Адмирал Н.Г. Кузнецов
30 июля 1944 года произошло событие, которое через несколько лет роковым образом повлияло на судьбу адмирала Н.Г. Кузнецова и ряда видных деятелей советского военно-морского флота. В этот день в восточной части Финского залива была уничтожена немецкая подводная лодка «U-250». Затем лодка была поднята, что позволило советскому командованию получить ценнейшую военно-техническую информацию и образцы немецкой военной техники, имевшие самую высокую степень секретности. Большой интерес к этим образцам проявили наши союзники по антигитлеровской коалиции.
По решению Сталина с новинкой немецкого вооружения ознакомили английских специалистов. Через несколько лет все это обернулось большой трагедией для флота и, в первую очередь, для наиболее видных его командиров периода Великой Отечественной войны. В 1948 году в рамках кампании по борьбе с «космополитизмом» по сфабрикованному делу о передаче англичанам в годы войны чертежей самонаводящейся акустической торпеды с немецкой подводной лодки «U-250» были осуждены Н.Г Кузнецов и еще три видных адмирала ВМФ.
Бой на минном поле
В начале 1944 года боевые действия на северо-западном участке фронта начались с разгрома немецко-фашистской группировки под Ленинградом. К концу февраля советские войска вышли на рубеж реки Нарва. В начале июня началась Выборгско-Петрозаводская операция, в ходе которой 20 июня был взят Выборг, а моряки заняли все острова в Выборгском заливе. Более подробно читайте в статье Уничтожение крейсера ПВО «Ниобе» . Однако наличие здесь обширных минных полей очень затрудняло использование кораблей для оказания поддержки нашим наступающим частям. Необходимо было расчистить хотя бы проходы в минных полях, чтобы корабли могли высаживать десанты, обеспечивать артиллерийскую поддержку и снабжение войск.
Для траления мин были выделены тральщики и морские охотники Кронштадтского морского оборонительного района, базировавшиеся в Койвисто (ныне Приморск). У кромки минных заграждений регулярно появлялись вражеские корабли и самолеты, которые препятствовали тралению. Происходили скоротечные артиллерийские бои. Командование выделило для прикрытия тральных работ авиацию. Истребители быстро очистили небо над заливом от вражеских пикировщиков, а наши штурмовики и пикирующие бомбардировщики разогнали немецкие корабли, охранявшие минные поля. Тогда фашистское командование направило в восточную часть Финского залива подводные лодки. Сторожевые или торпедные катера, катерные тральщики — корабли водоизмещением в несколько десятков тонн. Это не цели для подводной лодки. Тем не менее, начались атаки на катера.
Первым пострадал МО-304, который 18 июля 1944 года нес дозорную службу у северного выхода из пролива Бьеркезунд. Взрывом торпеды у него оторвало носовую часть до рубки. Через десять дней та же участь постигла МО-107, а 30 июля от взрыва торпеды в средней части погиб МО-105. К месту его гибели подошел МО-103 под командованием старшего лейтенанта А. П. Коленко. Из экипажа погибшего катера удалось подобрать только семь человек.
А.П. Коленко
Вскоре с катера-дымзавесчика КМ-910, который охранял работающие неподалеку тральщики, подали сигнал об обнаружении подводной лодки, которая шла на малой глубине. МО-103 устремился в погоню и сбросил первую серию глубинных бомб. Их взрывами на лодке были повреждены баллоны сжатого воздуха, и на воде появился пузырчатый след лодки. Ориентируясь на него, Коленко сбросил вторую серию бомб, а за ней еще одну. На поверхности появилось большое пятно соляра и шесть подводников. Вражеские батареи открыли по катеру беглый огонь, но Коленко успел подобрать немцев.
Подъем лодки
Среди пленников был командир лодки капитан-лейтенант Вернер Шмидт. До службы на флоте он летал на бомбардировщиках, бомбил Москву и Лондон. Гитлер лично вручил ему Железный крест первой степени. Пленники, естественно, умолчали о том, что в лодке остались секретные торпеды. К тому времени немецкие инженеры создали торпеду Т-5 «Цаункёниг» («Крапивник») с акустическими приборами самонаведения, которая при движении не оставляла на поверхности воды хорошо заметного пенного следа, а взрывалась под воздействием магнитного поля корабля. Новыми торпедами вражеские подводные лодки уже потопили 24 эскортных корабля англичан, а в августе 1944 года в Карском море — советский транспорт «Марина Раскова» и два тральщика из его охранения. О том, с какой самоотверженностью сражались наши моряки за советскую Арктику читайте здесь .
Командование Балтийским флотом обратило внимание на очень странное поведение противника в районе гибели лодки. К этому месту дважды пытались прорваться торпедные катера. Оба раза наши корабли отгоняли врага. Как выяснилось, противник намеревался сбросить на лодку свои глубинные бомбы и поставить вокруг мины. Место гибели лодки неприятель пристрелял из орудий и открывал огонь, как только наши катера подходили туда. Стало ясно — фашисты хотят что-то скрыть.
В сентябре 1944 года специалисты Аварийно-спасательной службы (АСС) подняли эту лодку, привели в Кронштадт и поставили в сухой док. О деятельности АСС, бывшей ЭПРОН, Читайте подробнее . Кроме двух торпед Т-5, на лодке были обнаружены книги с шифрами и кодами, и даже шифровальная машинка «Энигма».
Англичане заинтересовались
Наше командование известило о получении торпед Т-5 союзников. Дело было настолько важное, что У. Черчилль и И. В. Сталин обменялись по этому поводу секретными посланиями. У. Черчилль сообщил, что противник готовится начать новую кампанию подводной войны в огромном масштабе при помощи новых подводных лодок и новых торпед. Англичане разрабатывают контрмеры и уже изобрели прибор, обеспечивающий некоторую защиту от этой торпеды. В связи с этим, изучение реального образца торпеды Т-5 было бы крайне ценным. Сталин пригласил английских специалистов приехать для всестороннего изучения торпеды.
Подводная лодка U-250 в доке Кронштадта
Фото с сайта «Военный альбом»
Интересно, что к этому времени англичане утратили интерес к немецким шифрмашинам. С некоторой долей превосходства они, видимо, считали, что немцы уже не смогут придумать ничего принципиально нового, да и английская дешифровальная служба к тому времени работала безукоризненно. Поэтому в 1944 году, узнав о потоплении русскими подводной лодки «U-250», они даже не пытались получить поднятую с нее новейшую версию «Энигмы». Британские представители запросили лишь информацию об акустических торпедах, четко расставив акценты в своих интересах.
С первым же конвоем английские морские инженеры прибыли в Советский Союз. Им была предоставлена возможность изготовить подробнейшие чертежи узлов и деталей торпеды, а также ознакомиться с документацией по ее испытаниям. Вскоре англичане разработали буксируемый акустический буй «Хитрец». «Крапивник» наводился на «Хитреца» и взрывал его. Это спасло жизнь многим английским и американским морякам. Однако наше гостеприимство уже через несколько лет будет объявлено государственным преступлением.
Опала Н.Г. Кузнецова и его соратников
После войны отношение Сталина к Кузнецову ухудшилось. В конце 1946 года его сняли с поста наркома ВМФ и направили в Ленинград начальником Управления военно-морских учебных заведений. А в 1948 году было сфабриковано «дело» против Н.Г. Кузнецова, адмиралов Л.М. Галлера, В.А. Алафузова и Г.А. Степанова. Их обвиняли в преклонении перед иностранным вооружением и передаче англичанам немецкой акустической торпеды с подводной лодки «U-250», чертежей отечественной авиационной торпеды, некоторых образцов артиллерийского вооружения и топографических карт.
Обстановка в то время была очень тревожной. Органы госбезопасности во всю раскручивали «генеральское дело», по которому под следствием оказались высшие военачальники, в том числе Жуков и 38 генералов. Жукова еще в 1946 году сняли со всех должностей и отправили в ссылку командовать Одесским военным округом, а из остальных в начале 50-х годов трое были расстреляны, остальные получили от 10 до 25 лет лагерей. В начале 1947 года во всех министерствах и ведомствах были созданы суды чести, как новая форма «мягких» репрессий.
Такой суд чести признал вину адмиралов полностью доказанной и передал дело в Военную коллегию Верховного суда СССР. Решение суда было быстрым. Адмиралы Алафузов и Степанов были осуждены на 10 лет тюрьмы, Галлер — на 4 года, Кузнецов был понижен в звании до контр-адмирала. После этого началась цепная реакция арестов адмиралов и офицеров, которые так или иначе были связаны с осужденными. В 1953 году все они были реабилитированы и освобождены, кроме Галлера, который в 1950 году скончался в тюрьме города Казани. Подробнее о флотской биографии Галлера читайте в статье «Адмирал Галлер – вся жизнь отдана флоту» .
При написании статьи были использованы следующие материалы.
- С. Зонин. Неправый суд. Морской сборник № 2 за 1989 год.
- В. Воробьев. Дело Т-5. Московская правда. 13.07.1995 г.
- В. Д. Доценко «Мифы и легенды Российского флота». 2000 г.
- Н. Баженов, С. Патянин. Провал операции «Царь». Альманах «Войны, История, Факты» № 1(8) май 2005 г.
- Военные катастрофы на море. 2001 год.
- Великая Отечественная война в фотографиях и кинодокументах. Том 4. 1988 год.
Как Вы думаете, достаточно ли сейчас сделано для увековечивания памяти о Николае Герасимовиче Кузнецове и учитываем ли мы его опыт и его уроки в строительстве современного флота?
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!
Your website is great! This post really caught my eye when I was searching around. Thanks for sharing it.
15.10.2011
Полностью согласна!
28.10.2011
Не блог, а поток хороших новостей. Как у вас так получается?
01.05.2012
Спасибо вам за сайт, очень полезный ресурс, мне ВСЁ-ВСЁ-ВСЁ здесь очень нравится…
20.05.2012