Памятная доска в Дединово
14 (24) ноября 1667 года — закладка первого русского парусного корабля европейского типа. Это событие положило начало целому ряду важных государственных новаций, которые успешно развиваются вплоть до нашего времени. Честь и заслуга создания Военно-Морского флота России, бесспорно, принадлежит Петру I. Однако начинал он вовсе не на пустом месте и не с нуля. Попытки создать флот для решения больших государственных задач предпринимались и ранее. Также как и при Петре I, делалось это на основе использования опыта ведущих морских держав запада.
С этого события начинается и история первой русской государственной верфи, которая создавалась как передовое мануфактурное предприятие. Общее руководство ее строительством и работой осуществлял один из наиболее образованных и дальновидных царских сановников боярин Афанасий Лаврентьевич Орди́н-Нащо́кин, который представил царю план создания военного флота на Каспийском море. Для реализации этого проекта были приглашены лучшие кораблестроители и моряки, коими считались тогда голландцы. Они же привезли с собой современное оборудование и инструменты.
Зачем понадобился флот на Волге и Каспии
В середине XVII века по Волге и Каспийскому морю шла оживленная торговля между западными и восточными странами. Однако тихоходные караваны речных судов часто подвергались набегам разбойников, которые на легких казацких «чайках» настигали и грабили купцов. Положение особенно осложнилось, после того как в 1664 году персидский шах Аббас II ввел ряд льгот для русских купцов. Через три года русский царь Алексей Михайлович разрешил персидским купцам торговать с Западной Европой через Россию шелком и другими товарами.
Проявляя большую заинтересованность в успехе этой торговли, Россия взяла на себя охрану провозимых товаров. С тех пор и в течение многих последующих лет России для развития торговых связей со странами Востока пришлось укреплять свои позиции в Средней Азии, преодолевая сильное противодействие Англии и Франции. Смотрите, например, статью об Ахал-Текинской экспедиции с участием С.О. Макарова.
Для борьбы с пиратством 19 июня 1667 года Великий Государь Алексей Михайлович приказал строить корабли в селе Дединове. Выбор Дединова был неслучаен. Поначалу флот предполагалось строить в Астрахани, однако там ширились выступления в поддержку Степана Разина. Дединово же находилось на берегу Оки, которая являлась главной транспортной артерией Московского государства, объединявшей его центральные регионы. Обслуживание грузопотоков привело к расцвету речного судостроения в приокских селах, особенно в Дединово. Его жители считались опытными плотниками-корабелами, матросами и лоцманами.
А.Л. Ордин-Нащокин
Они строили тяжелые плоскодонные струги длиной 25-30 метров грузоподъемностью до 30 тонн, а также легкие, маневренные и устойчивые челны. Именно отсюда в 1640-1670-е годы отправляли опытных «постройщиков» на Дон, Западную Двину и Десну обучать местных мастеровых. В связи с этим село Дединово во всех отношениях лучше всего подходило для сооружения верфи и постройки судов. Руководивший строительством флота боярин А.Л. Ордин-Нащокин был инициатором создания государственной верфи по образцу западных и приглашения иностранных мастеров для налаживания ее работы.
Создание верфи
Почти через месяц 15 июля 1667 года последовал царский указ о подыскании лесов, пригодных для «судового дела». Искали сосны, растущие в окружении елей. Зажатые мелкими деревьями, они тянулись вверх, и получался прямой ровный ствол с сучками только у самой вершины. Такие стволы были особенно прочными. Требовались деревья, высота которых от комля до первых живых сучьев была бы не менее 10 метров, а диаметр ствола на пятиметровой высоте достигал полуметра.
Затем последовали царские указы, определившие основных участников работ и их функции. По рекомендации А.Л. Ордин-Нащокина начальником строительства был назначен дворянин Яков Леонтьевич Плуехтов — человек огромной работоспособности и редкой честности. Однако нрав он имел тяжелый и вспыльчивый, чем сумел нажить немало врагов. Но даже они ни разу не обвинили его в самом распространенном на Руси грехе — присвоении государственных денег. К строительству было привлечено 12 голландских специалистов во главе с полковником Корнилиусом Буковеном.
Деньги на строительство шли от Приказа Большого прихода. Из этого учреждения позднее вышла Адмиралтейств-коллегия (высший орган управления флотом). Оно обеспечивало не только финансирование, но и набор квалифицированных рабочих, снабжение верфи материалами, инструментами и оборудованием. Это свидетельствовало о государственном характере постройки судов. За границей были закуплены 4 молота, 2 железных домкрата, различные пилы и другие инструменты, что позволило впервые ввести хоть какую-то механизацию работ.
Спуск на воду корабля «Орел»
С картины художника И. Овчинникова
В отличие от производства стругов, на верфи сразу сложилось четкое разделение труда, характерное для крупного европейского производства. Только по дереву здесь работали мастера четырех специальностей: плотники, пильщики, токари и резчики. Каждый мастер привлекался на время выполнения своей работы и имел индивидуальную, как правило, не очень высокую, плату. Для выполнения сложных работ приезжали мастера из различных районов страны: якорные мастера из Казани, кузнецы из Переяславля-Рязанского, токари из Москвы.
Постепенно верфь приобретала все характерные черты мануфактурного производства, хотя первоначально там явно преобладали кустарные традиции: отсутствие постоянного контингента рабочих, сезонность работ, преобладание ручного труда. Собственно говоря, в накоплении опыта, сравнении различных вариантов организации работ и было главное значение Дединовской верфи.
Закладка корабля
На набор рабочих, поставку кованых изделий и строевого леса требовалось время, поэтому закладка первого корабля, с чего и началось настоящее функционирование верфи, произошла только 14 ноября 1667 года. Заложили двухпалубное, трехмачтовое судно длиной 24,5, шириной 6,4 и с осадкой 1,5 метра. По размерам, парусному и артиллерийскому вооружению оно относилось к классу фрегатов, но в то время у нас еще не было четкой классификации судов, поэтому первое военное судно гордо именовали кораблем. Точно так же первое по-настоящему мореходное и боевое парусное судно Балтийского флота «Штандарт» гордо именовали кораблем, хотя по своему вооружению и размерам он, конечно, относился к рангу фрегатов. Подобности читайте здесь .
Его строили в соответствии со всеми достижениями мировой практики, и по конструкции он не отличался от европейских морских судов того времени. В январе 1668 года заложили яхту длиной около 18 метров, а затем еще несколько более мелких судов. Торжественный спуск на воду первенца состоялся 19 мая 1668 года. Оставалось еще установить мачты, настелить палубы, сделать надстройки и поставить такелаж. На выполнение этих работ ушло почти все лето. Все суда были готовы к отправке сначала в Нижний Новгород, а затем в Астрахань 16 сентября 1668 года. Зимовать флотилия осталась в Дединово.
Парусный корабль «Орел»
С картины художника И.И. Родинова
Зимой 1668-1669 года на верфи царила полная тишина. Строительство кораблей полностью прекратилось. Зато в Москве события развивались очень бурно. Еще 20 ноября 1668 года в Посольский приказ прибыл голландец Давид Бутлер, который год назад был нанят на русскую службу в качестве кормщика и капитана, но оставлен в Голландии для набора мастеров. Он сразу представил схематическую карту Каспийского моря, документы с расписанием обязанностей различных корабельных чинов и чертежи уже построенного фрегата. Предположительно он был автором проекта корабля.
Бутлер чувствовал себя очень уверенно, готовясь лично возглавить работу по осуществлению предложенных им проектов. Но в Дединове уже работали Буковен и нанятые им голландские мастера. Между ними стала развиваться интрига, в результате которой выяснилось, что Бутлер присвоил некоторую сумму казенных денег и не имел капитанского патента. Признав это, Бутлер заявил, что зато он имеет большой опыт дальних плаваний в Восточную Индию, Испанию и Францию. Дело закончилось тем, что полковника Буковена отстранили от управления верфью, а на его место назначили Бутлера.
Дальнейшая судьба этого проекта
К весне 1669 года верфь стала крупным предприятием со своими стапелями, кузницами, амбарами (складами), лесопильными приспособлениями и большими котлами для варки смолы. Да и работа на этот раз началась гораздо более организованно. Наиболее важные решения принимались уже русскими, прежде всего Полуехтовым. Полковник Буковен был уволен, а Бутлер вскоре был назначен командиром построенного корабля и всей флотилии. 24 апреля последовал царский указ о присвоении кораблю названия «Орел» в честь русского государственного герба. Впервые русское судно получило персональное имя.
На «Орле» был поднят первый в истории России флаг военного корабля. Он состоял из горизонтальных полос белого, синего и красного цветов или, как тогда говорили, белого, лазоревого и черчатого, с нашитым на него изображением орла. Этот флаг обозначал Россию, ибо, как писал будущий капитан корабля Давид Бутлер: «Какого государства корабль, такое и знамя на нём живёт». В 1694 году этот флаг стал личным штандартом Петра I, под которым он плавал в Архангельске, а в настоящее время это государственный флаг России.
Флотилия покинула Дединово 7 мая 1669 года и в августе прибыла в Астрахань. Ее главной задачей была охрана торгового судоходства на Каспийском море. Таким образом, «Орел» можно считать не только первым кораблем русского флота, но и первым флагманским кораблем будущей Каспийской флотилии. Восстание Степана Разина сорвало планы развития торговли с Персией. «Орлу» так и не удалось выйти в море. Вскоре строительство морских судов было перенесено в Казань. Однако этот первый опыт создания регулярного флота и государственной верфи в Дединово будет высоко оценен и использован Петром I. Судьбы многих русских судов отличались уникальностью, посмотрите, например, статью «Вошедшие в историю суда Российско-Американской компании» .
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Москва и судьбы российского флота. Москва. 1996 г.
- Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
- Крючков Ю.С. Имя на борту. Москва. 1989 г.
- Туманов В. Где паруса Петровы ловили ветер. «Московская правда» 01.07.1994 г.
Строительство и судьба этого корабля довольно полно освещены в нашей литературе. Если у Вас, уважаемый читатель, есть какие-то интересные факты, Вы можете дополнить статью, изложив их в комментариях, а заодно и высказать свое мнение по этому проекту. Это будет интересно всем!
«Орёл» принято считать первым российским парусным кораблём западноевропейского типа, хотя ещё в 1636 году был построен корабль « Фредерик ». Однако «Фредерик», хоть и был построен в России, нёс флаг Шлезвига-Гольштейна
02.02.2016