Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Десант на Имперский мост Вены

Портрет Холостякова
Портрет Холостякова

11 апреля 1945 года — десант на имперский мост Вены Это был дерзкий прорыв катеров Дунайской военной флотилии в центр оккупированной фашистами Вены с целью захвата Имперского моста (Райхсбрюке) — единственного уцелевшего в городе моста через Дунай. Абсолютно невероятная для противника, решительная и крайне рискованная операция. Оба берега реки были заняты врагом, который располагал большим количеством танков, артиллерии и пулемётных гнёзд. Фарватер был забит затопленными судами и другими препятствиями, поэтому идти надо было в светлое время суток. При этом катера с десантом не могли маневрировать, что значительно облегчало стрельбу вражеской артиллерии.

Парадоксальность ситуации заключалась в том, что катера не только прорвались к мосту и успешно высадили десант, но и все вернулись на базу, хотя были повреждения, погибшие и раненые. И это при том, что за время высадки фашисты успели подтянуть к берегу значительные силы танков и артиллерии, поэтому обратный путь был гораздо труднее. Успех десанта сломил боевой дух оборонявших Вену фашистских войск и ускорил освобождение города. Это позволило предотвратить подготовленное фашистами разрушение Вены и гибель огромного числа ее жителей. Таких же очень важных результатов добился и высаженный годом ранее Николаевский десант Читайте подробнее.

Предыстория

Одной из характерных черт Венской наступательной операции было успешное использование речных десантов, высадка которых осуществлялась кораблями Дунайской военной флотилии под командованием контр-адмирала Г. Н. Холостякова. О боевых традициях этой воинской части, которые были заложены еще в XVII веке, читайте в статье «Азовская флотилия — первенец Российского флота». Моряки эффективно поддерживали наступление наших сухопутных частей, продвигавшихся вдоль левого берега Дуная. При активной артиллерийской поддержке кораблей 4 апреля была взята Братислава. Понеся тяжелые потери, немецкие дивизии группы армий «Юг» отходили к Вене.

Бронекатер Дунайской военной флотилии
Бронекатер Дунайской военной флотилии

Оборона Вены рассматривалась в Германии как важнейшая военно-политическая задача. Это была столица ближайшего союзника Германии, крупный промышленный центр и транспортный узел, в котором сходились важнейшие железнодорожные, речные и автомобильные магистрали. Обороняла Вену 6-я танковая армия СС в составе 8 танковых и одной пехотной дивизии, а также 15 отдельных батальонов. Эта танковая армия, наводившая страх на войска союзников, была переброшена из Арденн в столицу Австрии накануне наступления советских войск. На подступах к городу были созданы противотанковые рвы и минные поля. Для перекрытия Дуная на его фарватере было затоплено восемь крупных барж. Оборонительные позиции вокруг города были хорошо оборудованы в инженерном отношении, насыщены артиллерией и пулеметами. Сильные рубежи обороны создавались и в самом городе.

Усиленная подготовка к обороне не мешала массовому вывозу из Вены промышленных предприятий и всевозможных ценностей. Происходил самый откровенный грабеж австрийской столицы. Все дворцы, памятники и ценные здания были подготовлены к взрыву. Фашисты взорвали все мосты через Дунай, за исключением одного — старейшего и очень красивого Имперского моста, по которому гитлеровцы отводили свои войска и боевую технику на левый берег Дуная.

Дунайская флотилия в боях за освобождение Австрии

Советским командованием была создана специальная группировка войск в составе четырех армий 2-го и 3-го Украинских фронтов. Им была поставлена задача не допустить разрушения важнейших исторических памятников Вены. Для быстрого сосредоточения наших войск на исходных позициях Дунайская флотилия всего за пять предшествовавших штурму дней перевезла к месту назначения более 72 тысяч солдат и офицеров, 576 орудий и много другой техники. В первые же дни штурма советские войска прорвались на южную окраину города, а с 6 апреля начались уличные бои. Гитлеровцы перешли к стойкой, активной обороне, часто переходили в контратаки, совершали быстрые вылазки в расположение наших войск. Для усиления натиска 8 апреля корабли Дунайской флотилии прорвались в тыл врага и высадили десант в составе стрелкового полка на восточную окраину Вены.

Чтобы ускорить дальнейшее продвижение штурмующих частей необходимо было захватить единственный уцелевший мост через Дунай — Имперский мост. Он был заминирован, и немцы очень упорно обороняли его. Две попытки наших войск овладеть мостом 9 и 10 апреля закончились неудачей. Оценив сложившуюся обстановку, командование решило высадить десант прямо около моста на правый и левый берег Дуная. Высадку поручили Дунайской военной флотилии, которой командовал контр-адмирал Г.Н. Холостяков. О его роли в проведении Эльтигенского десанта читайте здесь.

Десант предстояло высадить на оба берега Дуная непосредственно у моста с задачей захватить и удерживать мост до подхода наших войск. Для этого была выделена гвардейская стрелковая рота — более 100 человек под командованием старшего лейтенанта Э.А. Пилосяна, с одной 45-мм пушкой и четырьмя станковыми пулемётами. Отряд высадки состоял из двух бронекатеров с десантом, трех бронекатеров артиллерийской поддержки и восьми катеров, оснащённых реактивными установками «катюша».

Прорыв катеров с десантом

Утром 11 апреля пять бронекатеров под командованием капитана 2-го ранга А.Ф. Аржавкина отошли от правого берега Дуная и взяли курс на Имперский мост. Они благополучно миновали разрушенный Венский мост и оказались в расположении противника. Появление днем в центре города советских бронекатеров оказалось для немцев полной неожиданностью. Головной бронекатер под командованием командира отряда высадки старшего лейтенанта С.И. Клоповского поставил дымовую завесу и открыл огонь по огневым точкам врага. Противник ответил сильным огнем. Корабли с боем, обходя подводные препятствия, приближались к Имперскому мосту. Катера с реактивными установками двигались за отрядом прорыва и уничтожали выявленные огневые точки врага. Прикрываясь дымовой завесой, три бронекатера приступили к уничтожению огневых точек в районе моста, а два других подошли к правому и левому берегам и начали высадку десанта. Гвардейцы быстро захватили мост и обезвредили заложенные на нем мины. Операция оказалась такой молниеносной, что гитлеровцы не успели его взорвать. Позднее Холостяков называл эту операцию «самой нахальной» из всех проведенных флотилией.

Десант на Имперский мост
Захват Венского моста (Австрия)
С картины В.А. Печатина

Пока наши катера обеспечивали высадку десанта и захват моста, немцы успели подтянуть к берегу танки, самоходные пушки и минометы. Отходили бронекатера под очень интенсивным огнем противника. На кораблях были серьезные повреждения и пожары, появились убитые и раненые. Однако все катера вернулись в базу.

Бой за Имперский мост

Гитлеровцы быстро опомнились от этого дерзкого удара и начали яростно атаковать десант. Они прекрасно понимали значение моста для обороны города, да и группировка фашистских войск на правом берегу Дуная оказалась отрезанной от основных сил. Ожесточенные вражеские атаки на мост следовали одна за другой сразу с обеих сторон. С напряжением всех сил рота держалась трое суток. Только непрерывная массированная поддержка артиллерии позволяла отбивать атаки врага. В ночь с 12 на 13 апреля по занятым противником кварталам к мосту прорвался воздушно-десантный батальон, но после этого прорыва атаки немцев достигли небывалой силы. Всю ночь шёл яростный уличный бой. Десант находился под угрозой гибели, его силы были на исходе.

Утром 13 апреля сводный штурмовой отряд Дунайской флотилии под командованием старшего лейтенанта И. Кочкина прорвал оборону противника в районе Венского моста и с потерями продвигался к мосту, который весь был окутан дымом разрывов. Фашисты стреляли из окон и с крыш домов. Казалось, что огонь ведется со всех сторон. В это время открыла огонь наша артиллерия, огневые точки немцев замолчали, и отряду удалось прорваться к десанту. В созданную моряками брешь был введен сначала полк, а затем и главные силы 80-й гвардейской стрелковой дивизии. После жестокого боя гвардейцы тоже вышли к мосту, разрезав восточную группировку врага. 16 советских САУ на большой скорости прошли по мосту и заняли круговую оборону на западном берегу. Вскоре к мосту подошли и наши танки, а затем и армейские подразделения. Этот момент боя стал переломным в штурме Вены. Потеряв единое управление и взаимодействие, части восточной группировки к исходу дня были уничтожены или капитулировали, а войска противника из западных районов города начали спешный отход. В ночь на 14 апреля Вена была полностью освобождена.

Мемориал советским войскам в Вене
Мемориал советским войскам в Вене

Все участники десанта и экипажи катеров прорыва были награждён орденами и медалями. Спустя некоторое время пришла еще одна радостная весть: король Великобритании Георг VI наградил адмирала Холостякова Трафальгарским крестом — высшим морским знаком отличия Соединенного Королевства, которого до этого не удостаивался ни один иностранец. Благодарные венцы установили красивый обелиск в честь советских воинов, спасших от разрушения эту бесценную историческую реликвию города.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Чхеидзе А.А. Записки дунайского разведчика. Москва. 1984 г.
  • Баранов Ю. Судьба и якорь адмирала. «Морской сборник» № 5 1991 г.
  • История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Том 5. Москва. 1963 г.
  • Камалов Х.Х. Морская пехота в боях за родину. Москва. 1983 г.

А что Вы думаете об этом героическом эпизоде Великой Отечественной войны? Возможно, Вам известны и другие подобные случаи, когда воинская дерзость и отличное знание своего дела обеспечили успех операции. Жду Ваших сообщений в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Юлия Эггер :

    «Благодарные венцы установили перед мостом красивый обелиск в честь советских воинов, спасших от разрушения эту бесценную историческую реликвию города»- читаю эту фразу как минимум второй раз. Но ни разу не видела фото или более подробных описаний обелиска, несмотря на то, что занимаюсь военной темой. Есть на мосту мемориальная доска. А об обелиске не знают даже старожилы. Если известно о чем речь, расскажите, пожалуйста.

    30.06.2013

  2. Владимир :

    Один из читателей блога, пожелавший остаться неизвестным, написал мне: «Мой дед участвовал в той операции, за что и получил орден Красной Звезды».
    Вот что говорится в документах о награждении:
    «Баранов Александр Иванович – старшина, командир противотанкового орудия.
    В бою 2 апреля на подступах к г. Вене огнем своего орудия уничтожил миномет и до 10 немцев, чем способствовал продвижению пехоты вперед. В уличных боях за город 7-12 апреля уничтожил пулемет с расчетом, автомашину и до двадцати немцев. Своим орудием смело выдвигался вперед, обеспечивая продвижение танковых подразделений.
    Достоин награждения орденом «Красная Звезда»
    Командир истребительно-противотанкового артиллерийского полка
    Гвардии подполковник Винник-Зырянов».
    Выписка с сайта: «Подвиг народа 1941-1945».

    27.04.2015

  3. Серега :

    Очень интересная статья. Я слышал про страшный бой за этот мост и дерзкий прорыв десанта, но теперь знаю подробности. Также интересный вопрос Юлии Эггер еще от 2013 года. Кто же ответит? Кто знает?

    И еще — «разрушенный Венский мост» — где он точно находился? Есть старые фото, довоенные? Просто поискал — поисковик выдает результаты по Имперскому мосту. А это, как я понимаю, совсем другой мост, в другом месте и был разрушен к моменту штурма, а цел оставался только Имперский. Что на месте Венского моста сейчас? Буду очень благодарен за ответы.

    27.07.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика