый недостаток воды, продуктов и последовавшие за этим болезни. Тяжело заболел и сам Чириков. К этому периоду относится его запись, которая приведена в начале статьи. Преодолев все эти трудности, 10 октября 1741 года мичман Елагин, единственный из офицеров еле державшийся на ногах, и больной Чириков, которого уже приготовили к смерти, точно ввели в Авачинскую губу пакетбот «Св. Павел» — вершина штурманского искусства! Это плавание потребовало нечеловеческих усилий и больших жертв, но оно показало мореходное искусство и высокую выучку русских моряков.

Весной 1742 года А. И. Чириков вновь предпринял попытку совершить плавание к берегам Америки и найти В.И. Беринга, который в 1741 году не вернулся в Петропавловск. Однако из-за болезни он вынужден был возвратиться в Охотск и завершить работу экспедиции. В Санкт-Петербург Алексей Ильич вернулся только в 1746 году, после чего составил точную карту и подробный отчет об экспедиции.

Итоги

Проведя два десятка лет в плаваниях и экспедициях, Алексей Чириков, наконец-то, получил признание своих заслуг. Его приняла императрица Елизавета Петровна. Чириков получил высокое звание капитан-командора флота, такое же, которое имел Витус Беринг. При этом Алексей Ильич отличался удивительной скромностью. Сам он ни разу не присвоил свою фамилию ни одному из десятков новооткрытых островов, гор, мысов и прочих географических объектов


Пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел»
С картины Е.В. Войшвилло

Авторитетный морской историк А. П. Соколов подчеркивал, что Чириков превосходил своего начальника, как в области морского искусства, так и в научном и нравственном отношениях. Эту же мысль развил в своих трудах М. В. Ломоносов, который писал, что Чириков был главным, и не потому, что он достиг Америки на 1-1,5 суток раньше Беринга, а потому, что он еще до первой экспедиции правильно определил местоположение Америки и указал кратчайший путь к ней.

Чириков внес большой вклад в составление карт русских открытий в Тихом океане. В целом, его труды создали предпосылки для более быстрого освоения края, для укрепления дальневосточных границ и отражения посягательств на наши земли. Они стали основой для последующих экспедиций русских моряков северные районы Тихого океана.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Русский биографический словарь. Санкт-Петербург. 1905 г.
  • Дивин В.А. Великий русский мореплаватель А.И. Чириков. Москва. 1953 г.
  • Вахтин В. Русские труженики моря. Санкт-Петербург. 1890 г.
  • Издательский дом «Равновесие». Путешественники и мореплаватели. Том 3. Москва. 2004 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.

Как Вы думаете, достаточно ли сейчас сделано для увековечивания памяти об Алексее Ильиче Чирикове?

Изложите свое мнение в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Валентина :

    Я считаю, что для увековечения памяти великого русского моряка Алексея Чирикова «благодарными» потомками не сделано почти ничего, ну разве что ничтожно мало. Нигде нет даже улицы его имени, правда, за исключением села Лужное, на родине капитан-командора. Там по ул.Чирикова, дом 1 силами самих жителей обустроен небольшой музей. А во всей великой стране нигде нет памятника этому замечательному мореплавателю. Был бюст в Петропавловске-камчатском, да его не уберегли. Позор нам всем!

    01.11.2012

  2. Владимир :

    Есть хороший проект памятника Чирикову! В городе Ситка (Аляска) есть улица Чирикова. Могу выслать фотографию памятника и улицы.
    Пишите нам: Московское историко-просветительское общество «Русская Америка» [email protected] Колычеву Владимиру

    29.01.2016

  3. Анна (Магадан) :

    На полуострове Старицкого (г.Магадан) мыс Назван в его честь. Мыс Чирикова, на нем маяк стоит.

    24.09.2018

  4. Камиль :

    Практически все открытия были сделаны Алексеем Чириковым, но у нас как всегда лавры спесивому варягу — Берингу. Чириков один из тех, кто внёс наибольший вклад в географические открытия — Русский Колумб, а нам всё время подсовывают бездарного шведа.

    01.12.2018

  5. Владимир :

    Камиль!
    Вы во многом правы. Испокон веков вся слава доставалась и сейчас достается командиру. Кроме того, Беринг 38 лет прослужил в русском флоте, почти постоянно командовал различными кораблями и каждую кампанию выходил в море. Его хорошо знал Петр I. Фактически, он уже больше русский, чем датчанин. Говоря о великих географических открытиях, нам, конечно, в первую очередь называют Беринга, но мы и сами должны знать о роли русских мореплавателей.

    03.12.2018

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика