Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Адмирал Галлер – вся жизнь отдана флоту

Л.М. Галлер
Л.М. Галлер

17 (29) ноября 1883 года — родился Лев Михайлович Галлер. Октябрьскую революцию он встретил капитаном 2 ранга и твердо решил тогда остаться на флоте. Лев Михайлович очень много сделал для создания и укрепления военно-морских сил страны. Поэтому его особенно оскорбляло ставшее обычным в 30-е годы недоверие к выходцам из офицерской среды, тревожили широко развернувшиеся репрессии, которые позднее сломали и его жизнь. Но это не помешало ему стать одним из самых авторитетных, уважаемых и любимых адмиралов.

Л.М. Галлер последовательно выступал за создание сильного сбалансированного ВМФ, в состав которого должны входить крупные корабли, включая авианосцы, лёгкие силы, а также авиация и морская пехота. Создавать такой флот он предлагал постепенно, с учетом экономических возможностей страны. От этой концепции он не отказался и тогда, когда один за другим исчезали в подвалах НКВД его друзья и сослуживцы. Свой последний подвиг адмирал Галлер совершил в зале суда, пытаясь взять на себя абсолютно абсурдную вину, чтобы спасти сослуживцев, которые могли бы еще многое сделать в интересах флота.

Боевая молодость адмирала Галлера

Любимец флота — так назвал свой очерк о Льве Михайловиче адмирал Ю.А. Пантелеев. Это очень точная и емкая характеристика, без малейшего преувеличения и натяжки. Прослужив более 40 лет на руководящих постах в советском Военно-Морском флоте, Галлер всегда огромное внимание уделял работе с людьми, подготовке и воспитанию командных кадров. Его отличали порядочность, доброжелательность и уважительное отношение к сослуживцам, а главное — преданность делу и увлеченность работой. Он был хорошо известен, любим и уважаем моряками на всех флотах нашей страны.

В 1902 году Лев Галлер был определён в Морской кадетский корпус, окончив который в 1905 году, начал службу мичманом на крейсерах Балтийского флота «Азия», «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский». Служба началась в период революционных потрясений и падения престижа флота, а затем подошла и Первая мировая. Боевое крещение Лев Михайлович получил в августе 1915 года на линкоре «Слава», при отражении попытки германского флота прорваться в Рижский залив.

В 1917 году германское командование решило использовать возникшие в России трудности для достижения решающих успехов на фронте. Была разработана операция «Альбион», предусматривавшая прорыв германского флота в Рижский залив и создание условий для нанесения удара по Петрограду. Начались тяжелые и упорные бои на Касарском плесе (подробности читайте здесь), а затем Моонзундское сражение и последний бой «Славы», в которых Галлер, уже капитан 2 ранга, участвовал как старший офицер линкора.

Бой линейного корабля Слава с немецкими кораблями в Моонзундском проливе.
Бой линкора «Слава» с немецкими кораблями в Моонзундском проливе.
С картины Г.В. Горшкова

В январе 1918 года Л.М. Галлер подписал контракт, в котором обещал верно служить в военном флоте Республики. Его первым серьезным испытанием стал знаменитый Ледовый поход кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. После этого он был назначен командиром линкора «Андрей Первозванный». Под его командованием линкор принимал участие в подавлении белогвардейского мятежа на фортах Красная Горка и Серая Лошадь, а также в отражении наступления армии генерала Юденича. В январе 1921 года он возглавил штаб флота Балтийского моря.

Штормовой Бискайский залив

Ярким свидетельством признания высокого авторитета и большого практического опыта Л.М. Галлера стало его назначение в 1929 году командиром отряда кораблей, который должен был перейти с Балтики вокруг Европы в Черное море. В первую очередь это был ответ на усиление морской мощи Турции, но одновременно и убедительная демонстрация силы поднимающегося из руин молодого советского флота. Отряд в составе линкора «Парижская коммуна» и крейсера «Профинтерн» 22 ноября 1929 года покинул Кронштадтский рейд. В Бискайском заливе его встретил редкий по силе шторм. Тяжелейшая, изматывающая качка валила людей с ног.

Была реальная опасность опрокидывания кораблей. В эти трудные часы Галлер не сходил с мостика. От мощных ударов волн в бортах появлялись опасные трещины. Для укрепления обшивки судов отряду дважды пришлось заходить во французский порт Брест. Благодаря умению и инициативе наших моряков, все повреждения были быстро устранены. Отряд продолжил плавание, и в середине января 1930 года прибыл в Севастополь. За этот поход Галлер был награжден золотыми часами.

Линкор Парижская коммуна в Бискайском заливе
Линкор «Парижская коммуна» в Бискайском заливе
С картины Н.Е. Бубликова

С лета 1932 и до конца 1936 года флагман флота 2 ранга Л.М. Галлер возглавлял Балтийский флот. Из года в год нарастала мощь КБФ: его состав пополнялся кораблями и самолетами новых типов, усиливалась береговая оборона, осваивалась новая военная техника. Одновременно с этим росло и набиралось опыта новое поколение флотских командиров. Лев Михайлович обладал особым умением находить способных людей. Он учил их, продвигал по службе, давал возможность проявить себя на самостоятельной работе. В ноябре 1935 года Л.М. Галлеру было присвоено воинское звание флагмана флота 2 ранга, затем он был награжден орденом Красной Звезды, а в январе 1937 года назначен заместителем начальника Морских сил РККА.

Предвоенный период

В этот период Лев Михайлович подготовил проект реорганизации органов управления Морскими силами. Особое значение он придавал Штабу Морских Сил, подробно разработав его структуру и содержание работы. В декабре 1937 года был образован Народный Комиссариат Военно-Морского Флота СССР, а затем и Главный Морской Штаб (ГМШ), во главе которого стал Л.М. Галлер. Это позволило улучшить организацию боевой подготовки флота, более качественно разрабатывать планы оперативных и организационно-мобилизационных мероприятий на случай войны.

Однако морально-психологическое состояние командных кадров ухудшалось из-за чисток, необоснованных увольнений и арестов наиболее инициативных и подготовленных офицеров. Галлер делал все возможное, чтобы защитить кадры балтийцев, но после его перевода в Москву волна арестов захлестнула КБФ, а затем и всю страну. Только в период 1937-1939 годов, когда Лев Михайлович возглавлял Главный морской штаб, были арестованы четыре наркома ВМФ. В таких условиях держаться достойно — было формой мужества, формой борьбы со злом и требовало немалого самообладания.

А флот продолжал боевую подготовку, которая строилась уже по новому Боевому Уставу Морских Сил (БУМС-37). Большой вклад в его разработку внес Галлер. Особенно теплые отношения сложились у него в этот период с Н.Г. Кузнецовым. Много трудных лет они вместе работали в высших органах управления флотом, вместе разработали и внедрили в жизнь систему оперативных готовностей. Благодаря этому в первые дни войны не было потеряно ни одного корабля. Лев Михайлович навсегда остался в душе и в памяти выдающегося главкома нашего флота. Такая же неугомонная инициатива, стремление к неординарным, новаторским решениям и огромная трудоспособность были наиболее яркими качествами многих наших выдающихся адмиралов, посмотрите, например, статью об адмирале Эссене.

Огромное напряжение военных лет

В 1940 году Л.М. Галлер стал адмиралом, а в октябре его назначили заместителем Наркома по кораблестроению и вооружению. В годы войны Лев Михайлович занимался самыми острыми проблемами флота. Это борьба с неконтактными минами (смотрите статью Морские мины – приоритет России), судоремонт и перевод кораблей с Тихого океана на Северный флот. В 1943 году под его руководством началась приемка кораблей от США и Англии, а также подготовка там наших экипажей. Затем надо было восстанавливать военно-морские базы и судоремонтные заводы, приступать к ликвидации минной опасности на всех наших морях.

На завершающем этапе войны адмирал Галлер неоднократно обсуждал с Кузнецовым будущее отечественного флота. Разработанный под их руководством проект послевоенной программы кораблестроения в августе 1945 года был представлен правительству. Он предусматривал строительство авианосцев как основной силы надводного флота и разработку новых проектов всех классов кораблей с учетом особенностей современной войны на море. Однако министерство судостроения выдвинуло облегченный вариант программы и обвинило командование ВМФ в непонимании послевоенных трудностей.

«Суд без чести»

Сталин был недоволен Кузнецовым и некоторыми другими адмиралами, посмевшими отстаивать свое мнение по целому ряду самых актуальных вопросов послевоенной деятельности флота. В конце 1946 года адмиралы Кузнецов и Галлер были сняты со своих должностей и получили новые назначения в Ленинград. А между тем в стране уже разворачивалась новая волна репрессий. Одним из наиболее громких ее эпизодов стало «Адмиральское» дело, организованное по указанию Сталина.

В декабре 1947 года адмирал флота Н.Г. Кузнецов, адмиралы Л.М. Галлер и В.А. Алафузов, вице-адмирал Г.А. Степанов были обвинены в том, что во время войны передали Англии и США военную информацию, чем нанесли ущерб обороноспособности Родины. Сначала состоялся показательный «суд чести», который на флоте метко окрестили «судом без чести», а затем дело было передано в Военную коллегию Верховного суда СССР. Нелегко было подсудимым отстаивать свою честь, перед судом бесчестным.

На заседаниях подсудимые держались с достоинством, старались своими показаниями помочь друг другу. Лев Михайлович решил взять вину на себя, заявив, что допустил политическую ошибку. С 30-х годов было известно, что признание политической ошибки означает верную смерть. Галлер такое признание сделал. Суд не понял и не принял во внимание этот героический поступок обвиняемого. В результате Л.М. Галлер был приговорен к тюремному заключению сроком на 4 года. Ему не суждено было дождаться освобождения, он умер в Казанской тюрьме 12 июля 1950 года.

Память

Могила Л.М. Галлера на Арском кладбище в Казани
Могила Л.М. Галлера в Казани

Постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1953 г. Л.М. Галлер был полностью реабилитирован и восстановлен в звании адмирала, посмертно. Место его захоронения не найдено, но в 1999 году на Арском кладбище Казани в торжественной обстановке была открыта символическая могила и памятник легендарному адмиралу. Так прошла жизнь замечательного человека, флотоводца, русского интеллигента, чье имя навсегда вошло в боевую летопись российского флота.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Кузнецов Н.Г. Жизнь, отданная флоту. Флагманы. Москва. 1991 г.
  • Пантелеев Ю.А. Любимец флота. Флагманы. Москва. 1991 г.
  • Зонин С. Служение отечеству. «Морской сборник» № 8 1989 г.
  • Петросян В.Н. Адмирал Л.М. Галлер https://flot.com

Казалось бы, в судьбе адмирала Л.М. Галлера не было ярких героических подвигов, но вся его жизнь — это настоящий подвиг в интересах становления флота в 20-х годах и боевой деятельности во время войны. А что Вы, уважаемый читатель, думаете о судьбе этого адмирала сталинской поры?
Выскажите свое мнение в комментариях к этой статье. Оно будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Pciha :

    Я полагала в советском флоте только один порядочный адмирал — Кузнецов. В этом убедила меня история гибели линкора «Новороссийск». Рада за советский флот, что это не так.

    18.11.2014

  2. Сергей Соколов :

    Спасибо за Вашу работу! Статья о адмирале Л.М. Галлере, как о человеке, русском офицере помогает нам в понимании нашей Истории. Мы можем гордится своей страной, её гражданами. И такие герои станут примером для нас самих.

    18.11.2014

  3. Лев :

    Очень интересная статья о трагической судьбе замечательного человека.

    01.12.2016

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика