Л.М. Галлер
17 (29) ноября 1883 года — родился Лев Михайлович Галлер. Октябрьскую революцию он встретил капитаном 2 ранга и твердо решил тогда остаться на флоте. Лев Михайлович очень много сделал для создания и укрепления военно-морских сил страны. Поэтому его особенно оскорбляло ставшее обычным в 30-е годы недоверие к выходцам из офицерской среды, тревожили широко развернувшиеся репрессии, которые позднее сломали и его жизнь. Но это не помешало ему стать одним из самых авторитетных, уважаемых и любимых адмиралов.
Л.М. Галлер последовательно выступал за создание сильного сбалансированного ВМФ, в состав которого должны входить крупные корабли, включая авианосцы, лёгкие силы, а также авиация и морская пехота. Создавать такой флот он предлагал постепенно, с учетом экономических возможностей страны. От этой концепции он не отказался и тогда, когда один за другим исчезали в подвалах НКВД его друзья и сослуживцы. Свой последний подвиг адмирал Галлер совершил в зале суда, пытаясь взять на себя абсолютно абсурдную вину, чтобы спасти сослуживцев, которые могли бы еще многое сделать в интересах флота.
Боевая молодость адмирала Галлера
Любимец флота — так назвал свой очерк о Льве Михайловиче адмирал Ю.А. Пантелеев. Это очень точная и емкая характеристика, без малейшего преувеличения и натяжки. Прослужив более 40 лет на руководящих постах в советском Военно-Морском флоте, Галлер всегда огромное внимание уделял работе с людьми, подготовке и воспитанию командных кадров. Его отличали порядочность, доброжелательность и уважительное отношение к сослуживцам, а главное — преданность делу и увлеченность работой. Он был хорошо известен, любим и уважаем моряками на всех флотах нашей страны.
В 1902 году Лев Галлер был определён в Морской кадетский корпус, окончив который в 1905 году, начал службу мичманом на крейсерах Балтийского флота «Азия», «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский». Служба началась в период революционных потрясений и падения престижа флота, а затем подошла и Первая мировая. Боевое крещение Лев Михайлович получил в августе 1915 года на линкоре «Слава», при отражении попытки германского флота прорваться в Рижский залив.
В 1917 году германское командование решило использовать возникшие в России трудности для достижения решающих успехов на фронте. Была разработана операция «Альбион», предусматривавшая прорыв германского флота в Рижский залив и создание условий для нанесения удара по Петрограду. Начались тяжелые и упорные бои на Касарском плесе (подробности читайте здесь ), а затем Моонзундское сражение и последний бой «Славы», в которых Галлер, уже капитан 2 ранга, участвовал как старший офицер линкора.
Бой линкора «Слава» с немецкими кораблями в Моонзундском проливе.
С картины Г.В. Горшкова
В январе 1918 года Л.М. Галлер подписал контракт, в котором обещал верно служить в военном флоте Республики. Его первым серьезным испытанием стал знаменитый Ледовый поход кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. После этого он был назначен командиром линкора «Андрей Первозванный». Под его командованием линкор принимал участие в подавлении белогвардейского мятежа на фортах Красная Горка и Серая Лошадь, а также в отражении наступления армии генерала Юденича. В январе 1921 года он возглавил штаб флота Балтийского моря.
Штормовой Бискайский залив
Ярким свидетельством признания высокого авторитета и большого практического опыта Л.М. Галлера стало его назначение в 1929 году командиром отряда кораблей, который перешел с Балтики вокруг Европы в Черное море. Однако начинался поход как длительное учебное плавание из Кронштадта в Неаполь и обратно. Линкор «Парижская коммуна» и крейсер «Профинтерн» 22 ноября 1929 года покинули Кронштадтский рейд. В Бискайском заливе их встретил редкий по силе шторм. Тяжелейшая, изматывающая качка валила людей с ног. За три штормовых дня в Бискайском заливе погибло несколько десятков судов.
В эти трудные часы Галлер не сходил с мостика. Волны высотой до 10 метров били в борта кораблей, создавая опасные трещины. Для ликвидации повреждений отряду дважды пришлось заходить во французский порт Брест. Но и здесь возникли трудности. Сначала французский линкор при входе на рейд Бреста не поприветствовал советского флагмана положенным орудийным салютом. Л.М. Галлер расценил это как посягательство на честь Советского Флота и тут же отправил протест командиру порта. После этого «француз» отсалютовал как положено.
Затем портовые власти отказали нашим морякам в увольнении на берег для осмотра достопримечательностей города. Вскоре все повреждения были устранены, а заодно и пополнены запасы угля, нефти и пресной воды. 26-го декабря отряд продолжил плавание. На этот раз море было спокойным, и в начале января 1930 года корабли пришли в Неаполь. Галлер обратился в Москву за разрешением идти в Севастополь для ремонта, но ответа не последовало. 14-го января отряд вышел из Неаполя и взял курс на Кронштадт. В море получили разрешение идти в Севастополь.
18 января 1930 г. отряд кораблей, пройдя за 57 дней 6 270 миль в нелегких условиях зимних штормов, вошел в Севастопольскую бухту. Успешное завершение этого похода было большим достижением ВМС РККА. Это было убедительной демонстрацией силы поднимающегося из руин молодого советского флота и ответом на усиление морской мощи Турции. За этот поход Галлер был награжден золотыми часами.
Линкор «Парижская коммуна» в Бискайском заливе
С картины Н.Е. Бубликова
С лета 1932 и до конца 1936 года флагман флота 2 ранга Л.М. Галлер возглавлял Балтийский флот. Из года в год нарастала мощь КБФ: его состав пополнялся кораблями и самолетами новых типов, усиливалась береговая оборона, осваивалась новая военная техника. Одновременно с этим росло и набиралось опыта новое поколение флотских командиров. Лев Михайлович обладал особым умением находить способных людей. Он учил их, продвигал по службе, давал возможность проявить себя на самостоятельной работе. В ноябре 1935 года Л.М. Галлеру было присвоено воинское звание флагмана флота 2 ранга, затем он был награжден орденом Красной Звезды, а в январе 1937 года назначен заместителем начальника Морских сил РККА.
Предвоенный период
В этот период Лев Михайлович подготовил проект реорганизации органов управления Морскими силами. Особое значение он придавал Штабу Морских Сил, подробно разработав его структуру и содержание работы. В декабре 1937 года был образован Народный Комиссариат Военно-Морского Флота СССР, а затем и Главный Морской Штаб (ГМШ), во главе которого стал Л.М. Галлер. Это позволило улучшить организацию боевой подготовки флота, более качественно разрабатывать планы оперативных и организационно-мобилизационных мероприятий на случай войны.
Однако морально-психологическое состояние командных кадров ухудшалось из-за чисток, необоснованных увольнений и арестов наиболее инициативных и подготовленных офицеров. Галлер делал все возможное, чтобы защитить кадры балтийцев, но после его перевода в Москву волна арестов захлестнула КБФ, а затем и всю страну. Только в период 1937-1939 годов, когда Лев Михайлович возглавлял Главный морской штаб, были арестованы четыре наркома ВМФ. В таких условиях держаться достойно — было формой мужества, формой борьбы со злом и требовало немалого самообладания.
А флот продолжал боевую подготовку, которая строилась уже по новому Боевому Уставу Морских Сил (БУМС-37). Большой вклад в его разработку внес Галлер. Особенно теплые отношения сложились у него в этот период с Н.Г. Кузнецовым. Много трудных лет они вместе работали в высших органах управления флотом, вместе разработали и внедрили в жизнь систему оперативных готовностей. Благодаря этому в первые дни войны не было потеряно ни одного корабля. Лев Михайлович навсегда остался в душе и в памяти выдающегося главкома нашего флота. Такая же неугомонная инициатива, стремление к неординарным, новаторским решениям и огромная трудоспособность были наиболее яркими качествами многих наших выдающихся адмиралов, посмотрите, например, статью об адмирале Эссене .
Огромное напряжение военных лет
В 1940 году Л.М. Галлер стал адмиралом, а в октябре его назначили заместителем Наркома по кораблестроению и вооружению. В годы войны Лев Михайлович занимался самыми острыми проблемами флота. Это борьба с неконтактными минами (смотрите статью Морские мины – приоритет России ), судоремонт и перевод кораблей с Тихого океана на Северный флот. В 1943 году под его руководством началась приемка кораблей от США и Англии, а также подготовка там наших экипажей. Затем надо было восстанавливать военно-морские базы и судоремонтные заводы, приступать к ликвидации минной опасности на всех наших морях.
На завершающем этапе войны адмирал Галлер неоднократно обсуждал с Кузнецовым будущее отечественного флота. Разработанный под их руководством проект послевоенной программы кораблестроения в августе 1945 года был представлен правительству. Он предусматривал строительство авианосцев как основной силы надводного флота и разработку новых проектов всех классов кораблей с учетом особенностей современной войны на море. Однако министерство судостроения выдвинуло облегченный вариант программы и обвинило командование ВМФ в непонимании послевоенных трудностей.
Суд без чести
Сталин был недоволен Кузнецовым и некоторыми другими адмиралами, посмевшими отстаивать свое мнение по целому ряду самых актуальных вопросов послевоенной деятельности флота. В конце 1946 года адмиралы Кузнецов и Галлер были сняты со своих должностей и получили новые назначения в Ленинград. А между тем в стране уже разворачивалась новая волна репрессий. Наиболее громким ее эпизодом стало «генеральское дело», по которому под следствием оказались высшие военачальники, в том числе Жуков и 38 генералов.
Жукова еще в 1946 году сняли со всех должностей и отправили командовать Одесским военным округом. В 1948 году взялись за адмиралов. Было сфабриковано «дело» против Н.Г. Кузнецова, адмиралов Л.М. Галлера, В.А. Алафузова и Г.А. Степанова. Их обвиняли в преклонении перед иностранным вооружением и передаче англичанам немецкой акустической торпеды с подводной лодки «U-250», а также ряда других «секретных» документов и образцов военной техники.
Сначала состоялся показательный «суд чести», а затем дело было передано в Военную коллегию Верховного суда СССР. На заседаниях подсудимые держались с достоинством, старались своими показаниями помочь друг другу. Лев Михайлович решил взять вину на себя, заявив, что допустил политическую ошибку. С 30-х годов было известно, что признание политической ошибки означает верную смерть. Галлер такое признание сделал. Его приговорили к тюремному заключению сроком на 4 года. Льву Михайловичу не суждено было дождаться освобождения, он умер в Казанской тюрьме 12 июля 1950 года.
Память
Могила Л.М. Галлера в Казани
Постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1953 г. Л.М. Галлер был полностью реабилитирован и восстановлен в звании адмирала, посмертно. Место его захоронения не найдено, но в 1999 году на Арском кладбище Казани в торжественной обстановке была открыта символическая могила и памятник легендарному адмиралу. Так прошла жизнь замечательного человека, флотоводца, русского интеллигента, чье имя навсегда вошло в боевую летопись российского флота. Казалось бы, в судьбе адмирала Л.М. Галлера не было ярких героических подвигов, но вся его жизнь — это настоящий подвиг в интересах становления флота в 20-х и 30-х годах и боевой деятельности во время войны.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Кузнецов Н.Г. Жизнь, отданная флоту. Флагманы. Москва. 1991 г.
- Пантелеев Ю.А. Любимец флота. Флагманы. Москва. 1991 г.
- Зонин С. Служение отечеству. «Морской сборник» № 8 1989 г.
- Петросян В.Н. Адмирал Л.М. Галлер https://flot.com
А что Вы, уважаемый читатель, думаете о судьбе этого адмирала сталинской поры?
Выскажите свое мнение в комментариях к этой статье. Оно будет интересно всем!
Я полагала в советском флоте только один порядочный адмирал — Кузнецов. В этом убедила меня история гибели линкора «Новороссийск». Рада за советский флот, что это не так.
18.11.2014
Спасибо за Вашу работу! Статья о адмирале Л.М. Галлере, как о человеке, русском офицере помогает нам в понимании нашей Истории. Мы можем гордится своей страной, её гражданами. И такие герои станут примером для нас самих.
18.11.2014
Очень интересная статья о трагической судьбе замечательного человека.
01.12.2016
С горечью вновь прочитал статью о трагической судьбе Л.М. Галлера
18.11.2020
Лев Михайлович фон Галлер — русский офицер и дворянин — находился на своём боевом посту — в кабинете начальника штаба ГМШ в ночь с 21 на 22 июня 1941 года в Москве на Знаменке близ Гоголевского бульвара. В ту ночь в аппаратной телеграфистов флотов несла дежурство моя бабуля, военная телеграфистка штаба флота. Ей шёл тогда 21 год. Когда в 3 часа ночи из всех телеграфных аппаратов и телетайпов дружно полезли ленты с сообщениями открытым текстом (без шифрования) с разных наших флотов (Балтийского, Северного, Черноморского) : «атакованы», «атакованы», «атакованы», то всем стало ясно, что это — война. Положено было сообщить о случившемся начальнику штаба, и бабуля, как дежурный телеграфист, взяв сводки со всех флотов, понесла их на срочный внеочередной доклад начальнику штаба.
Лев Михайлович сидел в своём кабинете в форменных брюках, ослепительно белой рубашке и в чёрном галстуке. Видимо, поняв по лицу пришедшей на доклад девчонки в военно-морской форме, что же именно случилось, он извинился перед ней, прошёл в заднюю комнату кабинета, служившую для переодевания, и вышел из неё при всём параде — в адмиральском кителе и с фуражкой на голове. Сел за стол, посмотрел на подчинённую и сказал:
— Вот теперь я Вас слушаю !
— Война! Лев Михайлович!
— Я уже понял. Давайте сводки. Прошу Вас.
28.01.2021