Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Первое применение радио

А.С. Попов
А.С. Попов

25 апреля 1895 года — изобретение А.С. Поповым радио. Значение этого открытия, представляющего собой одно из величайших достижений мировой науки и техники, определяется исключительно широким использованием его во всех сферах деятельности. Дальнейшие исследования в этой области привели к созданию радиосвязи, радионавигации и радиолокации, радиоуправления оружием и радиоэлектронной борьбы. Все это внесло коренные изменения в стратегию и тактику флота, в конструкцию кораблей и в организацию корабельной службы.

Работы по применению радиосвязи на кораблях привлекли к себе внимание заграничных деловых кругов, и Попов получил ряд предложений переехать для продолжения исследований за границу. «Я горд тем, что родился русским. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи», ответил он.

Военный флот в судьбе А.С. Попова

Поскольку мой блог посвящен истории флота, то с чувством особой гордости можно отметить, что это, без малейшего преувеличения, судьбоносное изобретение было сделано Поповым в лаборатории минного класса Балтийского флота. Первое практическое применение радио состоялось в интересах флота, да и в дальнейшем развитии всех направлений использования радио флот принимал очень активное участие. Уже во время Первой мировой войны основываясь на этом изобретении активно работала радиоразведка Балтийского флота, подробности читайте в статье о бое у Готланда .

Несмотря на бурное развитие техники, морская и воздушная среда по-прежнему остаются зонами повышенной опасности. Крупные катастрофы на море до сих далеко не редкость, и первое средство спасения, к которому прибегает капитан в подобных случаях — это радио, при помощи которого подается сигнал «SOS». Вот как происходила первая спасательная операция с применением изобретенной Поповым радиосвязи.

Утром 13 ноября 1899 года у юго-восточной оконечности острова Гогланд был обнаружен терпящий бедствие броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». Он наскочил на подводную скалу в результате навигационной ошибки. Операцию по спасению броненосца возглавил командир Кронштадтского порта вице-адмирал С.О. Макаров (посмотрите статью об одном малоизвестном эпизоде в его карьере Макаров в Ахал-Текинской экспедиции Скобелева ), а к руководству работами на месте аварии приступил контр-адмирал З.П. Рожественский.

Обследование корабля показало, что предстоит выполнить очень большой объем работ. Между тем спасательную операцию надо было завершить в кратчайшие сроки, поскольку подвижки льда могли разрушить корабль. Учитывая большой общественный резонанс, который получила эта тяжелая авария, срочность работ и необходимость постоянного информирования о них императора, потребовалось установить бесперебойную радиосвязь между местом аварии и расположенным недалеко от финского города Котка островом Кутсало, который имел телефонную связь с Петербургом.


Карта первой линии связи

Технический комитет Морского министерства предложил преподавателю Минного офицерского класса А.С. Попову наладить такую связь с помощью беспроволочного телеграфа. К этому времени Александр Степанович был уже одним из самых авторитетных специалистов в области беспроводной связи. Его интерес к этой теме возник еще во время учебы в университете. Одновременно с изучением теории Александру Степановичу приходилось много работать ради хлеба насущного в качестве электромонтера и электротехника. Это способствовало практическому освоению совершенно новой в то время сферы деятельности.

Радио стало главной темой молодого ученого

В 1882 году А.С. Попов принял предложение работать преподавателем в одном из лучших в России электротехнических учебных заведений — Минном офицерском классе в Кронштадте, прочно связав всю свою дальнейшую жизнь с интересами военно-морского флота. Это во многом определило и его решение непосредственно заняться радио. В то время флот остро нуждался в средствах связи на большие расстояния, и Попов не мог остаться в стороне от этой насущной потребности моряков.

К началу 90-х годов XIX века теоретическая возможность использования электромагнитных волн и радио для беспроводной связи была уже вполне очевидной, но до ее практической реализации было еще далеко. А.С. Попов разработал электрическую схему и сам изготовил первый комплект связной аппаратуры. После испытаний Александр Степанович счел возможным обнародовать свое изобретение на заседании Физического отделения Русского физико-химического общества. Его доклад с демонстрацией работы сконструированной им аппаратуры беспроводной связи состоялся 25 апреля (7 мая) 1895 года и увенчался полным успехом.

Несмотря на свою кажущуюся простоту, разработанная А.С. Поповым схема радио приемника оказалась по тому времени настолько совершенной, что стала классической и была положена в основу первого поколения беспроводного телеграфа. В последующие годы Александр Степанович много работал над увеличением дальности и повышением надежности разработанной им системы радиосвязи.

В 1897-1899 годах состоялись успешные опыты по использованию радиоаппаратуры Попова на кораблях Балтийского, а затем Черноморского флотов, во время которых дальность переговоров достигла 150 километров. Одновременно была подтверждена возможность связи в любых метеорологических условиях. Летом 1897 года Александр Степанович обнаружил явление отражения электромагнитных волн от металлических объектов, которое положило начало радиолокации.

Радиосвязь с аварийным броненосцем

И вот, произошла авария броненосца «Генерал-адмирал Апраксин». Конечно, А.С. Попов не мог оказаться безучастным к этой беде и с большим энтузиазмом взялся за налаживание линии радиотелеграфной связи. Руководил работами капитан 2 ранга И.И. Залевский, а сам Александр Степанович стал научным руководителем. На броненосце и острове Гогланд был П.Н. Рыбкин, а на острове Кутсало лейтенант А.А. Реммерт.


Фото броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» на камнях

К 5 января на Кутсало собрали домик и 46-метровую мачту с антенной. Александр Степанович сам поехал в Петербург за только что созданным им радиоприемником, который обладал повышенной чувствительностью и позволял принимать сигналы на слух. Работы на месте аварии продвигались не так быстро из-за задержки с доставкой аппаратуры и снаряжения для станции. Когда «Ермак» наконец доставил все необходимое, Рыбкин развернул радиоаппаратуру прямо на ледоколе, а антенну поднял с помощью воздушного змея. Эксперимент удался, 19 и 20 января были приняты первые радиопередачи с Кутсало.

Тем временем проводились работы по оборудованию стационарной антенны. Условия были очень тяжелые. Мачту ставили на высокой скале примерно в километре от броненосца. Все материалы матросы доставляли через торосы и глубокий снег, при сильном ветре и лютых морозах. Днем 23 января закончили работы по монтажу мачты и радиоантенны. К этому времени мачта на Кутсало была увеличена до 54 метров.

После нескольких неудач и доработок 24 января в 14 ч. 13 мин. находившийся на Гогланде П.Н. Рыбкин принял следующую радиограмму с Кутсало: «командиру …рмака около лавенсари оторвало льдина рыбаками окажите помощь авелан». Здесь воспроизведен фактический текст радиограммы, за исключением служебных символов, с ошибкой и пропуском буквы, а также без знаков препинания, которые в передачах тогда вообще не использовали. Последнее слово радиограммы — авелан, это подпись начальника Главного морского штаба вице-адмирала Ф.К. Авелана. Александр Степанович был искренне рад — первая радиограмма послужила спасению человеческих жизней. «Ермак» срочно поднимал пары, на следующий день рыбаки были спасены. Об исключительно важной роли ледоколов для обеспечения перевозок по Северному морскому пути во время войны читайте здесь .


Судовая радиоприемная станция А.С. Попова образца 1901 года

На протяжении последующих 86 дней спасательной операции радиостанция работала надежно. За это время было передано 440 официальных радиограмм, самая длинная из них содержала 115 слов. Она сообщила о снятии броненосца с камней и была опубликована в петербургских газетах. Так в России была создана первая беспроволочная линия радиосвязи длиной 45 километров. Она доказала свою работоспособность и безусловную перспективность нового вида связи. За успешную работу А.С. Попов и П.Н. Рыбкин были награждены денежными премиями, а И.И. Залевскому и А.А. Реммерту было «изъявлено монаршее благоволение».

Это было началом бесконечного пути

Технический комитет 7 марта 1900 года доложил в Морское министерство: «Наступило время вводить беспроводный телеграф на судах нашего флота». Руководство этой работой было поручено А.С. Попову. В 1900 году в Минном офицерском классе приступили к преподаванию курса радиотелеграфного дела. И тогда же в Кронштадте была организована мастерская для изготовления и ремонта радиотелеграфного оборудования, положившая начало российской радиопромышленности. Руководством этих работ А.С. Попов занимался вплоть до своей кончины в канун 1906 года.

Несмотря на очевидные успехи А.С. Попова, ограниченность выделяемых средств, привела к тому, что масштабы исследований и работ по внедрению уже готовых разработок были крайне малы. Если ещё в 1899 г. Александр Степанович мог сказать: «Мы не очень отстали от других», то уже через пару лет всем было ясно, что отставание нарастало катастрофически. В результате, когда в связи с русско-японской войной, потребовалось большое количество радиостанций, получить их можно было только от иностранных фирм.

Сразу после окончания гражданской войны началось возрождение нашего флота. Для обеспечения кораблей и береговых частей радиосвязью была создана целая система средневолновых радиостанций «Блокада I». Однако уже в начале 30-х годов она не обеспечивала надежное управление кораблями в удаленных районах, и начались работы по освоению коротких волн. Всего за несколько предвоенных лет удалось разработать, создать и поставить на флоты совершенно новую радиоаппаратуру, которая помогала бить врага на всех фронтах Великой Отечественной войны.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Царевский В. Первая практическая линия радиосвязи А.С. Попова. Журнал «Радио» № 5 1999 г.
  • Марченков В. Первый радиотехник А.С. Попов. Журнал «Радио» № 3 1995 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Москва. 1978 г.

Тема развития радио очень обширна и многогранна, а приоритетная роль России и А.С. Попова оспаривается другими странами. Возможно, у Вас, уважаемый читатель, есть какие-то интересные сведения об этом или сложилось свое мнение по этому вопросу. Поделитесь им в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Михаил :

    Спасибо за интересную статью.

    19.04.2020

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика