И.Ф. Лихачев
31 марта (12 апреля) 1826 года родился Иван Федорович Лихачев. Вице-адмирал, участник обороны Севастополя, первый командующий эскадрой броненосных кораблей Балтийского флота, морской атташе в Лондоне и Париже, автор многих научных статей о флоте. Но главное дело жизни И.Ф. Лихачева было связано с укреплением позиций России на Дальнем Востоке и с развитием ее морских сил на Тихом океане.
Поразительно, что человек, успешно занимавшийся решением столь важных и судьбоносных для отечества вопросов, сначала был вынужден уйти в отставку, а затем его имя надолго вычеркнули из истории России и ее флота. Об этом с большим сожалением говорили многие современники Лихачева, да и в наше время о нем мало что известно. Но богатое военно-морское наследие адмирала до сих пор сохраняет свою актуальность.
Тридцатилетний капитан 1 ранга
Иван Федорович родился в селе Полянка Казанской губернии. В тринадцать лет (1839 г.) его определили в Морской кадетский корпус. Он прилежно учился и в 1842 году в числе лучших выпускников продолжил образование в Офицерском классе (будущей Военно-Морской Академии). Одновременно начинается служба на кораблях Балтийского флота, однако уже в 1844 году юного офицера перевели на Черноморский флот, где в течение пяти лет он прошел школу знаменитого тогда «Лазаревского флота». В 1848 г. ему присвоили звание лейтенанта и вернули на Балтику.
Осенью 1948 года Лихачев отправился в кругосветное плавание на Камчатку и в Русскую Америку. Сначала он был старшим офицером, а затем командиром корвета «Оливуца». Это позволило ему хорошо изучить тихоокеанский регион. С началом Крымской войны Лихачев получил назначение в Севастополь. Вскоре он стал флаг-офицером (начальником штаба) Корнилова (подробнее о нем читайте здесь ). Накануне оставления Севастополя (26 августа 1855 года), будучи уже капитаном 2 ранга, Иван Федорович получил тяжелую контузию. За военные заслуги его (в 30 лет) наградили двумя орденами, и присвоили звание капитана 1 ранга.
У руля коренных преобразований на флоте
Лихачев к тому времени зарекомендовал себя как опытный и знающий обстановку на флотах офицер. В связи с этим 10 марта 1858 года его назначили адъютантом Генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича, стоявшего во главе морского ведомства. Иван Федорович с присущей ему энергией включился в реализацию реформ по обновлению флота. Он провел детальный осмотр наших портов на Балтике, посетил многие приморские города Средиземноморья, а затем Китайского и Японского морей.
Крымская война показала, что выход наших кораблей из Балтийского и Черного морей может быть перекрыт иностранными державами. В связи с этим все внимание было обращено на дальневосточные моря, открывавшие прямой выход в Мировой океан. Лихачев полностью разделял эти взгляды, и настойчиво доказывал необходимость формирования на Дальнем Востоке самостоятельной эскадры.
Это предложение стало особенно актуальным в 1858-1860 годах, когда Англия и Франция высадили свои войска на территорию Китая, чтобы взять его под свой контроль. И.Ф. Лихачев не без основания полагал, что союзники могут захватить и побережье Уссурийского края. Необходимо было срочно укреплять оборону дальневосточных рубежей России.
Занятие Новгородской гавани
В это время русский посланник Н.П. Игнатьев вел трудные переговоры в столице Китая по территориальному вопросу. Айгунский договор 1858 года определил границу между Китаем и Россией по Амуру, а Уссурийский край оставался в общем владении. В 1859 году в этих местах побывал генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский. Он назвал залив Посьета «одной из лучших гаваней в свете». Не хотелось бы захватывать лишнего, но необходимо — в бухте Посьета есть такая прекрасная гавань (Новгородская), что англичане непременно захватят ее, писал он в Петербург.
Этапы формирования российско-китайской границы.
Правительство Китая упорствовало. Надо было подкрепить нашу позицию демонстрацией военной силы. Тогда и было принято решение сформировать в китайских водах эскадру под командованием И.Ф. Лихачева. Он срочно отправился в японский порт Хакодате. Там находился транспорт «Японец» и клипер «Джигит».
Опасаясь, что Новгородская гавань, которая фактически еще не принадлежала России, может быть занята англичанами, Лихачев на транспорте «Японец» вечером 11 апреля 1860 года пришел в залив Посьета. На следующий день он объявил Новгородскую гавань территорией Российской империи и основал там пост. В инструкции командиру поста говорилось, что в случае появления иностранных судов надлежит поднимать русский флаг и объяснять, что все побережье до корейской границы является собственностью России.
Карта залива Посьета
Фактически это означало присоединение к России всего побережья залива Петра Великого с Владивостоком и заливом Посьета. Лихачев понимал, что, делая это по собственной инициативе, он берет на себя огромную ответственность. За это можно было поплатиться карьерой и даже отдачей под суд. Ведь именно таких наказаний требовал министр иностранных дел Нессельроде для Невельского, когда тот в 1850 году выставил Николаевский пост в устье Амура. Но Александр II одобрил действия Лихачева.
Пекинский договор
А тем временем к берегам Китая стали подходить наши суда. В конце апреля 1860 года в Печилийском заливе у порта Таку, от которого до Пекина всего 150 верст, завершилось формирование эскадры. В нее вошли фрегат «Светлана», корвет «Посадник», три клипера и транспорт «Японец». Это произвело должное впечатление на китайцев. Переговоры с ними быстро пошли на лад.
2 ноября 1860 года был заключен Пекинский договор, который окончательно закрепил современные границы между Россией и Китаем по рекам Амуру и Уссури. Все побережье Приморья до границы с Кореей стало русским. Особенно важной была для нас береговая линия и удобные гавани, где позднее выросли порты Владивосток (основан в 1897 г.), Ванино (1943 г.), Находка (1947 г.). Поэтому есть мнение, что великой морской державой де-факто Россия стала в день подписания Пекинского договора.
Огромная заслуга в этом Муравьева, Невельского и Лихачева. Они приняли на свои плечи тяжелую ответственность, действуя инициативно, энергично и решительно, преодолели все препятствия на этом пути. К России отошли неразделенные между двумя государствами земли, населенные малыми народами, никаких китайцев в этих краях не было. Заслуги И.Ф. Лихачева в решении столь важного для державы вопроса были отмечены присвоением ему (в 35 лет) звания контр-адмирал и орденом Св. Владимира 3-й степени.
Первая неудача у Цусимы
Будучи командующим эскадрой, Лихачев обратил внимание на стратегическое значение острова Цусима. Японское море является морем внутренним. Всего три пролива соединяют его с океаном – Лаперуза, Сангарский и Корейский. Из них Корейский является самым важным, через него идут основные пути в Японию и Китай. На этих путях, как часовой, стоит остров Цусима. Лихачев считал, что это самое лучшее место для главной базы флота, поскольку это единственная незамерзающая гавань.
Стратегическое значение острова Цусима.
Между тем англичане уже начали опись берегов Цусимы, и вполне могли занять остров, подобно тому, как они в свое время захватили Гонконг. И Лихачев решил действовать. По его распоряжению 1 марта 1861 года корвет «Посадник» вошел в одну из бухт Цусимы в проливе Асо и занялся ремонтом.
Командиру корвета Н.А. Бирилеву удалось завоевать доверие местных властей. Цусимский князь дал понять, что согласится бы на постоянное пребывание русских. Теперь требовалось участие правительства. Но тут о наших планах узнали англичане и заявили протест. В это время пришло распоряжение о возвращение Лихачева в столицу. Он надеялся, что там ему удастся отстоять положительное решение. Однако Александр II сказал, что понимает важность Цусимы, но стоит ли из-за этого идти на ухудшение отношений, а возможно, и на войну с Англией. В связи с этим Россия отказалась от борьбы за остров. О роковой роли Цусимы в судьбе нашего флота читайте в статье Цусимское сражение .
Тяжело переживая эту неудачу, Иван Федорович взял отпуск и уехал за границу. В 1863 году он возвратился на действительную службу и возглавил первую броненосную эскадру на Балтийском море. Надо было осваивать новые корабли и районы плавания, разрабатывать начала новой морской тактики. В 1867 году Ивана Федоровича сменил адмирал Г.И. Бутаков (о его подвиге в период обороны Севастополя читайте в статье о пароходофрегате «Владимир» ). Принимая эскадру, он отдал должное деятельности своего предшественника.
Последние годы жизни
Адмирал И.Ф. Лихачев был назначен морским агентом (военно-морским атташе) в Лондоне и Париже и с рвением приступил к изучению морского и военного дела в Европе. Прошло несколько лет, его произвели в вице-адмиралы и щедро осыпали наградами, а о возвращении на флот не было и речи. В 1883 году Иван Федорович вышел в отставку. Но это не означало прекращение связи с флотом. Он переводил на русский язык труды иностранных морских специалистов, изобретателей, флотоводцев. Его статьи часто публиковались в морских журналах и газетах.
Особо стоит отметить статью «Служба генерального штаба во флоте», в которой автор обосновал необходимость генерального штаба и обозначил основные сферы его деятельности. Пока ни одна морская держава не имеет подобного штаба, но ничто не мешает нам показать пример, отметил он. Иван Федорович скончался 15 ноября 1907 года в Париже. Тело покойного было доставлено на родину и погребено в мужском монастыре города Свияжска под Казанью.
Адмирал И.Ф. Лихачёв сделал необычайно много для русского флота. Он считал, что государственные деятели России не понимают значения морской силы как важного военно-политического фактора. В то же время, подчеркивал он, осознание нацией важности флота для государства и общества в целом является источником настоящего морского духа и морского самолюбия, которые обеспечат и высокую степень развития морского искусства.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Житков К.Г. Вице-адмирал Иван Федорович Лихачев. Сборник статей «Светлой памяти великого князя Константина Николаевича генерал-адмирала русского флота». СПб. 1912 г.
- Болгурцев Б.Н. Забытый адмирал. «Гангут». Выпуск 16, 1998 г.
- Толстова Л. Духовное наследие вице-адмирала И.Ф. Лихачёва. «Морской сборник» № 10 зa 2013 г.
- Беломор А. «Кто занял Новгородскую гавань в 1860 году». «Исторический вестник». 1892 год. № 3.
- Беломор А. «Тсу-симский эпизод». «Русский вестник». 1897 г. №№ 4 и 5.
Адмирал Лихачев дал нам великолепный пример преданности долгу и самозабвенной деятельности во благо Российского флота и Отечества. Но насколько мы следуем этому примеру? Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!